Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми
1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3. Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8. Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
Избегать переутомления ребенка.
Как играть с аутичными детьми
Работая с аутичными детьми, надо иметь в виду, что коррекционная работа будет продолжительной. Скорее всего, на первых этапах взаимодействия аутичный ребенок откажется от контакта с вами вовсе, а тем более не захочет вступать в групповую, а может быть, и в индивидуальную игру.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить их вы будете только исходя из реальных возможностей и необходимости.
Составляя список игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, следует также помнить, что играть он с вами будет только в те из них, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, идя на занятия, вы должны быть готовы к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут прийтись “по вкусу” вашему ученику.
Описание каждой игры начинается с формулировки целей ее проведения. Надеемся, что это поможет вам при отборе игр и учете интересов конкретного ребенка.
Наиболее сложные для аутичных детей игры — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Эти игры вы будете использовать, разумеется, после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.
Индивидуальные игры, предлагаемые вам в этой книге, — результат более чем 20-летнего труда психолога — дефектолога Г.Д. Черепановой (о ней мы писали выше).
Каждая из этих игр может послужить началом коррекционной работы.
Некоторые из опубликованных в этой книге игр (например, “Покажи нос”) могут быть использованы как при индивидуальной, так и при групповой работе.
Подвижные игры
“Рукавички” (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: включение аутичных детей в групповую работу. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички с одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою “пару”, отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаковые рукавички.
Дети сразу видят и понимают целесообразность своих действий (ищут пару). Педагог наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Проводить игру рекомендуется в два этапа. На первом этапе дети только ищут парную рукавичку. Проиграв подобным образом несколько раз можно переходить ко второму этапу: найдя пару, участники игры раскрашивают парные рукавички.
“Щепки но реке” (Фопель К. 1998)
Цель: создать спокойную, доверительную атмосферу. Участники встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Это все вместе — Вода одной реки.
По реке сейчас поплывут Щепки. Первый ребенок, первая Щепка, начинает движение. Он сам решит, как будет двигаться. Например, закроет глаза и поплывет прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, щепка поплывет не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка, оставив глаза открытыми, будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, она становится рядом с последним ребенком и ждет, пока не приплывет следующая, которая встает напротив первой. Тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. Так, неспешно. Река будет блуждать по классу, пока все дети не проплывут по Реке, изображая Щепки.
Дети сами могут решить, как они в качестве “Щепок” будут “двигаться по Воде”: медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки. Аутично-му ребенку не обязательно быть в роли Щепки.
“Охота но тигров” (Карпова T.B., Лютова Е.К., 1999).
Цель: научить детей планировать свои действия во времени.
Группа участников встает в круг. Водящий выходит за круг, становится спиной к группе и начинает громко считать до 10, В это время участники передают друг другу маленького игрушечного тигра. После окончания счета тот, у кого находится тигр, вытягивая руки вперед, закрывает тигра ладошками. Остальные участники делают то же самое. Задача водящего — найти тигра.
Как правило, аутичным детям трудно сразу включиться в игру, поэтому сначала необходимо дать им возможность понаблюдать за ходом игры со стороны.
“Покажи нос” (Васильева Е.А.)
Цель: помочь детям ощущутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе на себе названные части тела. Затем воспитатель начинает “путать” детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.
“Кто я?” (Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие представлений и воображения ребенка Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т.д.) Ребенок должен отгадать, кто это был.
“Придумки” (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: <?Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....), Как ты думаешь, что произошло?” “Затем Таня ...” (Педагог показывает карточку №2.....) и т. д (рис. 9).
Рис. 9. Наглядный материал к игре “Придумки”
“Покажи по-разному” (Черепанова Г.Д.)
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами.
1 этап игры: Взрослый говорит:
Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом), а вот я захожу в ворота ... (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову “высокие”.
Я несу легкий пакет (показывает), а теперь я несу (показывает) ... Какой пакет?
Я перехожу широкую реку (показывает), а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает)... Какой?
Я иду медленно, а вот я иду... Как?
Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне...
Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю...
2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например. “Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься” и т.д.
“Солнечный зайчик”(Черепанова Г.Д.)
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
“К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. ( Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь”. Ребенок следит взгля
дом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге (рис. 10). Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.
Игры за партами
Поскольку аутичные дети болезненно воспринимают смену обстановки, то все индивидуальные игры, которые указаны выше, рекомендуется проводить за партами. Кроме того, для аутичных детей (при условии, что с ними уже установлен контакт) будут полезны дыхательные и релаксационные упражнения, описанные в разделе “Как играть с тревожными детьми”.
ГЛАВА 5 РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ
Работая с детьми, мы часто используем хитроумные методы и приемы взаимодействия с ними. Изо дня в день, наблюдая за поведением детей, мы учимся понимать их и оказывать им помощь.
Ценную информацию о внутреннем мире ребенка, о его чувствах и переживаниях мы можем получить, не только наблюдая, но и изучая продукты детского творчества. А так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов “знакомства” с ребенком.
В настоящее время на прилавках книжных магазинов появилось множество изданий, авторы которых описывают, как интерпретировать психологические методики, и в частности, детские рисунки. Теперь каждая мама, прочитав одну из таких книг, знает, почему ее Машенька нарисовала такой большой нос соседскому Сашке, и почему Федя рисует все только черной краской.
Безусловно, подобная информация необходима для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов и психологической грамотности родителей. Но работающие в образовательных учреждениях психологи часто сталкиваются с “перекосами” в этом направлении.
Пример
Нина Васильевна — инженер, к психологии и педагогике отношения не имеет. Ее сын Витя учится в шее том классе. “У меня очень агрессивный ребенок! И у нас с ним большие сложности во взаимоотношениях”, — та кой “диагноз” поставила сама мама. А причиной этому послужила беседа классного руководителя Вити с Ниной Васильевной. Однажды учительница решила провести в классе рисуночные тесты “Семья” и “Дерево”. Обнаружив, что на Витином рисунке дерево изображено с большим коричневым стволом и почти без листьев, а мама— в черном платье, она “забила тревогу” и вызвала родителей в школу, чтобы “защитить ребенка” и “оградитъ от негативного, разрушающего (это слова учительницы) влияния родственников”. А, будучи “психологически подкованной”, она заодно и помогла маме поставить “диагноз” Вите.
Мама, которая до этого была уверена, что сын ее любит и понимает, пришла домой и стала требовать объяснений, почему Витя “негативно к ней относится”, “агрессивно настроен к сверстникам и отвергает контакты с ними” (дословные выражения учительницы).
Витя стал все отрицать и, по мнению соответствующим образом настроенной мамы, “агрессивно отпираться”.
В результате возник конфликт. Между мамой и сыном. Между Витей и учителем. Между учителем и мамой. Процедура разрешения конфликта была достаточно длительной и болезненной для всех его участников.
Приведенный пример взят из реальной практики и, к сожалению, не является исключением. Все больше и больше взрослых пытается, интерпретируя отдельные детали рисунков, объяснить для себя (и не только для себя) причины того или иного поведения ребенка.
Чтобы подобных “объяснений” было поменьше, и они не приносили вреда ни взрослым, ни детям, необходимо повышать уровень психологической компетентности педагогов и родителей. Прежде всего, следует помнить: ни в коем случае нельзя делать какие-либо выводы по одному рисунку. И, тем более, по одной, отдельно взятой детали рисунка. Нельзя впадать в крайности, объясняя эти детали. Например, ствол дерева, нарисованный Витей, действительно в реальной жизни бывает коричневого цвета. И было бы странно, если бы 11-летний ребенок нарисовал его красным или зеленым. А малое количество листьев на дереве может означать лишь то, что Витя очень торопился домой или на тренировку. А может, он просто устал за пять проведенных в этот день в школе уроков (“тестирование” проходило на 6-м уроке). Что же касается черного платья, то оно, оказывается, единственное платье в гардеробе его мамы, которая предпочитает носить брюки, а сыну нравится более женственный стиль.
Итак, данный пример еще раз иллюстрирует мысль о том, что при интерпретации детских рисунков необходимо быть особенно осторожным и деликатным. Если взрослый хочет, анализируя рисунок, получить о ребенке дополнительную информацию, то лучше не проводить безликое групповое обследование, а, оставшись с ним один на один, попросить ребенка нарисовать то, что он хочет. Желательно записать все комментарии, которые ребенок делает в процессе рисования, а потом поговорить с ним, обсудить нарисованное. Конечно, одного рисунка недостаточно, чтобы делать какие-либо выводы. Но если из раза в раз в рисунках ребенка повторяются детали, настораживающие взрослого, надо собрать его произведения и показать их специалисту. Затем можно мягко поговорить с самим ребенком, и только после этого обращаться к родителям, но не с обвинениями, а с тактично выраженной просьбой обратиться к психологу.
В нашей книге мы приводим всего лишь некоторые особенности рисунков агрессивных, гиперактивных, тревожных и аутичных детей. При выявлении в группе детского сада или в классе таких детей рисунки могут стать для педагогов дополнительным источником информации, но ни в коем случае не самостоятельным ключом для постановки диагноза.
В разделах “Рисунки гиперактивных детей” и “Рисунки аутичных детей” помещены произведения дошкольников и школьников, в чьих медицинских картах стоит именно такой диагноз.
Агрессивные и тревожные дети, чьи рисунки использованы в книге, относятся к этим категориям по результатам многократно проведенной диагностики.
Однако хотим привлечь ваше внимание к тому факту, что подобное деление рисунков на категории достаточно условно. Ведь, например, агрессивными часто бывают и гиперактивные, и аутичные дети. А агрессивные ребята могут проявлять тревогу и подозрительность. Поэтому просим не принимать буквально это деление и не оценивать однозначно отдельные детали рисунков.
Рисунки гиперактивных детей
Импульсивность, неумение долго заниматься одним делом, управлять своим поведением, своими движениями, свойственные гиперактивным детям, конечно же, отражаются в их произведениях. Рисунки редко бывают симметричными: если на бумаге изображено дерево, то ствол может быть искривлен, ветви “раскидистые”, а листья четко не прорисованы, изображены “символически”. Если изображены люди, то это “пляшущие человечки”. Они никогда не статичны. Даже если ребенок не представляет еще, как рисовать фигуру в движении, это самое движение просматривается в каждой детали рисунка. Люди и животные на рисунках никогда не стоят на месте в неподвижной позе, они как будто размахивают руками, (лапами, хвостами), прыгают, вертят головой.
Попробуйте провести вертикальную линию вдоль туловища нарисованного гиперактивным ребенком человечка. Эта линия вряд ли будет перпендикулярной по отношению к линии земли, на которой стоит изображенный персонаж, не говоря уже о том, что и просто прямую линию провести невозможно.
Мы поместили в книгу рисунок Павлика. Ему 11 лет, он учится в 6-м классе. Зная, что ему никогда не удается нарисовать симметричный рисунок, свою работу он всегда начинает с прорисовки длинной вертикальной линии, которая должна стать “скелетом” всего произведения. Однако даже эта “хитрость” почти не помогает ему. Все равно руки оказываются разной длины и толщины, а ноги как будто “бегут” в разные стороны. Причем Павлик, начиная рисовать, каждый раз уверяет, что эта линия должна ему только помочь, а потом он ее, конечно, обязательно сотрет. Но в силу
своей импульсивности и неспособности заканчивать многочисленные проекты Павлик обычно “забывает” о своих намерениях и как ураган мчится к новым приключениям.
Если гиперактивный ребенок захочет раскрасить свой рисунок, то скорей всего это будет сделано крайне небрежно: штриховка либо не будет доходить до контура, либо будет выходить за край изображения. Нажим, как правило, неравномерный, а детали рисунка — крупные, размашистые.
Павлик, 11 лет:
“Человека нарисовать или себя? А может, лучше Вам стих рассказать? А Вы знаете, у нас в школе один раз на уроке литературы...” (Рисунок остался незаконченным).
Дима, 10 лет:
“Мой дом. Улица. А тут такая машина. А тут ... А тут...”
Рлеша, 7 лет:
“Хотите, я нарисую не се чью, а самолет? Ну ладно, вот. Мы пошли в гости и опоздали, потому что папа не хотел идти. Можно, я еще тетю Аню нарисую? Ладно. Потом”.
Рисунки агрессивных детей
Рисунки агрессивных детей отличаются большим количеством острых углов. Часто они изображают острые зубы, острые шипы, клыки, когти и т. д.
Дети, которые в жизни привыкли добиваться своего с помощью кулаков, часто рисуют большие зачерненные, заштрихованные руки. Кстати, штриховка рук может свидетельствовать о мышечных зажимах в этой области. Те ребята, кто любит обзываться и кричать на других, привыкли вступать в многочисленные споры с окружающими, как правило, рисуют большой открытый рот с огромными, острыми зубами.
Обычно агрессивные дети предпочитают либо темные цвета (черный, коричневый и др.), либо очень яркие (красный, зеленый).
“Герои” рисунков агрессивных детей чаще всего люди действия. Они сражаются, кричат, догоняют кого-то, приказывают грозным тоном, ругаются, дерутся.
Лиза, 6 лет:
“Мой папа пошел в налоговую полицию”
Алеша, 6 лет:
“Это я. Главное— большая голова и большой рот. Я говорю: Бабушка, быстро купи мне машинку!”
Жора, 6 лет:
“Это я. Бандиты хотели побить меня, а я им как дам! И еще раз, и еще раз. Я ведь на каратэ хожу. Пусть только полезут еще”.
Рисунки тревожный детей
Рисунки тревожных детей, как правило, имеют много зачерненных “пятен” или, напротив — слишком “прозрачны” и почти незаметны. Люди, изображенные тревожным ребенком, часто имеют большие темные (заштрихованные) глаза. Пословица “у страха глаза велики” точно отражает характер рисунков детей данной категории.
Тревожные дети, которые имеют низкую самооценку, изображают себя маленькими, почти невидимыми, обычно в нижней части листа.
Создавая свои “шедевры”, они любят пользоваться ластиком, обводить и исправлять только что проведенные линии — их неуверенность во всем и боязнь сделать что-то не так проявляется и в художественном творчестве. Позы людей, как правило, статичны и однотипны: все замерли, все ждут, все как будто прислушиваются и присматриваются, а нет ли сигналов о надвигающейся опасности?
Паша, 6 лет:
“А как это— семью рисовать? Маму? А папу надо? Вот. Правильно? А Паша в другой комнате. Хорошо?”
Игорь, 7 лет:
“Это я. Шел в школу и заблудился. Потому что не в ту сторону пошел. А мама на работе”.
Оля, 5 лет:
“Семья. Это мы с мамочкой гуляем”.
Рисунки аутичных детей
Аутичные дети рисуют по-своему: вдумчиво, не торопясь, иногда для них это целый ритуал. Например, деревья на их рисунках обычно имеют толстый ствол, занимающий большую площадь на листе, от ствола отходят ветки, как правило, похожие на широкие прямоугольные доски от забора. Листьев на ветках совсем немного.
Иногда дети настолько увлекаются процессом рисо вания, что уже казалось бы, закончив свой рисунок, умудряются аккуратнейшим образом заштриховать все изображение.
Тематика произведений аутичных детей, как правило, очень однообразна. Дети могут изо дня в день, из месяца в месяц, даже из года в год изображать один и тот же сюжет, одних и тех же персонажей, выполняющих одни и те же действия. (Однако нельзя забывать, что подобное “постоянство художественного вкуса” свойственно и тревожным детям, которые боятся неудачи, и тем детям, которые просто не умеют рисовать или имеют проблемы с мелкой моторикой). “Как научили, так и рисую. Что получается, то и делаю. Что делаю, то мне и нравится”, можно прочесть “между строк” таких рисунков
Саша, 8 лет. (Рисунок “Дерево”)
Сережа, 7 лет:
“Это я”.
Сережа, 6 лет. (Рисунок “Моя семья”)