Жизнь: Путь или Процесс, или Беседы со Снежаной

Снежана — психолог, то есть совершенно нормальный человек со всем набором типичных проблем, только носит она свои проблемы — как психолог, то есть элегантно.

· Вообще-то разговор с дочкой страницу назад я разыгрывал именно с ней, потому что это проблемы с ее дочкой.

Итак, ей слово:

– Я отучалась от оценочности, потому что с ней в этой жизни, среди этой грязи и этих скотов жить слишком тяжело. Это — моя защита. Может быть, я ослепла, но теперь я не стала видеть скотов — скотами, из мира исчезли эти краски и добра, и зла, мир стал просто — есть. Моя жизнь теперь для меня — это Процесс... Это — не случайное для меня слово, это Понятие. Когда я знаю, что моя жизнь — это Процесс, это значит, что всё в моей жизни — не случайно, и если что-то со мной происходит, значит, это должно было произойти. Я поняла свою жизнь — так, и теперь я ее — приняла.

– Вот эта твоя сказка... В чем для тебя ее прелесть?

– Ой, да это же понятно: в ее некритичности. Мне с ней стало просто гораздо легче жить. А что ты имеешь против? Ведь задача человека — адаптироваться к миру, не так ли??

– (Тут я взорвался и затопал ножками.) Нет!! Это и есть мое главное обвинение к психологам: в том, что психологи учат адаптироваться. Это — безобразие! Это значит, что они учат: я маленький, а мир большой. Мир, наверное, страшный, и к нему надо подлаживаться — адаптироваться. Учить такой жизни — учить дурному, и я адаптироваться не учу. Я живу в другой картинке, где я — большой, а мир — это моя мастерская, которую я налаживаю, чтобы мне в ней было еще просторней и веселее. И я хочу, чтобы мои дети и все те, кого учу я, жили в картинке такой же.

...Снежана уехала, а я все продолжал думать. Я думал и продолжаю думать, что адаптироваться учат те, кто не умеет (или не хочет) быть сильным. Тот, кто слаб. Но, хуже того, учить адаптироваться — это воспитывать слабых.

Учить адаптироваться - это воспитывать слабых

Моя жизнь — не Процесс, а Путь. Это то, что зовет и требует меня, что поднимает меня лежащего, что определяет направление моей жизни. Вы можете рассматривать это как мою игру, как мое развлечение — я соглашусь с вами, но такое свое развлечение я — уважаю! И если я выбрал себе Путь со словами "Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться", я нагрузил себя этой работой.

Если же моя жизнь — Процесс, конечно, я свою жизнь облегчил. В жизни как в Процессе я не знаю, куда я иду, ориентиры я — снял, напряжение — сбросил. "Сижу в дерьме — значит, это зачем-то мне нужно. Вот и посижу еще немного".

· Милый Путь, но достоин ли он уважения?

Процесс — оправдывает все, и поэтому я обвиняю такую жизнь — за безответственность. Если же я встаю на Путь, это — выбор ответственной жизни. Потом — да, Путь подчиняет меня. Но вначале — свой Путь выбираю я, я вижу его начало и мне ясно его направление. Я знаю, куда я иду, я знаю, когда я — на Пути, а когда я — непутевый. Эта жизнь — ответственна.

Вести с дороги

Быть Человеком — легко. Стать им — трудно.

Аня Носова

А самое смешное, что оказывается в Пути, это то, что такая жизнь — легка. Путь — это великолепная защита! Когда ты стал на Путь, исчезают все сомнения, не нужно спорить ни с собой, ни с другими, есть ясность и энергия. Только — иди, и чем ты идешь сильнее, тем более ты в Пути укореняешься, тем более тебя поддерживает твой Путь. И больше нет споров — ни с собой, ни с посторонними, ни, что самое тяжелое, с близкими.

Теперь с близкими я живу легко — как священник. Вы можете не выходить замуж за священника, но, если вы замуж за него вышли, у вас не будет споров, как жить: жить вы будете, как живут в семье священника. Диспутов — не будет. Со священником спорить бесполезно, он ссылается на Господа, а с Господом не поспоришь.

Так же легко живу и я. Как Путь скажет, так и будет — а я знаю, как скажет Путь.

Умный слабый выбирает жизнь - как Процесс
Умный сильный выбирает жизнь - как Путь

Ваш выбор?

Куда расти

Мальчик Ваня и девочка Тома

У меня есть родственники, мальчик Ваня и девочка Тома. И они очень разные — такие.

Ваня бегать любит, но еще более он любит читать и думать. Глаза у него глубокие, и я могу с ним разговаривать. Когда он слушает, он как будто пытается понять, а что у тебя стоит за словами? За душой? Он часто задает неожиданные вопросы, после которых надолго задумываешься. Он — всегда был такой.

Тома вся — как сбитый пончик, у нее хорошее пищеварение, цепкие глаза и крепкая попа. В свои девять лет ее очень интересует засолка грибов, по­стирать трусики и где грабли. Чи­тать ее все-таки обучили, но ничего более тоскливого и чужого для нее не существует. Она всегда будет такая.

· И я знаю, что Ваня — мой, а Тома — совершенно не моя.

А синтоновцы — все мои?

...Конечно, нет. Большинство из них — не мои, а просто приходящие в Синтон люди. Их —

Восемьдесят процентов

Восемьдесят процентов ребят в 18—20 лет интенсивно занимается спортом, восемьдесят процентов мужчин после тридцати практически всякий спорт забрасывают.

· Так, остается что-то изредка, подобие зарядки...

Они занимались спортом не потому, что к спорту тянулись... Просто был избыток энергии, куда его выплеснуть?

По той же причине приходят ко мне в Клуб большинство ребят и девушек. Им двадцать — двадцать пять, в них еще есть энергия, много энергии, иногда энергию девать некуда! — поэтому можно и в Клуб, душой подвигать.

· А что? И польза, говорят, от этого есть, и не скучно совсем.

Восемьдесят процентов из этих хороших ребят и девушек — случайные в Клубе люди. Пройдет пять-десять лет, буйство глаз и половодье чувств сменится естественной скупостью желаний, и они, уже как взрослые и серьезные люди, займутся — только нужным. Нужным, а не духовным ростом, который перейдет у них в разряд эстетских развлечений.

· Или программы школы эстетического развития для их детишек.

К тридцати годам у большинства нормальных взрослых людей наступает духовное умирание. Умирание в том смысле, что в лучшем случае у человека хватает сил жить только на уровне, не снижаться, но уж — не подниматься, не расти.

· На синтоновский Семейный Клуб вот уже десяток лет ходят не худшие пары, но их пессимистическое и стойкое убеждение: "Куда уж нам расти, порастеряли все на свете!"

Но что это значит — расти?

Люди делятся на...

Психологи и обыватели исходят из очевидной для них картинки, согласно которой все обычные люди, не состоящие на психиатрическом учете, делятся, тем не менее, на душевно здоровых и не очень.

· Это которые "с комплексами".

А также на душевно взрослых и не очень.

· Ну, которые еще по жизни "дети".

Здоровые и взрослые — это норма, то есть с ними (с нами) все в порядке, а лечить и воспитывать нужно всех остальных.

· Кого конкретнее? Ну, во-первых, наших не­воспитанных детей. А дальше бы наших со­седей, потом всех начальников, всю службу быта и половину родни, включая родителей.

Всех, только не его. С ним-то все в порядке?! Он-то — взрослый, он-то — здоров? Он видит себя на верху, на вершине своего человеческого развития. Он сидит там довольный и болтает ножками.

· Я на его ножки смотрю иначе.

Размышления врача о "практически здоровых"

Я действительно на все это смотрю немного иначе.

Во-первых, что касается здоровья... Вы осмелитесь называть физически здоровыми тех, кто не дотягивает до инвалидности в целом и не лежит сейчас на бюллетене в частности — то есть всех, кто вас окружает?

· Врачей на них нет...

Развитое и здоровое тело то, которое вас с удовольствием слушается и от радости жизни поет; вы знаете, что у вас нигде ничего не болит, движения идут свободные, сильные, великолепно координированные. Тело готово к серьезным и долгим нагрузкам, более того — ждет и любит их.

· У некоторых есть об этом воспоминания. У других — соображение, что такое вообще-то бывает...

Но телом мы еще когда-то занимаемся, душой — существенно реже. Похоже, что мы не просто забыли, мы даже толком не представляем, что это такое — развитая и здоровая душа. А ведь это — просто: душа нас с удовольствием слушается и от радости жизни поет. Нигде ничего не болит, душевные движения идут свободные, сильные, великолепно координированные. Душа готова к серьезным и долгим нагрузкам, более того — ждет и любит их.

И так далее, мечтать не вредно, но такой души у нас нет и не будет, и даже самых первых тому причин — множество.

Начнем с того, что неприятно признавать, что у нас с душой может быть что-то не в порядке. Пожаловаться — принято, лечить свою душу — ужасно нет.

· Что мы, ненормальные, что ли?

Потом, мы не верим, что душа может быть здорова.

· "Ну, если так, ничего, то и нормально. А что бы уж совсем никогда ничего — не, так не бывает".

И совершенно не секрет, что мы не желаем, чтобы душа была по-настоящему здорова. Хотя бы потому, что мы убеждены: у порядочного человека душа всегда болит — за что-то или за кого-то, тогда пусть и у нас побаливает.

А развивать свою душу, чтобы она тебя слушалась: создавала ту внутреннюю погоду, которую ты ей заказал, стойко держала направление мыслей и чувств, могла мысли убирать вовсе, а чувства — вызывать, чтобы душа вовремя любила — того и так, как нам надо, чтобы вовремя успокаивалась и засыпала, — развивать все это мы, похоже, считаем просто святотатством.

· Хотя, заметим, это рядовая задача в любой духовной практике: и в йоге, и в православии.

Мы, конечно, живем проще. Тот "продвинутый", кто считает возможным обратиться к психотерапевту, когда "душа болит", ищет не здоровья, он нуждается только в снятии боли. Он не ищет настоящего выздоровления, не ставит перед собой задачу научиться жить с запасом сил и здоровья: жить настолько светло и сильно, чтобы не только боль тебе не грозила, а чтобы рядом с тобой и у окружающих все их боли проходили.

· Он догадывается, что для этого — придется поработать. Вот еще...

Ну что ж, психотерапевт на ходу латает дыры, снимает особенно торчащие “комплексы”, и обе стороны взаимно удовлетворены: заказ выполнен, человек снова "живет". Живет, прыгая с одной кочки опоры на другую, барахтаясь в нечистых радостях, вляпываясь в страдания, — живет, как люди. И считает себя, и считается другими — здоровым.

· У врачей на этот счет есть лукавая формулировка: "практически здоров".

По-настоящему, совершенно душевно здоровых людей я до сих пор не встречал. Вот впечатления от самых благополучных ребят и девушек, проходящих через тренинги.

· Посмотрите на них до — это надо поискать такую веселую и светлую компанию!

Пошла хорошая работа, фасад — в сторону. Увидели: каждый четвертый парень в себя не верит, половина сексуально озабочена, трое из четверых себя не любят, четыре из четырех самоутверждаются.

· А если не копаться — то все нормально.

С девушками обычно еще тяжелее. Каждая четвертая ненавидит своих родителей, каждая вторая носит в душе сексуальное оскорбление, трое из четверых не принимают что-то в своей внешности, четыре из четырех себя не знают...

· И это — нормальные благополучные. Прям-таки — отобранные.

Я не утверждаю, что в душе каждого живет боль. Я вместе с вами знаю немало светлых людей, у которых рабочая площадка души действительно в хорошем рабочем состоянии: прибрана и все необходимые инструменты на месте. Но я также знаю, что, как бы ни был хорош каждый из нас, мусор по углам души накапливается и от него надо — освобождаться.

· Хорошие хозяева элементарный порядок наводят ежедневно, а генеральную уборку делают хотя бы раз в полгода. А вы?

Взрослые и Дети

Я, к сожалению, никак не могу считать себя Взрослым человеком. Взрослым — то есть завершившим свой рост. В духовном отношении я в лучшем случае только Подросток. Что касается других Взрослых вокруг меня — на мой взгляд, это те же Дети, только запретившие себя воспитывать.

Это то, что сейчас мне кажется очень важным:

Взрослые - это те же Дети,

только запретившие себя воспитывать

Наверное, это в чем-то неизбежно: ведь кто будет их воспитывать? Их родители, которые такие же дикие, слабые и невоспитанные дети?

В поисках Взрослого

Что превращает ребенка — во взрослого? Непростой вопрос...

Ребенок может набирать вес и здороветь, но, какое бы большое и крепкое тело он ни наел, это пока будет только большой ребенок.

В нем можно развить весь набор психических функций, в том числе высших: внимание, память, мышление — но это будет только хорошо оборудованный (хотите — вооруженный) ребенок.

Добавьте к нему душевность, живые чувства: способность чувствовать и переживать, желать и надеяться, радоваться и грустить (а также бояться, ненавидеть и злорадничать — это тоже живые чувства) — это будет живой, иногда милый, а иногда вовсе и нет, но все равно — ребенок.

С другой стороны, показаться взрослым — очень просто, ведь взрослый, как убеждено большинство, это просто большой и самостоятельный человек. А тогда — в чем проблемы? Стать в чем-то большим (например, в размере гонора или попы) — задача посильная, а самостоятельным может оказаться и любой инвалид.

· Например, с помощью хороших костылей.

Роль таких костылей для многих детей, рядящихся во Взрослых, выполняют их Характер — и Принципы.

Характер и Принципы

Характер — природная формочка человека, как правило, рисунок его окаменелостей и неврозов. Это то, чему человек позволяет выкристаллизоваться в своей душе и вживиться в свое тело, та его особенность, которую он теперь выставляет и на которой настаивает.

· "Я — упрямый! Я — вспыльчивый!"

Как стиль и оружие, это помогает определиться и выстоять. "У него — сильный характер!" звучит почти так же, как: "Это — взрослый человек!" А "бесхарактерный" — значит, слабый, значит, еще Взрослый недоделанный.

Характер же мне более всего напоминает палку, которую вставляют в тряпичную куклу, чтобы она держала хоть какую-то форму. Оно, конечно, разумно, только чем больше человека крепит его Характер, тем меньше у человека оказывается свободы маневра.

· Ну что вы хотите, ведь у меня такой характер! Я всегда уступаю!

· А что я могу, у меня характер такой: когда на меня прут, я отвечаю тем же!

Надеюсь, что у меня Характера почти уже нет. Я всегда мечтал быть бесхарактерным: то есть любым, таким, каким надо.

Принципы — это такой же личностный каркас, как и Характер, только вставляют его не в душу и не в тело, а в мозги. Со своими Принципами люди часто зажимают себя в щели и тогда пищат, а если задавили или зажали своими Твердыми Принципами кого-то, то пищат те.

· Что поделаешь, тут Дело Принципа.

Надеюсь, что у меня в душе нет ничего твердого: свои Принципы я размыл. Вместо них у меня есть Направление жизни, а это — как поток. Река иногда может даже поворачивать вспять, река может растекаться ручейками, река может даже воспарять и исчезать из виду — с тем, чтобы потом обрушиться потоком туда, куда она и стремилась...

Подобие Взрослого и Взрослый отличаются Стержнем: у одного это — закостенелость, у другого — энергия направленного роста.

Удивительные люди

Взрослым может считать себя только тот, кто не видит перспектив своего дальнейшего роста. А я — вижу, потому что Жизнь дарит мне Удивительных Людей, на которых можно любоваться и, самое главное, у которых так многому можно учиться.

Каких удивительных людей дарила — и дарит — мне Жизнь!

Саша

Саша умеет не торопиться. По жизни, внешне, он такой же, как и мы, — умеет быть и расторопным, способен нужное делать быстро.

· Нужное — другим. Потому что ему быстро — не нужно.

Ему торопиться — некуда, он живет — в вечности. И поэтому он живет так же ровно, как всегда ровно бьется его сердце. Как бьется мор­с­кой прибой о берег — куда ему торопиться?

Я еще так — не умею. И рядом с ним, в этом отношении, я ощущаю себя Ребенком.

Света

С феноменом Светы я познакомился у нее на кухне. Просто закипел чайник, она подошла к нему, улыбнулась и сказала — ему: "Благодарю вас!"

· Оказывается, для нее это — не игра.

Она действительно благодарит чайник, который разогрел ей воду. Беря чайник за ручку, она в душе благодарит тех людей, которые этот чай­ник для нее сделали: "Спасибо!" Она благодарна мастерам, которые провели к ней в кухню — газ: "Вы так помогли мне!"

· И, по-моему, более всего она благодарна жизни, которая дает ей возможность просто быть: встречать каждое утро, видеться с людьми, кого-то любить, о ком-то — вспоминать.

Более всего естественно для нее восхищаться людьми, их красотой — внутренней и внешней, и людей благодарить. Прощаясь, она берет тебя за руки и говорит тебе простые слова — и ты убеждаешься, что она видит в тебе хорошего гораздо больше, чем ты обычно видишь в себе сам.

· Подобное отношение к людям и миру я встречал у многих глубоко религиозных людей. Я всегда искренне завидовал их светлоте и радости, идущей из окутывающей их любви.

Света не молится никакому Богу, но, по-моему, она глубоко религиозный человек. Она едина с миром — но не с нашим, а общим и красивым. Про нее говорят: "Она не от мира сего!" — да, верно, она много лучше.

Я буду учиться у Светы этому.

Роман

Когда Роман с тобой общается, тебе легко, как с самим собой. Потому что ты — есть, а его, Романа, — как бы нет. Он мягок и прозрачен. Не обо что споткнуться, не во что упереться. Роман присутствует как теплая атмосфера, как твое зеркало, он растворяется в диалоге.

· В чем его секрет? Как я понимаю, в том, что в разговоре он решает проблемы твои, а не свои.

А я в разговоре всегда есть. Я — выпячиваюсь. Как Роман, я пока не умею.

Я не умею еще очень много простых — и таких важных — вещей. Я только в начале Пути. Путь еще — передо мною, и что там, за Горизонтом?

Твоя цена
перед лицом смерти,
или
Кто есть Человек

О самом близком вам человеке — о вас...

Как хорошо, когда любишь себя! Когда можешь наговорить сам себе кучу приятных вещей, когда приятно смотреть на себя, сладко ощущать себя, когда с нежностью принимаешь свои милые... особенности и с улыбкой прощаешь себе то, что едва ли бы простил другому!

Я — желаю вам такой любви!

· Но — не только такой.

Уважаемые женщины, как вы оцените своего возлюбленного, который с удовольствием наговорит вам кучу приятных вещей, которому нравится смотреть на вас, сладко вас ласкать, который с нежностью принимает ваши милые... особенности и с улыбкой прощает вам то, что едва ли бы простил другой

· — при условии, что вы не можете на него положиться, что в трудную минуту он элементарно может покинуть вас, да и в повседневной жизни особенной заботой о вас — не отличается?

М-да, задумаешься... Восхитительная любовь на уровне "ля-ля" — прекрасна, но без подтверждения на уровне дел, без реальной заботы, такая любовь, похоже, стоит недорого.

А сколько стоит ваша любовь к себе?

Чтобы прикинуть вам было легче, я предлагаю снова очутиться в Клубе "Синтон", в тесном кругу таких же, как и вы, умных и привлекательных людей.

· Очутились.

Итак, любовь проверяется в трудностях, в готовности выложиться ради любимого тогда, когда ему это действительно необходимо. Но тогда: кто из вас берет на себя обязательство во имя себя, любимого, ближайшие хотя бы двадцать минут не покинуть себя, в случае трудностей и испытаний быть по-настоящему заботливым и любящим себя человеком? Те, кто берет на себя это обязательство, прошу встать!

· Шум отодвигаемых стульев, все встают.

Простите, не все... Любопытно. Тогда — прошу сесть всех, кто стоит, и встать всех, кто сидит. Вы не встали — почему? Кто хорошо себя понимает и мог бы попробовать это объяснить?

· Объяснения звучат разные, иногда даже теоретические, мы их внимательно выслушиваем.

Все вроде бы даже логично, только я пытаюсь представить, если бы я был ребенком и вопрос был бы поставлен так: "Мамы и папы, сейчас ваши дети могут оказаться в опасности. Кто из вас берет обязательство хотя бы в течение двадцати минут не кинуть вашего ребенка, оказаться мамой заботливой и любящей?"

Я так думаю, что ежели бы кто не встал, то только потому, что вопрос какой-то идиотский. О чем тут, собственно, спрашивать? Какое, к черту, обязательство — ведь это же мой ребенок!! В огонь прыгну, но уж вытащу!

А если бы, например, моя мама стала бы мяться и складывать фразы на тему: "Ну, кто знает, смотря какие опасности, вообще-то трудно быть так уж уверенной..." — у меня, наверное, мгновенно развилась бы шизофрения.

· Чтобы просто с ума не сойти.

Вырвись из круга!

– Ой, жизнь-то какая кошмарная...
– Ничего, она быстро проходит!

Утешение

И так, все стоят в кругу.

– Вам сейчас предстоит испытание: любите ли вы самих себя, действительно ли вы себя любите. Испытание будет трудным. Кто к этому готов, кто хотел бы его пройти? Кто, соответственно, хочет лучше увидеть себя и с собой поработать? Шаг вперед!

· Шагнете? Сразу?

Собственно, испытание уже началось. И если вы не шагнули сразу, вы уже совершили поступок, который называется Предательством. Почему? Объясню. У вас была возможность нагрузить себя работой, в результате которой вы лучше бы узнали себя и стали сильнее, вы же — лишили себя этого. Вы — уступили себя страху. И совершили маленькое предательство себя.

· Вам не нравятся такие жесткие оценки? Пожалуйста, дам другие: "Вы милый, мудрый и предусмотрительный". Мне не жалко сказать вам эти добрые и тоже правильные слова, но что вы с ними, с этими поглаживаниями, делать будете?

Если же вы шагнули, вам — аплодисменты! Теперь вы стоите один, в центре. В окружении плотного круга людей, крепко держащихся за руки. И выражения лиц их — неясны.

За пределами этого Круга — Жизнь. И ваша задача, задача этого упражнения — выйти в Жизнь, то есть вырваться из Круга. Может быть, точнее сказать, просто оказаться за его пределами, но, если вы не сможете это сделать за две отпущенные вам минуты, вы погибаете. Что главное вам для этого нужно? Только —

настоящее желание жить.

Инструкция Кругу: любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого безусловно хорошего и достойного жизни человека. При этом вы не рискуете ничем, и никто вместо него вас в Круг не бросит. Игра в другом: не выпускайте человека — дешево.

У вас нет задачи дать ему смерть. Ваша задача дать жизнь только тому, кто сам ее ценит, кто жить действительно хочет, кому это действительно надо, кто за свое право — за свою обязанность! — жить готов платить, готов — выкладываться. Жизнь достойна того, чтобы ради нее — выложиться, и если вы видите, чувствуете, что человек ради своей жизни работает на пределе своих возможностей, выкладывается на сто, на сто двадцать процентов! — порадуйтесь за него и дайте ему Жизнь. А если нет, если он халявит и халтурит, если жизнь свою человек не ценит — пусть ваши руки останутся сомкнутыми.

– А силой вырываться — можно?

– Можно все, никаких ограничений. Но есть опыт: если Круг решит вас не выпустить, вы не вырветесь из него никак. Один мужчина хотел силой прорваться через круг женщин, он был наглый и здоровый, но у него ничего не вышло — они просто все легли на него! Другое дело, что прорываться силой — неостроумно. Постарайтесь работать не телом, а душой.

Наши рекомендации