Результаты контрольного среза
По завершении формирующего этапа эксперимента, проводился контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента был сравнительный анализ и обобщение результатов исследования по выделенным в работе критериям. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Повторная диагностика критериев проявления агрессии учащихся;
2. Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента;
3. Обобщение полученных результатов и выводы об эффективности предложенной методики.
Первым направлением диагностики был определён уровень проявления агрессии у младших школьников, с использованием графического теста «Кактусы». На контрольном этапе, в контрольной группе (Приложение 4) низкий уровень диагностирован так же у 2 (8%) учащихся, средний у 16 (56%) и у 7 (36%) – высокий. В сравнении с результатами констатирующего этапа экспериментальной работы наблюдается незначительная динамика, которая составляет +2% (Рис.7).
Рис. 7. Динамика профилактики и коррекции агрессии в контрольной группе.
В экспериментальной группе низкий уровень у 4 (16%), средний 15 (60%) и высокий у 6 (24%) учащихся (приложение 5), что в разы превышает показатели на констатирующем этапе эксперимента. Положительная динамика профилактики и коррекции учащихся группы, в которой проходила апробация методики свидетельствует о её эффективности.
Рис. 8. Динамика профилактики и коррекции агрессии в экспериментальной группе.
Эффективность условий профилактики и коррекции агрессии у младших школьников подтверждается и результатами сравнительного анализа показателей контрольной и экспериментальной групп (Рис. 9). Показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной в 2,5 раза.
Рис. 9. Динамика профилактики и коррекции агрессии у младших школьников на контрольном этапе.
Диагностика межличностных отношений в семье, посредством семантической оценки графических работ учащихся, по методике «Три дерева» позволила получить следующие результаты: в контрольной группе (Приложение 13) учащихся низкий уровень был диагностирован у 2 (8%) учащегося, средний у 13 (52%) и высокий у 10 (40%) учащихся (Рис. 10).
Рис. 10. Динамика профилактики и коррекции агрессии в семье в контрольной группе.
Таким образом, наблюдается положительная динамика показателей снижения проявлений агрессии в семьях учащихся контрольной группы. В экспериментальной же группе (приложение 14) низкий уровень диагностирован на контрольном этапе у 3 (12%) учащихся, средний у 17 (64%) и высокий у 5 (20%) учащихся. В сравнении с показателями констатирующего этапа динамика в экспериментальной группе значительнее, чем в контрольной.
Рис. 11. Динамика профилактики и коррекции агрессии в семьях экспериментальной группы.
Если сравнивать показатели контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе, то можно увидеть, что показатели в экспериментальной группе так же выше (Рис.12).
Рис. 12. Результаты профилактики и коррекции проявлений агрессии в семье на контрольном этапе.
Обобщая полученные в результате сравнительного анализа показателей данные, можно судить о том, что в группе, где применялась предложенная в исследовании методика, показатели снижения проявлений агрессии выше, чем в группе, где такая работа не велась, что говорит об эффективности применённой методики.
Итак, по всем критериям в экспериментальной группе учащихся показатели снижения проявлений агрессии превышают показатели контрольной группы. У учащихся, в работе с которыми применялась предложенная в данном исследовании методика, значительно улучшились взаимоотношения в семье и со сврестниками, дети стали более открытыми, доброжелательными и оптимистичными.
Таким образом, нашла своё подтверждение поставленная в исследовании гипотеза отом, что …..
Выводы
На основании экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы:
1. Для исследования возможностей профилактики и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста нами было организовано опытно-экспериментальное исследование. Основная цель эмпирического исследования заключалась в проверке предположения о том, что одними из условий профилактики агрессивного поведения младших школьников выступает педагогическое консультирование родителей и сотрудничество школы и семьи. Всего в исследовании приняло участие 30 младших школьников – членов контрольной и экспериментальной группы.
2. На констатирующем этапе исследования уровень агрессивности у младших школьников характеризуется достаточно высоким уровнем выраженности, это отмечается на основании анализа проективных методик «Кактус» и «Три дерева», а также подтверждено наблюдениями учителей и родителей.
3. Формирующий этап заключался в организации совместной деятельности родителей и педагогов по проблеме помощи в коррекции агрессивного поведения у младших школьнков. Программа включала в себя совместную игровую деятельность, а также тренинговую деятельность.
4. Различия в уровне выраженности агрессивности на констатирующем и контрольном этапах исследования, а также показатели сдвига показателя отдельно в экспериментальной и контрольной группы не случайны и могут быть результатом формирующего воздействия в экспериментальной группе исследования.
Снижению агрессивности детей младшего школьного возраста будет способствовать систематическая профилактическая работа с родителями, если:
- организовано психолого-педагогическое консультирование родителей, включающее в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его прояления;
- обеспечено педагогическое сотрудничество школы и семьи по профилактике агрессивного поведения".
Проведенная программа может считаться успешной, так как у детей сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Уменьшилась как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение. Родители констатируют положительные изменения в поведении ребенка. При проведении методик зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности у младших школьников.
Заключение
Агрессия - достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. Проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше, и волнует почти каждого родителя. Дети практически каждый день становятся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения.
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным; - защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.
Существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – это механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации, она служит для развития познания и способности положиться на себя. А вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. У некоторых детей агрессия может быть биологического характера и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева, она связана с Y-хромосомами, присуща в основном мальчикам, имеющим дополнительную хромосому. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: - недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; - сниженный уровень саморегуляции; - неразвитость игровой деятельности; - сниженную самооценку; - нарушения в отношениях со сверстниками. Следует подчеркнуть, что проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели.
Агрессивное поведение ребенка 7 лет – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.
В данной работе проводилось психолого-педагогическое исследование агрессивности, были сформированы группы детей с различными агрессивными проявлениями в поведении и проведена работа по снижению агрессивности. По результатам проведённой работы, мы можем говорить о том, что снижению агрессивности детей младшего школьного возраста будет способствовать систематическая профилактическая работа с родителями, если:
- организовано психолого-педагогическое консультирование родителей, включающее в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его прояления;
- обеспечено педагогическое сотрудничество школы и семьи по профилактике агрессивного поведения".
Список использованной литературы
1. Аверина, В.А., Осорина, М.В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина. – М.: Генезис, 2010. – 232 с.
2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.
3. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст]/ В.А. Беликов. – М.: Академия Естествознания. – 2010. – 340 с.
4. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав - -СПб.: Речь, 2014. – 144 с.
5. Выготский, Л.С. Психология [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2012. – 1008 с.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз, 1997. - 224 с.
7. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст]/ под ред. А.И. Подольского. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2013. – 480 с.
8. Головей, Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Е. Головей. – М.: Юрайт, 2016. – 374 с.
9. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера»,2014. – 528 с.
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - М. Педагогика, 1989. Т1. – 416 с.
11. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина – М.: Просвещение, 2014. – 150 с.
12. Слободянник, Н.П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60 конспектов занятий: Практическое пособие / Н.П. Слободянник -М.: 2014.-176 с.
13. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
14. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.
15. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 2012. - 213с.
16. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 3. воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 224 c.
17. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах [Текст]/К.Д. Ушинский// под ред. А.И.Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М.: «Педагогика», 2014. – 41 с.
18. Фурманов, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов – М., 2012. – 192 с.
19. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов – Минск.: Ильин В.П., 2011. – 199 с.
20. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов - Минск: Ильин В.П., 2011. - 192с.
21. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов - М.: Владос, 2014. - 351с.
22. Хухлаева, О.В., Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева - М., 2013.- 173с.
23. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский и др. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 197 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.
25. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень | |
Абросимов Арсений Николаевич | Высокий | ||
Алькина Мария Павловна | средний | ||
Вырыпаев Александр Дмитриевич | низкий | ||
Данилкин Артём Сергеевич | низкий | ||
Дергобузова Ксения Андреевна | средний | ||
Емельянова Елизавета Юрьевна | средний | ||
Ермошина Кристина Кареновна | низкий | ||
Испирян Анна Вараздатовна | средний | ||
Карпов Лев Сергеевич | средний | ||
Карпова Виктория Александровна | низкий | ||
Кондратьев Артём Андреевич | средний | ||
Кофман Михаил Евгеньевич | средний | ||
Куликов Данила Сергеевич | низкий | ||
Купченко Павел Николаевич | средний | ||
Махов Алексей Александрович | низкий | ||
Михайлова Александра Романовна | средний | ||
Мусякаев Руслан Равильевич | низкий | ||
Никитин Денис Джамшедович | средний | ||
Попова Виолетта Руслановна | высокий | ||
Проскурина Полина Евгеньевна | средний | ||
Сафидакова Надежда Витальевна | средний | ||
Соныгин Иван Андреевич | средний | ||
Старкова Валерия Дмитриевна | низкий | ||
Тимофеева Анастасия Андреевна | средний | ||
Филатов Илья Сергеевич | низкий |
Приложение 1
Приложение 2.
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень | |
Авдеева Виктория Викторовна | высокий | ||
Александрова Анастасия Андреевна | средний | ||
Галиуллова Альбина Ринатовна | средний | ||
Демин Антон Дмитриевич | низкий | ||
Дроздова Софья Алексеевна | средний | ||
Зинчук Артем Сергеевич | средний | ||
Коптелова Полина Юрьевна | низкий | ||
Круковский Егор Александрович | низкий | ||
Лукьянова Анастасия Игоревна | средний | ||
Лукьянова Виктория Игоревна | низкий | ||
Мамедова Айсел Иса кызы | низкий | ||
Мкртчян Анна Сааковна | средний | ||
Навоенко Сергей Юрьевич | низкий | ||
Неделько Илья Дмитриевич | средний | ||
Николаева Эвелина Александровна | средний | ||
Осипова Дарья Олеговна | средний | ||
Петров Дмитрий Владиславович | низкий | ||
Подлескова Инна Андреевна | низкий | ||
Рождественский Кирилл Дмитриевич | средний | ||
Ртищева Вероника Романовна | средний | ||
Тонерян Нарина Арташесовна | низкий | ||
Турсунов Абдуллоджон Асомиддинович | средний | ||
Чалов Александр Сергеевич | низкий | ||
Шелест Илья Николаевич | средний | ||
Школьников Семен Алексеевич | низкий |
Приложение 3.
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень | |
Абросимов Арсений Николаевич | Высокий | ||
Алькина Мария Павловна | низкий | ||
Вырыпаев Александр Дмитриевич | низкий | ||
Данилкин Артём Сергеевич | низкий | ||
Дергобузова Ксения Андреевна | средний | ||
Емельянова Елизавета Юрьевна | средний | ||
Ермошина Кристина Кареновна | низкий | ||
Испирян Анна Вараздатовна | средний | ||
Карпов Лев Сергеевич | средний | ||
Карпова Виктория Александровна | низкий | ||
Кондратьев Артём Андреевич | средний | ||
Кофман Михаил Евгеньевич | средний | ||
Куликов Данила Сергеевич | низкий | ||
Купченко Павел Николаевич | средний | ||
Махов Алексей Александрович | низкий | ||
Михайлова Александра Романовна | средний | ||
Мусякаев Руслан Равильевич | низкий | ||
Никитин Денис Джамшедович | средний | ||
Попова Виолетта Руслановна | высокий | ||
Проскурина Полина Евгеньевна | средний | ||
Сафидакова Надежда Витальевна | средний | ||
Соныгин Иван Андреевич | средний | ||
Старкова Валерия Дмитриевна | низкий | ||
Тимофеева Анастасия Андреевна | средний | ||
Филатов Илья Сергеевич | низкий |
Приложение 4
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень | |
Авдеева Виктория Викторовна | средний | ||
Александрова Анастасия Андреевна | средний | ||
Галиуллова Альбина Ринатовна | средний | ||
Демин Антон Дмитриевич | низкий | ||
Дроздова Софья Алексеевна | средний | ||
Зинчук Артем Сергеевич | средний | ||
Коптелова Полина Юрьевна | низкий | ||
Круковский Егор Александрович | низкий | ||
Лукьянова Анастасия Игоревна | средний | ||
Лукьянова Виктория Игоревна | низкий | ||
Мамедова Айсел Иса кызы | низкий | ||
Мкртчян Анна Сааковна | средний | ||
Навоенко Сергей Юрьевич | низкий | ||
Неделько Илья Дмитриевич | средний | ||
Николаева Эвелина Александровна | средний | ||
Осипова Дарья Олеговна | средний | ||
Петров Дмитрий Владиславович | низкий | ||
Подлескова Инна Андреевна | низкий | ||
Рождественский Кирилл Дмитриевич | средний | ||
Ртищева Вероника Романовна | средний | ||
Тонерян Нарина Арташесовна | низкий | ||
Турсунов Абдуллоджон Асомиддинович | средний | ||
Чалов Александр Сергеевич | низкий | ||
Шелест Илья Николаевич | средний | ||
Школьников Семен Алексеевич | низкий |
Приложение 5
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень | |
Абросимов Арсений Николаевич | Высокий | ||
Алькина Мария Павловна | средний | ||
Вырыпаев Александр Дмитриевич | низкий | ||
Данилкин Артём Сергеевич | низкий | ||
Дергобузова Ксения Андреевна | средний | ||
Емельянова Елизавета Юрьевна | средний | ||
Ермошина Кристина Кареновна | низкий | ||
Испирян Анна Вараздатовна | средний | ||
Карпов Лев Сергеевич | средний | ||
Карпова Виктория Александровна | низкий | ||
Кондратьев Артём Андреевич | средний | ||
Кофман Михаил Евгеньевич | средний | ||
Куликов Данила Сергеевич | низкий | ||
Купченко Павел Николаевич | средний | ||
Махов Алексей Александрович | низкий | ||
Михайлова Александра Романовна | средний | ||
Мусякаев Руслан Равильевич | низкий | ||
Никитин Денис Джамшедович | средний | ||
Попова Виолетта Руслановна | высокий | ||
Проскурина Полина Евгеньевна | средний | ||
Сафидакова Надежда Витальевна | средний | ||
Соныгин Иван Андреевич | средний | ||
Старкова Валерия Дмитриевна | низкий | ||
Тимофеева Анастасия Андреевна | средний | ||
Филатов Илья Сергеевич | средний |
Приложение 6
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень | |
Авдеева Виктория Викторовна | высокий | ||
Александрова Анастасия Андреевна | средний | ||
Галиуллова Альбина Ринатовна | средний | ||
Демин Антон Дмитриевич | низкий | ||
Дроздова Софья Алексеевна | средний | ||
Зинчук Артем Сергеевич | средний | ||
Коптелова Полина Юрьевна | низкий | ||
Круковский Егор Александрович | низкий | ||
Лукьянова Анастасия Игоревна | высокий | ||
Лукьянова Виктория Игоревна | низкий | ||
Мамедова Айсел Иса кызы | низкий | ||
Мкртчян Анна Сааковна | средний | ||
Навоенко Сергей Юрьевич | низкий | ||
Неделько Илья Дмитриевич | высокий | ||
Николаева Эвелина Александровна | средний | ||
Осипова Дарья Олеговна | средний | ||
Петров Дмитрий Владиславович | средний | ||
Подлескова Инна Андреевна | средний | ||
Рождественский Кирилл Дмитриевич | средний | ||
Ртищева Вероника Романовна | средний | ||
Тонерян Нарина Арташесовна | средний | ||
Турсунов Абдуллоджон Асомиддинович | высокий | ||
Чалов Александр Сергеевич | средний | ||
Шелест Илья Николаевич | средний | ||
Школьников Семен Алексеевич | средний |
Приложение 7
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень | |
Абросимов Арсений Николаевич | Высокий | ||
Алькина Мария Павловна | низкий | ||
Вырыпаев Александр Дмитриевич | низкий | ||
Данилкин Артём Сергеевич | низкий | ||
Дергобузова Ксения Андреевна | средний | ||
Емельянова Елизавета Юрьевна | средний | ||
Ермошина Кристина Кареновна | низкий | ||
Испирян Анна Вараздатовна | средний | ||
Карпов Лев Сергеевич | средний | ||
Карпова Виктория Александровна | низкий | ||
Кондратьев Артём Андреевич | средний | ||
Кофман Михаил Евгеньевич | средний | ||
Куликов Данила Сергеевич | низкий | ||
Купченко Павел Николаевич | средний | ||
Махов Алексей Александрович | низкий | ||
Михайлова Александра Романовна | средний | ||
Мусякаев Руслан Равильевич | низкий | ||
Никитин Денис Джамшедович | средний | ||
Попова Виолетта Руслановна | высокий | ||
Проскурина Полина Евгеньевна | средний | ||
Сафидакова Надежда Витальевна | средний | ||
Соныгин Иван Андреевич | средний | ||
Старкова Валерия Дмитриевна | низкий | ||
Тимофеева Анастасия Андреевна | средний | ||
Филатов Илья Сергеевич | низкий |
Приложение 8
№ п/п | Ф.И.О. | Уровень | |
Авдеева Виктория Викторовна | средний | ||
Александрова Анастасия Андреевна | средний | ||
Галиуллова Альбина Ринатовна | средний | ||
Демин Антон Дмитриевич | низкий | ||
Дроздова Софья Алексеевна | средний | ||
Зинчук Артем Сергеевич | средний | ||
Коптелова Полина Юрьевна | низкий | ||
Круковский Егор Александрович | низкий | ||
Лукьянова Анастасия Игоревна | средний | ||
Лукьянова Виктория Игоревна | низкий | ||
Мамедова Айсел Иса кызы | низкий | ||
Мкртчян Анна Сааковна | высокий | ||
Навоенко Сергей Юрьевич | средний | ||
Неделько Илья Дмитриевич | средний | ||
Николаева Эвелина Александровна | средний | ||
Осипова Дарья Олеговна | средний | ||
Петров Дмитрий Владиславович | средний | ||
Подлескова Инна Андреевна | средний | ||
Рождественский Кирилл Дмитриевич | высокий | ||
Ртищева Вероника Романовна | средний | ||
Тонерян Нарина Арташесовна | средний | ||
Турсунов Абдуллоджон Асомиддинович | средний | ||
Чалов Александр Сергеевич | средний | ||
Шелест Илья Николаевич | высокий | ||
Школьников Семен Алексеевич | средний |