Стиль лидерства. классические и современные представления.

Выделяют три стиля лидерства (выделил К. Левин): авторитарный, демократический и попустительский (либеральный).

Каждый стиль имеет две стороны: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. тогда можно расписать каждый из трех стилей по двум характеристикам:

Стили лидерства Содержательная сторона Формальная сторона
Авторитарный стиль 1. дела планируются заранее во всем их объеме 2. определяются лишь непосредственные цели, дальние – неизвестны 3. голос руководителя - решающий 1. деловые краткие распоряжения 2. запреты без снисхождения, с угрозой 3. четкий язык, неприветливый тон 4. похвала и порицания субъективны 5. эмоции не принимаются в расчет 6. позиция лидера – вне группы
Демократический 1.мероприятия планируются не заранее, а в группе 2.за реализацию предложений отвечают все 3.все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются 1. инструкции в форме предложений 2. не сухая речь, а товарищеский тон 3. похвала и порицание – с советами 4. распоряжения и запреты – с дискуссиями 5. позиция лидера – внутри группы
Попустительский 1.дела в группе идут сами собой 2.лидер не дает указаний 3.разделы работы складываются из отдельных интересов или исходя от нового лидера 1.тон – конвенциональный 2.отсутствие похвалы, порицаний 3.никакого сотрудничества 4.позиция лидера – незаметно в стороне от группы

Однако принятая терминология вносит ряд трудностей в ис-следования, именно в силу возможных коннотаций и ассоциаций. Нужноочень точно обозначать всякий раз, что имеется в виду, когда речь идет об«авторитарном», «демократическом» или «попустительском» стиле лидер-ства. Ряд авторов предлагают вообще отказаться от этой терминологии иввести новые обозначения, чтобы исключить недоразумения. Так, например,вводятся определения «директивный», «коллегиальный» и «разрешитель-ный» (либеральный) стиль (Журавлев, 1977, С. 116), хотя очевидно, что пси-хологический рисунок обозначенных стилей сохраняет известную стабиль-ность.

Поэтому прежде всего нужно отдать себе отчет в том, что обозначаеткаждый из выделенных Левиным стилей лидерства. Естественно, что ни эта схема, ни какая-либо другая не могут охва-тить все стороны и все проявления стиля лидерства. Можно идти по путиеще большего усложнения схемы, что и делается в практике эксперимен-тальных исследований. Например, названы такие типы лидеров: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоциональ-ного настроя, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Многие изэтих характеристик могут быть с успехом отнесены и к руководителю. Од-нако суть проблемы заключается в том, что сам феномен лидерства еще неописан достаточно полно, прежде всего не выяснены до конца различия впозиции лидера и руководителя. В вопросе о стиле лидерства эта недоработ-ка чувствуется особенно сильно.

В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются истиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначен-ные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определе-ния стиля руководства.

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивида социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Социализация – это процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которых он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт.В ходе онтогенеза человек все больше включается во все большее количество социальных институтов, поэтому перед ним встает необходимость соответствовать предъявляемым ему требованиям, принимать нормы и ценности тех групп и институтов, в которых он взаимодействует, находить средства удовлетворения имеющихся потребностей в соответствии с нормами и возможностями данных групп и социальных институтов.

Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Процесс соц-ции представляет собой совокупность всех соц-х процессов, благодаря которым индивид усваивает опред.систему норм и ценностей. Механизмами социализации являются: подражание, обуславливание, рационализация, редукция когнитивного диссонанса, воспитание, обучение, принуждение и т.д.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых осуществляется это становление: деятельность, общение, самосознание.

Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельностей. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации так же со стороны его расширения и углубления. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что касается углубления общения, то это, прежде всего, переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, то есть умение ориентироваться на партнера,, более точное его восприятие. Наконец, третья сфера социализации – развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я.

Экспериментально установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Выделяют два основных свойства самосознания: самосознание – это процесс понимания личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности; развитие самосознания в ходе социализации – процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Многие зарубежные авторы рассматривают в качестве стадий социализации периоды детства, отрочества и юности. Но в последние годы все чаще ставится вопрос о том, что и зрелый возраст надо включать в стадии социализации.

Если основанием для классификации стадий служит отношение к трудовой деятельности, то можно выделить три основные стадии(Андреенкова):

1.дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на две подстадии:

a)ранняя социализация, охватывающая время от рождения до поступления ребенка в школу;

b)стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (школа, ВУЗ).

2.трудовая стадия охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности.

3.послетрудовая стадия.

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Но сам набор средств можно свести к следующему: нормы, ценности и знаки. То есть общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков.

Наши рекомендации