Об истории создания практикума
Идея создания такого практикума появилась давно, но реализовать ее удалось только в 2002 году при содействии Женской сетевой программы Института «Открытое общество», поддержавшей наш проект по формированию сообщества российских ученых и практиков, работающих в сфере гендерной психологии и педагогики. В рамках проекта удалось объединить усилия преподавателей вузов России, читающих гендерные курсы, для разработки содержания практических занятий по гендерной психологии и педагогике. В Санкт-Петербурге было проведено два учебно-методических семинара « Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и перспективы» для специалистов, ориентированных на гендерную проблематику в психологии и педагогике. Основными целями семинаров были: повышение гендерной квалификации специалистов высшей школы и подготовка учебно-методических материалов для проведения семинарских и практических занятий по гендерной психологии. Участниками семинаров были преподаватели вузов из разных регионов страны, которые уже включились в гендерную проблематику, но еще не имели достаточного опыта в сфере гендерного образования и нуждались в соответствующей информации.
В программу первого семинара были включены: лекции ведущих специалистов в области гендерной теории, сообщения преподавателей, имеющих опыт гендерного образования в высшей и средней школе, круглый стол по проблемам раздельного по полу обучения, психологические тренинги, интернет-семинар. В заключительной части первого семинара преподаватели вузов формулировали темы занятий, которые они планировали провести в период между первым и вторым семинаром. По условиям проекта, каждый участник семинара должен разработать программу практического занятия по одной из тем гендерной психологии, апробировать это занятие в студенческих группах и оформить содержание занятия как методическую разработку.
Все участники первого семинара вновь встретились в Санкт-Петербурге на втором семинаре по гендерному образованию спустя три месяца. Главным мероприятием этого семинара были выступления преподавателей, в которых они представляли коллегам результаты своей деятельности по составлению методических разработок практических и семинарских занятий по гендерной психологии. Каждый из выступающих рассказывал о содержании подготовленных им практических занятий и делился опытом их проведения. Отвечая на вопросы своих коллег, преподаватели имели возможность прояснить сильные и слабые стороны своей работы, уточнить не до конца проработанные методические приемы и практики.
В данный практикум включены варианты методических разработок практических и семинарских занятий, которые прошли многочисленную апробацию в студенческих аудиториях и экспертизу специалистов.
О концепции практикума
Концепция практикума по гендерной психологии определялась, прежде всего, идеями гендерного подхода. Для нас, как для авторов этого учебного пособия, важно было показать результаты своей работы, проводимой в сфере новой области знания — гендерной психологии. К сожалению, на волне растущей популярности гендерных исследований как междисциплинарной исследовательской практики в научных разработках и практической деятельности многих психологов гендерные проблемы понимаются лишь как психологические различия между представителями мужского и женского пола; цель исследований при этом сводится к выявлению и демонстрации этих различий между полами. При этом интерпретации выявленных психологических различий особое внимание не уделяется, так как подразумевается, что эти факты не нуждаются в объяснениях. Термины «гендер», «гендерный» зачастую необоснованно используются для современного обозначения таких традиционных понятий отечественной психологии, как «психология половых различий» и «психология пола»[2].
Мы как авторы ставили перед собой задачу раскрыть суть научного (а не подмененного обыденным сознанием) содержания гендерного направления в психологии. Нам хотелось показать, что главным в гендерной психологии является не обнаружение различий между психологическими характеристиками мужчин и женщин, не обоснование целесообразности взаимодополнения мужских и женских социальных ролей, не утверждение идей о традиционных эталонах мужественности и женственности для формирования «правильной» половой идентичности. В рамках гендерного подхода в психологии мы сделали фокусом рассмотрения своих работ анализ личностных проблем мужчин и женщин, порождаемых дифференциацией их психологических характеристик и иерархичностью их социальных ролей, статусов, позиций в микро- и макросоциуме, затрудняющих их самореализацию в семейной и профессиональной сферах.
Гендерный подход как научная методология анализа психологических аспектов внутри- и межличностных, а также межгрупповых отношений предлагает новый способ познания действительности, настаивая на том, что противопоставление и «очевидная» неравноценность мужских и женских черт личности, образа мыслей, особенностей поведения закрепляют связь между биологическим полом и достижениями в социальной жизни. Индикаторами гендерных характеристик поведения служат социальные ожидания, роли и конвенциональные требования половой адекватности поведения. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения и социальных ролей, позволяет реконструировать, переосмыслить Я-образы и жизненные сценарии, навязанные системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации отношений.
Наиболее распространена в рамках гендерного подхода социально-конструктивистская парадигма, которая задает рамки исследования механизмов формирования и воспроизводства мужественности и женственности, гендерной культуры, «создания гендера» в повседневности, в публичной и приватной сферах, а также описывает способы формирования знания о них. В работах мы стремились реализовать социально-конструктивистскую парадигму в гендерных исследованиях, а также отразить основные, сущностные проблемы гендерной психологии.
О структуре практикума
Содержание практикума представлено совокупностью методических разработок занятий по гендерной психологии. Все разнообразные формы проведения занятий относятся к группе интерактивных методов обучения.
Каждая методическая разработка практического или семинарского занятия представлена в соответствии с единой и четкой структурой и включает следующие разделы: вводные замечания, цели занятия, оснащение, порядок работы, контрольные вопросы для проверки знаний студентов, список использованной литературы иприложения.
Раздел «Вводные замечания»— теоретический. Этот раздел — важная составляющая практикума для уяснения специфики гендерной психологии как новой научной области знания и учебной дисциплины. Он включает минимально необходимый объем информации для качественного раскрытия темы занятия. Хотя к каждому занятию приложен список рекомендуемой литературы, вероятно, не у каждого преподавателя будет возможность обратиться к первоисточникам, поэтому в данном разделе мы посчитали необходимым привести краткий обзор литературы по теме занятия. Познакомившись с вводной частью методической разработки занятия, преподаватель сам будет решать, какой объем теоретической информации сообщить студентам. Также преподаватель принимает решение о том, на каком этапе занятия эту информацию предлагать студентам: в начале занятия, в процессе обсуждения изучаемого материала либо на этапе завершения занятия и подведения его итогов.
Цели занятия— это обязательный раздел всех методических разработок. Он важен тем, что ориентирует преподавателя на конечный результат деятельности в рамках изучаемой темы. При формулировке целей занятия кроме минимума теоретических знаний, которыми должны овладеть студенты, выделяются также навыки иумения, которые они должны приобрести в процессе самостоятельной работы на занятии.
Оснащение— этот раздел включает перечень всего необходимого оборудования и материалов, без которых занятие не может состояться.
Порядок работы— это основной, структурирующий все занятие раздел методической разработки. В нем указаны все этапы занятия, определены их цели и подробно раскрыто содержание каждого из них. В содержательной части этого раздела преподаватели стремились отразить накопленный опыт работы со студентами по данной теме. Многие авторы разработок писали о типичных сложностях методического характера, которые могут возникнуть у преподавателя на том или ином этапе занятия, при этом предлагались рекомендации, направленные на эффективное разрешение возникающих в процессе преподавания трудностей ипроблем.
Контрольные вопросы— этот раздел методической разработки полезен и преподавателям истудентам. Преподавателям он нужен для того, чтобы проверить, достигнуты ли основные цели занятия, а студентам контрольные вопросы пригодятся для самоконтроля и самооценки своих знаний по теме занятия.
Завершающими разделами каждой методической разработки являются список использованной литературы и приложения,где приводятся необходимые вспомогательные материалы для занятия.
Тематически практикум скомпонован из четырех частей,отражающих в общих чертах сложившуюся на сегодняшний день структуру гендерной психологии как научной области знания и учебной дисциплины.
Часть Iносит название «Введениев гендерную психологию»и содержит работы, в которых рассматриваются самые общие вопросы гендерной психологии: содержание понятия «гендер», распространенные обыденные гендерные представления, психофизиологические и психологические различия между полами.
Часть IIпрактикума — «Гендерная социализация»— представлена занятиями, которые помогут студентам осознать способы и механизмы влияния основных институтов социализации (семья, школа, СМИ) на формирование у участников социализационного процесса гендерных установок, стереотипов, представлений.
Часть IIIпрактикума — «Гендерные характеристики личности»— помогает раскрыть содержание таких ключевых тем гендерной психологии, как гендерные стереотипы, гендерные роли и установки личности, гендерная идентичность.
Часть IV — «Прикладные аспекты гендерной психологии». В ней представлены работы, рассматривающие гендерную проблематику в некоторых областях психологической науки: психология профессиональной деятельности, социальная психология, спортивная психология, педагогическая психология и др.
Раздел «Вместо послесловия»содержит эссе «Гендерная психология и направления ее развития» об истории и направлениях развития гендерной психологии, о вопросах взаимосвязи таких областей знания как «психологии пола», «психология половых различий» и «гендерная психология».
В Приложении к практикуму приведены отклики Н.Б. Гафизовой, Т.В. Бендас и М.Л. Сабунаевой на работу семинаров «Гендерные исследования как образовательная практика: итоги иперспективы».
Разрабатывая методические материалы для данного пособия, мы исходили из установки, что представленные образцы занятий не будут играть роль инструкции в деятельности преподавателя, а окажут стимулирующее воздействие для проявления творчества в работе педагогов в процессе гендерного просвещения студентов.
Благодарности
Прежде всего, слова благодарности Женской сетевой программе Института «Открытое общество», без финансовой поддержки которой этот практикум вряд ли увидел бы свет.
Издание «Практикум по гендерной психологии» не могло бы появиться без помощи многих людей, кому я хочу выразить свою благодарность. Я благодарна сотрудницам кафедры гендерных исследований и представителям администрации Невского института языка и культуры (Санкт-Петербург), которые оказали огромную помощь в проведении семинаров «Гендерные исследования как образовательная практика: итоги и перспективы». Я благодарна Панферову Владимиру Николаевичу, заведующему кафедрой психологии человека РГПУ им. А. И. Герцена, где я работаю, за постоянную поддержку моих начинаний по развитию разнообразных направлений деятельности в области гендерных исследований в психологии. Я признательна всем моим молодым коллегам и активным сотрудницам лаборатории гендерной психологии: Гусевой Юлии, Ивановой Елене, Иоффе Елене, Румянцевой Полине, Сабунаевой Марии, Тупицыной Ирине, Цикуновой Наталье, Юрковой Елене. Я выражаю слова благодарности директору центра гендерных исследований (г. Алматы) Светлане Шакировой, щедро делившейся опытом чтения лекций и проведения практических занятий по курсу «Гендерные исследования». Я благодарю свою дочь Клецину Анну за ценные советы, следование которым помогло улучшить это издание.
С пожеланием творческих успехов и гармонии в гендерных отношениях,
редактор практикума Ирина Клецина.
Сведения об авторах
Бендас Татьяна Владимировна, Оренбург, Оренбургский государственный университет, доктор психол. наук, профессор кафедры психологии личности. E-mail: [email protected]
Воронцов Дмитрий Владимирович, Ростов-на-Дону, Ростовский государственный педагогический университет, канд. психол. наук, старший преподаватель Института педагогики и психологии. E-mail: [email protected] Гафизова Наталья Борисовна, Иваново, Ивановский государственный университет, канд. истор. наук, доцент кафедры общей социологии и феминологии. E-mail: [email protected]
Гусева Юлия Евгеньевна, Санкт-Петербург, Невский институт языка и культуры, преподаватель кафедры гендерных исследований, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, аспирантка кафедры психологии человека. E-mail: [email protected]
Данилова Ольга Леонидовна, Архангельск, Поморский государственный университет, ассистент кафедры психологии и социальной работы, аспирантка кафедры философии. E-mail: [email protected]
Дынин Петр Ильич, Астрахань, Астрахань, Астраханский Государственный Технический Университет, старший преподаватель кафедры социологии и психологии. E-mail: [email protected]
Иоффе Елена Викторовна, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ассистент кафедры психологии человека. E-mail: [email protected]
Клецина Ирина Сергеевна, Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии человека, заведующая лабораторией гендерной психологии. E-mail: [email protected]
Кошенова Марина Ивановна, Куйбышев Новосибирская обл., Куйбышевский филиал Новосибирского Государственного Педагогического Университета, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии, декан факультета психологии. E-mail: [email protected] Кустова Ольга Леонидовна, Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет, педагог-психолог кафедры общей и социальной педагогики. E-mail: [email protected]
Луковицкая Елена Геннадьевна, Великий Новгород, Новгородский государственный университет, канд. психол. наук, доцент кафедры социологии, председатель РОО «Новгородский Гендерный Центр». E-mail: [email protected] Малышева Наталья Георгиевна, Москва, Московский государственный университет, аспирантка кафедры социальной психологии, МПГУ, старший преподаватель кафедры детской психологии. E-mail: [email protected]
Ожигова Людмила Николаевна,Краснодар, Кубанский государственный университет, канд. психол. наук, доцент кафедры психологи и личности и общей психологии, председатель ККОО «Центр социально-психологических отношений «Перспектива», директор научно-практической лаборатории по гендерной психологии и конфликтологии при кафедре психологии личности и общей психологии Куб ГУ. E-mail: [email protected], psychodep@manag. kubsu.ru Петрушихина Елена Борисовна,Мурманск, Мурманский государственный педагогический институт, канд. психол. наук, заведующая кафедрой управления образованием.
Радина Надежда Константиновна,Нижний Новгород, Нижегородский государственный педагогический университет, канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, руководитель лаборатории гендерных исследований. E-mail: [email protected]
Реброва Нина Павловна,Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, канд. биол. наук, доцент кафедры клинической психологии. E-mail: [email protected], [email protected] Румянцева Полина Витальевна,Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, канд. психол. наук, старший преподаватель кафедры психологии человека. E-mail: [email protected] Сабунаева Мария Леонидовна,Санкт-Петербург, Ленинградский областной институт развития образования, старший преподаватель кафедры теории и практики воспитательных систем, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, аспирантка кафедры психологии человека. E-mail: [email protected]
Сафонова Марина Вадимовна,Красноярск, Красноярский государственный педагогический университет, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования. E-mail: [email protected] Тупицына Ирина Андреевна,Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ассистент кафедры психологии человека. E-mail: [email protected]
Цикунова Наталья Сергеевна,Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры, ассистент кафедры психологии. E-mail: [email protected]
Шведчикова Татьяна Александровна,Ижевск, Удмуртский государственный университет, ассистент кафедры педагогики и педагогической психологии. E-mail: [email protected]
Штылева Любовь Васильевна,Мурманск, Мурманский государственный педагогический институт, канд. пед. наук, доцент кафедры управления образованием. E-mail: [email protected]
Юркова Елена Владимировна,Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ассистент кафедры психологии человека. E-mail: [email protected]
Часть I