Измерения беседы между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом поДж. Дьюдженталю
Измерения беседы между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом поДж. Дьюдженталю
Дж. Бьюдженгаль [2001] выделил 13 измерений, или параметров, беседы между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом.
Уровень общения
Выделяются следующие уровни присутствия собеседников во время беседы:
1. Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей. Например, психолог говорит: «Я доктор психологии». Клиент же отвечает ему в ответ: «А я успешный бизнесмен». На этом уровне зачастую люди как бы начинают соревноваться, кто выше или кто более нуждается в психологической помощи. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо. Общение сосредоточено на имидже.
2. Уровень поддержания контакта. По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже очень немного. В быту разговор на этом уровне бывает недолгим, импровизированным и сосредоточен на непосредственном деле или обмене приветствиями. Могут встречаться ритуальные шутки, но все это обезличено.
3. Уровень стандартной беседы. Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. Так беседуют старые добрые друзья и коллеги в офисе. Беседа течет легко, непринужденно, бесконфликтно. На этом уровне психологу легко собирать информацию.
4. Уровень критических обстоятельств. «Критический» означает «имеющий решающее значение». Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы произвести впечатление на психолога.
5. Уровень интимности. Отношения на этом уровне характеризуются максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог. Параллельно психолог в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что считается экстрасенсорным восприятием, или телепатией. Результатом выхода на этот уровень является возможность конфронтации с образцами собственного поведения, формировавшимися в течение всей жизни.
Межличностное давление
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 76] полагает, что давление, которое мы используем в общении с кем-то, является показателем значимости для нас этого человека. У нас нет намерения как-то повлиять на человека лишь тогда, когда мы к нему равнодушны.
Дж. Бьюдженталь [2001] создал своеобразную классификацию форм давления - от самых слабых и незаметных до наиболее интенсивных, назвав ее клавиатурой межличностного давления. Он выделил в ней четыре основные октавы: Слушание. Руководство. Инструктирование. Требование. Рассмотрим теперь подробнее каждую из этих октав:
I. Слушание. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
· Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Мне интересно то, что ты хотел бы сказать. Я пытаюсь понять это полностью. Я принимаю сейчас твои слова без того, чтобы обязательно согласиться или несогласиться. Просто скажи все это так, как ты хочешь».
· Соотношение количества высказываний: клиента побуждают говорить значительно больше, чем говорит психолог. Последний в основном старается поддержать наиболее полное самовыражение клиента и редко привносит в разговор свои собственные взгляды и размышления.
· Ориентация на субъективность: клиент с подачи психолога сам определяет, насколько глубоко ему погружаться в субъективное, хотя и психолог может выборочно подкреплять возникающие моменты погружения.
· Избегание психологом открытых убеждений, что демонстрирует признание за клиентом права на свободу продолжать то, что он избрал.
· Роль, которую принимает на себя психолог. Сущность этой роли заключается в том, чтобы:
а) стимулировать самовыражение клиента, добиваться, чтобы оно было как можно более подробным;
б) показывать искреннее принятие права клиента на собственные взгляды;
в) показывать искреннее принятие права клиента на получение такой информации и составление о себе такого впечатления, которые могли бы быть полезными на других этапах работы.
Вот конкретные приемы работы, в рамках октавы «Слушание», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Молчание. Консультант не говорит, но всем своим поведением старается передать принятие и понимание, которые должны помочь самовыражению клиента.
2. «Наведение мостов». Это звуки, которые консультант произносит, когда он внимательно слушает, и которые дают говорящему понять, что его поддерживают: «Угу», «Ммм», «Я понимаю», «Да» (не как ответ на вопрос).
3. Перефразирование. Психолог возвращает клиенту некоторые из его последних высказываний, перефразируя их, чтобы помочь клиенту лучше услышать себя.
4. Подведение итога. Психолог сводит воедино несколько связанных предложений из того, что рассказал клиент, и возвращает клиенту результат, чтобы продемонстрировать понимание.
5. Побуждение говорить. Психолог произносит общие подбадривающие комментарии, которые побуждают собеседника продолжить процесс. Например: «Я понимаю вас, вы выражаетесь отчетливо и ясно».
6. Отражение очевидного. Консультант понятными словами выражает чувства и отношения клиента, которые были видны в его поведении, но до последнего момента лишь подразумевались, а не выражались явно. Речь идет лишь о тех переживаниях, которые проявляются настолько явственно, что клиент с готовностью признает их, если консультант о них заговорил.
7. Предложение расширить высказывание. Психолог обращается к тому, что клиент уже затронул в разговоре, и просит его больше рассказать по этой теме или об этом чувстве.
8. Открытые вопросы - вопросы, которые почти не ограничивают ответ клиента. Например: «Скажите, о чем вы думали с тех пор, как мы с вами разговаривали в последний раз? »
II. Руководство. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
· Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Я хочу, чтобы ты рассказал мне о том, что заботит тебя, о чем ты хочешь, чтобы я знал. Ты будешь вести наш разговор, но я буду время от времени делать предложения относительно того, как это будет происходить».
· Соотношение количества высказываний: чем чаще происходят вмешательства консультанта, тем выше давление независимо от формы вмешательства.
· Стимулирование субъективности клиента с помощью самораскрытия психолога-консультанта. Самораскрытие психолога допускается только с этой целью.
· Открытое убеждение: усилия психолога повлиять здесь являются относительно мягкими и отчетливо связанными с тем, что уже предоставил клиент.
· Роль, которую принимает на себя психолог:
а) искренний интерес к тому, что хочет сказать клиент;
б) руководящие высказывания, чтобы углубить и расширить этот отчет.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Руководство», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Открытые вопросы. Та же форма работы, что описана в конце октавы «Слушание».
2. Выбор части. Специалист выбирает из того, что говорит клиент, один из аспектов, требующий дальнейшей проработки.
3. Фактическое информирование. Психолог дает клиенту информацию, которая имеет отношение к тому, что он сказал, но прямо не говорит о том, что клиент должен делать с этой информацией.
4. Непосредственное структурирование. Структурирование - это такие высказывания, в которых психолог предлагает способ использования самого разговора. Непосредственное структуирование относится к тому, что происходит в момент, когда делается предложение.
5. Равноценные альтернативы. Психолог выделяет открытые для клиента возможности, не выдвигая аргументов в пользу какой-либо из них.
6. Общее структурирование. Психолог предлагает способ использования всей консультации или далее нескольких.
7. Предложение тем. Психолог предлагает тему, которую клиент, может быть, хочет обсудить.
8. Мягко сфокусированные вопросы. Это такие вопросы, в которых на то, что можно считать приемлемым ответом, накладываются некоторые ограничения. Например: «Какими были ваши сестры, когда вы были молоды?»
III. Инструктирование. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
· Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: «Я хочу, чтобы ты усвоил некоторые объективные и важные моменты, которые имеют отношение к тому, о чем мы уже говорили».
· Соотношение количества высказываний: интенсивное вмешательство психолога перемежается с переходами на первую и вторую октавы. Конкретное соотношение зависит от личностного стиля и теоретической ориентации.
· Отношение к субъективности: в своем собственном вмешательстве психолог, в основном, полагается на субъективное, но в том, что он стремится получить от клиента, психолог сосредоточен прежде всего на субъективном. Субъективное - внутренняя, особая, интимная реальность, в которой мы живем максимально подлинно: образы восприятия, мысли, чувства, эмоции, ценности и предпочтения, предвидения и опасения, фантазии иены.
· Открытое убеждение: усилия психолога проявляются в том, что он говорит, и в том, какон говорит. Доказательства и объективная информация используются для того, чтобы «подтолкнуть» клиента к чувствам и мыслям, ело, вам и действиям, которых иначе не добиться.
· Роль, которую принимает на себя психолог: учит указывает и использует авторитет знаний и своей позиции. Эти действия направлены на то, чтобы добиться от клиента понимания и сотрудничества, причем не только такого, которое возникает в обычном общении между людьми, но и такого, которое, по крайней мере, имплицитно, включает профессиональную роль психолога.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Инструктирование», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Мягко сфокусированные вопросы. Это совпадает с высшей ступенью октавы «Руководство».
2. Рациональные советы. Психолог обращается к здравому смыслу, профессиональной информации или специальным знаниям клиента, чтобы усилить некоторые предложения или указания.
3. Поддержка. Психолог, отказываясь от относительно нейтральной позиции, типичной для октав «Слушание» и «Руководство», ясно выражает свое суждение по некоторому вопросу. Однако эта аргументация здесь объективная и рациональная, а не личностная и эмоциональная.
4. Разубеждение. Более жесткое продолжение предыдущего приема.
5. Обучение. Психолог старается помочь клиенту освоить информацию, умения, навыки, понять новые перспективы или что-либо подобное.
6. Неравноценные альтернативы. Хотя у клиента есть разные возможности, при этой форме давления психолог ясно показывает, что в данном случае он отдает предпочтение одной из них.
7. Указания. Психолог дает клиенту указания, назначения или информацию, которая призывает к некоторым действиям.
8. Узкие вопросы. Это такие вопросы, в которых психолог определяет, что ему подойдет в виде ответа. Например: заметно изменилось выражение лица - что сейчас произошло.
IV. Требование. Давление на клиента здесь заключено в следующих элементах ситуации:
· Скрытое послание специалиста, осуществляющего воздействие: « Я намерен убедить тебя или, если это необходимо и возможно, заставить тебя - некоторым образом изменить то, что я считаю важным. Для этого я применю все силы, которые смогу привлечь».
· Соотношение количества высказываний: широко варьирует, включая те случаи, в которых психолог «захватывает» почти всю сессию, и случаи, в которых он делает лишь редкие (но чрезвычайно веские) интервенции.
· Отношение к субъективности: психолог честно, но избирательно говорит о своих чувствах, эмоциях, ценностях и суждениях. Он готов взять на себя ответственность за это и использует этот ресурс осмысленно. Фактически, суть этой октавы состоит в мобилизации субъективности психолога. В крайних случаях при этом возможно даже несколько упустить из вида чувства и точку зрения клиента.
· Открытое убеждение. Это и есть суть данной октавы. Слово «открытое» упоминается здесь к тому, что если психолог использует свои собственные ценности, эмоции и суждения, но претендует на то, что они объективно обоснованны, может возникнуть ситуация предательства клиента. Психолог должен быть готов к принятию на себя ответственности за привнесение в беседу своей субъективности.
· Роль, которую принимает на себя психолог:
а) использование авторитета,
б) использование открытых директив,
в) постановка границ,
г) настойчивое требование результата,
д) проявление своих собственных эмоций.
Вот конкретные приемы работы в рамках октавы «Инструктирование», расположенные по мере нарастания содержащегося в них давления:
1. Узкие вопросы. Это совпадает с высшей ступенью октавы «Руководство».
2. Настоятельная просьба. Представляет собой эмоциональный личностный призыв, который выражает субъективное побуждение и может быть дополнен объективными и рациональными материалами.
3. Одобрение. Психолог хвалит высказывание или действие клиента с личностных позиций.
4. Вызов. Консультант вступает в конфронтацию с клиентом, высказывая взгляды, противоречащие его взглядам или опровергающие их.
5. Подкрепление или неодобрение. Консультант использует авторитет, ценностные суждения или другие сильные средства поддержки в защиту или против взглядов клиента, его действий, намерений.
6. Подстановка. Консультант использует авторитет, чтобы в целом или частично принять на себя ответственность, например, обязать клиента обратиться в психиатрическую лечебницу.
7. Команды. Консультант отдает распоряжения, однозначно воздействующие на клиента, в которых нет ни единого намека, на возможность дискутировать или жаловаться.
8. Отвержение. Консультант однозначно отказывается от клиента, так что отрицание распространяется на него как на личность.
4. Тематическое параллелирование .
Речь здесь идет о степени погруженности говорящих (психолога и клиента) в один и тот же предмет. Его можно определить как показатель того, насколько один собеседник формулирует содержание своего послания в том же русле, что и предыдущее высказывание собеседника. Когда они говорят об одном и том же и используют близкие слова, мы можем сказать, что они «идут в параллель» или «параллельны друг другу». Когда они не так сильно совпадают, мы говорим, что в разговоре мало параллелирования. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 103] указывает, что необходимость идти в параллель с клиентом или же отходить от параллельности зависит от разных этапов разговора и целей, которые возникают на этих этапах. Здесь речь идет о параллелях относительно темы разговора, например, о начальниках, коллегах, друзьях, семье, досуге.
Дж. Бьюдженталь [2001, с. 106] выделяет четыре уровня (или четыре степени свободы) относительно того, насколько люди находятся в параллельном общении друг с другом:
1. В параллель. Говорящий остается в том же тематическом русле, в котором сделано предыдущее высказывание.
2. Развитие. Говорящий придерживается той же основной темы, которой было посвящено предыдущее высказывание, но вносит новый элемент, который является следующим логическим шагом в развитии этой темы.
3. Отклонение. Теме, которой было посвящено предыдущее высказывание, уделяется некоторое внимание, но говорящий при этом смещает локус рассмотрения или иначе расставляет акценты. В результате разговор приходит к тем аспектам, которые ранее не затрагивались.
4. Смена. Говорящий практически игнорирует тему предыдущего высказывания (или уделяет ей самое поверхностное внимание). Происходит существенный сдвиг в предмете обсуждения.
Параллелирование чувств
Параллелирование чувств означает, что говорящий уделяет чувствам собеседника столько же внимания, сколько только Что уделил им другой. В каждом высказывании есть как чувственный (аффективный), так и мыслительный (когнитивный) компоненты. Например, фразу «Сегодня восьмое марта» невозможно понять без анализа аффективного компонента послания. Если психолог начнет подчеркивать факты и идеи, то и клиент отойдет от своих чувств, станет менее экспрессивным. Это пример отказа от параллелирования. Здесь, следуя Бьюдженталю [2001, с. 116], можно выделить следующие степени свободы:
1. Пара ллелирование чувств.
2. Акцент на чувствах. Усиление их.
3. Акцент на идее. Отказ от параллелирования чувств.
Измерения беседы между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом поДж. Дьюдженталю
Дж. Бьюдженгаль [2001] выделил 13 измерений, или параметров, беседы между специалистом, оказывающим воздействие, и клиентом.
Уровень общения
Выделяются следующие уровни присутствия собеседников во время беседы:
1. Уровень формального общения. Это такое общение, когда на первый план выходит обмен объективными, формальными характеристиками людей. Например, психолог говорит: «Я доктор психологии». Клиент же отвечает ему в ответ: «А я успешный бизнесмен». На этом уровне зачастую люди как бы начинают соревноваться, кто выше или кто более нуждается в психологической помощи. Ключевым признаком формального общения является то, что доступность и экспрессивность сдерживаются, чтобы сохранить лицо. Общение сосредоточено на имидже.
2. Уровень поддержания контакта. По сравнению с формальным уровнем, здесь существенно меньше озабоченности имиджем, но самораскрытия тоже очень немного. В быту разговор на этом уровне бывает недолгим, импровизированным и сосредоточен на непосредственном деле или обмене приветствиями. Могут встречаться ритуальные шутки, но все это обезличено.
3. Уровень стандартной беседы. Стандартная беседа представляет собой момент равновесия между заботами о собственном имидже и вовлеченностью в выражение внутренних переживаний. Так беседуют старые добрые друзья и коллеги в офисе. Беседа течет легко, непринужденно, бесконфликтно. На этом уровне психологу легко собирать информацию.
4. Уровень критических обстоятельств. «Критический» означает «имеющий решающее значение». Это уровень, когда внимание клиента направляется на такие моменты и такие разговоры, которые могут приводить к изменениям. Клиент, вовлеченный в разговор на уровне критических обстоятельств, более обеспокоен выражением своего внутреннего переживания, чем созданием или сохранением имиджа, чтобы произвести впечатление на психолога.
5. Уровень интимности. Отношения на этом уровне характеризуются максимальной доступностью и/или экспрессивностью. Клиент настолько захвачен выражением своих внутренних переживаний, что почти не заботится о сохранении своего имиджа и с готовностью воспринимает то, что может сказать или сделать психолог. Параллельно психолог в полной мере воспринимает то, что выражает клиент. Он максимально настроен на восприятие, его интуиция предельно обострена. Может возникнуть то, что считается экстрасенсорным восприятием, или телепатией. Результатом выхода на этот уровень является возможность конфронтации с образцами собственного поведения, формировавшимися в течение всей жизни.