Упражнения для быстрого снятия сильного эмоционального или физического напряжения
Цель: снятие психоэмоционального напряжения и самостоятельное освоение приёмов саморегуляции.
Как правило, дети приезжают в лагерь с разных уголков нашей страны. У каждого свой характер, проявление тех или иных эмоций происходит по-разному. Каждый ребенок требует к себе особого внимания. Но смена обстановки, места всегда предполагает эмоциональное напряжение. И чтобы ребенок смог почувствовать себя более уверенно и раскрепощено в новой обстановке, нужно помочь ему снять эмоциональное напряжение.
Предлагаем выполнить ряд упражнений, направленных на произвольное напряжение и расслабление основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1 -2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1 -2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
И, наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний либо 15-20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
1.3. Нехитрые способы победить стресс
Стресс – эмоциональное состояние, возникшее в ответ на разнообразные экстремальные действия (угроза, опасность, обида и т.д.)
Со стрессовым состоянием можно и нужно бороться, но лучше, все-таки, заняться профилактикой и не допустить кризисного состояния. «Хронически запущенный» стресс может легко перерасти в депрессию, поэтому прислушайтесь к нашим советам и рекомендациям.
Общие советы и рекомендации.
Поговорите о своих проблемах с кем-нибудь из близких вам людей или с человеком, которому доверяете.
Напомните сами себе, что вы человек и поэтому имеете право на ошибки.
Старайтесь строить долгосрочные планы – намечайте оптимистичную перспективу.
По возможности чаще улыбайтесь своему отражению или хотя бы стройте ему веселые рожицы.
Не упускайте возможности посмеяться и пошутить в компании оптимистов.
Скажите «нет», если вы действительно решили не брать дополнительную работу или не связывать себя дополнительными обязательствами.
Сведите к минимуму общение с людьми, которые вам неприятны.
Не уподобляйтесь страусу, смотрите своим проблемам в глаза.
Скажите себе: «Нужно расслабиться».
Если вы чувствуете, что хотите высказаться, не глушите в себе это желание. Часто именно произнесенное слово может успокоить.
Глупо пытаться сделать всё и вся за всех. Четко определите границы своих обязанностей.
Не стремитесь объять необъятное – равномерно распределяйте время,
необходимое для выполнения задуманного.
Не стоит отказываться от помощи, когда она предложена искренне.
Четко запомните, что лучше быть веселым и здоровым, чем «дохлым» и больным.
Избегайте фраз типа «Мне нужно это сейчас, сию минуту».
Не торопите события - пусть все идет своим чередом.
Только время поможет привыкнуть к таким глобальным переменам в жизни, как самостоятельная жизнь вдали от родительского дома и огромная ответственность за тех детей, рядом с которыми ты находишься.
Если чувствуете, что заболеваете – не геройствуйте на работе - возьмите больничный лист.
Не увлекайтесь антидепрессантами и успокаивающими лекарствами – ищите выход из затруднительной ситуации!
Держитесь настоящего друга или близкого человека, который понимает вас.
Запомните: вы не можете отвечать за настроение других людей.
Спросите себя: «Что может случиться самое плохое?». Затем подумайте, как вы поступите, если это произойдет. И вы поймете, что сумеете справиться.
И, наконец, постарайтесь перестать беспокоиться о том, что пребывает вне предела вашего контроля, над чем вы не властны.
Не смотрите на жизнь как на серию неудач, это всего лишь уроки, которые она дает.
Советы и рекомендации для дома
Не берите домой «срочную работу» - все равно будет не до нее. Лучше задержитесь на работе немного или придите пораньше. Дома нужно отдыхать!
Взгляните на фотографии из альбома, чтобы вспомнить о былом и хорошем.
Посмотрите телевизор или сходите посмотреть кинофильм. Отключите мобильный телефон.
Примите контрастный душ и заварите себе ароматного чая.
Купите сами себе какой-нибудь подарочек.
Устройтесь поудобнее, и послушайте любимую мелодию с закрытыми глазами.
Прогуляйтесь по лесу или по берегу озера.
Вспомните какие-нибудь самые счастливые мгновения вашей жизни.
Позвоните другу (или приятельнице) с хорошим чувством юмора.
Побалуйте себя чем-нибудь вкусненьким.
Пофантазируйте о чем-нибудь приятном хотя бы 5 минут.
Займитесь чем-нибудь интересным для себя – легким чтением, рисованием, рукоделием и т.д.
Устройте себе спортивную разминку — теннис, бассейн, прогулку.
Понежьте себя — массаж очень неплохо помогает.
Сделайте что-либо приятное для своего друга (подруги).
Напишите все те письма, которые собирались написать месяц назад.
Побывайте у парикмахера, и заодно зайдите к кому-нибудь в гости.
Подумайте о том, как вы питаетесь, и дополните свой рацион чем-нибудь ещё (а, может быть, исключите что-нибудь).
Неплохое лекарство — эмоции, рождаемые романтическими чувствами.
Обзаведитесь в комнате красивым цветком или какой-либо приятной вещицей - чтобы можно было любоваться.
Купите кассету с шумом прибоя или джунглей.
Сделайте что-нибудь исключительно и только для себя.
II. «Что внутри»?
Игры и игровые паузы
Волшебная звезда
Прежде чем рассказывать детям какую-нибудь историю, создайте атмосферу таинственности, чтобы все настроились слушать внимательно. Игра поможет Вам настроить детей на нужный лад.
Материалы:Необходимо вырезать из картона небольшую звезду, наклеить на неё фольгу. Если хотите, можно напылить на картонную звезду золотистую краску или смазать клейковиной и обсыпать блёстками.
Инструкция:Япринесла сегодня нечто особенное — волшебную звезду. Она имеет таинственную силу. Если я легонько качну её, то вы почувствуете, что начинаете успокаиваться и внимательно слушать историю, которую я буду вам рассказывать.
Большинство детей охотно начинают чувствовать "волшебную силу" звезды. Если какой-нибудь ребёнок настроен критически, Вы можете его включить в игру, сказав: "Ты будешь держать волшебную звезду, пока я рассказываю историю".
Вербализация игровых ощущений:
· Что ты почувствовал, когда дотронулся до волшебной звезды?
· Что бы ты хотел спросить у волшебной звезды?
· Понравилось ли тебе касаться волшебной звезды?
Для того чтобы поддерживать интерес детей к волшебной звезде, Вы можете её использовать и в других случаях. Время от времени Вы можете давать её кому-нибудь из детей в конце прожитого дня, чтобы он на прощанье мягко коснулся ею других.
Камень мудрости
Эта игра очень хороша для группы, члены которой не слушают, постоянно перебивают друг друга или ведут посторонние разговоры. "Камень мудрости" имеет магическое свойство: он направляет внимание участников группы на говорящего и делает детей более внимательными слушателями, чем обычно. Эта игра улучшает взаимодействие детей и даёт им возможность контролировать своё поведение при общении с другими. Часто эта игра так быстро приносит плоды, что "камень мудрости" становится уже не нужен, но при
необходимости Вы можете потом прибегнуть к его помощи при любом разговоре или дискуссии в группе.
Материалы:Красивый, не слишком маленький камень.
Инструкция:Я принесла вам что-то необыкновенное — это камень мудрости. Сейчас, пока я его держу, я могу говорить. Когда кто-то другой захочет о чём-то рассказать — он должен сообщить об этом и взять у меня камень. Пока камень находится в руках у одного ребёнка, остальные говорить не могут. Затем камень передаётся другому ребёнку и т.д. Можно также передавать камень ребёнку, который просто хочет что-то сказать.
Вербализация игровых ощущений:
• Нравится ли тебе, когда другой человек перебивает тебя?
• Что ты чувствуешь, когда хочешь что-то сказать, а в это время
все заняты своими разговорами?
• Что ты чувствуешь, когда все внимательно тебя слушают?
Охота
Эта игра побуждает детскую жажду приключений. Это подходящий случай собраться, вести себя тихо и внимательно прислушиваться. Детям нравится быть и активными игроками, и зрителями. Это своеобразная проверка на смелость, здесь требуется и готовность идти на риск и уверенность в себе. В качестве игровой площадки вам потребуется поле 3x6 метра. Для обозначения границ расставьте по периметру детей-зрителей, чтобы игроки нигде не ударились.
Материалы:Повязки на глаза
Инструкция.Я хочу предложить вам игру, в которой надо быть очень тихими. Играют двое. Один - Охотник, другой - Заяц. Мы завяжем им глаза так, что обоим придётся рассчитывать только на свой слух. Все остальные ведут себя очень-очень тихо. Вначале Охотник и Заяц стоят в противоположных краях нашей площадки. Представим себе, что сейчас ночь, и так темно, что не видно дальше своего носа. Заяц пытается перебежать через поле. Если Заяц окажется на другой стороне - значит, он в безопасности. Охотник пытается поймать его при каждом удобном случае. Заяц может навострить уши, чтобы определить, где находится Охотник и увернуться от него. Охотник пытается идти точно в то место, где он слышит Зайца, чтобы его поймать. Все остальные стоят по краю поля, чтобы Заяц и Охотник нигде не ударились. Кто хочет стать первым Зайцем и первым Охотником?
Вербализация игровыхощущений:
• Достаточно ли было тихо для того, чтобы Заяц и Охотник услышали друг
друга?
• Как ты чувствовал себя в роли Зайца? А в роли Охотника?
• Что в этой игре было самым трудным?
Точки
Эта игра наглядно показывает, что наше воображение из простого материала может создавать совершенно удивительные вещи. Вместе с тем эта игра - хорошая подготовка к таким делам, в которых детям необходимо творчество.
Материалы:Бумага и карандаш (фломастер, маркер) каждому ребёнку.
Инструкция:Дети! Возьмите лист бумаги и поставьте на нём двадцать точек, разбросав их по всему листу...(2 минуты). Теперь обменяйтесь листами с человеком, сидящим напротив (рядом). Теперь соедините точки линией так, чтобы возникло какое-нибудь изображение человека, животного или предмета ...(5 минут).
Вербализация игровых ощущений:
В конце игры дайте возможность каждому ребёнку показать свой рисунок присутствующим. Все дети могут угадывать, что на нём изображено.
Инструментальная фантазия
Эта игра способствует музыкальному образованию детей.
Она особенно хороша в качестве паузы-разминки.
Материалы:Пустой бумажный пакет или объёмная коробка.
Инструкция:Сядьте, пожалуйста, все вместе в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу пакет. Представьте, что в нём можно найти какой угодно музыкальный инструмент. Найдите себе тот инструмент, который вам интересен и который вы хотели бы послушать.
Подождите, пока все дети «возьмут в руки» свой воображаемый инструмент.
Вербализация игровых ощущений:
· Каких музыкальных инструментов в пакете оказалось больше всего?
· Кто «виртуознее других» смог сыграть на своем инструменте?
· Какую мелодию ты играл на воображаемом инструменте?
Щепки на реке
Эта игра создаёт спокойную, полную доверия атмосферу. Дети сами могут решить, как они в качестве Щепок будут «двигаться по воде» - медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки.
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Станьте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе - Вода одной реки. По реке сейчас «поплывут» Щепки. Один ребёнок сейчас отправится сейчас в путь по реке, как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми, и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка доходит до конца Реки, то она становится рядом с последним ребёнком и «удлиняет» Реку. Каждый должен побывать в роли Воды и Щепки.
Вербализация игровых ощущений:
· • Что ты чувствовал, когда был Щепкой?
· • Что ты чувствовал, когда был Водой?
Три движения
Игра для развития наблюдательности и концентрации внимания. Играть лучше всего группой по 5-6 или больше человек.
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Взрослый-ведущий обращается к детям: "Пожалуйста, запомните три движения. Первое - руки согнуть в локтях: кисти на уровне плеч; второе — руки вытянуть перед собой на уровне груди; третье — поднять руки вверх". Нужно показать все движения детям, попросить их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядковые номера — первое, второе, третье.
Затем начинается игра. Ведущий показывает одно движение, называя при этом номер другого. А дети должны показывать только те, которые соответствуют названному номеру. Дети обязательно сбиваются, глядя на ведущего, который намеренно путает движения.
Вербализация игровых ощущений:
· Сложно ли было чередовать движения?
· Какое движение оказалось самым сложным?
· Улучшилось ли твое настроение в ходе игры?
Что изменилось?
Игра для тренировки наблюдательности
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Играть лучше всего группой из 7, 8 или 9 человек. Дети становятся в одну шеренгу по росту. Водящий-судья вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это даётся 1-2 минуты. После этого участники соревнования удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм и причёску: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом элементами одежды или головными уборами, поменять прическу и т. д. Затем по очереди вызывают участников соревнования. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побеждает тот, кто обнаружил больше различий.
Если у Вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту полезную и увлекательную игру: разложите на столе перед ребёнком примерно 10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем попросите ребёнка ответить, что же изменилось?
Вербализация игровых ощущений:
· На какие детали ты, прежде всего, обращал внимание, когда пытался запомнить внешний вид другого человека?
· Какой ты можешь дать совет другим для наилучшего запоминания?
Важное и лишнее
В предыдущих разделах мы говорили о разных психических качествах, необходимых для полноценного развития ребёнка и хорошего обучения в школе. Но самое главное то, ради чего мы и стараемся его учить, — это, безусловно, развитие мышления. Очень многие люди привычно жалуются на слабую память, плохое внимание, но никто не согласится признать, что у него плохое мышление.
В чём же состоят особенности мышления по сравнению с остальными психологическими качествами и явлениями? Мышление вступает в действие в том случае, если человек встаёт перед нерешённой задачей, проблемой и должен непременно решить её. Мышление приносит нечто новое, то, чего до сих пор не существовало (по крайней мере, в сознании ребёнка) — новые связи, отношения между предметами. И эти новые результаты не могут быть получены только благодаря воспоминаниям или высокой сосредоточенности на предмете. Они требуют способности к обобщению, абстрагированию и конкретизации, то есть побуждают ребёнка выделять самое главное, самое существенное в условиях задач и отбрасывать ненужное, второстепенное.
В чем же заключаются возрастные особенности мышления дошкольника?
Во-первых, оно конкретно. Ребёнку легче сосчитать, сколько птичек в двух стаях, чем просто сложить два и три.
Во-вторых, мышление ребёнка ситуативно: он рассуждает здесь и сейчас, но не всегда может обобщить или сформулировать правило.
В-третьих, мыслительные действия ещё необратимы: ребёнок может уметь складывать, но не умеет вычитать, понимает, что количество растёт, но не знает, как его уменьшить или сохранить.
В-четвёртых, ребёнок умеет принимать пока только свою позицию — думает, что все видят то же, что и он; что и время, и пространство отсчитываются от его положения (эту особенность называют детским эгоцентризмом). Так для решения задачки-лабиринта ему необходимо мысленно "встать" на место персонажа, чтобы представить путь; ему трудно сказать, кто раньше родился, и т. д.
Поэтому основные упражнения и задания этого раздела посвящены формированию способности к анализу и синтезу, умению устанавливать причинно-следственные связи, развитию пространственного воображения и находчивости.
Нитка и клубок
Игра для развития пространственного воображения и обратимости умственных действий. Этот класс упражнений по имени известного швейцарского психолога носит название "задачи Пиаже".
Материалы:Клубок ниток, бумажные полоски, воздушный шарик.
Инструкция:Возьмите две нитки одинаковой длины, предложите ребёнку убедиться в том, что они действительно одинаковы. Пусть он сам измерит их, подержит в руках. Затем на его глазах смотайте одну из ниток в клубок. Задайте ребёнку вопрос: какая из ниток длиннее? Обычно дети указывают на ту, которая размотана. В этом случае спросите ребёнка: почему он так думает, что произошло с длиной нитки в клубке? Попросите ребёнка размотать клубок и сравнить длину ниток. Убедился ли он в том, что, несмотря на форму, длина остаётся неизменной?
Предложите детям другую подобную задачку. Покажите две полоски бумаги одинаковой длины и на его глазах сложите одну из них в гармошку. Спросите: какая из полосок длиннее?
Следующая — воздушный шарик. Сожмите шарик в руках, изменив его форму. Задайте ребёнку вопрос: больше в нём стало газа или меньше? Попросите объяснить ребёнка свой ответ, каким бы он ни был.
Вербализация игровых ощущений:
· Какая задачка оказалась наиболее сложной?
· На что нужно обращать внимание прежде, чем начать отвечать?
Придумай предложение!
Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи
Материалы:Небольшой круглый камешек или мячик.
Инструкция:Играть можно как вдвоём с ребёнком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором бы было это слово. Как приглашение к игре ему передаётся камешек. Хорошо, если ребёнок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.
Например, ведущий называет слово "луна" и передаёт камешек ребёнку. Тот отвечает: "Взошла луна на небосклон", - и называет своё слово: "Ночь", одновременно передавая камешек по кругу. Следующий игрок продолжает: "Ночь холодная настала" и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.
Вербализация игровых ощущений:
· Интересно ли тебе было слушать высказывания ребят?
· Что было легче – придумывать собственное предложение или придумывать слово для следующего игрока?
· Какая тема была наиболее интересной?
Сколько знаем разных слов, сколько одинаковых?
Игра для развития навыков свободной речи, установления понятийных связей
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Играть лучше большой группой. Ведущий - взрослый или ребёнок более старшего возраста - называет слово, а все остальные вспоминают слова, обозначающие почти то же самое, но слегка отличающиеся - синонимы (поскольку совершенно одно и то же не может быть названо разными словами).
Например, ведущий называет слово "Большой". Дети подбирают слова: "Огромный, громадный, колоссальный, крупный, гигантский". Затем задание меняется. Ведущий просит называть не синонимы, а другие-слова, описывающие тот предмет, который он называет. Например, "Лес". Дети добавляют: "Густой, смешанный, темный, шелестящий, грибной, ягодный, хвойный и т. д.). Победителем считается ребёнок, назвавший больше слов, чем другие.
На одну букву
Игра для обогащения словарного запаса
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Сидя кругом, выбирают букву (это может быть первая буква имени), начиная с которой все присутствующие должны по очереди перечислить предметы, находящиеся в этой комнате. Предположим, все придумывают по команде слова на букву "С" и начинают говорить наперебой: стул, стол, салфетка, сувенир, самовар... Выигрывает тот, кто сказал последнее слово, т. е. продолжает придумывать слова, когда все уже замолчали.
Вербализация игровых ощущений:
· Сложно ли было найти в комнате предметы, начинающиеся с заданной буквы?
Бывает ли так?
Задание для воспитания внимания ребёнка и умения свободно выражать свои мысли.
Материалы:Подборка стихотворений.
Инструкция:Ребёнку рассказывают неправдоподобную историю, а затем спрашивают: "Бывает ли так?" Если он отвечает: "Нет", то уточняют, что именно не бывает и почему. Если же ребёнок считает всё рассказанное правдоподобным, необходимо убедиться в том, что он понял историю, включая в неё несоответствующую действительности часть. Попробуйте обсудить стихи Э. Лира из "Книги бессмыслиц!"
1. Молодая особа, чей нос рос, пока до земли не дорос, за пятак и полушку нанимала старушку, чтоб носить свой немыслимый нос. 2. Престарелая леди из Халла Покупала для кур опахало И, чтоб в жаркие дни Не потели они, Опахалом над ними махала. |
Вербализация игровых ощущений:
· Интересно ли тебе было слушать небылицы?
· Сможешь ли ты сам придумать небылицу?
· Может ли небылица поднять настроение?
Слово за слово...
Игра для развития воображения и речевой реакции
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Эта игра, во взрослом варианте носящая название "Бег ассоциаций", заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой, и вдвоем. Водящий произносит вслух два случайных слова, например, "крыса" и "табуретка". Следующий участник произносит: "Папа бросил табуреткой в крысу" и называет следующее слово: "Молоко". Следующий участник связывает предложением второе и третье слова: "На табуретке было разлито молоко" и т. д. Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако если какой-либо ребёнок имеет замедленный темп деятельности, лучше обойтись без проигравших!
Вербализация игровых ощущений:
· Сложно ли было связывать разные по смыслу слова в предложение?
· Что было легче – придумывать собственное предложение или придумывать слово для следующего игрока?
Угадай предмет
Дидактическая игра для развития памяти, внимания и речи
Материалы:Небольшой круглый камешек или мячик.
Инструкция:Можно играть как с группой, так и с одним ребёнком. Задание состоит в том, что ребёнка просят по памяти выразительно описать какой-либо из находящихся в комнате предметов так, чтобы партнёры угадали. При этом нельзя смотреть на этот предмет и называть его.
После того как ведущий объяснил правила игры, а дети подготовились к ней и выбрали предмет, водящий даёт в руки любому играющему камешек как приглашение к рассказу. Получивший камешек рассказывает о загаданном предмете. Когда загадка отгадана, её автор передает камешек в руки следующему. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.
Взрослый следит за тем, чтобы назывались существенные признаки, остальные участники имеют право задавать наводящие вопросы, однако надо дать возможность водящему произнести достаточно полное описание предмета.
Вербализация игровых ощущений:
· Сложно ли было описывать предмет, и не смотреть на него?
· Что тебе было делать труднее: описывать предмет или отгадывать его по описанию?
Бабушка укладывает в свой чемодан...
Игра для развития механической памяти
Материалы:Специальных материалов не требуется
Инструкция:Играть можно и вдвоём с ребёнком, но лучше — компанией из 3-4-5 человек. Взрослый начинает рассказ: "Бабушка укладывает в свой чемодан... расчёску", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и... тапочки" и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока ряд не становится таким длинным, что его уже нельзя воспроизвести. У детей это может быть 18-20 предметов.
Вербализация игровых ощущений:
· Сколько предметов в чемодане запомнил ты?
· Каким способом можно запомнить наибольшее количество предметов?
Пуговицы
Игра для развития памяти и внимания
Материалы:Два одинаковых набора пуговиц, игровое поле на каждого игрока
Инструкция:В этой игре принимают участие двое. Перед игроками лежат два одинаковых набора пуговиц, внутри которых ни одна пуговица не повторяется. Для начала бывает достаточно взять всего 3 пуговицы, но при этом перед играющими лежит весь набор, из которого они выбираются.
У каждого игрока есть игровое поле, разделённое на клетки. Чем сложнее игра, тем больше клеток должно содержать поле; для начала достаточно 4 или 6 клеток. Пуговицы кладутся на клетки поля. Водящий располагает их по собственному желанию, даёт партнёру некоторое время на то, чтобы запомнить их расположение (20-30 сек) и накрывает поле листом бумаги. Второй игрок должен выбрать из своего набора такие же пуговицы и воспроизвести на своём поле их взаиморасположение. Затем первый игрок открывает своё поле, и оба проверяют правильность решения.
Обычно на первом этапе дети не могут играть правильно, следует обучить их помогать себе, описывая вслух взаиморасположение пуговиц. При этом рекомендуется особенно следить за тем, чтобы ребёнок правильно ориентировался и не путался в направлениях "вверх", "вниз", "влево", "вправо".
Вербализация игровых ощущений:
· Сложно ли было воспроизвести комбинацию соперника?
Дверная скважина
Игра для развития зрительной памяти и пространственного мышления.
Материалы:Для игры необходимо подготовить небольшую яркую и подробную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины.
Инструкция: Играть лучше всего группой в 4-5 человек. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладёт её перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Все рассматривают её одновременно, но каждый водит лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает, чтобы кто-нибудь рассказал, что изображено на картинке, остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ведущий объявляет победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Он и сменяет ведущего.
Вербализация игровых ощущений:
· Трудно ли было рассматривать картинку через «замочную скважину»?
· Помогли ли тебе догадаться о том, что было изображено на картинке ответы других ребят?