Ребенок с девиантным поведением
Девиантность определяется, прежде всего, соответствием или несоответствием поступков индивида социальным ожиданиям.
Проявляется такое поведение в форме проступков, конфликтов со сверстниками, воспитателями. Подростковая девиация оценивается зачастую неоднозначно. Какой-либо поступок ребенка воспитателями расценивается как вызов устоям лагеря, а детьми – как «смелое решение».
Причины ведущие к отклонению в поведении ребенка:
ü Безнадзорность в семье;
ü Потакание капризам и прихотям ребенка;
ü Применение физических мер наказания;
ü Психологическая изоляция в детском коллективе;
ü Отрицательная микросреда.
Рекомендации по работе с девиантными детьми:
Расположите к общению - сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринуждённая беседа на отвлечённые темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости. Основная тактика – одобрение, согласие, безусловное принятие.
Найдите общий интерес – выявите нейтральный интерес, проявите внимание к интересам подростка. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам. Основная тактика – ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности.
Выясните предполагаемые положительные качества - рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя. Основная тактика – принятие того, что предлагает партнёр, авансирование доверием.
Выясните предполагаемые опасные качества – выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение сложных понятий. Высказывания о собственных негативных качествах. Основная тактика – принятие позитивного.
Адаптивное поведение партнёров – подчёркивайте положительные и учитывайте негативные качества. Обратите внимание на подчёркивание индивидуальности и её учёт в общении. Обсуждайте то, что будет представлять трудности. Стимулируйте желание приспосабливаться к особенностям другого. Основная тактика – открытые высказывания; стимулирование диалога, советы.
Установливайте оптимальные отношения – составляйте общие планы действий. Вводите нормативы общения, взаимодействия. Побуждайте ребенка к составлению планов по самоизменению.
Эмоционально-неустойчивые дети
Эмоциональная неустойчивость – это свойство личности, которое характеризуется отсутствием контроля над собственными эмоциональными реакциями.
Эмоции таких детей могут меняться по разным причинам. Как правило, такие дети чувствительны, эмоциональны, тревожны, склонны болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.
Рекомендации по работе с эмоционально неустойчивыми детьми:
Учите детей правильно проявлять свои чувства - нельзя учить ребёнка подавлять свои эмоции.
Не ограждайте ребёнка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, так как искусственное создание "тепличных условий" лишь на время снимает проблему. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность. Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром.
Обязательно научите ребёнка адекватным формам реагирования на те или иные ситуации или явления внешней среды.
Не оценивайте чувства ребёнка, не требуйте, чтобы он не переживал того, что он переживает. Как правило, аффективные бурные реакции - это результат длительного сдерживания эмоций.