Психические травмы детей в процессе воспитания
· Психические травмы — это негативные переживания возникших неудач и не преодоленных детьми психологических барьеров
Переживаемые неудачи оставляют свой след Чем значимее была пополняемая деятельность, чем больше помех и трудностей она вызывала, чем большую ценность имела для человека, тем сильнее травма,
С.218
если не было удовлетворенности результатом деятельности. Психические травмы влияют на формирование эмоционально-ценностной структуры личности школьника.
Чтобы охарактеризовать их, обратимся к модели факторов и эмоциональной структуре страданий, исследованных Р. X. Шакуровым.
Негативное застревание на неудачах, связанные с ними переживания доставляют много страданий ребенку, которые эмоционально выражаются:
• в опасении («Как бы это сделать, чтобы меня не ругали», — дум школьник у доски, не решаясь выполнять задание);
• беспокойстве («Что будет, если сегодня вызовут?»);
• недовольстве («Все ответил, а поставила тройку!»);
• неудовлетворенности («Много учила, а сделала такую ерундовую ошибку»);
• огорчении («Немного не дотянул до высокой оценки, запятую не там поставил»);
• боязни и нервозности (не написал домашнее сочинение и боится, что надо сдавать учителю);
• гневе и раздраженности (несправедливое, по мнению ученика, замечание учителя; «В чем хочу, в том и хожу», «Пользоваться косметикой никому не возбраняется»);
• горе и печали (ушел друг в другую школу; любимая девушка не отвечает на внимание юноши);
• страхе и панике (после совершения неблаговидного поступка юно ша боится, что классный руководитель будет при всем классе выяснять причины случившегося, а затем вызовет родителей);
• ярости и злости (хулиганы отняли деньги, которые копил для покупки сотового телефона);
• отчаянии и депрессии (за четверть получает двойку, нет настроения, ничего не хочется делать).
Страдания — это целая «система» душевных мук, которые затрудняют выполнение деятельности и вступление в позитивное, конструктивное взаимодействие. Как переживание трудностей и неудач они тесно связаны с фрустрациями, к которым относят разочарование, тревогу, отчаяние. Удовлетворить потребности в этом случае очень сложно: мотивация должна преодолеть сильнейшее препятствие.
С.219
Именно в своей основной деятельности — учении (и связанном с ним воспитании) школьник может испытать сильное страдание. Психические травмы являются признаком психического нездоровья || неблагополучного образовательного процесса. Считается, что любое обучение гуманно, но это далеко не так. Мы показали, какие психологические барьеры возникают в его процессе. Часто ли они преодолеваются без душевных мук?
Вместе с тем есть страдания, которые причиняют детям самые близкие люди, — родители. Почему они так поступают и ради чего? Остановимся на этом вопросе подробнее.
Истоки психических травм лежат в нарушении трех функций (Р. X. Шакуров):
· динамизации;
· стабилизации;
· оптимизации.
Динамизация состоит в постоянном стремлении личности к деятельности, изменениям, получению разнообразных впечатлений. Она сама претерпевает трансформацию в зависимости от стадии формирования личности: этапы сенсомоторного интеллекта, конкретных операций и формального интеллекта (согласно Ж. Пиаже) — в интеллектуальном развитии; замысел игры, постановка игровых целей ii задач — в развитии игровой деятельности.
В 2-3 года дети начинают играть не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе самой игры (приготовить кукле обед, поехать на машине). Сначала дети ставят цель в строительных играх, а потом и в играх с игрушками. В конце третьего года жизни он начинает устанавливать условия для игр, обозначать их замысел, который адресуется группе детей.
В 3-4 года дети самостоятельно ставят задачи для тех, с кем хотят играть, но не всегда могут понять друг друга, поэтому взрослый часто помогает словесно обозначать игровую задачу. В 4-5 лет воплощение замысла происходит путем решения нескольких таких задач, осложняется и способ их решения. Дети сами договариваются перед началом игры.
В 5-7 лет замыслы игры более устойчивые. Дети обсуждают их сообща, достигают согласия. Появляется перспектива игры, причем включаются новые идеи. Игра характеризуется плановостью, согласованностью, импровизацией (Г. А. Урунтаева).
С.220
Динамизация позволяет преодолеть застой, монотонность, однообразие, скуку. Возникает потребность в новых впечатлениях, которые, в свою очередь, вызывают удовлетворение ритмом жизни, скоростью ее протекания — особенно в юности.
Стабилизация — потребность личности иметь неизменными некоторые структуры (установки, определенные вкусы, привязанности симпатии, желание личностного роста при «сохранении своего лица», самости).
Оптимизация заключается в том, что организм стремится выбран, те элементы окружающей среды, которые его не разрушают, а позволяют добиться эмоционального комфорта, обойти возможные неприятности. Ребенок хочет действовать рационально, прислушиваясь i мнению взрослых, поступать, «как учили», просчитывая возможны последствия.
Нарушения хотя бы в одной из трех составляющих функционал i. ной системы вызывают психические травмы. Выше отмечалось, что обучение и воспитание проходят в совместной деятельности, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Значит, причины и формы психических травм следует искать не в личности детей и даже не в личности взрослых, а где-то «между этим».
Индивид стремится поддерживать психическое благополучие, физическое и психическое здоровье, формируя свой способ реагирования на ситуацию в соответствии с собственными взглядами и возможностями.
· Способность личности выстраивать свое взаимодействие с окружающим в момент появления трудностей называетсякопинг-стратегией
Своего рода копинг-стратегия — это возможность ребенка совладать с этими трудностями. Разные дети по-разному справляются с ними. Дети с нормальным психическим развитием чаще всего используют позитивные копинг-стратегии, а дети с отклонениями в психическом развитии снимают напряжение с помощью негативных копинг-стратегий (рис. 5.1).
Есть 3 толкования этого понятия:
• способ психологической защиты;
• предрасположенность (установка) отвечать на стрессовые ситуации;
• динамический процесс.
С.221
1 — гуляю вокруг дома или по улице
2 — играю во что-нибудь
3 — сплю
4 — думаю об этом
5 — стараюсь расслабиться, остаюсь спокойным
6 — гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде
помогают хоть немного успокоиться
используются для снятия напряжения
1 — кусаю ногти или ломаю суставы пальцев
2 — борюсь или дерусь с кем-нибудь
3 — бью, ломаю или швыряю веши
4 — дразню кого-нибудь
5 — воплю, кричу
Рис. 5.1. Копинг-стратегии школьников
Психологическая защита, по мнению В. А. Ташлыкова, — это форма регуляции, которая появляется, когда личность не может адекватно оценить причину беспокойства, страдания'. Н. В. Иванов подразделяет защитные механизмы на 3 типа:
1. Уклонение от переживания.
2. Преодоление обходным путем.
________________
1Ташлыков В. А. Психология лечебного процесса. — Л., 1984. — С. 192.
С.222
3. Прямое сопротивление1.
Ю С Савенко выделяет пассивные и активные варианты защит2. Б. Д. Карвасарский разделяет механизмы копинга и защиты3.
Психологические защиты меняются с возрастом, зависят от пола.
Травмирует не само событие, а его значение для личности, включенность во внутреннюю картину миру в Я концепцию. Почему люди с близким набором копинг стратегий выбирают разные пути раз решения проблем? Это происходит потому, что внутренняя картин происходящего у них отличается каждая психическая травма неповторима индивидуальна, важны не столько одинаковые причины вызвавшие схожие травмы, сколько уникальные связи личности и среды
Формы преодоления трудностей зависят от специфики ценностей особенностей взаимосвязей с различными элементами окружения функциональных тенденций (к которым относятся динамизация, стабилизация, оптимизация).
Можно выделить такие типы психических травм:
1) нозогении,
2) фамильгении,
3) дидактогении,
4) социогении.
Нозогении — это негативные переживания неудач, возникших из-за плохого физического самочувствия в данный момент или из за того что какое то заболевания не вылечено, в результате чего возникают быстрая утомляемость, слабая выносливость, низкая работоспособность. Это приводит к плохой сопротивляемости учебным перегрузкам
Как показывают исследования Л Г Нагаевой, перенесенные заболевания и плохое физическое самочувствие влияют даже на пони мание учебных заданий, требования учителя ослабленные физически дети долго удержать в сознании не могут. Желание быстро включиться в учебную деятельность не реализуется, они не могут рабо
______________
1 Иванов H. В. О значении мобилизации защитных механизмов «Я» в процессе психотерапии неврозов. // Материалы III Всероссийского съезда невропатологов и психиатров. – M.. 1974. – T. 2.
2 Савенко Ю. С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типология. Проблема клиники и патогенеза психических заболеваний. – M., 1974.
3 Карвасарский Б. Д. Неврозы. – M., 1990.
С.223
тать на уроке в заданном темпе. Этим школьникам необходимо создавать «адаптационные оазисы», где они скорее восстановят свои силы (восстановительный сон, коррекционная гимнастика, фиточай и пр.).
Фамильгении — нарушения структуры семейных отношений, которые лишают детей эмоционального комфорта, заботы, защиты и подлинной любви Мы полагаем, что самая трагичная психическая травма — непреодолимое желание любви и защиты, которые школь пик ищет в своей семье, не получая их Примеров этому множество.
Таблица 5. 1.