Легкие общественно опасные деяния
■ Сергей Ф., 17 лет (проходил экспертизу на стражном судебно-психиатрическом отделении судебно-медицинской экспертной службы Санкт-Петербурга)
Подэкспертный родился девятым ребенком в асоциальной семье (родители алкоголики, рано погибли). Воспитывался в детских домах и интернате, закончил 8 классов вспомогательной школы. Затем направлялся в ПТУ до специальности «маляр», но не смог там учиться. Из-за невозможности найти работу совершил кражу. В 1990 г. в возрасте 9 лет находился в детской психиатрической больнице с диагнозом «выраженная дебильность, аффективно-волевая неустойчивость, эпилептиформный синдром». С тех пор 3 года непрерывно помещался в эту же больницу но причине многократных побегов из интерната. В 1995 г. отмечена суицидная попытка (вскрыл вены).
На амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе (АСПЭ), несмотря на заключение о сниженном интеллекте до степени легкой дебильности, возникли сомнения в данном выводе в связи с более глубокими нарушениями интеллекта в клинической картине. Наряду с этим бабушка подэкспертного утверждает, что «он прикидывается умственно отсталым». Таким образом, сосуществуют параллельно три различные точки зрения на уровень развития интеллекта в рассматриваемом примере: 1)низкое нормальное интеллектуальное развитие (возможно: пограничная умственная отсталость, это вариант нормы); 2) умственная отсталость в степени, не лишающей его способности к ОРД; 3) нарушения интеллекта, лишающие его к способности к ОРД.
Внешне подэкспертный грацилен, со множественными органическими стигмами, свидетельствующими о пренатальной патологии (микроцефалия, левостороннее сдавление черепа с искажением лицевой части, небольшая разница размера глазных щелей, микроочаговая неврологическая симптоматика, обнаруженная невропатологом). В процессе обследования явно хотел выглядеть умным, солидным, работоспособным, очень старательным, «взрослым», ответственным человеком.
Далее следует текст заключения по экспериментально-психологическому обследованию, представленного на комиссию. Акцентируем внимание на том, что текст заключения выделен шрифтом, отличным от шрифта основного текста, а комментарии к нему, дающиеся психологом на комиссии в устной форме, набраны обычным шрифтом.
Испытуемый контактен, беседует охотно, добродушен, очень отзывчив на хорошее отношение и на похвалу. Эмоциональные реакции инфантильные — очень непосредственные, живые, с детской мимикой; при выполнении пиктограмм рисует с увлечением, мгновенно теряя смысл задания и переключаясь на творческий процесс (признак нецеленаправленности деятельности, слабого удержания истинной цели и быстрого переключения на частные).
Все описанное является аргументацией отсутствия установочного поведения или желания исказить результаты, а также незрелости волевых процессов, психического инфантилизма. Обычные дети с 12- 14 лет не воспринимают задание «Пиктограммы» как творческий самодостаточный процесс, а работают быстро и деловито, имея доминирующим мотивом удобство запоминания. Мнение родных и близких о рентном поведении подростков (и даже взрослых с ослабоумливающим процессом) не лишено оснований. Аггравация в быту — нередкое явление у пациентов.
Скрыл факт психометрического обследования, хотя в процессе работы радостно узнает знакомые задания и с удовольствием их выполняет, будучи уверенным в успешности (из-за чего полученная общая интеллектуальная оценка оказалась выше на три балла, чем при обследования на АСПЭ, квалификации интеллектуального уровня это не изменило).
Здесь также ясно отсутствие аггравации, во всяком случае в процессе обследования. Подэкспертный явно мотивирован на успех, желает показать свою интеллектуальную состоятельность, но умения скрыть свое недавнее знакомство с заданиями не хватает (инфантилизм). Кроме того, поскольку на амбулаторной экспертизе была получена другая оценка интеллектуального уровня, это следует отразить в заключении.
Речь несколько торпидна, с грубыми нарушениями правильности произношения (иногда орфографическая, с произношением по написанию, чаще с вставлением дополнительных согласных), на фоне усталости или напряжения становится скандированной, появляются трудности в выборе слова, с моторной стороны дизартрична.
В этом фрагменте видно, что эксперт-психолог должен владеть основными понятиями логопедии, педагогики начальной школы и дефектологии, то есть иметь навыки работы в детской патонейропсихологии. Если имеется навык диагностики типа речевых нарушений, их можно описать подробнее и указать их роль и вес в окончательном клинико-психологическом диагнозе. Латентные формы афазических нарушений (имеются в виду корковые поражения) также могут быть, хотя в отчетливый нейропсихологический синдром такие множественные проявления укладываются довольно редко.
Из этого скромного описания ясно, что имеет место органическое поражение ЦНС или, возможно, нейронсихологический синдром пре- или перинатального генеза. Отчетливо проявился и астенический радикал (при внешне стеничном поведении).
Экспериментально-психологические задания выполняет старательно, с ориентацией на успех, упорен и настойчив при выполнении простых заданий, но очень утомляем в процессе обследования. Активно интересуется успешностью своей работы и очень доволен при положительном ответе. Инструкции простые понимает сразу, но посложнее — поэтапно.
Здесь описана высокая мотивация к работе, что тоже является признаком отсутствия аггравации. Отмеченная утомляемость и фазовые состояния — опять признак органических нарушений. Поэтапность усвоения сложных инструкций — признак как интеллектуальных затруднений, так и возможных нарушений объема внимания (как будет следовать из дальнейших строк заключения — это сочетание того и другого).
Аттентивно-мнестические процессы грубо не нарушены, но существенно изменены по органическому типу (астенический вариант): при нормальном объеме внимания и достаточной помехоустойчивости в условиях гомогенной интерференции имеется истощаемость; инструкция к сенсибилизированной пробе не усвоена из-за интеллектуальных затруднений. Мнестические процессы грубо не нарушены — при объеме кратковременной памяти на нижней границе нормы, мнестическая кривая устойчива и достаточно продуктивна, несмотря на очень торпидное воспроизведение.
Выраженный астенический радикал генерирует и флуктуации поведения испытуемого в быту — в одних ситуациях стеничен и проявляет более высокие интеллектуальные возможности, в других — ведет себя как ярко выраженный «органик» с нарушением волевой и интеллектуальной регуляции своей деятельности.
Когнитивные процессы сформированы слабо. Интерпретация идиом на уровне пословиц только тавтологическая, метафоры трактует только буквально. Сравнение пар понятий производит преимущественно на перцептивном уровне, редко давая частные признаки в очень примитивной формулировке, один раз дал хорошо известное родовое понятие («Вовощи»).
Нередко пример прямой речи (в данном случае вместо слова «Овощи» — искаженное «Вовощи») оказывается наиболее убедительной аргументацией для последующих выводов.
В прямой пробе на родовое понятие после помощи смог найти два таких обобщающих слова, но доминирует уровень обобщения только по частным признакам. В пробе «Исключение четвертого» быстро дал категориальные ответы в первых двух заданиях (хорошее знакомство), но остальные решает крайне неровно, с «мерцающим» уровнем мышления: то давая перечисление свойств, то называя признак исключенного, то правильно обобщая по частным признакам («Все часы тикают, а копейка нет»). Выполнение пиктограмм практически недоступно (описано ранее). Чтение медленное, почти по слогам, орфографическое, почти нет орфоэпического, без интонационных знаков препинания, не замечает нелепо прочитанных слов, понимание прочитанного только глобальное. Письмо аграмматичное, часто фонетическое, но почерк правильный, автоматизированный (несмотря на то, что на фоне утомления появляется огрубленная моторика рук). Проба «Дом—дерево—человек» выполняется без признаков установочного поведения.
Следует обратить внимание, что качественный анализ выполнения проб на вербальное мышление при патопсихологическом обследовании свидетельствует об имбецильности, несмотря на неплохую сформированность письменной речи.
В практике экспертной работы выявился интересный факт. Когда- то неспособность обучиться школьным навыкам письма и чтения являлась основанием для диагностики имбецильности. Коррекционные технологии современности позволяют сформировать достаточный навык чтения и письма даже у легких имбецилов. У нас имелся случай 20-летней девушки-подэкспертной (систематические кражи и антисоциальное поведение) с несомненной имбецильностью, которая даже писала довольно грамотно.
Рисуночные тесты в контексте интеллектуальной диагностики интерпретируются не с точки зрения личностных свойств, проективных механизмов и невротических комплексов. Здесь важен аспект когнитивной зрелости, для чего полезен навык оценки по системе Гудинаф—Харриса теста «Нарисуй человека» (С. С. Степанов, 1994). Впрочем, это слишком разветвленная схема, мы пользуемся сокращенной схемой, разработанной А. Н. Корневым для рисунка «Дом—дерево-человек», показателя которой вполне достаточно в наших целях (см. список литературы).
Особо обращаем внимание, что использовать рисунок человека из общего рисунка «Дом—дерево—человек» нельзя. С изменением в субъективном (перцептивном) пространстве позиции человека с центральной фигуры, занимающей всю площадь листа, на малую часть композиции снижается детализированность изображения, что не позволяет применить категории системы Гудинаф—Харриса. Проще говоря, изменение общих пропорций композиции в целом меняет и положение человека в ней — это уже не самодостаточная фигура, репрезентирующая в своем микрокосме «образ Мира» субъекта с эгоцентричными осями координат, как и положено в неискаженном самосознании, а только часть Космоса, вступающая во взаимодействие с другими его компонентами и недостойная деталей своего ничтожного бытия. В целях получения диагностически значимого рисунка человека мы просим нарисовать его «Отдельно — большого, красивого, на весь лист».
Использовать же рисунки для диагностики личностных свойств (и тем более невротизирующих проблем и невротических комплексов) можно лишь в консультативной практике и исследовательской работе, но не для обоснования экспертного вывода в области судебной экспертизы.
Техника чтения в настоящее время может быть оценена в довольно стандартных категориях. Мы для этого применяем тест Матейчека— Корнева (тест Матейчека в модификации и адаптации на нашей популяции детей А. Н. Корнева).
При психометрическом исследовании интеллекта обнаруживается крайне низкий уровень общей осведомленности; социальная ориентация чуть лучше, хотя в данном субтесте выявилось, что уровень мышления и степень осознания явно выше возможностей экспрессивной речи. Счетные операции второго порядка не сформированы совсем, не знает даже фрагментов таблицы умножения, операции на сложение в пределах двадцати выполняет на наглядно-действенном уровне, но быстро; на вычитание — с трудом. Субтест на уровень обобщения является самым высоким среди вербальных в силу привычности и хорошей известности испытуемому задания. Дефинитивное мышление крайне слабое — определения только на дескриптивном уровне с очень примитивной формулировкой. Невербальные субтесты выполняются значительно лучше, особенно на аналитический и предметный конструктивный праксис. Вербальный интеллект на одну сигму ниже невербального, что соответствует выявившемуся в процессе патопсихологического обследования дефициту левополушарных функций по сравнению с большей сохранностью правополушарных (при ненарушенной межполушарной асимметрии головного мозга.
Интересно явное расхождение показателей патопсихологических проб (все выполнены на уровне имбецильности) и психометрии. По- видимому, общая стеничность испытуемого, возможная мотивированность в процессе учебы, неплохие мнестические способности (которые проявились в обследовании) обусловили хорошую (относительно, конечно) сформированность школьных навыков, проявившуюся при психометрии. Но это уже область субъективных экспериментаторских интерпретаций, не подкрепленных научными данными.
Отсюда ясно, что следует совмещать, особенно в спорных случаях, патопсихологическое обследование с психометрическим, а для понимания и интерпретации этих случаев необходимо владеть категориальным аппаратом нейропсихологии. В особо сложных и спорных случаях можно провести и нейропсихологическое исследование, но для этого требуется специалист с соответствующим навыком работы (нейропсихолог). Дилетантизм в данной сфере деятельности недопустим.
Заключение — нейродинамика изменена по органическому типу (астенический вариант, сочетающийся с торпидностью); интеллект соответствует уровню глубокой дебильности; имеются выраженные признаки психического инфантилизма. Использованные методики — исследование аттентивно-мнестических процессов; исследование вербального мышления, пиктограммы; тест на технику чтения и письма; полное психометрическое исследование интеллекта по батарее Векслера; тест «Дом—дерево—человек».
Оценка по WAIS— 64 / 74 = 66 (первая цифра — вербальный интеллект, вторая — невербальный, после знака равенства - общий 1Q).
Таким образом, как видно из приведенного заключения, у подэкспертного Сергея Ф. имеет место сочетание глубокой степени дебильности со значительным психическим инфантилизмом, не соответствующим его хронологическому 17-летнему возрасту. Есть и «органические изменения личности», как сказано в психиатрическом заключении.
То есть у подэкспертного обнаружено три категории глобальных нарушений (органические нарушения, дефектный интеллект и инфантилизм), что в настоящее время полностью лишает его способности осознавать и понимать значение своих действий, правильно регулировать свою деятельность в соответствии с правовыми нормами (лишает способности к ОРД. как сокращенно выражаются специалисты).
■ М а к с и м С., 17 л е т
Мальчик из не очень благополучной семьи, родители алкоголизировались, воспитанием не занимались, но прямых нарушений закона в семье не отмечается. С детства многократно поступал в психиатрическую больницу на детское отделение с диагнозом «органическое сражение головного мозга с психопатоподобным поведением», почему и имеет инвалидность второй группы.
При психологическом обследовании в ПБ был выставлен патопсихологический диагноз «умеренно выраженные органические изменения нейродинамики, интеллект развит на уровне пограничной умственной отсталости», хотя поведение мальчика явно не соответствовало его возрастной норме, а трудности обучения даже в спецклассе (вспомогательная программа) заставляли предполагать значительно сниженный интеллект.
Исследование когнитивных процессов показало, что школьные трудности обусловлены не низким интеллектом, а нейродинамическими помехами (трудности сосредоточения, неусидчивость, быстрая утомляемость).
На экспертизу попал вследствие многочисленных краж и сомнений в интеллектуальной достаточности. При неврологическом обследовании у испытуемого обнаружилась метеопатия (головные боли «другие вегетативные реакции при изменении метеорологических условий), ортостатические головокружения и другая вегетативная симптоматика. На приеме у психолога радостно узнал привычную обстановку психологического обследования и некоторые тесты, в беседе живой, непосредственный, с крайней инфантильностью мотивов и полным равнодушием к своему будущему.
Испытуемый активен, старателен, ориентирован на успех, без признаков негативизма или установочного поведения. Несмотря на многократные обследования в прошлом, конкретные задания не помнит. Из-за легкого клонического заикания временные ограничения в психометрической методике в вербальной части снижены. Испытуемый крайне импульсивен, с очень неустойчивым эмоцио-нальным состоянием, с колебаниями уровня мышления (фазовые состояния органика). Плохо переносит монотонную деятельность, легкую даже для его интеллектуального уровня, раздражается. Очень утомляем. При внешней подвижности работает медленно, также замедленно усваивает инструкции. При напряженной работе наблюдается неусидчивость, доходящая до акатизии.
В данном описании видны выраженные органические изменения, несмотря на то, что когнитивные процессы сформированы значительно лучше. Сочетание ярких органических изменений нейродинамики и поведенческих проявлений с неожиданно более сохранными (или лучше сформированными) когнитивными процессами - указание на преимущественно подкорковое поражение. К сожалению, предъявить количественные параметры такого сочетания сейчас невозможно, эти критерии приобретаются в процессе длительной профессиональной диагностической практики в области психиатрии.
Аттентивно-мнестические процессы умеренно изменены по органическому типу — объем внимания снижен, затруднена врабатываемость, резко падает продуктивность работы при гомогенной интерференции. При высоком объеме кратковременной памяти кривая запоминания — истощающаяся с привнесением лишних слов. Не выполняется проба Пиаже на родо-видовые конструкции.
Проба Пиаже в данном возрасте и при пограничной умственной отсталости (см. вывод) должна выполняться однозначно. Но в данном случае ее недоступность, видимо, обусловлена сниженным объемом внимания и общими нарушениями нейродинамики органического генеза (фазовые состояния).
Переносный смысл идиом доступен на уровне пословиц не только простых, но и средней сложности, хотя и хорошо знакомых. Сравнение пар понятий выполняет на обобщение по родовому понятию, но дифференцирует по частным и перцептивным признакам, уровень обобщения — самый высокий субтест в вер-бальной части профиля интеллекта. «Исключение четвертого» выполняется правильно, доступны задания средней сложности. Несмотря на частичное знание таблицы умножения, счетные операции второго порядка заменяет на сложение. Общая осведомленность крайне низкая, ниже общего интеллектуального уровня и социальная ориентация. Западают графомоторный субтест и внимание. Интеллект в целом на уровне пограничной умственной отсталости.
В описании виден очень сильно диссоциированный профиль интеллекта — перепады по субтестам доходят до 7-8 баллов, да и качественные уровни когнитивных операций крайне неравномерны. Все это показатели выраженного органического поражения ЦНС. Возможно, эта симптоматика и сложилась бы в определенный нейропсихологический синдром, но такая работа не являлась целью в текущей экспертной работе.
В суждениях и поведении инфантилен. Несмотря на знание некоторых социальных норм, не применяет их в жизни (как и знание таблицы умножения не применяется в решении задач). Субтест на социальную ориентацию ниже интеллектуального уровня.
Заключение — нейродинамика с умеренно выраженными органическими изменениями; интеллект — пограничная умственная отсталость; психический возраст не превышает уровня 14 лет.
Использованные методики — исследование аттентивно-мнестических процессов; исследование вербального мышления; полное психометрическое исследование интеллекта Векслера; тест Рейвен.
IQ по WAIS-82/ 75 = 78.
Комиссия поставила диагноз: «Органическое поражение головного мозга с выраженными изменениями личности в степени, лишающей способности правильно осознавать и...» (далее для краткости будем писать: в степени, лишающей ОРД или ограничивающей способности к ОРД).
Следует заметить, что в дальнейшем не исключена и компенсация имеющихся нарушений по мере «дозревания» психофизиологических процессов, но при дополнительных значительных вредностях (тяжелые черепно-мозговые травмы [ЧМТ], повторные ЧМТ, тяжелые соматические астенизирующие заболевания и т. п.) возможно и резкое ухудшение. Эти замечания имеют смысл при рецидивах криминального поведения и, как следствие, повторных СПЭ.
Здесь видим, что присутствуют две глобальные категории (органика и инфантилизм), что также позволило экскульпировать подэкспертного («вывести за пределы вменения вины»).
■ Алексей Т., 16 лет
Испытуемый в детстве трижды госпитализировался в детское отделение психиатрической больницы, где в 1990 г. (в И лет) проходил и психологическое обследование, в котором выявились легкие органические изменения астенического типа, истероидные черты характера и интеллект, соответствующий умеренно выраженной дебильности.
Окончил 5 классов вспомогательной школы, ушел из нее, нигде не работал, вел асоциальный образ жизни. В 1992 г. (в 13 лет) после нескольких краж проходил судебно-психиатрическую экспертизу, которая определила ему невменяемость на основании наличия олигофрении и выраженного психического инфантилизма. В 1995 г. после повторных краж проходил амбулаторную СПЭ, которая нашла умеренно выраженную дебильность, но не определила психический инфантилизм и из-за противоречивости информации, необходимой для экспертных выводов, направила его на стационарную СПЭ.
Испытуемый контактен, активен, очень импульсивен, множество опережающих реакций никак не корректирует. Эмоциональные реакции несколько инфантильны. Обследование 1990 г. помнит плохо, только конструктивные задания. В работе (в отличие от данных 1990 г.) ориентирован на успех, дает хорошее волевое усилив при затруднениях. Аттентивно-мнестические процессы имеют легкие органические изменения астенического характера (при нормальном объеме внимания наблюдается истощаемость снижена переключаемость, из-за чего не выполнена сенсибилизированная проба при доступности инструкции; память в норме). Церебрастенические явления, описанные в 1990 г., практически компенсированы.
Видимо, именно отсутствие волевого усилия и более значительные, чем в настоящее время, астенические нарушения нейродинамики обусловили и более низкий результат при исследовании когнитивных процессов в 11 лет. Кроме того, именно астенические (церебрастенические) нарушения успешнее всего компенсируются с возрастом и в процессе лечения.
Тем не менее наблюдаются колебания уровня мышления, особенно на фоне утомления, мышление носит органоидный характер. Переносный смысл идиом на уровне метафор доступен, но пословицы правильно интерпретирует только простейшие, хорошо знакомые, остальные — буквально. Сравнение пар понятий производит крайне неровно, применяя как родовые понятия, так и частные признаки, не дифференцируя их. «Исключение четвертого» выполняет только в простейших заданиях, доступных при легкой дебильности. Чтение медленное, с ошибками, неправильными прочтениями длинных слов, часто по догадке, без знаков препинания и интонаций, техника чтения соответствует уровню интеллекта. Письмо значительно слабее и, вероятнее всего, отражает педагогическую запущенность и собственное негативное отношение к обучению. Полное психометрическое исследование дает довольно равномерный профиль интеллекта с наиболее успешными субтестами на уровень обобщения и аналитический конструктивный праксис на уровне легкой дебильности. Счетные операции второго порядка не автоматизированы (хотя понимание смысла умножения и деления есть), некоторые задания на счет выполнены со значительным превышением времени (не учитываются при оценке). Остальные субтесты выполнены на уровне умеренно выраженной и даже глубокой дебильности. Вербальный интеллект незначительно превышает невербальный. Общая оценка соответствует легкой дебильности.
Из личностных особенностей обращает на себя внимание довольно низкая самооценка (при внешне уверенном поведении), очень высокая эмоциональная лабильность, высокая внушаемость, довольно богатая речь, не соответствующая реальным интеллектуальным возможностям, легкомыслие (знает свой прогноз, но переживает грядущее наказание очень формально), низкое чувство ответственности даже за себя. Ранее описанные истероидные черты в настоящее время не проявились, а заполнение личностных опросников для обнаружения тонких характерологических особенностей невозможно из-за дефектного мышления.
Заключение — аттентивно-мнестические процессы имеют легкие органические изменения астенического характера; интеллект — легкая дебильностъ; психический инфантилизм.
IQ по WAIS — 73 / 69 = 69. На комиссии было решено, что психический инфантилизм носит неглубокий характер и, скорее всего, обусловлен истероидными чертами характера. Легкая дебильность не нарушала способности испытуемого к ОРД (вопрос об ограниченной способности тогда еще не стоял).
Таким образом, имеется одна категория глобальных нарушений — легкая дебильность (или, условно, «полторы», если считать и легкую органику астенического типа). Способность к ОРД в данной криминальной ситуации сохранна.
В настоящее время можно было бы рассуждать о рекомендации применения статьи 22 об ограниченной вменяемости в соответствии с ныне действующим УК. На этом этапе эксперты должны будут выбирать решение из двух вариантов:
1) полностью осознавал и регулировал... (полная способность к ОРД);
2) не полностью... (тогда суду рекомендована статья 22).
Методологически центральное для судебной экспертизы учреждение — Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского — в своих методологических разработках рекомендует полную неспособность к ОРД определять на психиатрической экспертизе, а ограниченную — на психологической.
■ Николай Б., 16 лет
Подэкспертный окончил 6 классов вспомогательной школы, девять раз госпитализировался в детскую психиатрическую больницу. Профессиональное психологическое обследование не проводилось ни разу, а записи в историях болезни отражают отдельные психологические пробы сразу в оценочных категориях «плохо — справился», поэтому проанализировать динамику когнитивных психических нарушений невозможно. Постоянно совершал кражи, употреблял наркотики. По причине многократных поступлений в ПБ направлен на СПЭ.
Испытуемый спокоен, старателен, ориентирован на успех, без признаков установочного поведения. В суждениях несколько легковесен, но психического инфантилизма нет. Некоторые задания узнает (ранее многократно их делал), но конкретного содержания не помнит.
Это опять аргументация отсутствия сознательных попыток исказить результаты.
Аттентивно-мнестические процессы грубо не нарушены, но несколько неустойчиво внимание и чуть торпидна кривая запоминания.
Действительно, в специальных пробах выраженные органические явления не обнаружены, а те, что все же имеют место, вполне могут быть обусловлены систематической наркотизацией, а не собственно морфологическим деструктивным процессом. Тем не менее при исследовании когнитивных функций проявились очень существенные признаки резидуальной органики, вероятнее всего, кортикальной локализации.
Недоступна проба Пиаже на родо-видовые конструкции. Интерпретация идиом доступна только на уровне простейших метафор, трактовка пословиц невозможна. Процесс сравнения пар понятий очень снижен — обобщает только при помощи, доступны только перцептивные признаки, дифференцирует также по перцептивным, но превалирует функциональное сравнение. Недоступно выполнение пробы «Исключение четвертого», дает конкретно-ситуационные суждения. Также не может выполнить перечисления автоматизированного ряда (месяцы).
Выполнение этих проб производится на уровне глубокой дебильности, а некоторых — и имбецильности (диссоциация значительна).
Счетные операции второго порядка не сформированы (задачу в прямой формулировке на умножение решил, но в инверсной не может, таблицу умножения не знает). Дефинитивное мышление только тавтологическое, вербальный интеллект развит на уровне умеренно выраженной дебильности,
Здесь следует отметить, что в данном профиле Векслера вербальный интеллект поднялся за счет пробы на кратковременную вербальную память («Перечисление цифр») и социальную ориентацию (субтест II).
Техника чтения несколько выше уровня интеллекта, как и вообще процессы, тренированные в школе, развиты лучше остальных (счет и обобщение). Невербальные субтесты выполнены гораздо лучше, невербальный интеллект соответствует пограничной умственной отсталости. Профиль интеллекта в целом очень диссоциативен (типично для резидуальной органики). Общая формальная оценка соответствует легкой дебильности, хотя качественные особенности — умеренно выраженной дебильности.
Заключение — нейродинамика без грубых нарушений; интеллект — умеренно выраженная дебильность.
IQ по WAIS -66/79 = 70.
В тексте заключения указано, что некоторые задания подэкспертный делал многократно. Имеются в виду вербальные задания, предъявляющиеся обычно как психиатрами и педагогами, так и психологами.
Обращает на себя внимание значительный разрыв (полторы сигмы) вербального интеллекта и невербального. Это типично для резидуально-органических кортикальных поражений (повторные ушибы головного мозга, энцефалиты и т. д.); подкорковых нарушений (явных нарушений нейродинамики) не отмечается. Здесь понятна и роль психометрии интеллекта, без которой эти явления не были бы обнаружены.
Общая оценка уровня интеллекта соответствует качественным характеристикам вербального мышления, поскольку это определяется психолого-педагого-психиатрической традицией, но соотношение поведенческих особенностей, способы общей оценки интеллекта при существенной диссоциации отдельных когнитивных процессов или вер-бального и невербального интеллекта требуют тщательного и массивного академического исследования, прежде чем можно будет ввести их в экспертную практику.
Диагноз и вывод комиссии: «Последствия органического поражения головного мозга с умеренно выраженными изменениями личности и склонностью к наркотизации и алкоголизации. Имеющиеся отклонения не нарушают способности к ОРД».
Как видим, и здесь присутствует только одна глобальная категория — последствия органического поражения со снижением интеллекта. Хотя случай спорен — как нам кажется, все же интеллект не сформирован изначально, а степень его дефектности все же ставит под со-мнение способность испытуемого к ОРД.
ООД средней тяжести
■ Александр 3., 17 лет
Окончил 6 классов вспомогательной школы. С детства из-за грубых психопатоподобных нарушений поведения помещался в ПБ с диагнозом «Органическое поражение головного мозга с изменениями личности». Поведение всегда носило брутальный характер — груб, жесток, непредсказуем в поведении, мучил животных (описывает мать). В бытовом поведении часто отмечались черты более детские, чем это присуще его возрасту. К уголовной ответственности привлечен из-за злостных хулиганских действий с насилием над личностью.
Испытуемый многословен, долго рассказывает об обстоятельствах деликта, не дифференцируя существенное и несущественное. В поведении инфантилен. При выполнении заданий волнуется, появляется подкорковый тремор рук, но работает старательно, с ориентацией на успех.
Очень выраженное, заметное в поведении негативное влияние эмоционального напряжения на эффективность деятельности уже указывает на возможную органическую почву (на данном контингенте; в нормативной популяции это явление может иметь и иные корни — кроме латентной формы астенического варианта психоорганического синдрома, сенситивные черты характера, высокую мотивацию по закону Йеркса—Доджсона, невротические образования и т. д.). Но крупный тремор предплечий и даже всего тела все же почти однозначен в отношении органики.
Аттентивно-мнестические процессы органического типа: очень низкий объем внимания с истощаемостью, резко падает продуктивность при гомогенной интерференции, недоступна сенсибилизированная проба, торпидна мнестическая кривая.
Подкорковый тремор рук, выраженные органические изменения нейродинамики, наличие многочисленных органических стигм в строении черепа и соматической конституции (телосложении) — признаки генетической или перинатальной патологии, но при обилии таких при-знаков нередко бывают достаточно сохранны когнитивные процессы, но это требует экспериментально-психологической проверки.
Когнитивные процессы не сформированы: интерпретация идиом только тавтологическая, сравнение пар понятий производит по перцептивным признакам или дает ситуационные объединения. Даже прямая проба на родовое понятие выполнена не полностью. Проба «Исключение четвертого» недоступна (дает речевой штамп «Вещи»). Письмо не автоматизировано, пишет медленно с фонетическими ошибками. Чтение также слабо автоматизировано, часто по догадке, с низкой скоростью. Сложные слова читает практически по слогам. Автоматизированные ряды (месяцы, дни недели) называет медленно, обратное перечисление дает с трудом. Смутно помнит фрагменты таблицы умножения, но операции второго порядка не сформированы. Тем не менее среди вербальных субтест на счетные операции — самый высокий. Дефинитивное мышление практически отсутствует, дает оценочные определения («Это красивое», «Это когда холодно»). Крайне слаб сукцессивный гнозис. Единственный субтест, выполненный на уровне нормы, — предметный конструктивный праксис, что и поднимает невербальный интеллект до уровня умеренно выраженной дебильности. Общая оценка уровня интеллекта — глубокая дебильность.
Заключение — аттентивно-мнестические процессы органического типа; интеллект развит на уровне глубокой дебильности; выраженный психический инфантилизм.
Использованные методики — исследование нейродинамики; исследование вербального мышления, тест ДДЧ, тест на технику чтения, проверка навыка письма; полное психометрическое исследование интеллекта Векслера, интеллектуальный тест Рейвена.
IQ по WAIS — 58/68 = 60.
Решение комиссии — «Органическое поражение головного мозга с выраженным эмоционально-волевым и интеллектуальным снижением», полностью неспособен к ОРД.
Закравшееся в решение комиссии некорректное выражение «эмоционально-волевое снижение» объясняется штампом («Эмоционально-волевое и интеллектуальное снижение»). На самом деле это не собственно снижение, с феноменами падения интенсивности эмоций и общей активности, ослабления волевого усилия, отсутствия инициативности и т. д. (типичное для депрессий, эндогенных заболеваний, определенных форм фронтальных поражений и пр.); это нарушение эмоционально-волевой регуляции с чрезмерным влиянием эмоций на психическую деятельность, равно как и нарушение волевой регуляции поведения. Но такая некорректность выражения не нарушила смысла вердикта.
Здесь присутствуют три глобальных нарушения, причем все в значительной степени выраженности — выраженная органика (кроме про-явлений » психологическом обследовании, еще и много чисто медицинских показаний); глубокая дебильность; выраженный психический инфантилизм.
■ Сергей И.. 19 лет
В момент совершения инкриминируемого деяния ему было 17 лет 11 месяцев, то есть он являлся несовершеннолетним.
Окончил 6 классов общеобразовательной школы, дублировав 3-й и 6-й классы. Ушел в ПТУ, где получил специальность токаря, работал по специальности мало. Ранее судимостей не имел.
В момент ООД четверо подростков (19, 17, 17 и 16 лет) в состоянии алкогольного опьянения (степень его не верифицирована, но предполагается легкая) пристали к прохожему, затеяли драку и в результате ограбили его.
Из анамнеза известно, что в 11 лет перенес менингит, после, чего был поставлен на учет в ПНД. Далее отмечались трудности в школе и нарушения поведения в семье, поэтому был помещен в детскую ПБ. Психологическое обследование выявило интеллект на уровне погран<