Результаты контрольного среза

По завершении формирующего этапа эксперимента, проводился контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента был сравнительный анализ и обобщение результатов исследования по выделенным в работе критериям. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1. Повторная диагностика критериев проявления агрессии учащихся;

2. Сравнительный анализ показателей констатирующего и контрольного этапов эксперимента;

3. Обобщение полученных результатов и выводы об эффективности предложенной методики.

Первым направлением диагностики был определён уровень проявления агрессии у младших школьников, с использованием графического теста «Кактусы». На контрольном этапе, в контрольной группе (Приложение 4) низкий уровень диагностирован так же у 2 (8%) учащихся, средний у 16 (56%) и у 7 (36%) – высокий. В сравнении с результатами констатирующего этапа экспериментальной работы наблюдается незначительная динамика, которая составляет +2% (Рис.7).

Результаты контрольного среза - student2.ru

Рис. 7. Динамика профилактики и коррекции агрессии в контрольной группе.

В экспериментальной группе низкий уровень у 4 (16%), средний 15 (60%) и высокий у 6 (24%) учащихся (приложение 5), что в разы превышает показатели на констатирующем этапе эксперимента. Положительная динамика профилактики и коррекции учащихся группы, в которой проходила апробация методики свидетельствует о её эффективности.

Результаты контрольного среза - student2.ru

Рис. 8. Динамика профилактики и коррекции агрессии в экспериментальной группе.

Эффективность условий профилактики и коррекции агрессии у младших школьников подтверждается и результатами сравнительного анализа показателей контрольной и экспериментальной групп (Рис. 9). Показатели экспериментальной группы превышают показатели контрольной в 2,5 раза.

Результаты контрольного среза - student2.ru

Рис. 9. Динамика профилактики и коррекции агрессии у младших школьников на контрольном этапе.

Диагностика межличностных отношений в семье, посредством семантической оценки графических работ учащихся, по методике «Три дерева» позволила получить следующие результаты: в контрольной группе (Приложение 13) учащихся низкий уровень был диагностирован у 2 (8%) учащегося, средний у 13 (52%) и высокий у 10 (40%) учащихся (Рис. 10).

Результаты контрольного среза - student2.ru

Рис. 10. Динамика профилактики и коррекции агрессии в семье в контрольной группе.

Таким образом, наблюдается положительная динамика показателей снижения проявлений агрессии в семьях учащихся контрольной группы. В экспериментальной же группе (приложение 14) низкий уровень диагностирован на контрольном этапе у 3 (12%) учащихся, средний у 17 (64%) и высокий у 5 (20%) учащихся. В сравнении с показателями констатирующего этапа динамика в экспериментальной группе значительнее, чем в контрольной.

Результаты контрольного среза - student2.ru

Рис. 11. Динамика профилактики и коррекции агрессии в семьях экспериментальной группы.

Если сравнивать показатели контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе, то можно увидеть, что показатели в экспериментальной группе так же выше (Рис.12).

Результаты контрольного среза - student2.ru

Рис. 12. Результаты профилактики и коррекции проявлений агрессии в семье на контрольном этапе.

Обобщая полученные в результате сравнительного анализа показателей данные, можно судить о том, что в группе, где применялась предложенная в исследовании методика, показатели снижения проявлений агрессии выше, чем в группе, где такая работа не велась, что говорит об эффективности применённой методики.

Итак, по всем критериям в экспериментальной группе учащихся показатели снижения проявлений агрессии превышают показатели контрольной группы. У учащихся, в работе с которыми применялась предложенная в данном исследовании методика, значительно улучшились взаимоотношения в семье и со сврестниками, дети стали более открытыми, доброжелательными и оптимистичными.

Таким образом, нашла своё подтверждение поставленная в исследовании гипотеза отом, что …..

Выводы

На основании экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы:

1. Для исследования возможностей профилактики и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста нами было организовано опытно-экспериментальное исследование. Основная цель эмпирического исследования заключалась в проверке предположения о том, что одними из условий профилактики агрессивного поведения младших школьников выступает педагогическое консультирование родителей и сотрудничество школы и семьи. Всего в исследовании приняло участие 30 младших школьников – членов контрольной и экспериментальной группы.

2. На констатирующем этапе исследования уровень агрессивности у младших школьников характеризуется достаточно высоким уровнем выраженности, это отмечается на основании анализа проективных методик «Кактус» и «Три дерева», а также подтверждено наблюдениями учителей и родителей.

3. Формирующий этап заключался в организации совместной деятельности родителей и педагогов по проблеме помощи в коррекции агрессивного поведения у младших школьнков. Программа включала в себя совместную игровую деятельность, а также тренинговую деятельность.

4. Различия в уровне выраженности агрессивности на констатирующем и контрольном этапах исследования, а также показатели сдвига показателя отдельно в экспериментальной и контрольной группы не случайны и могут быть результатом формирующего воздействия в экспериментальной группе исследования.

Снижению агрессивности детей младшего школьного возраста будет способствовать систематическая профилактическая работа с родителями, если:

- организовано психолого-педагогическое консультирование родителей, включающее в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его прояления;

- обеспечено педагогическое сотрудничество школы и семьи по профилактике агрессивного поведения".

Проведенная программа может считаться успешной, так как у детей сформировались устойчивые поведенческие реакции, обеспечивающие эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром. Уменьшилась как вербальные проявления агрессивности, так и агрессивное поведение. Родители констатируют положительные изменения в поведении ребенка. При проведении методик зафиксировано меньшее количество признаков агрессивности у младших школьников.

Заключение

Агрессия - достаточно сложное и противоречивое явление. Она предстаёт во множестве форм и проявлений. Проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше, и волнует почти каждого родителя. Дети практически каждый день становятся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

- стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным; - защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – это механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации, она служит для развития познания и способности положиться на себя. А вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. У некоторых детей агрессия может быть биологического характера и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева, она связана с Y-хромосомами, присуща в основном мальчикам, имеющим дополнительную хромосому. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют: - недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков; - сниженный уровень саморегуляции; - неразвитость игровой деятельности; - сниженную самооценку; - нарушения в отношениях со сверстниками. Следует подчеркнуть, что проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели.

Агрессивное поведение ребенка 7 лет – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребёнок справиться не в силах.

В данной работе проводилось психолого-педагогическое исследование агрессивности, были сформированы группы детей с различными агрессивными проявлениями в поведении и проведена работа по снижению агрессивности. По результатам проведённой работы, мы можем говорить о том, что снижению агрессивности детей младшего школьного возраста будет способствовать систематическая профилактическая работа с родителями, если:

- организовано психолого-педагогическое консультирование родителей, включающее в себя знания о природе агрессивного поведения, о видах его прояления;

- обеспечено педагогическое сотрудничество школы и семьи по профилактике агрессивного поведения".

Список использованной литературы

1. Аверина, В.А., Осорина, М.В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина. – М.: Генезис, 2010. – 232 с.

2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.

3. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность: монография [Текст]/ В.А. Беликов. – М.: Академия Естествознания. – 2010. – 340 с.

4. Бреслав, Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав - -СПб.: Речь, 2014. – 144 с.

5. Выготский, Л.С. Психология [Текст]/ Л.С. Выготский. – М.: Эксмо-Пресс, 2012. – 1008 с.

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. Спб.: Союз, 1997. - 224 с.

7. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст]/ под ред. А.И. Подольского. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2013. – 480 с.

8. Головей, Л.Е. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Л.Е. Головей. – М.: Юрайт, 2016. – 374 с.

9. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера»,2014. – 528 с.

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - М. Педагогика, 1989. Т1. – 416 с.

11. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением / Л.С. Славина – М.: Просвещение, 2014. – 150 с.

12. Слободянник, Н.П. Формирование эмоционально – волевой регуляции у учащихся начальных школ: 60 конспектов занятий: Практическое пособие / Н.П. Слободянник -М.: 2014.-176 с.

13. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.

14. Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2009. – 127 с.

15. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская - М.: Просвещение, 2012. - 213с.

16. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том ii в 4 книгах. книга 3. воображение и мышление: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 224 c.

17. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения в двух томах [Текст]/К.Д. Ушинский// под ред. А.И.Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О.Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. - М.: «Педагогика», 2014. – 41 с.

18. Фурманов, И.А. Детская агрессивность / И.А. Фурманов – М., 2012. – 192 с.

19. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов – Минск.: Ильин В.П., 2011. – 199 с.

20. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов - Минск: Ильин В.П., 2011. - 192с.

21. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов - М.: Владос, 2014. - 351с.

22. Хухлаева, О.В., Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников / О.В. Хухлаева - М., 2013.- 173с.

23. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ В.В. Лебединский и др. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 197 с.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010.

25. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.


ПРИЛОЖЕНИЕ

№ п/п Ф.И.О. Уровень  
 
Абросимов Арсений Николаевич Высокий  
Алькина Мария Павловна средний  
Вырыпаев Александр Дмитриевич низкий  
Данилкин Артём Сергеевич низкий  
Дергобузова Ксения Андреевна средний  
Емельянова Елизавета Юрьевна средний  
Ермошина Кристина Кареновна низкий  
Испирян Анна Вараздатовна средний  
Карпов Лев Сергеевич средний  
Карпова Виктория Александровна низкий  
Кондратьев Артём Андреевич средний  
Кофман Михаил Евгеньевич средний  
Куликов Данила Сергеевич низкий  
Купченко Павел Николаевич средний  
Махов Алексей Александрович низкий  
Михайлова Александра Романовна средний  
Мусякаев Руслан Равильевич низкий  
Никитин Денис Джамшедович средний  
Попова Виолетта Руслановна высокий  
Проскурина Полина Евгеньевна средний  
Сафидакова Надежда Витальевна средний  
Соныгин Иван Андреевич средний  
Старкова Валерия Дмитриевна низкий  
Тимофеева Анастасия Андреевна средний  
Филатов Илья Сергеевич низкий  

Приложение 1

Приложение 2.

№ п/п Ф.И.О. Уровень  
 
Авдеева Виктория Викторовна высокий  
Александрова Анастасия Андреевна средний  
Галиуллова Альбина Ринатовна средний  
Демин Антон Дмитриевич низкий  
Дроздова Софья Алексеевна средний  
Зинчук Артем Сергеевич средний  
Коптелова Полина Юрьевна низкий  
Круковский Егор Александрович низкий  
Лукьянова Анастасия Игоревна средний  
Лукьянова Виктория Игоревна низкий  
Мамедова Айсел Иса кызы низкий  
Мкртчян Анна Сааковна средний  
Навоенко Сергей Юрьевич низкий  
Неделько Илья Дмитриевич средний  
Николаева Эвелина Александровна средний  
Осипова Дарья Олеговна средний  
Петров Дмитрий Владиславович низкий  
Подлескова Инна Андреевна низкий  
Рождественский Кирилл Дмитриевич средний  
Ртищева Вероника Романовна средний  
Тонерян Нарина Арташесовна низкий  
Турсунов Абдуллоджон Асомиддинович средний  
Чалов Александр Сергеевич низкий  
Шелест Илья Николаевич средний  
Школьников Семен Алексеевич низкий  

Приложение 3.

№ п/п Ф.И.О. Уровень  
 
Абросимов Арсений Николаевич Высокий  
Алькина Мария Павловна низкий  
Вырыпаев Александр Дмитриевич низкий  
Данилкин Артём Сергеевич низкий  
Дергобузова Ксения Андреевна средний  
Емельянова Елизавета Юрьевна средний  
Ермошина Кристина Кареновна низкий  
Испирян Анна Вараздатовна средний  
Карпов Лев Сергеевич средний  
Карпова Виктория Александровна низкий  
Кондратьев Артём Андреевич средний  
Кофман Михаил Евгеньевич средний  
Куликов Данила Сергеевич низкий  
Купченко Павел Николаевич средний  
Махов Алексей Александрович низкий  
Михайлова Александра Романовна средний  
Мусякаев Руслан Равильевич низкий  
Никитин Денис Джамшедович средний  
Попова Виолетта Руслановна высокий  
Проскурина Полина Евгеньевна средний  
Сафидакова Надежда Витальевна средний  
Соныгин Иван Андреевич средний  
Старкова Валерия Дмитриевна низкий  
Тимофеева Анастасия Андреевна средний  
Филатов Илья Сергеевич низкий  

Приложение 4

№ п/п Ф.И.О. Уровень  
 
Авдеева Виктория Викторовна средний  
Александрова Анастасия Андреевна средний  
Галиуллова Альбина Ринатовна средний  
Демин Антон Дмитриевич низкий  
Дроздова Софья Алексеевна средний  
Зинчук Артем Сергеевич средний  
Коптелова Полина Юрьевна низкий  
Круковский Егор Александрович низкий  
Лукьянова Анастасия Игоревна средний  
Лукьянова Виктория Игоревна низкий  
Мамедова Айсел Иса кызы низкий  
Мкртчян Анна Сааковна средний  
Навоенко Сергей Юрьевич низкий  
Неделько Илья Дмитриевич средний  
Николаева Эвелина Александровна средний  
Осипова Дарья Олеговна средний  
Петров Дмитрий Владиславович низкий  
Подлескова Инна Андреевна низкий  
Рождественский Кирилл Дмитриевич средний  
Ртищева Вероника Романовна средний  
Тонерян Нарина Арташесовна низкий  
Турсунов Абдуллоджон Асомиддинович средний  
Чалов Александр Сергеевич низкий  
Шелест Илья Николаевич средний  
Школьников Семен Алексеевич низкий  

Приложение 5

№ п/п Ф.И.О. Уровень  
 
Абросимов Арсений Николаевич Высокий  
Алькина Мария Павловна средний  
Вырыпаев Александр Дмитриевич низкий  
Данилкин Артём Сергеевич низкий  
Дергобузова Ксения Андреевна средний  
Емельянова Елизавета Юрьевна средний  
Ермошина Кристина Кареновна низкий  
Испирян Анна Вараздатовна средний  
Карпов Лев Сергеевич средний  
Карпова Виктория Александровна низкий  
Кондратьев Артём Андреевич средний  
Кофман Михаил Евгеньевич средний  
Куликов Данила Сергеевич низкий  
Купченко Павел Николаевич средний  
Махов Алексей Александрович низкий  
Михайлова Александра Романовна средний  
Мусякаев Руслан Равильевич низкий  
Никитин Денис Джамшедович средний  
Попова Виолетта Руслановна высокий  
Проскурина Полина Евгеньевна средний  
Сафидакова Надежда Витальевна средний  
Соныгин Иван Андреевич средний  
Старкова Валерия Дмитриевна низкий  
Тимофеева Анастасия Андреевна средний  
Филатов Илья Сергеевич средний  

Приложение 6

№ п/п Ф.И.О. Уровень  
 
Авдеева Виктория Викторовна высокий  
Александрова Анастасия Андреевна средний  
Галиуллова Альбина Ринатовна средний  
Демин Антон Дмитриевич низкий  
Дроздова Софья Алексеевна средний  
Зинчук Артем Сергеевич средний  
Коптелова Полина Юрьевна низкий  
Круковский Егор Александрович низкий  
Лукьянова Анастасия Игоревна высокий  
Лукьянова Виктория Игоревна низкий  
Мамедова Айсел Иса кызы низкий  
Мкртчян Анна Сааковна средний  
Навоенко Сергей Юрьевич низкий  
Неделько Илья Дмитриевич высокий  
Николаева Эвелина Александровна средний  
Осипова Дарья Олеговна средний  
Петров Дмитрий Владиславович средний  
Подлескова Инна Андреевна средний  
Рождественский Кирилл Дмитриевич средний  
Ртищева Вероника Романовна средний  
Тонерян Нарина Арташесовна средний  
Турсунов Абдуллоджон Асомиддинович высокий  
Чалов Александр Сергеевич средний  
Шелест Илья Николаевич средний  
Школьников Семен Алексеевич средний  

Приложение 7

№ п/п Ф.И.О. Уровень  
 
Абросимов Арсений Николаевич Высокий  
Алькина Мария Павловна низкий  
Вырыпаев Александр Дмитриевич низкий  
Данилкин Артём Сергеевич низкий  
Дергобузова Ксения Андреевна средний  
Емельянова Елизавета Юрьевна средний  
Ермошина Кристина Кареновна низкий  
Испирян Анна Вараздатовна средний  
Карпов Лев Сергеевич средний  
Карпова Виктория Александровна низкий  
Кондратьев Артём Андреевич средний  
Кофман Михаил Евгеньевич средний  
Куликов Данила Сергеевич низкий  
Купченко Павел Николаевич средний  
Махов Алексей Александрович низкий  
Михайлова Александра Романовна средний  
Мусякаев Руслан Равильевич низкий  
Никитин Денис Джамшедович средний  
Попова Виолетта Руслановна высокий  
Проскурина Полина Евгеньевна средний  
Сафидакова Надежда Витальевна средний  
Соныгин Иван Андреевич средний  
Старкова Валерия Дмитриевна низкий  
Тимофеева Анастасия Андреевна средний  
Филатов Илья Сергеевич низкий  

Приложение 8

№ п/п Ф.И.О. Уровень  
 
Авдеева Виктория Викторовна средний  
Александрова Анастасия Андреевна средний  
Галиуллова Альбина Ринатовна средний  
Демин Антон Дмитриевич низкий  
Дроздова Софья Алексеевна средний  
Зинчук Артем Сергеевич средний  
Коптелова Полина Юрьевна низкий  
Круковский Егор Александрович низкий  
Лукьянова Анастасия Игоревна средний  
Лукьянова Виктория Игоревна низкий  
Мамедова Айсел Иса кызы низкий  
Мкртчян Анна Сааковна высокий  
Навоенко Сергей Юрьевич средний  
Неделько Илья Дмитриевич средний  
Николаева Эвелина Александровна средний  
Осипова Дарья Олеговна средний  
Петров Дмитрий Владиславович средний  
Подлескова Инна Андреевна средний  
Рождественский Кирилл Дмитриевич высокий  
Ртищева Вероника Романовна средний  
Тонерян Нарина Арташесовна средний  
Турсунов Абдуллоджон Асомиддинович средний  
Чалов Александр Сергеевич средний  
Шелест Илья Николаевич высокий  
Школьников Семен Алексеевич средний  

Наши рекомендации