Как беседовать с администрацией, чтобы разговор состоялся
Поговорить с директором, администратором или заведующим — большое и трудное искусство.
Во-первых, его надо найти, а это не всегда просто. Надо: подойти к любому продавцу или кассиру и нейтрально, спокойно, можно с улыбкой спросить: "Подскажите, пожалуйста, как мне пройти к вашему директору?" Как правило, вам укажут на дверь, на которой написано: "Посторонним вход воспрещен" — правильно, вам туда и надо. Так же задавая вопросы всем, кого вы там встретите, вы дойдете до комнаты директора; нашли — спокойно заходите туда.
· Стучать не надо — директор на работе и ничем неожиданным он заниматься не может.
Зашли, прошли несколько шагов (а не стойте в дверях) и обратитесь к тому или тем, кто там есть: "Добрый день. Мне нужен директор". Вам не всегда скажут в ответ "Добрый день", но почти всегда спросят: "А вы по какому вопросу?" На это спрашивайте: "Вы директор?"
· Не следует никому ничего объяснять, пока вы не убедились, что беседуете с тем, с кем вам надо.
Итак, вы услышали: "Я директор. Вы по какому вопросу?"
· Не поддавайтесь на его линию, ведите свою. Директор хочет поговорить побыстрее, а вы — как полагается.
Поэтому теперь вам надо представиться: "Меня зовут Ф.И.О. У меня к вам разговор. Вы разрешите, я присяду?"
· Директор всегда указывает на стул, вы удобно садитесь.
Вы продолжаете: "Простите, а как вас зовут?" — "Марина Александровна", — "Очень приятно, Марина Александровна".
· Сделайте все, чтобы ее имя-отчество не забыть: повторите его сейчас, обращайтесь по имени-отчеству во время разговора. Если разговор предстоит трудный, спросите обязательно фамилию и можете даже при ней, здесь, все это себе записать — на карточку или в записную книжку. Делайте все быстро, но спокойно и не дергайтесь: вы имеете на это право, и все это производит весьма серьезное впечатление...
"Марина Александровна, я к вам вот по какому вопросу..."
· Теперь можете излагать все, что вас интересует: вы можете быть уверены, что слушать вас будут.
***
И пусть хмыкали высоколобые академики: они со всей своей научной психологией перед матерой психологией советской службы быта пасовали! А мы — уже нет. Мы ходили в рестораны сквозь швейцаров и табличку "мест нет", потому что места там были. Мы решали проблемы с проводниками в поездах, мы выигрывали схватки с матерыми заведующими мясным отделом гастрономов, мы умели покупать то, что нам надо, без "нагрузки", мы заставляли работать продавцов без образования очередей, мы садились в такси тогда, когда это было нужно нам, а не по дороге водителю, мы получали от них сдачу и не получали от них грубости.
· Кто помнит — оценит. Это было на грани чудесного.
И кстати, вовсе не становились скандалистами. Мы просто учились грамотно и сильно жить. Мы становились психологами по жизни.
· Еще раз — спасибо Вам, Аркадий Петрович!
Happy end
А самое главное, вы, наверное, уже поняли: скоро я стал помогать Аркадию Петровичу. Мне оказалось это по силам. Я понял, что такую психологию в таком тренинговом режиме могу давать народу и я. Тут не требовалось высокого искусства, потому что здесь была высокая технология.
· Технология, впрочем, совсем не исключает искусства. Если ты Мастер, тебе никто не помешает работать искусно, мастерски поверх всякой технологии.
Я увидел в этом подходе тот спасительный мостик через пропасть, который вел меня, просто крепкого преподавателя, но совсем еще не мастера, в жизнь психолога-практика. И я пошел по нему.
Первые месяцы я просто внимательно сидел, потом начал аккуратно подвякивать ведущему (и это было встречено благосклонно), к концу года мне было разрешено проводить фрагменты занятий. Через год я начал вести свою первую группу.
· Правда, она почти сразу развалилась. Ну и что — я работал бесплатно.
А вот вторая и далее — показали, что я действительно — могу. Еще через год я оставил Клуб "Маленький принц" и организовал свой.
С днем рождения тебя, "Синтон"!
С чего начинается Мастер...
Рождение "Синтона"
Так у меня началась двойная жизнь: в будни я преподавал в Институте, в субботу и воскресенье у меня был Клуб.
Да, были еще командировки: я читал лекции по линии Общества "Знание". Это тоже дало многое — и жизни повидал, и тексты накатал.
· Поэтому книгу "Как относиться к себе и людям" писать было легко: текст звучал в голове, проговоренный уже не один десяток раз.
Плюс заработки дали некоторую экономическую независимость от Института. И, как это обычно и бывает в таких случаях, я начал размышлять и сравнивать. Да, я был хорошим преподавателем и любил свое дело, но...
Но появились мысли такие.
Я читаю то, что интересно мне, но не всё, что интересно мне, я читаю.
· Потому что тематика моих лекций определяется в первую очередь профилем Института и только после этого — мною.
Доколе?
Мне удается заинтересовывать своих слушателей, и они посещают мои занятия не из-под палки, но мне каждый раз приходится их заинтересовывать.
· Потому что слушателей на повышение квалификации — посылают. И им нужен диплом об окончании, а не я.
А я этого хочу?
В Институте надо мной Начальники. А мне это надо?
А что касается зарплаты в Институте и заработка в Клубе, то суммы были вполне сравнимы. Точнее, Клуб обещал больше.
· Это было важно для жены. Она и так рыдала: Солнышко, ну как же уходить с такого места!
Когда в Институте я заявил о своем уходе, меня не понял никто. На встрече с директором мне было сразу обещано и повышение и в статусе, и в зарплате.
· Руководство сразу оказалось готово решить вопросы, которые до этого, несколько лет, были совершенно не решаемыми.
Но я ушел в жизнь свободного человека — и с тех пор ни дня об этом не жалею.
Одинокий волк
Потом были годы — очень разные — просто работы.
Я работал в полном одиночестве.
С Аркадием Петровичем сотрудничество уже не шло: он мог быть только Учителем, а Сотрудником он быть не мог.
Все то непонимание от нормальных психологов, которое раньше держал на себя Егидес, теперь обрушилось на меня. Я же работал не в Традиции!!! Ведь так же (как я) — не работают!
· Не принято.
Слава Богу, что это непонимание обрушилось только в форме моего творческого одиночества. Поскольку экономически я был совершенно самостоятелен, кислород мне не мог перекрыть уже никто.
Да, я работал местами слабо и очень слабо — потому что я экспериментировал.
Без экспериментов нет развития, но в каждом эксперименте есть риск. И очень реальный, потому что скоро я уже знал — очень знал — одну неприятную закономерность:
Два слабых занятия подряд - и группа разваливается.
Да, после этих — зависших в пустоте — у группы еще серия мощных, веселых и содержательных занятий, да! Но объяснить это уже некому.
Стал осторожнее, вышел на режим: эксперимент не может занимать более половины занятия. А лучше — четверть. Тогда, если эксперимент не проходит, занятие в целом остается на уровне.
Но ведь если эксперимент проходит — появляются новые занятия! И появлялись такие Праздники, такие!!!
Да здравствует Творчество!
Да здравствует - Эксперимент!
И вот уже от многих слышилось: "Это так нужно, это так — здорово! Ну почему я не пришел к вам раньше?!" На это я всегда отвечал стандартно: "Чем позже вы приходите в Клуб — тем лучше. Потому что с каждым месяцем, тем более — годом, занятия только лучшеют".
Десять лет на Взросление
Мы строили, строили — и наконец построили!
Мы с Чебурашкой
Меня не интересовали чьи-либо оценки моей работы — меня интересовала сама моя работа: как ее сделать лучше. Мы просто жили и росли вместе — Клуб и я. И вот, спустя десять лет мы стали Большими и Успешными.
Вышли книги, они дали мне имя и увеличили приток людей в Клуб. В Клубе у меня уже появились ученики, они начали работать, и Клуб разросся тем более. Уже в большой, крепко стоящий на ногах и весело живущий Клуб стали с завистью заглядывать психологи со стороны и интересоваться методиками. Методики к тому времени уже приобрели стройность, а когда я их прописал, ориентируясь не только на себя, получилось еще двадцать книг.
· То, что мне есть чему учить людей, я знал давно. Но тут я понял, что мне есть чему учить психологов.
Я стал уважаемый, и меня стали приглашать, как мэтра, в Университеты.
И что же я там увидел?
Психология из-под Университета
Зная преподавателей нашей кафедры психологии, мне жалко студентов, которые выдерживают огромный конкурс, чтобы у них учиться...
Ольга Алексеевна, замдекана одного из российских вузов
Психологические факультеты на недостаток студентов не жалуются. Конкурс серьезный, поэтому состав — качественный, включая тех, кто учится на коммерческой основе.
· Если бы они знали, за что они платят деньги!
Студенты-психологи, IV курс факультета психологии одного московского Университета, проходят практику в моем Клубе. Впечатлений очень разных много и у них о Клубе, и у меня — о них. Взаимное знакомство завершилось, расстаемся, они спрашивают меня, какие у меня к ним чувства. Я не стал кривить душой и ответил: "Чувство острой жалости".
· Почему?
Потому что я видел их, как задиристых и бодро лающих щенков, которых вот-вот выпустят из вольера — в жизнь. А миски с кашей там им — не будет, и волки голодные неподалеку.
Они славные теоретики, но к реальной практической работе, как психологи, совершенно не готовы. На что они будут жить? А если жить не на что, кому они пойдут продаваться?
· Потому что продаваться все равно придется.
Я уверен, что они старательно учились, но учиться им было просто нечему. В настоящее время учебные институты, университеты и прочие колледжи России не есть то место, где студентов могут чему-то дельному научить. К сожалению, с исчезновением какой-либо зарплаты в институтах и возможностью получения настоящих денег вне институтов только зарождающаяся в России практическая психология умерла.
· Для студентов.
Практическая психология умерла для студентов просто потому, что все сильные практики из институтов ушли.
· И я их так понимаю! Когда-то, наверное очень давно, Институтская Наука была глотком свежего воздуха для всех мыслящих людей. Потом свежий воздух ушел, на кафедрах стало серо и пыльно, но остался престиж, стабильность и зарплата. А когда стабильным оказалось только отсутствие зарплаты — что могло удержать в институтах толковых людей?
Сильные практики ушли не в никуда — они ушли в жизнь. Они создали фирмы свои или сотрудничают с кем-то. Они теперь заняты тем же творчеством, своим делом, но они на свободе, а денег стало немного побольше.
· На порядок побольше. То есть раз в десять.
Соответственно, пытаются обучать наших студентов те, кто практической психологией не владеет, кто оказался жизнью не востребован. В вузах преподают Неудачники от психологии.
· И преподают, соответственно, свою психологию — психологию неудачников.
А самое главное, они преподают теорию. Теорию психологии. То есть вроде бы ту же психологию, но на самом деле совсем не ее, а некоторые свои (или чьи-то) по поводу нее размышления. А потом требовательно спрашивают их на экзамене.
· Обязательно требовательно, иначе студенты осмелеют, задумаются и раньше времени догадаются, что все это — туфта.
Даю наугад названия экзаменационных билетов и свои к ним комментарии — как психолога-практика.
"Критерии возникновения психики по Северцову".
· Не знаю, знать не хочу сам и просил бы освободить от этого моих студентов.
"Методы наблюдения в психологии".
· Если бы вы еще узнали, какую ерунду здесь полагается отвечать...
"Теории памяти".
· Признаюсь — все забыл. И очень этому рад.
Студенты забивают себе этим мозги, к третьему курсу теряют интерес к психологии, к четвертому — приобретают интерес к пиву и сигаретам.
· Раньше? И не только к сигаретам?
Но учебный процесс идет, и через пять лет студенту вручают диплом и выпихивают в жизнь. Кого из него сделали? Психолога? Нет. Психологом он не стал.
· Из него сделали только студента...
Как готовить Мастеров
Студентов можно готовить в Университетах. Мастеров — только в Мастерских. За всю историю человечества по-настоящему себя оправдала, похоже, только одна система обучения: прямое обучение ученика у Мастера.
Ученик приходит к Мастеру. Если он Мастеру приглянулся, он может остаться рядом с ним.
· А если не приглянулся, значит, этому ученику у этого Мастера учиться действительно не надо.
Теперь Мастер работает, ученик учится ему помогать. Стоит на подхвате, бегает, куда надо.
· Потому что, если не побежит он, идти нужно Мастеру.
А обучение уже идет: ученик вживается в режим работы Мастера.
· Это важно, ведь режим работы Мастера есть неотъемлемый элемент его общей технологии.
Потом ученик Мастеру уже помогает.
· И местами, пусть еще проблесками, уже чувствует: я могу так — тоже!
Позже Мастер включает ученика — теперь уже Подмастерье — в работу. Идет практика — умная практика. А что касается теории...
Будущий Мастер освоит все необходимые книги без какого-либо контроля извне. Они будут ему нужны не для сдачи экзамена, а чтобы хорошо сделать то, что ему сделать нужно, и поэтому он будет их читать.
· В этом случае все необходимое уложится в голове, найдет место в душе и останется в руках.
И скоро ученик станет — Мастером.
Но, между нами...
Простите, но лично вам я порекомендую поступить в Университет. Дело в том, что вы ленивы, и поэтому без палки, самостоятельно, заниматься вы не будете. Чтобы быть Учеником, нужна самодисциплина, что, естественно, у вас не наблюдается.
Если, конечно, Мастер будет настолько заботлив, что будет по необходимости, то есть регулярно, к вам и палку применять, то — дело другое и вам повезло исключительно. Но так выкладываться и обременять себя согласен далеко не каждый Мастер, поэтому надеяться на это — сложно.
Университет же, как место принудительной интеллектуальной работы, все необходимые вам условия создает. Думать вы там разучитесь, но хоть каким-то, то есть устраивающим государство, специалистом — станете. Да, и диплом государственного образца получите, это полезно, потому что на первых порах помогает запугивать того, кто их уважает.
Поэтому —
· До встречи на кафедре!