Критерии оценки выполнения пробы «сравнение пар понятий»
При сравнении пар понятий следует предъявить не менее 8-10 пар, обращая внимание на то, чтобы все нары были бытовыми, хорошо известными даже детям.
Причем первый уровень сложности понятий предполагает, что предметы имеют общее отдельное хорошо известное детям свойство (все предметы должны быть знакомы детям «вживую», а не по картинкам) — «елка и ежик» («колются»), «листья и травка» («зеленые»), «мяч и яблоко» («круглые»), «флажок и роза» («красные»). Здесь процесс абстрагирования признака и объединение по нему двух предметов доступны в норме с 3-4 лет.
Второй уровень сложности предполагает, что понятия имеют предметное содержание, чувственный коррелят («стол и стул», «яблоко и груша», «ботинок и сапог», «кошка и мышка»), а объединяются понятием, которое уже не имеет реального образа (мебель, фрукты, обувь, животные).
Сложнее процесс сравнения понятий, которые сами представляют собой обобщенное родовое понятие или морально-этическую категорию — «фрукты и овощи», «ошибка и обман».
В этот же ряд последними вводятся и провокационные пробы — несравнимые пары, предлагаемые Поляковым («пробы Полякова»).
Необходимо следить, чтобы сначала предлагалось определение сходства понятий — упорное предпочтение испытуемым начинать с дифференцировки является известным диагностическим признаком органоидного мышления. Категорически произносить выражение: «Дайте общее слово», поскольку оно является прямым предложением найти родовое понятие, а это уже является другой пробой («Прямая проба на родовое понятие»). Только после обсуждения сходства понятий надо просить определить различия. Если испытуемый постоянно начинает давать различия вместо сходства, это признак или органических изменений когнитивных процессов, или низкого интеллекта, или эпилептоидного мышления в рамках эпилептоидного типа характера при нормальном уровне.
Оценка происходит следующим образом. На обобщение могут даваться:
1) перцептивные признаки (внешне описывающие объекты);
2) частные признаки — правильные, адекватно описывающие объекты;
3) родовое понятие — обобщающее слово, свидетельствующее о наличии категориального уровня мышления.
Различие (дифференцировка) может описываться:
1) на перцептивном уровне;
2) по частным признакам, не всегда играющим существенную роль;
3) по существенным признакам или различиям по функциям. В этом случае также следует провести верификацию на контрольной группе, так как некоторые простые понятия даже людьми с хорошим интеллектом обобщаются по частным признакам (то есть учитывать общепринятую норму). При имбецильности доминирует обобщение и дифференцировка по Перцептивным признакам. Редко появляются частные правильные Признаки, но обычно для хорошо отработанных в более ранних психологических обследованиях пар слов.
Индивидуумы с глубокой дебильностью обобщают на перцептивном уровне и по частным признакам, изредка возникают одно-два родовых понятия, но при многократных ретсстированиях с помощью экспериментатора (этот параметр проконтролировать довольно трудно, только по факту более ранних обследований и знанием типичных в истории педагогики и детской психиатрии вопросов). А вот при дифференцировке почему-то нередко возникают и существенные признаки (этот факт требует отдельного академического исследования). Умеренно выраженная дебильность позволяет достаточно уверенно работать по частным признакам на обобщение и частным и существенным на дифференцировку. Возникают и два-три родовых понятий в наиболее расхожих парах слов.
При легкой дебильности около 20% простых пар решаются на категориальном уровне (родовых понятий) и уровне существенных признаков. Остальные пары — слабее.
Пограничная умственная отсталость затрудняет решение в половине случаев — категориальный уровень мышления доступен в половине Ланий с более простым содержанием.
Необходимо отметить, что эта проба не дублирует собой 4-й субтест Векслера: поскольку в нем предлагается только обобщение, испытуемым не приходится переключаться на другую мыслительную операцию, и следовательно, в первой своей половине этот субтест оказывается в какой-то мере проще для выполнения; но зато предъявленный до конца с его усложнением, он может сориентировать эксперимента тора относительно доступного уровня обобщения.
Для испытуемых со значительно сниженным интеллектом и при полном отсутствии родовых понятий при обобщении следует провести так называемую прямую пробу на родовое понятие: «Какое общее слово, как они вместе называются?» Эта проба имеет смысл для выявления имбецильности и глубокой дебильности.
При наличии значительных органических стигм или значительно сниженного интеллекта можно дополнительно предъявить пробы Пиаже на родо-видовые конструкции: «У тебя имеются такие цветы — 5 роз и 3 тюльпана. Чего у тебя больше — роз или цветов?» В случае правильного ответа «цветы» следует обязательно уточнить: «А почему?» Возможен ответ: «Их в поле много» или «Так цветов вообще-то много», что явно свидетельствует о непонимании испытуемым родовидовых отношений в конкретной ситуации, непонимании иерархических отношений. Недоступность этой пробы свидетельствует о недостижении ребенком уровня школьной зрелости, у взрослых же об умственной отсталости в степени имбецильности (если доказано отсутствие установочного поведения в ситуации экспертизы).
Также при выраженной органике или значительно сниженном интеллекте целесообразно применить, автоматизированные последовательности («Автоматизированные ряды») счет до 10 или 25, перечисление дней недели и месяцев, а затем после прямого перечисления предложить их перечислить в обратном порядке. Дезавтоматизация последовательного ряда малодоступна этим категориям лиц.