Условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях

Этнопсихология должна давать рекомендации, как правильно изучать и обеспечивать всестороннюю подготовку условий оптимального достижения представителями конкретных этнических общностей социальной, нравственной и профессиональной зре­лости, как своевременно подводить каждого человека к наиболее продуктивному проявлению его качеств в интересах взаимодей­ствия и общения людей в сложном многонациональном окруже­нии, как выявлять и всесторонне осмысливать закономерности влияния на этот процесс национально-психологических особен­ностей. Этнопсихология должна правильно разъяснять, как зарож­дались эти особенности и в каком виде они теперь опосредуют поведение и действия представителей конкретного народа, как и почему их надо принимать во внимание в ходе воспитания, обу­чения и профессиональной подготовки.

Говоря другими словами, опираясь на рекомендации этнопси­хологов, различные специалисты и ученые, решая задачи по на­хождению принципиально новых подходов к проблемам индиви­дуального развития и социального становления людей, всегда дол­жны помнить, что они имеют дело не с абстрактным человеком или группой людей, а с носителями национально-своеобразной психики. И если этот факт не принимается во внимание, то эф­фективного всестороннего развития личности в обществе вряд ли можно ожидать.

И, наоборот, только тогда может быть достигнута большая ре­зультативность этих процессов, когда принимаются в расчет спе­цифика национально-традиционных форм и методов обучения, особый настрой эмоционального и коммуникативного реагирова­ния людей в ходе воспитательного воздействия, характерные для педагогики конкретных народов.

Изучением накопленного у разных народов своеобразного опыта обучения и воспитания занимается этнопедагогика. Это очень мо­лодая отрасль знаний, сталкивающаяся в то же время с необходи­мостью обобщения огромного количества исследовательского ма­териала о многочисленных народах и в силу этого еще не вырабо­тавшая свои четкие методологические позиции.

Тесное и активное взаимодействие представителей этнопедагогики с этнопсихологами позволит, с одной стороны, ускорить процесс выработки методологической базы для осмысления сущ­ности национального воспитания и обучения, а с другой — даст возможность осуществлять более продуктивную подготовку про­фессионалов в этой области.

Психология может и обязана заострять свое внимание именно на выработке в каждом конкретном случае наиболее типических подходов к обучению и воспитанию, профессиональной подго­товке представителей определенной этнической общности, по­скольку в силу сложившихся традиций и исторического опыта национально-психологические особенности, опосредуя весь этот процесс и специфически влияя на него, вызывают к жизни так или иначе своеобразные нравственные, политические, психоло­гические, социальные и дидактические усилия педагога, требую­щие мобилизации всех имеющихся у него знаний, навыков и уме­ний. Причем при воздействии на русского они должны быть одни, на карела — другие, на тувинца — третьи.

Особого внимания заслуживают разработка принципов подго­товки профессионалов и создание социальных программ для обу­чения людей правильному регулированию межнациональных от­ношений.

Несмотря на полиэтнический состав нашего государства и до­статочно большой опыт совместного проживания многих наро­дов, появившиеся в последние годы разнообразные исследования ученых в области межнационального общения, анализ региональ­ных конфликтов, изучение национально-психологических особен­ностей представителей многих этнических общностей в плане их адаптированности к совместной экономической, политической и иной жизни и деятельности показывают, что до сих пор любой человек, особенно после развала СССР, чувствует себя слабоустойчивым в сегодняшних условиях, общение с людьми другой национальности, иного вероисповедания, чужих для него тради­ций, привычек, обычаев.

И это не случайно. Мы забываем о том, что национально-пси­хологические особенности как устойчивые духовные образования, служившие важнейшим способом обыденного отражения окружающей действительности в психике членов этнической общно­сти и обеспечивавшие в нормальных (бесконфликтных) обстоя­тельствах природно-психологическое единство людей, в сегодняш­ней ситуации нестабильности, связанной с политическими и эко­номическими кризисами, с обострением межэтнических проблем и противоречий, с появлением ощущения «утраты привычного порядка», выходят на передний план, непосредственно детерми­нируют кризисное, часто спонтанное поведение населения мно­гих регионов страны.

Следовательно, существует настоятельная необходимость со­здания системы безболезненной профилактики национальных от­ношений, обеспечения на государственном и региональном уров­нях условий, предупреждающих деформированные проявления этнического самосознания, которые приносят страдания и бес­смысленные жертвы в ходе межэтнических контактов, а тем более конфликтов.

Требуется мобилизация усилий всех ученых, направленных на разработку рекомендаций по предотвращению всего комплекса политических и социально-психологических метаморфоз, способ­ных возникнуть во взаимоотношениях наций. Не меньшее значе­ние приобретает и выработка стратегии и тактики воспитания населения в правилах специфического отношения к представителям других наций и народов. Все это чрезвычайно кропотливая работа, без нее не может быть успеха в последующем, когда при­дет время для осуществления обширных мероприятий по интер­национальному воспитанию, очень важных для формирования бесконфликтных межэтнических отношений. Хотя само понятие интернационального воспитания в силу известных причин поте­ряло свою привлекательность, его педагогический смысл отнюдь не стал менее значимым и даже приобретает все большую акту­альность и практическую значимость. Психология может и долж­на наполнить его новым содержанием, частью которого обязано стать формирование профессионализма в межнациональных от­ношениях.

Наши рекомендации