Основные направления психологии 20 в

Основные направления психологии 20 в

В начале 20 в. в психологии возникает кризисная ситуация. Обнаруживается значительный разрыв м/д психологической теории и данными эксперементальной работы. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ. Бихевиоризм –основоположник: американский ученый Уотсон (1878 – 1958гг.). Основная идея: психология как наука должна заниматься не сознанием и душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что основная задача Бихевиоризма (Бихевио – поведение) заключается в накопление наблюдений за поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, каким будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Гештальтпсихологиявозникла в Германии благодаря усилиям Келера и Левина, которые выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (Гештальтов). Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии Вундта, который трактовал сложные психические феномены в качестве простых, выстроенных из простых законов ассоциации.Глубинная. В 1896 г. возникло направление психической теории и практики положившее начало тому, что называется Глубинная психология. У истоков стоял австрийский психолог З.Фрейд. Начав свои исследования, он пришел к выводу, что физиологический подход в психике недостаточен и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Со структурной точки зрения, по Фрейду, психоанализ содержит 3 образования: «Я», «Сверх Я», «Оно».Когнитивная– ее представители Нейссер и Пайвио отводят в поведении людей решающую роль знаниям (когнито – знания лат.). Центральный ? в данном направлении становится ? об организации знаний в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессе запоминания и мышления. Были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности (избирательность, определяемость средой).

Мифологические представления о душе

Человечество начинало смифологической картины мира. Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии, согласно которой Эрот, бессмертный бог любви, влюбился в красивую смертную женщину Психею. Любовь Эрота и Психеи была столь сильна, что Эроту удалось убедить Зевса превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Таким образом, влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образом истинной любви как высшей реализации человеческой души. Поэтому Психся — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал. Вместе с тем в этой прекрасной легенде о трудном пути Эрота и Психеи навстречу друг другу угадывается глубокая мысль о сложности овладения человеком своим духовным началом, своим разумом и чувствами.

Древние греки изначально понимали тесную связь души с ее физической основой. Такое же понимание этой связи прослеживается и в русских словах: «душа», «дух» и «дышать», «воздух». Уже в древнейшую эпоху в понятии души соединялось в единый комплекс присущее внешней природе (воздух), организму (дыхание) и независимой от тела сущности, управляющей жизненными процессами (дух жизни).

В ранних представлениях душа наделялась способностью выходить на волю из тела, пока человек спит, и жить собственной жизнью в его снах. Полагали, что в момент смерти человека душа покидает тело навсегда, вылетая через рот. Учение о переселении душ относится к одному из самых древних. Оно было представлено не только в Древней Индии, но и в Древней Греции, особенно в философии Пифагора и Платона.

Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их «двойниками» или призраками), а жизнь зависит от произвола богов, веками царила в общественном сознании.

Психология в Средние века

При изучении развития психологических знаний в эпоху Средневековья нужно учитывать целый ряд обстоятельств.

Психологии как самостоятельной области исследований в период Средневековья не существовало. Психологические знания включались в религиозную антропологию (учение о человеке).

Психологические знания Средневековья основывались на религиозной антропологии, которая особенно глубоко была разработана христианством, особенно такими «отцами церкви», как Иоанн Златоуст (347-407), Августин Аврелий (354-430), Фома Аквинский (1225-1274) и др.

Христианская антропология исходит изтеоцентрической картины мира и основного принципа христианской догматики — принципа креационизма, т.е. творения мира Божественным разумом.

Современному научно ориентированному мышлению очень трудно понять учения святых отцов, которые носят преимущественносимволический характер.

Человек в учении святых отцов предстает какцентральное существо во Вселенной,высшая ступень в иерархической лестнице те арного, т.е. сотворенного Богоммира.

Человек есть центр Вселенной. Эта идея была известна и античной философии, которая рассматривала человека как «микрокосм», малый мир, объемлющий собой все мироздание.

Христианская антропология не отказалась от идеи «микрокосма», но святые отцы существенно изменили ее смысл и содержание.

«Отцы церкви» считали, что природа человека связана со всеми основными сферами бытия. Своим телом человек связан с землей: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою», — говорится в Библии. Чувствами человек связан с материальным миром, душой — с духовным миром, разумная часть которой способна восходить к самому Творцу.

Человек, учат святые отцы, двойственен по своей природе: один его компонент — внешний, телесный, а другой — внутренний, духовный. Душа человека, питая тело, с которым она вместе создана, находится в теле повсюду, а не сосредоточена в одном каком-то месте. Святые отцы вводят различие между «внутренним» и «внешним» человеком: «Богсотворил внутреннего человека ислепил внешнего; слеплена плоть, сотворена же душа»*. Говоря современным языком, внешний человек есть явление природное, а внутренний человек — сверхприродное явление, есть нечто таинственное, непознаваемое, божественное.

В отличие от интуитивно-символического, духовно-опытного пути познания человека в восточном христианстве, западное христианство пошло по путирационального постижения Бога, мира и человека, выработав такой специфический тип мышления, как схоластика (конечно, наряду со схоластикой в западном христианстве существовали и иррационалистические мистические учения, но не они определяли духовный климат эпохи). Апелляция к рациональности в конечном итоге привела к переходу цивилизации Запада в Новое время от теоцснтрической к антропоцентрической картине мира.

Основные направления психологии 20 в

В начале 20 в. в психологии возникает кризисная ситуация. Обнаруживается значительный разрыв м/д психологической теории и данными эксперементальной работы. Попытки преодоления кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ. Бихевиоризм –основоположник: американский ученый Уотсон (1878 – 1958гг.). Основная идея: психология как наука должна заниматься не сознанием и душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Уотсон считал, что основная задача Бихевиоризма (Бихевио – поведение) заключается в накопление наблюдений за поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, каким будет реакция человека на соответствующую ситуацию. Гештальтпсихологиявозникла в Германии благодаря усилиям Келера и Левина, которые выдвинули программу изучения психики с точки зрения целостных структур (Гештальтов). Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии Вундта, который трактовал сложные психические феномены в качестве простых, выстроенных из простых законов ассоциации.Глубинная. В 1896 г. возникло направление психической теории и практики положившее начало тому, что называется Глубинная психология. У истоков стоял австрийский психолог З.Фрейд. Начав свои исследования, он пришел к выводу, что физиологический подход в психике недостаточен и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. Со структурной точки зрения, по Фрейду, психоанализ содержит 3 образования: «Я», «Сверх Я», «Оно».Когнитивная– ее представители Нейссер и Пайвио отводят в поведении людей решающую роль знаниям (когнито – знания лат.). Центральный ? в данном направлении становится ? об организации знаний в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессе запоминания и мышления. Были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности (избирательность, определяемость средой).

Наши рекомендации