Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях
Психологическая помощь в семейных отношениях представителям различных этнических общностей — важнейшая задача деятельности специалистов различного профиля, прежде всего психологов, в нашей многонациональной стране. Она имеет целью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических и других услуг.
Психологическая помощь, психокоррекция отношений между супругами — представителями разных национальностей — дело в нашей стране новое и недостаточно развитое прежде всего потому, что не хватает профессиональных этнопсихологов. Вместе с тем эта деятельность находит поддержку у правительственных органов и вызывает большой интерес у психологов и социологов.
Основными направлениями такой помощи являются:
· формирование, развитие и коррекция представлений о межнациональных браках, об их своеобразии (при этом объектами психологической помощи могут являться как отдельные члены семьи, так и семьи в целом);
· предотвращение негативных психологических явлений (разногласий, конфликтов, трений) в разноэтнической семье, у отдельных ее членов или снижение ее конфликтности специальными психотерапевтическими и иными средствами;
· предотвращение затруднительных социально-психологических ситуаций в различных сферах жизни и совместной деятельности семей, где супруги являются представителями разных этнических общностей;
· ликвидация последствий воздействия негативных психологических явлений в семьях различной этнической принадлежности.
Важнейшими принципами оказания психологической помощи семьям, где супруги являются представителями разных наций, должны быть:
· оказание помощи лишь по желанию супругов, прямо или косвенно об этом заявивших;
· осуществление помощи только ненасильственными способами и средствами и лишь после формирования соответствующей мотивации у членов семьи;
· проявление психологами терпения в интересах осмысления реальных трудностей семьи и оказания ей помощи;
· отказ специалиста от своих индивидуальных национальных стереотипов.
С целью достижения большей эффективности оказания помощи специалисты различного профиля должны проводить также психологическую профилактику и психологическое консультирование членов межэтнических семей.
Главной задачей психопрофилактической работы должно быть предоставление практически здоровым людям специализированной помощи с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также облегчение острых психотравмирующих реакций, возникающих в результате адаптации к трудностям жизни в разноэтнической семье.
Основными задачами психоконсультирования в данном случае являются:
· проведение индивидуальных и групповых консультаций с лицами, обратившимися к специалисту с целью решения сложных жизненных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтных ситуаций во внутрисемейных отношениях;
· выявление семей с повышенной напряженностью в межэтнических отношениях и проведение с ними психоконсультативной работы;
· оказание помощи супругам — представителям разных национальностей в выявлении психогенных отклонений и выборе адекватных форм их преодоления;
· обучение обращающихся в консультацию лиц методам самоконтроля и саморегуляции своих эмоциональных состояний.
Для оказания правильной и эффективной помощи, психокоррекции и профилактической работы должна осуществляться специальная постоянная социально-психологическая диагностика семей, где супруги являются представителями разных национальностей. Эта диагностика должна отвечать определенным требованиям:
· нормы профессиональной этики и специальная психологическая компетентность людей, занимающихся этой деятельностью, должны быть очень высоки, поскольку они вторгаются в чрезвычайно интимные стороны жизни людей и при этом должны учитывать особенности конкретных этнических общностей (известны, например, народы, информация о супружеских взаимоотношениях которых, а тем более изучение их просто недопустимы);
· необходимо грамотное, профессиональное использование методик, тестов, опросников, анкет, специально предназначенных для этих целей.
Все методики должны быть адаптированы к национальной специфике семейных отношений, ориентированы на национально-психологические особенности членов семьи, так как совершенно недопустимо, преступно нанесение вреда семье, отдельной личности как представителю той или иной этнической общности. Требуется постоянное уточнение сведений, подтверждение надежности, валидности, области и доз применения методик.
Возможно несколько подходов к этнопсихологической диагностике семейных отношений.
Многоуровневый подход предполагает объединение взглядов разных школ в общую диагностическую схему и увязку анализа и коррекции многообразных сторон жизнедеятельности семьи. При разработке диагностических схем главное внимание сосредоточивается на вопросе, какую именно этнопсихологическую информацию о семье и в какой последовательности необходимо получить [130].
Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой национальности семья и с какой целью изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом.
Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических «слабых мест» семейных отношений и учитывает:
· совокупность трудностей, отражающих развитие семьи; специфику семейных отношений в рамках «родители — дети» и «братья— сестры»;
· национальное своеобразие интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях семьи с окружающим миром.
Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, т. е. метода математической статистики. Он позволяет получать максимально полную информацию о семье.
При этнопсихологической диагностике семейных отношений требуется соблюдение определенных правил и норм.
Во-первых, необходимо стремиться к полноте информации, а также к преодолению барьера интимности, который свойствен каждой семье, тем более национально своеобразной. С этой целью исследователь должен на более или менее длительное время присоединиться к семье, а для этого ему надо не только уметь снять с членов семьи излишнюю настороженность, возвратить ее на уровень привычного, фонового состояния, но и адаптироваться к их национальным традициям и привычкам, образу поведения и деятельности. Все это может достигаться профессиональной компетентностью исследователя, надежностью сохранения им профессиональной тайны, умением бесконфликтно обсуждать самые щекотливые проблемы жизни и быта представителей конкретных этнических общностей.
Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологической информации о семейных отношениях. Для этого должны использоваться технические средства, позволяющие увидеть «своими глазами» происходящее «за кадром». Необходимо также тщательное обобщение результатов исследований, поступающих из различных источников, плюс их компетентный анализ.
В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия требуется создание специальных экспериментальных ситуаций, позволяющих изучить поведение представителей той или иной этнической общности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте национальную специфику семейных отношений.
2. Раскройте основные принципы психодиагностики семейных отношений представителей разных наций и народов.
3. Что такое психологическая помощь представителям моно- и разно-этнических семей?
4. Расскажите об основных задачах психоконсультирования.