Раздел I. Основы общей психологии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра философии
и социально-гуманитарных дисциплин
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО -
ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс
для студентов факультета непрерывного образования
очной формы обучения среднего профессионального образования
специальность 030912. 52 «Право и организация социального обеспечения»
Москва
Автор - составитель:
Торгашев Геннадий Алексеевич –доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия доктор философских наук, профессор.
Рецензенты:
Антюшин С.С. – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия;
Беляев Г. Г. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Московской академии водного транспорта.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912.52 «Право и организация социального обеспечения».
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 2 от 24 сентября 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 01 октября 2013 г.).
© Российская академия правосудия, 2013
© Торгашев Г.А. 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………………… 5
Тематический план и содержание учебной дисциплины…………………………………….5
Планы практических занятий ……………………………………………...………………….10
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………………12
Задания для выполнения контрольных работ………………………………………………..12
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации………………...14
Литература……….. ……………………………………………………………........................15
Введение
Дисциплина «Психология социально-правовой деятельности» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО базовой подготовки.
Целькурса состоит в освещении основных характеристик психологии социально-правовой деятельности, в раскрытии и обосновании психологических приемов оказания социально-правовой помощи населению.
Задачикурса:
- изучить основы общей психологии;
- рассмотреть общее понятие социально-правовой деятельности и место психологии в ее осуществлении;
- ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи;
- научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.
В результате изучения курса студент должен:
иметь представление:
- о направлениях, предмете, объекте, функциях, целях и задачах социально-правовой деятельности;
- о современных подходах и проблемах в работе юридических и психосоциальных служб.
знать:
- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
- основы психологии личности;
- современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста.
уметь:
- объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
- давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения.
Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Кол-во часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия: | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | Контрольная работа |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Разделы и темы дисциплины | Лекции | Семинары |
Раздел 1. Основы общей психологии | ||
Тема 1. Психология как наука | ||
Тема.2.Психологическая характеристика личности | ||
Семинар 1. Психология как наука | ||
Тема 3. Познавательная сфера личности | ||
Семинар 2. Познавательная сфера личности | ||
Тема 4.Аффективная сфера личности | ||
Семинар 3. Аффективная сфера личности | ||
Тема 5. Межличностные отношения в группах | ||
Семинар 4. Межличностные отношения в группах | ||
Тема 6. Психология конфликта | ||
Семинар 5. Психология конфликта | ||
Раздел 2. Психологические основания социально-правовой деятельности | ||
Тема 7. Основные направления психологической помощи в социально-правовой деятельности | ||
Семинар 6. Основные направления психологической помощи в социально-правовой деятельности | ||
Тема 8. Психологические основания социально-правовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями | ||
Семинар 7. Психологические основания социально-правовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями | ||
Тема 9. Психологические основания социально-правовой помощи пожилым людям | ||
Тема 10. Психологические основания социально-правовой помощи инвалидам | ||
Семинар 8.Психологические основания социально-правовой помощи пожилым людям и инвалида | ||
Тема 11. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье | ||
Семинар 9. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье | ||
ВСЕГО: |
Задания для выполнения контрольной работы
Изучение курса «Психология социально-правовой деятельности» в соответствии с учебным планом предполагает написание контрольной работы, которая представляет собой письменный анализ литературных источников и практики деятельности.
Объем контрольной работы составляет 3 - 5 печатных страниц. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя.
В контрольной работе излагается теоретическое содержание темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Работа завершается соответствующими выводами.
В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.
Примерные темы контрольных работ:
1. Предмет и объект психологии. Основные отрасли психологии. Место психологии в системе наук и характер их взаимосвязей.
2. Основные этапы развития психологического знания.
3. Методы исследования в психологии.
4. Понятие о личности, индивиде, индивидуальности.
5. Мотивы, их виды и роль в структуре личности.
6. Темперамент и его виды.
7. Потребности и их роль в формировании личности.
8. Характер. Акцентуации характера.
9. Понятие об ощущении, его виды. Чувствительность и пороги ощущений.
10. Восприятие, его виды и свойства.
11. Понятие о представлении и его виды.
12. Воображение, его виды.
13. Мышление и его типы. Мыслительные операции.
14. Речь, ее виды и свойства.
15. Память и ее виды. Процессы памяти.
16. Внимание, его виды и свойства.
17. Классификация эмоций и чувств, их функции.
18. Воля, волевые действия, волевые качества личности.
19. Понятие о группах, их виды. Уровни развития группы.
20. Общение, его виды и функции.
21. Способности и задатки.
22. Психологические основы социально-правовой деятельности..
23. Основные направления социально-правовой работы с населением.
24. Организация, формы и методы психологического консультирования в практике социально-правовой деятельности.
25. Рамки профессиональной деятельности в социально-правовой деятельности.
26. Понятие «клиент социально-правовой деятельности». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.
27. Формы и методы социально-правовой деятельности в семье.
28. Особенности социально-правовых подходов к разрешению проблем пожилых людей.
29. Дети и молодежь как клиенты социально-правовой деятельности.
30. Психосоциальная и юридическая помощь лицам, подвергшимся насилию.
31. Профессиональная компетентность в практике социально-правовой деятельности.
32. Методы психологического тренинга в социально-правовой деятельности.
33. Социальная политика и законодательство в социальной работе.
34. Социальное сиротство как проблема современного общества и психологический феномен.
35. Система отечественных учреждений социально-правовой защиты в XXI в.
36. Психология взаимоотношений между социальным работником и клиентом.
37. Семейное насилие и его жертвы.
38. Психология социально-правовой деятельности с детьми и подростками.
39. Семья как клиент социально-правовой деятельности.
40. Социально-правовые проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации
1. Психология как самостоятельная наука оформилась в…
40-х гг. XIX в.
80-х гг. XIX в.
90-х гг. XIX в.
начале XX в.
2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …
контент-анализом
анализом продуктов деятельности
беседой
экспериментом
3. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …
когнитивная психология
бихевиоризм
фрейдизм
гуманистическая психология
4. Философской основой гуманистической психологии является.
позитивизм
экзистенциализм
прагматизм
рационализм
5. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …
детерминизма
развития
перехода количественных изменений в качественные
объективности
6. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение
7. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом – это …
наблюдение
эксперимент
тестирование
самонаблюдение
8. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.
дифференциальная
социальная
педагогическая
общая
9. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.
медицинская
социальная
возрастная
общая
Литература
Основная:
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2008.
Михалкин Н.В. Социальная психология. М., 2012.
Психология социальной работы. Учебник. Под ред. О.В.Красновой. М., 2013.
Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учеб. пос. М., 2008
Дополнительная:
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М., 2006.
Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д., 2009.
Введение в психологию инвалидности. М., 2011.
Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. М., 2010.
Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб., 2003.
Морозов А.В. Социальная психология: Учебник. М., 2005
Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пос. М., 2004.
Холостова Е.И. Социальная работа. Учеб. пос. М., 2010.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2010.
Интернет-ресурсы:
.
- lib.ru - Библиотека по психологии.
- www.flogiston.ru - Сайт факультета психологии МГУ.
- http://www.srrc.ru/ngo/dss/ - Сайт, посвященный психологической помощи молодежи, социальной поддержке нуждающихся детей, юридической защите несовершеннолетних, работе молодежного телефона доверия
- http://www.isn.ru/psychology.shtml - Каталог ссылок на ресурсы по психологии.
- http://psychology.net.ru/ - Сайт Мир психологии. Здесь размещены книги, статьи, материалы по психологии, тесты, форум и др.
[1] Для подготовки к семинарам следует использовать литературу, представленную в настоящем учебно-методическом комплексе.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
Кафедра философии
и социально-гуманитарных дисциплин
ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО -
ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебно-методический комплекс
для студентов факультета непрерывного образования
очной формы обучения среднего профессионального образования
специальность 030912. 52 «Право и организация социального обеспечения»
Москва
Автор - составитель:
Торгашев Геннадий Алексеевич –доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия доктор философских наук, профессор.
Рецензенты:
Антюшин С.С. – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия;
Беляев Г. Г. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Московской академии водного транспорта.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912.52 «Право и организация социального обеспечения».
Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 2 от 24 сентября 2013 г.).
Утвержден Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 01 октября 2013 г.).
© Российская академия правосудия, 2013
© Торгашев Г.А. 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………4
Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………………… 5
Тематический план и содержание учебной дисциплины…………………………………….5
Планы практических занятий ……………………………………………...………………….10
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………………12
Задания для выполнения контрольных работ………………………………………………..12
Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации………………...14
Литература……….. ……………………………………………………………........................15
Введение
Дисциплина «Психология социально-правовой деятельности» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО базовой подготовки.
Целькурса состоит в освещении основных характеристик психологии социально-правовой деятельности, в раскрытии и обосновании психологических приемов оказания социально-правовой помощи населению.
Задачикурса:
- изучить основы общей психологии;
- рассмотреть общее понятие социально-правовой деятельности и место психологии в ее осуществлении;
- ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи;
- научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.
В результате изучения курса студент должен:
иметь представление:
- о направлениях, предмете, объекте, функциях, целях и задачах социально-правовой деятельности;
- о современных подходах и проблемах в работе юридических и психосоциальных служб.
знать:
- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;
- основы психологии личности;
- современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;
- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста.
уметь:
- объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;
- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);
- давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения.
Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Кол-во часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия: | |
Лекции | |
Семинарские занятия | |
Самостоятельная работа | |
Форма итогового контроля | Контрольная работа |
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Разделы и темы дисциплины | Лекции | Семинары |
Раздел 1. Основы общей психологии | ||
Тема 1. Психология как наука | ||
Тема.2.Психологическая характеристика личности | ||
Семинар 1. Психология как наука | ||
Тема 3. Познавательная сфера личности | ||
Семинар 2. Познавательная сфера личности | ||
Тема 4.Аффективная сфера личности | ||
Семинар 3. Аффективная сфера личности | ||
Тема 5. Межличностные отношения в группах | ||
Семинар 4. Межличностные отношения в группах | ||
Тема 6. Психология конфликта | ||
Семинар 5. Психология конфликта | ||
Раздел 2. Психологические основания социально-правовой деятельности | ||
Тема 7. Основные направления психологической помощи в социально-правовой деятельности | ||
Семинар 6. Основные направления психологической помощи в социально-правовой деятельности | ||
Тема 8. Психологические основания социально-правовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями | ||
Семинар 7. Психологические основания социально-правовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями | ||
Тема 9. Психологические основания социально-правовой помощи пожилым людям | ||
Тема 10. Психологические основания социально-правовой помощи инвалидам | ||
Семинар 8.Психологические основания социально-правовой помощи пожилым людям и инвалида | ||
Тема 11. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье | ||
Семинар 9. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье | ||
ВСЕГО: |
Раздел I. Основы общей психологии