Конкурс «Психологическое лото»
У каждой команды есть набор из 12 карточек. На одной части карточек - психологический термин. На другой - вариант ответа. Сложите карточки так, чтобы термин совпал с ответом. (Наборы карточек для всех команд одинаковые).
Карточки:
Термин | Расшифровка |
Радость | Сильная эмоция, проявляющаяся в мимике и жестах человека – улыбке, смехе, аплодисментах и т.д. |
Флегматик | Особенность темперамента человека. Характеризуется апатичностью, вялостью, пессимистичным восприятием жизни. |
Невербальное общение | Передача информации при помощи мимики и жестов. |
Стрессовое состояние | Сильное психическое потрясение, неспособность человека контролировать свои действия. |
Память | Способность человеческого мозга анализировать жизненный опыт, вести накопление необходимой информации. |
Внимание | Возможность концентрации психических процессов. Может быть произвольным и непроизвольным. |
Конкурс «Пойми меня»
Это конкурс для капитанов. Каждый из них получает карточку с заданием. Нужно будет одновременно всем при помощи мимики и жестов (невербальное общение) передать своей команде информацию.
1. Мне сообщили: сейчас в комнате отключат свет на 3 минуты. Сохраняйте, пожалуйста, спокойствие, не волнуйтесь. Я с вами!
2. Чтобы не заболеть зимой, нужно, выходя из дома, тепло одеваться, а главное – не забыть про шапку! Болеть – очень неприятно.
3. Если подсказываешь на уроке, то тебя тоже могут вызвать к доске или поставить двойку за подсказку. Лучше не подсказывать!
4. Если хочешь найти друзей – будь весёлым, общительным, вежливым и интересным человеком. Люди к тебе потянутся!
Далее выслушиваются ответы команд, зачитывается исходное задание. Жюри присуждает жетоны.
Конкурс «Музыкальная фантазия»
Сейчас мы немного отдохнём. Я поставлю медленную музыку. Можно будет закрыть глаза и расслабиться. Но при этом следует представить себе следующее: где звучит эта музыка? что увидел автор этой музыки? что чувствовал?
*прослушивание отрывка «Плавание с дельфином» (2 - 3 минуты).
Затем команды совещаются, используя собственные ощущения, и выдают версию про музыкальный отрывок. Сначала выслушиваются все версии, а затем сообщается правильный ответ.
Конкурс «Галерея эмоций»
Вам будут предложены листы с нарисованными рожицами. Это не просто рожицы – это проявление эмоций. Попробуйте их подписать! (*Использовать штук 10-15 рожиц). См. Приложение 3.
Задание одинаковое для всех команд.
Конкурс «Психологический ребус»
Используя свои знания в разгадывании ребусов, узнайте зашифрованные здесь психологические термины или понятия. См. Приложение 1.
Далее подводятся итоги конкурса. Команда, которая набрала больше всех жетонов, побеждает. Участники команд награждаются дипломами.
Приложение 1.
Приложение 2
Таблица данных конкурса «Знатоков психологии»
Команда | Конкурс 1 | Конкурс 2 | Конкурс 3 | Конкурс 4 | Конкурс | Конкурс 6 | Итого | Место |
Примечание |
Приложение 3.
4.2.Психологическая игра «Ярмарка»
Цель: способствовать личностному самоопределению подростков; облегчить процесс самопознания и работы над собой.
Задачи: важно, чтобы подросток в игровой, непринуждённой форме поработал над осознанием самого себя: задумался о своих «плохих» и «хороших» сторонах, разобрался в себе более глубоко; соотнёс себя с другими людьми (сверстниками – партнёрами по игре, взрослыми, литературными героями), осознав, каких качеств, имеющихся у других людей, ему не хватает; выстроил собственную индивидуальную программу выработки тех качеств, которых ему не хватает для успешности в жизни в той или иной сфере деятельности, и получил «экспертную оценку» этой программы.
Условия проведения: занятие проводится с подростками 13-15 лет. Просторное помещение.
Оборудование:. таблички из плотной бумаги размером примерно 7х15см (по 10 штук на каждого игрока); английские булавки; бумага формата А4; ручки, маркёры – для каждого участника; копировальная бумага – один лист для каждого участника игры.
Время: может варьироваться от 1,5 до 2,5 часов.
ХОД ИГРЫ
1 этап. Подготовительный (10 минут)
Участникисадятся в круг.
Ведущий. Ребята, сегодня мы с вами собрались поиграть в психологическую игру, которая называется «Ярмарка». Это интересная игра, и, конечно, вы можете просто развлечься с её помощью… Но если вы относитесь серьезно к тому, что здесь происходит, то сможете узнать много нового, увидеть себя со стороны и даже попытаться измениться или, по крайней мере, начать работать над собой… Расскажите сейчас, пожалуйста, кто с каким настроением пришёл сюда сегодня.
Каждый из ребят по кругу высказывается.
Ведущий. А сейчас каждый возьмите по листу бумаги и ручке. У вас будет 10 минут на следующее задание: написать 10 качеств, характеризующих вас как человека, как личность. Это могут быть любые качества, но обратите внимание – это должны быть качества внутренние, они не должны описывать внешность (например, «симпатичный»), не должны отражать социальное положение или какие-то успехи (например, «богатый», «отличник»). Постарайтесь написать такие 10 качеств, среди которых были бы и положительные, и отрицательные с вашей точки зрения, чтобы, глядя на свой список, вы могли сказать: «Да, это я, я – такой». Всем понятно? Приступайте и постарайтесь работать самостоятельно, серьёзно, не бойтесь честно взглянуть на себя.
Ребята приступают к работе. Ведущий в это время подходит и смотрит на то, что получается. Его роль на этом этапе – отследить, не написал ли подросток внешнее качество, все ли ему понятно, и помочь подростку дать более чёткое название.
Ведущий. Теперь взгляните ещё раз и удостоверьтесь, что это ваши качества, что вы достаточно объективно подошли к описанию себя. И когда будете в этом уверены, перепишите, пожалуйста, каждое из 10 качеств на отдельную табличку. После этого прикрепите все ваши таблички булавками себе на одежду. После этого мы приступим ко второму этапу игры.
II этап. Основной(40-60 минут)
Ведущий. Итак, каждый из вас описал себя. 10 качеств каждого из вас могут видеть другие ребята. Наверняка что-то вам нравится в себе, а от чего-то вам хотелосьбы избавиться. Представьте, что сегодня у вас появилась уникальная возможность – поменяться качествами.
Посмотрите на своих знакомых ребят, у каждого из них есть 10 качеств, написанные на табличках. Каких из этих качеств у вас нет, но вам бы очень хотелось их иметь? Возможно, этому человеку по каким-то причинам «надоело» это качество. А вы хотите избавиться от чего-то из своего «набора».
Тогда попробуйте заключить сделку! Поменяйтесь! Итак, у вас есть сейчас 15 минут на совершение обмена. Качества можно менять только одно на одно – просто поменяйтесь табличками! Думайте, что вам нужно, ищите эти качества у других людей, «сбывайте» свои!
Ребята начинают хаотично ходить по комнате, рассматривая таблички друг друга и совершая обмены. На этом этапе задача ведущего стимулировать сделки, чтоб их было совершено как можно больше.
Примечание для ведущего. Скорее всего, на этом этапе довольно много ребят отнесутся к заданию несерьёзно и будут менять «всё на всё» просто из интереса и азарта. Не препятствуйте этому, главная цель этого этапа игры — чтоб ребята вошли во вкус, научились совершать сделки, изучили «рынок качеств».
Примерно через 10-15 минут, когда ребята осуществили уже достаточно много сделок, ведущий останавливает игру и просит всех сесть на свои места.
Ведущий. Ребята, вы сейчас совершили много разных сделок. Остановитесь и обратите внимание, что за человек получился из вас! Вам нравится эта картина? Точно ли вам хочется быть именно таким?
Представьте сейчас этого человека в ваших повседневных делах — вот он такой общается с мамой, делает доклад на уроке, гуляет с друзьями... Нравится ли вам то, что получилось? Или вы бездумно разбазарили всё, что у вас было? Отдали всё, что просили другие?
Подумайте об этом. Может, что-то вам захочется вернуть из своих качеств? Может, получившаяся картина не совсем вас удовлетворяет?
У вас есть ещё какое-то время на обмены — сделайте себя таким, каким хотите быть! А может, вы сами не понимаете, чего хотите? Тогда не торопитесь меняться — задумайтесь об этом ещё раз.
Ребята продолжают совершать обмены. Ведущий на этом этапе наблюдает за ребятами, отслеживая, кто из них серьёзно подошёл к делу, а кто продолжает просто веселиться.
Примечание для ведущего. Вы можете попытаться повлиять на кого-то из ребят, кто не смог начать серьёзную игру, поговорив с ним в таком ключе: ты можешь продолжать так же играть, но это твой шанс понять себя, понять, чего ты хочешь добиться, каким хочешь стать. Неужели в твоей реальной жизни всё так нравится тебе?
Видя, что игра потеряла активность, ведущий останавливает её.
Ведущий.Сейчас каждый из вас совершил определённое количество сделок. Что-то было легко, кого-то пришлось убеждать. Обращаю ваше внимание, что далеко не все из вас эффективно использовали возможности рекламы как двигателя торговли! Посмотрите на качества, которые у вас есть, найдите среди них то, которое ну никак не удаётся никому «продать», и подумайте над его рекламной кампанией.
Что такого хорошего есть в этом, казалось бы, отрицательном качестве? Кому оно может пригодиться?
Например, вы можете сказать, что лень помогает человеку не заниматься всякой ерундой, тратя свои силы попусту, и предложить её человеку, про которого знаете, что он очень активный, постоянно во всём участвует и устаёт от этого.
Подумайте, как вы будете рекламировать свои «плохие» качества. Да и чтобы выменять у человека его «хорошее» качество, не помешает подумать, чем оно может мешать ему в жизни... Устраивайте публичные аукционы, шумные рекламные кампании!
Проявите творчество, выдумку, посмотрите на каждое качество с разных углов зрения. Будьте активны — только тогда вы сможете получить всё, что захотите!
Примечание для ведущего.На этом этапе игры предполагается, что ребята смогут по-новому взглянуть на стереотипные качества, увидеть их в новом свете. По большому счёту, задача здесь— помочь ребятам увидеть себя по-другому. Этот этап помогает сделать самооценку подростков более адекватной, увидеть хорошие стороны «плохих» качеств и плохие — «хороших». Осознать, что во многом их позитивность и негативность зависит от того, как мы умеем их использовать в своих интересах.
Хорошо, если эта мысль так или иначе прозвучит у ребят, если нет, можно специально обсудить это во время или после игры, в зависимости от ситуации.
V. «Добрые советы»
Консультационная поддержка
Азбука «Можно» и «Нельзя»
«МОЖНО»
Относиться к ребёнку как к равному.
Похвалой, лаской, участием поддерживать в ребёнке ощущение защищённости.
Уважать ребёнка - признавать его личность.
Искренне сочувствовать, переживать, радоваться вместе с ребёнком.
Искать пути согласия, верить ребёнку.
Развивать личностные возможности и творческие способности.
Поддерживать мажорное настроение.
Соблюдать справедливость и меру в поощрении и наказании.
Предоставлять ребёнку свободу выбора безопасного досуга или занятий.
Приобщать ребёнка к посильному труду на общее благо.
«НЕЛЬЗЯ»
Ограничивать безопасную активность и
любознательность ребёнка.
Разочаровывать ребёнка в жизни - учить
исключительно «настоящей» правде.
Назидать! Занудные нотации - самое
никудышное воспитательное средство.
Всегда считать ребёнка виноватым – ребёнок хорош, плох его поступок.
Срывать зло на ребёнке, применять к нему физическую силу.
Откровенно лгать.
Потешаться над ребёнком и выставлять его на посмешище.
Нарушать данное ребёнку обещание.
«Приклеивать» отрицательные ярлыки и обидные прозвища.
Захваливать ребёнка.
Это простое слово – «УСПЕХ»!
& Успех на 50% состоит из упорства и трудолюбия.
G Постоянное самосовершенствование – прямая дорога к достижению успеха.
Ð Успех одного дня может стать стартовой площадкой большого пути педагогического мастерства.
R Небольшой личный успех может быть важнее огромного коллективного достижения!
v Избавься от беспокойства по поводу собственной успешности, просто скажи себе: "Я успешен, и точка!"
J Помни, что твой персональный успех может подтолкнуть к движению вперёд остальных!
I Быть успешным однозначно здорово! Успешные
люди, как правило, счастливы!
v Начав дело, не сомневайся в его успешности!
R Удача непостоянна, успех может быть прогнозируемым и постоянным.
v Обострённому самолюбию не дано прочувствовать радость коллективного успеха.
G Из маленьких успеховкаждого дня складывается успешное будущее!
R Попробуй относиться к своим успехам критично, а к чужим – оптимистично!
Ð Что бы ни случилось, помни – успех всегда с тобой! Нужно только верить в собственные силы!
v Всегда надейся на лучшее: надежда – залог успеха!
I В окружении успешных людей ты сам становишься успешным!
J Если ты решил стать успешным - стань им!
Эти совсем непростые «НЕ»!
Небудь пессимистом! Смотри на жизнь веселее!
Не расстраивайся по пустякам! Они не стоят твоих испорченных нервов и слёз!
Не ищи лёгких путей - включи мозги и размышляй!
Не отказывайся от практической помощи своих коллег!
Сотрудничество - это здорово!
Не стремись все сделать самостоятельно - дети твои
верные помощники!
Не останавливайся на достигнутом - двигайся вперёд!
Не старайся во всем копировать деятельность других - ищи свой собственный стиль работы!
Несомневайся при детях в правильности своих педагогических действий! Создай имидж уверенного в себе педагога!
Негруби детям - они могут ответить тем же.
Нестоит «отсиживаться» - рискуешь остаться совсем незамеченным - тебе же хуже!
Нестремись объять необъятное - выделяй основное!
Не молчи! Озвучивай коллегам свои проблемы!
Не верь тому, кто убеждает тебя насчёт ненужности ведения педагогической документации! Анализирование деятельности - основа педагогического мастерства!
Не будь абсолютно уверенным в том, что все великие педагоги
всегда были застрахованы от ошибок!
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ТЕСТЫ