Надежность этнопсихологических исследований

Надежность этнопсихологических исследований — фундаменталь­ная характеристика этнических исследований, которая показыва­ет, в какой степени представительны полученные научные резуль­таты, насколько они устойчивы при повторных исследованиях.

По сути дела, надежность этнопсихологических исследований заключается в правильности и точности выбранных методик, в репрезентативности выводов.

Она достигается путем:

1) привлечения большого количества экспертов из разных этни­ческих и социальных групп при оценке национально-психологических особенностей представителей конкретной нации.

Так, путешественники бессознательно выделяют в психологи­ческом портрете любого этноса те черты, которые помогают в странствиях по свету, коммерсанты в психологическом портрете того же этноса выделяют несколько иные черты — те, что связа­ны с успешностью проведения коммерческих операций, военные чаще обращают внимание на моральный дух и боевые качества, которые являются составляющими морально-психологического со­стояния войск конкретного государства, и т.д.

Скажем, у немцев путешественник обычно констатирует их сдержанность и малую общительность, коммерсант отмечает их практичность, доходящую до высокой степени экономности, во­енный — дисциплинированность, исполнительность, склонность к порядку. Психоаналитики же нередко считают, что стимулом настойчивости представителей этой нации, ставшей причиной интенсивного развития немецкой экономики, выступает стрем­ление компенсировать горечь поражения во Второй мировой войне. В свою очередь, сами немцы с готовностью подчеркивают стрем­ление нации к выживанию в борьбе с многочисленными врага­ми, стремление к самоутверждению среди других народов путем напряженного и хорошо организованного труда. Истина рожда­ется при анализе различных точек зрения, мнений различных экспертов;

2) совмещения результатов экспертных оценок с самооценками, с самосознанием представителей конкретной этнической общности.

Так, чеченский народ высоко чтит своих предков. Нередко в семьях помнят своих родичей до 7— 10-го поколения. В этой связи события на Кавказе в XVIII—XIX вв., переселение чеченского народа в 40-е годы XX в. воспринимаются личностно близко, че­рез судьбы конкретных родственников. Поэтому события 1994 — 1996 и 1999 — 2001 гг. в Чечне, эмоции, возникающие на этой основе, нельзя сводить к результатам одной лишь деятельности политиков последних лет. Здесь проявляется накопившийся за дол­гие годы груз тяжелых переживаний, своеобразное отношение к метрополии, пустившее глубокие корни в национальном само­сознании этого народа.

Внешние эксперты нередко сводят национальные особенности чеченцев к агрессивности, враждебности, воинственности. Сами же представители этого народа склонны считать себя справедливыми, миролюбивыми, почитающими своих предков людьми, выполняющими их заветы;

3) использования различных взаимодополняющих и взаимопрове­ряющих друг друга методик, методических подходов.

Так, мнение экспертов может быть дополнено:

результатами контент-анализа наиболее часто употребляемых тем или иным народом терминов, понятий, ключевых слов, взя­тых из книг, эпоса, мифологии;

привлечением в помощь этнопсихологам специалистов-психо­аналитиков;

анализом основных религиозных доктрин и концепций, норм религиозной морали и нравственности конкретного народа;

привлечением методов математической статистики, теории вероятностей и т.д. (однако экспериментальная этнопсихология только подходит к массовому применению статистических мето­дов в своих исследованиях);

межкультурным сравнением результатов тестирования однотип­ными тестами и т.д.;

4) репрезентативности исследования. В математической статис­тике репрезентативность — главное свойство выборочной сово­купности, состоящее в близости ее характеристик (состава, сред­них величин, дисперсии и т.д.) соответствующим показателям генеральной совокупности, которую выборочная совокупность представляет.

Так, при анализе национально-психологических особенностей евреев важно учитывать, что представители этой национально­сти живут как на территории Израиля, так и в других странах мира. И было бы не совсем корректно по данным изучения евре­ев, проживающих в какой-то конкретной стране, делать обобща­ющие выводы об их психологии без проведения аналогичных ис­следований в государствах, где проживает большинство предста­вителей этого народа.

Валидность — одна из важнейших характеристик психологиче­ской диагностики, один из основных критериев ее качеств. Это по­нятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождествен­но ему.

Проблема валидности возникает в ходе разработки и практиче­ского применения метода (методики) исследования, когда требу­ется установить соответствие между степенью выраженности ин­тересующей национально-психологической особенности и кри­териями и показателями (методом, методикой) ее изучения.

Валидность указывает, что именно измеряет методика и насколько хорошо она это делает: чем валиднее методика, тем лучше отображается в ней феномен, ради изучения которого она создается.

Надежность этнопсихологических исследований во многом за­висит от опоры на определенные принципы сравнения и сопо­ставления их результатов.

Принципы сравнения и сопоставления национально-психологиче­ских особенностей — это исходные положения, с помощью кото­рых можно добиваться эффективности их изучения. Психологи­ческими характеристиками, определяющими морально-деловые качества, поведение, действия и общение людей, все нации на­делены равномерно. Для того, чтобы их правильно изучить и ос­мыслить, и нужно сравнение и сопоставление. Обычно выделяют следующие принципы сравнения и сопоставления национальной психики.

Принцип четко обоснованных и достоверных показателей пока­зывает, что национально-психологические особенности людей должны сопоставляться и сравниваться на основе четко обоснованных показателей при учете своеобразия проявления того клас­са психологических феноменов, которые функционируют в про­цессе осуществления конкретного вида деятельности. Только в этом случае может быть достигнута методологическая и теоретическая достоверность, обеспечивающая практические возможности пра­вильного осмысления показателей.

Принцип сравнения и сопоставления значимых и равнозначных ве­личин ориентирует на сравнение и сопоставление лишь существен­ных и равнозначных величин национальной психологии. Могут быть некоторые отклонения в их проявлении у различных пред­ставителей данной нации, так как форма проявления и сущность вещей в ряде случаев непосредственно не совпадают. Вместе с тем необходимо находить обобщающие характеристики явлений и ха­рактера их функционирования в исследуемой деятельности.

Принцип историка-гносеологического подхода показывает, что сравнение и сопоставление должно вестись на основе опреде­ленной стратегии. Следует учитывать условия, в которых, с од­ной стороны, формировались национально-психологические явления, а с другой — проводилось исследование. Необходимо по­знавать национальную психологию людей с точки зрения того, как она возникла, какие главные этапы в своем развитии прохо­дила, и с точки зрения этого ее развития смотреть, чем она стала теперь.

Принцип верификации и валентности методов и методологии ис­следования нацеливает на то, что сравнение и сопоставление на­ционально-психологических особенностей людей возможно толь­ко на основе четко продуманной теории методологии исследова­ния, с помощью методик, адаптированных к конкретному этносу и имеющих одинаковую валидность в различных этнических вы­борках.

Принцип непротиворечивости и согласованности результатов срав­нения и сопоставления ориентирует на то, что итоги исследования национально-психологических особенностей людей не должны противоречить всей имеющейся совокупности информации об этносе и психологии его представителей и на то, что эти итоги должны согласовываться с другими известными фактами и ре­зультатами их изучения.

* * *

Национально-психологические явления, с которыми мы стал­киваемся в различных сферах жизни, сложны и многообразны. Необходимо использовать весь имеющийся в настоящее время ар­сенал подходов к пониманию специфики их проявления и функ­ционирования.

Вместе с тем психологическая наука пока еще не сделала мак­симума возможного для исследования национально-психологи­ческих особенностей людей, выявления своеобразия их влияния на межэтнические отношения. Активизация дальнейшей работы ученых в этой области позволит решить многие проблемы, свя­занные с предотвращением недопонимания между разными на­родами, налаживанием сотрудничества и взаимопомощи между ними.

Задания для самоконтроля

1. Перечислите и охарактеризуйте виды этнопсихологических иссле­дований.

2. Перечислите основные и дополнительные методы этнопсихологи­ческих исследований.

3. Дайте определение надежности этнопсихологического исследова­ния.

4. Назовите принципы сравнения и сопоставления национально-пси­хологических особенностей людей.

Наши рекомендации