III.1. История изучения дисграфии у детей с ЗПР

Разнородность сведений о дисграфии у школьников с ЗПР обусловлена многими факторами: неодинаковой этиопатогенетической природой задержек психического развития; раз­личными аспектами и критериями рассмотрения причин и механизмов нарушения письма; тем, что дисграфия у учащих­ся с ЗПР, за редким исключением, не была самостоятельным предметом исследования, а выявлялась и частично характери­зовалась либо как следствие изучаемых у детей психофизио­логических и психологических нарушений, либо как один из ряда рассматриваемых речевых дефектов, либо как одно из проявлений симптомокомплекса задержки психического раз­вития.

Сведения в отношении распространенности дисграфии у де­тей с ЗПР неоднозначны. Так, в публикациях Е.С.Иванова, Ю. Г. Демьянова, В. А. Ковшикова (1967—1971) отмечается, что среди речевых нарушений у детей с ЗПР дисграфия встре­чается наиболее часто. Результаты исследования, проведенно­го В. А. Ковшиковым и Ю. Г. Демьяновым (1967), обнаружили дисграфию у 25 младших школьников с задержкой развития из 40 обследованных детей. При этом у 7 детей авторы выявили какой-либо один вид дисграфии (по классификации кафедры логопедии РГПУ им. А.И.Герцена), у 18 детей отмечалась смешанная по видам дисграфия. Исследованием В. А. Ковши­кова (1970) также подтверждается большое количество наруше­ний письма у детей с ЗПР. Так, у 14 из 20 обследованных детей наблюдалась дисграфия изолированных и сочетанных видов.

Клинико-психологическое исследование ЗПР церебрально-органического генеза. проведенное И. Ф. Марковской (1982), обнаружило дисграфию у 7%обследованных детей с ЗПР с преобладанием недостаточности эмоционально-волевой сферы и у 17% детей с ЗПР — с преобладанием нарушений высших психических функций. Сведения о большом количестве нару­шений письма у детей с ЗПР содержатся также в публикации И.А.Смирновой (1981): у 70% первоклассников с задержкой развития выявлены дефекты устной и письменной речи. Ре­зультаты исследования Е. В. Мальцевой (1991) свидетельству­ют о наличии нарушений письма у 75,2% детей с ЗПР. имею­щих дефекты устной речи.

Проявления дисграфии в ошибках на письме у младших школьников с ЗПР характеризуются следующим образом. И.Ф. Марковская отмечает большое количество литеральных параграфий (буквенных замен) в письме детей с ЗПР, имею­щих дисграфию. В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов говорят о наличии в письме таких школьников дисграфических ошибок, коррелирующих с определенными видами дисграфии. Учитывая то, что количество смешанных видов дисграфии у обследован­ных авторами детей имело выраженное преимущество, харак­тер ошибок в письме у детей с ЗПР был весьма разнообразен.

Не относящимися непосредственно к дисграфии, но очень информативными в отношении понимания специфики пись­ма у детей с ЗПР, являются исследования Р. Д. Тригер (1972— 1987, 2001). Автор дает количественный и качественный ана­лиз ошибок, встречающихся в письменных работах перво­классников с ЗПР. Виды ошибок; замены гласных и согласных букв, пропуски букв, слов, слияния и «разрывы» слов и др. свидетельствуют о том, что около половины из них не связаны с незнанием грамматических правил. Характер и количество ошибок в диктантах детей с ЗПР (от 2-х до 34-х) позволяют судить о трудностях в усвоении письма школьниками с ЗПР и, следовательно, предположить, что у многих детей эти затруднения в дальнейшем перерастут в дисграфию.

Причины и патологические механизмы дисграфии у младших школьников с ЗПР рассматриваются разными авторами неоди­наково, однако противоречий во взглядах исследователей нет. Каждый подход в понимании природы нарушения письма у данной группы детей лишь дополняет предшествующие и вносит свой вклад в более полное представление о дефекте.

Большинство авторов отмечают, что дисграфия положитель­но коррелирует с дефицитом многих психических функций и процессов у детей с задержкой развития. Так, в работах Ю. Г. Де­мьянова и В. А. Ковшикова (1967—1970) делается предположе­ние о том, что расстройства письма у учащихся с ЗПР обусловлены не столько нарушениями устной речи, сколько недостаточно­стью внимания, зрительного гнозиса, памяти, а также сукцессивных процессов, слабость которых препятствует формирова­нию функции последовательного рядообразования, столь важ­ной для процесса письма. Дисграфии могут быть связаны у школьников с ЗПР и с недостаточностью отдельных сторон зри­тельных и слуховых функций, с избирательной неполноценно­стью сложных форм анализа и синтеза структуры слов и предло­жений, с нарушениями мнестических процессов.

Е. В. Мальцева (1991) отмечает связь нарушений письма с дефектами устной речи детей с ЗПР. В письменных работах школьников с нарушениями речи автор наблюдала большое количество ошибок, обусловленных неполноценностью фоне­матического анализа, недостаточной сформированностью у детей лексики и грамматического строя речи.

И. Ф. Марковская (1982) связывает расстройства письма у младших школьников, в задержке психического развития ко­торых преобладает недоразвитие эмоциональной сферы, с по­вышенной истощаемостью и нестойкостью внимания, негру­бой недостаточностью кинестетических и кинетических основ движений и действий, фонематического слуха и зрительно-пространственных синтезов, недостаточностью слуходвигательных основ речи и слабостью речеслуховых связей. У детей, в задержке психического развития которых преобладает нару­шение высших психических функций, автор связывает дисгра­фию как с дезавтоматизацией навыка письма и нестойкостью внимания, так и с трудностями различения детьми фонем, неполноценностью графических образов букв, явлениями оральной диспраксии.

В.И.Насонова (1979) с позиции психофизиологического подхода объясняет нарушения письма у детей с ЗПР недораз­витием у них процессов межанализаторного интегрирования, позволяющего осуществлять сложное перекодирование при соотнесении стимулов разных модальностей (звуков и букв). Преобладание нарушений слуходвигательных, зрительно-дви­гательных или слухозрительных связей, по данным автора, со­относится с проявлениями затруднений в письме и характером ошибок. При этом у одних детей наблюдается яркая недоста­точность звукового анализа, у других — выраженные трудно­сти соотнесения звуков с буквами. В исследовании М. Ш. Адиловой (1988) связь неполноценности психомоторики детей с ЗПР обусловливается трудностями и нарушениями в усвоении ими моторных навыков, формируемых при обучении письму.

Таким образом, имеющиеся во многих работах сведения о нарушении письма у учащихся с ЗПР являются важными и в теоретическом и в практическом аспектах. Они свидетельст­вуют о большой распространенности дисграфии среди млад­ших школьников с задержкой развития, разнообразии причин, обусловливающих это нарушение, о неоднородности его ме­ханизмов и комплексности симптоматики.

Наши рекомендации