Раздел I. Основы общей психологии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра философии

и социально-гуманитарных дисциплин

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО -
ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

для студентов факультета непрерывного образования

очной формы обучения среднего профессионального образования

специальность 030912. 52 «Право и организация социального обеспечения»

Москва

Автор - составитель:

Торгашев Геннадий Алексеевич –доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия доктор философских наук, профессор.

Рецензенты:

Антюшин С.С. – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия;

Беляев Г. Г. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Московской академии водного транспорта.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912.52 «Право и организация социального обеспечения».

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 2 от 24 сентября 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 01 октября 2013 г.).

© Российская академия правосудия, 2013

© Торгашев Г.А. 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………………… 5

Тематический план и содержание учебной дисциплины…………………………………….5

Планы практических занятий ……………………………………………...………………….10

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………………12

Задания для выполнения контрольных работ………………………………………………..12

Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации………………...14

Литература……….. ……………………………………………………………........................15

Введение

Дисциплина «Психология социально-правовой деятельности» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО базовой подготовки.

Целькурса состоит в освещении основных характеристик психологии социально-правовой деятельности, в раскрытии и обосновании психологических приемов оказания социально-правовой помощи населению.

Задачикурса:

- изучить основы общей психологии;

- рассмотреть общее понятие социально-правовой деятельности и место психологии в ее осуществлении;

- ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи;

- научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.

В результате изучения курса студент должен:

иметь представление:

- о направлениях, предмете, объекте, функциях, целях и задачах социально-правовой деятельности;

- о современных подходах и проблемах в работе юридических и психосоциальных служб.

знать:

- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;

- основы психологии личности;

- современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;

- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста.

уметь:

- объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;

- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);

- давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения.

Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Кол-во часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия:
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля Контрольная работа

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Разделы и темы дисциплины Лекции Семинары
Раздел 1. Основы общей психологии
Тема 1. Психология как наука  
Тема.2.Психологическая характеристика личности  
Семинар 1. Психология как наука  
Тема 3. Познавательная сфера личности  
Семинар 2. Познавательная сфера личности  
Тема 4.Аффективная сфера личности  
Семинар 3. Аффективная сфера личности  
Тема 5. Межличностные отношения в группах  
Семинар 4. Межличностные отношения в группах  
Тема 6. Психология конфликта  
Семинар 5. Психология конфликта  
Раздел 2. Психологические основания социально-правовой деятельности
Тема 7. Основные направления психологической помощи в социально-правовой деятельности  
Семинар 6. Основные направления психологической помощи в социально-правовой деятельности  
Тема 8. Психологические основания социально-правовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями  
Семинар 7. Психологические основания социально-правовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями  
Тема 9. Психологические основания социально-правовой помощи пожилым людям  
Тема 10. Психологические основания социально-правовой помощи инвалидам  
Семинар 8.Психологические основания социально-правовой помощи пожилым людям и инвалида  
Тема 11. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье  
Семинар 9. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье  
ВСЕГО:

Задания для выполнения контрольной работы

Изучение курса «Психология социально-правовой деятельности» в соответствии с учебным планом предполагает написание контрольной работы, которая представляет собой письменный анализ литературных источников и практики деятельности.

Объем контрольной работы составляет 3 - 5 печатных страниц. Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя.

В контрольной работе излагается теоретическое содержание темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Работа завершается соответствующими выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

Примерные темы контрольных работ:

1. Предмет и объект психологии. Основные отрасли психологии. Место психологии в системе наук и характер их взаимосвязей.

2. Основные этапы развития психологического знания.

3. Методы исследования в психологии.

4. Понятие о личности, индивиде, индивидуальности.

5. Мотивы, их виды и роль в структуре личности.

6. Темперамент и его виды.

7. Потребности и их роль в формировании личности.

8. Характер. Акцентуации характера.

9. Понятие об ощущении, его виды. Чувствительность и пороги ощущений.

10. Восприятие, его виды и свойства.

11. Понятие о представлении и его виды.

12. Воображение, его виды.

13. Мышление и его типы. Мыслительные операции.

14. Речь, ее виды и свойства.

15. Память и ее виды. Процессы памяти.

16. Внимание, его виды и свойства.

17. Классификация эмоций и чувств, их функции.

18. Воля, волевые действия, волевые качества личности.

19. Понятие о группах, их виды. Уровни развития группы.

20. Общение, его виды и функции.

21. Способности и задатки.

22. Психологические основы социально-правовой деятельности..

23. Основные направления социально-правовой работы с населением.

24. Организация, формы и методы психологического консультирования в практике социально-правовой деятельности.

25. Рамки профессиональной деятельности в социально-правовой деятельности.

26. Понятие «клиент социально-правовой деятельности». Целевые группы клиентов социальных служб и особенности подходов к работе с ними.

27. Формы и методы социально-правовой деятельности в семье.

28. Особенности социально-правовых подходов к разрешению проблем пожилых людей.

29. Дети и молодежь как клиенты социально-правовой деятельности.

30. Психосоциальная и юридическая помощь лицам, подвергшимся насилию.

31. Профессиональная компетентность в практике социально-правовой деятельности.

32. Методы психологического тренинга в социально-правовой деятельности.

33. Социальная политика и законодательство в социальной работе.

34. Социальное сиротство как проблема современного общества и психологический феномен.

35. Система отечественных учреждений социально-правовой защиты в XXI в.

36. Психология взаимоотношений между социальным работником и клиентом.

37. Семейное насилие и его жертвы.

38. Психология социально-правовой деятельности с детьми и подростками.

39. Семья как клиент социально-правовой деятельности.

40. Социально-правовые проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.

Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации

1. Психология как самостоятельная наука оформилась в…

40-х гг. XIX в.

80-х гг. XIX в.

90-х гг. XIX в.

начале XX в.

2. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления психологического факта называется …

контент-анализом

анализом продуктов деятельности

беседой

экспериментом

3. Направление в психологии, изучающее проблемы развития личности, её активности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора и стремления к высшим ценностям, что проявляется в стремлении к справедливости, красоте и истине, известно как …

когнитивная психология

бихевиоризм

фрейдизм

гуманистическая психология

4. Философской основой гуманистической психологии является.

позитивизм

экзистенциализм

прагматизм

рационализм

5. Принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении, называется принципом …

детерминизма

развития

перехода количественных изменений в качественные

объективности

6. Получение данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это …

наблюдение

эксперимент

тестирование

самонаблюдение

7. Краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом – это …

наблюдение

эксперимент

тестирование

самонаблюдение

8. Социально-психологические проявления личности, ее взаимоотношения с людьми изучает … психология.

дифференциальная

социальная

педагогическая

общая

9. Особенности онтогенетического развития психики изучает … психология.

медицинская

социальная

возрастная

общая

Литература

Основная:

Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. М., 2008.

Михалкин Н.В. Социальная психология. М., 2012.

Психология социальной работы. Учебник. Под ред. О.В.Красновой. М., 2013.

Сафонова Л.В. Содержание и методика психосоциальной работы: Учеб. пос. М., 2008

Дополнительная:

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М., 2006.

Басов Н.Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. Ростов н/Д., 2009.

Введение в психологию инвалидности. М., 2011.

Забродин Ю.М., Пахальян В.Э. Психологическое консультирование. М., 2010.

Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб., 2003.

Морозов А.В. Социальная психология: Учебник. М., 2005

Никишина В.Б., Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы: Учеб. пос. М., 2004.

Холостова Е.И. Социальная работа. Учеб. пос. М., 2010.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2010.

Интернет-ресурсы:

.

- lib.ru - Библиотека по психологии.

- www.flogiston.ru - Сайт факультета психологии МГУ.

- http://www.srrc.ru/ngo/dss/ - Сайт, посвященный психологической помощи молодежи, социальной поддержке нуждающихся детей, юридической защите несовершеннолетних, работе молодежного телефона доверия

- http://www.isn.ru/psychology.shtml - Каталог ссылок на ресурсы по психологии.

- http://psychology.net.ru/ - Сайт Мир психологии. Здесь размещены книги, статьи, материалы по психологии, тесты, форум и др.

[1] Для подготовки к семинарам следует использовать литературу, представленную в настоящем учебно-методическом комплексе.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра философии

и социально-гуманитарных дисциплин

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО -
ПРАВОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

для студентов факультета непрерывного образования

очной формы обучения среднего профессионального образования

специальность 030912. 52 «Право и организация социального обеспечения»

Москва

Автор - составитель:

Торгашев Геннадий Алексеевич –доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплинРоссийской академии правосудия доктор философских наук, профессор.

Рецензенты:

Антюшин С.С. – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия;

Беляев Г. Г. – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин Московской академии водного транспорта.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 030912.52 «Право и организация социального обеспечения».

Одобрен на заседании кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 2 от 24 сентября 2013 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 01 октября 2013 г.).

© Российская академия правосудия, 2013

© Торгашев Г.А. 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………4

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………………………… 5

Тематический план и содержание учебной дисциплины…………………………………….5

Планы практических занятий ……………………………………………...………………….10

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов………………………………………………………………………………12

Задания для выполнения контрольных работ………………………………………………..12

Примеры тестовых заданий для проведения промежуточной аттестации………………...14

Литература……….. ……………………………………………………………........................15

Введение

Дисциплина «Психология социально-правовой деятельности» относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы СПО базовой подготовки.

Целькурса состоит в освещении основных характеристик психологии социально-правовой деятельности, в раскрытии и обосновании психологических приемов оказания социально-правовой помощи населению.

Задачикурса:

- изучить основы общей психологии;

- рассмотреть общее понятие социально-правовой деятельности и место психологии в ее осуществлении;

- ознакомиться с психологическими особенностями социальной работы с различным контингентом нуждающихся в помощи;

- научиться применять психологические методы диагностики, коррекции, реабилитации и консультирования на практике.

В результате изучения курса студент должен:

иметь представление:

- о направлениях, предмете, объекте, функциях, целях и задачах социально-правовой деятельности;

- о современных подходах и проблемах в работе юридических и психосоциальных служб.

знать:

- основные понятия общей психологии, сущность психических процессов;

- основы психологии личности;

- современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях;

- особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста.

уметь:

- объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста;

- правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг);

- давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения.

Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Кол-во часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия:
Лекции
Семинарские занятия
Самостоятельная работа
Форма итогового контроля Контрольная работа

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Разделы и темы дисциплины Лекции Семинары
Раздел 1. Основы общей психологии
Тема 1. Психология как наука  
Тема.2.Психологическая характеристика личности  
Семинар 1. Психология как наука  
Тема 3. Познавательная сфера личности  
Семинар 2. Познавательная сфера личности  
Тема 4.Аффективная сфера личности  
Семинар 3. Аффективная сфера личности  
Тема 5. Межличностные отношения в группах  
Семинар 4. Межличностные отношения в группах  
Тема 6. Психология конфликта  
Семинар 5. Психология конфликта  
Раздел 2. Психологические основания социально-правовой деятельности
Тема 7. Основные направления психологической помощи в социально-правовой деятельности  
Семинар 6. Основные направления психологической помощи в социально-правовой деятельности  
Тема 8. Психологические основания социально-правовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями  
Семинар 7. Психологические основания социально-правовой помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями  
Тема 9. Психологические основания социально-правовой помощи пожилым людям  
Тема 10. Психологические основания социально-правовой помощи инвалидам  
Семинар 8.Психологические основания социально-правовой помощи пожилым людям и инвалида  
Тема 11. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье  
Семинар 9. Психологические основания социально-правовой профилактики насилия в семье  
ВСЕГО:

Раздел I. Основы общей психологии

Наши рекомендации