Маленькая Верочка, или Творение великого профессора

Пока не покажут — не увидишь. Пока мне Берн не под­сказал, что каждый ребенок является Профессором Психологии, я пребывал в расхожем мнении, что я умный, а ребенок — это ребенок.

· А как же иначе? Ведь если мы с возрастом умнеем, а все равно умные не очень, значит, в детстве — мы совсем глупенькие. Логично?

Все логично, но, похоже, в жизни все не так, и начинаешь это видеть с того момента, как только спокойно взглянешь на ребенка — любого маленького ребенка! — и увидишь в нем Гения Общения. Только приглядись — без предубеждения и сюсюканья: "Ах, маленький!", и ты увидишь, какой это психолог-виртуоз, как он тонко и свободно обрабатывает ситуацию, делая ее такой, какая устраивает его.

Верочке два года, к маме в гости пришли новые дяди и что-то оживленно обсуждают, рисуя на листочках цветными фломастерами. Верочка подходит так, чтобы она видела всех и чтобы все видели ее. Естественно, на нее обращают внимание, и вот к ребенку приветливая улыбка и звучит вопрос:

– Как тебя зовут?

– ... ...

Верочка внимательно молчит и заинтересованно смотрит. Вот еще, зачем ей отвечать — просто так?

Суетливо и немного тревожно включается мама:

– Ну ты что — как тебя зовут? Что ты не говоришь?

Ладно, выждав паузу, Верочка включает на лице изображение наивного испуга и жмется ближе к маме:

– Не знаю!

И прячется за мамину юбку.

· Хотя, если приглядеться, ее довольные глаза улыбаются.

Мама в растерянности, чего это дочка забыла то, что прекрасно знает; она чувствует себя немного неловко и торопится свою маленькую дочку обнять, чтобы, конечно, защитить. По сути, она просит дочку сделать ей одолжение: "Ну, будь умницей, ответь, как полагается!"

· Дочка рассматривает гостей и ситуацию и, похоже, на просьбу мамы реагировать не торопится. Вот еще, приучать...

Вот уже включились и начали срочно улыбаться гости. Во-первых, в сторону мамы, чтобы та увидела их поддержку и перестала так комплексовать: "Да нет, вы хорошая мама, ваша репутация вовсе не подмочена!", а также в сторону Верочки — чтобы извиниться за то, что они такие страшные. Все же знают, что хороших людей маленькие дети не боятся, и если Верочка будет упорствовать, то...

· Верочка, мы же хорошие, правда! Ну пожалуйста!

С другой стороны, довольны все, потому что мама демонстрирует своего любимого ребенка, взрослые переживают, какие они большие и могучие, а ребенок получает великанские порции внимания.

· А устроила все это — маленькая Верочка.

Но уже пора, пауза задерживается, и Верочка делает следующий ход:

– Мам, а во что они там играют? (И тянет за руку.)

– Тебе интересно? Ну, пойдем посмотрим!

(...Как ни странно, Верочка стоит и никуда не идет.)

– Ну, ты что?

– Я боюсь.

Есть! Простенькое "Я боюсь", и ситуация снова создана! Мамочка снова крутится вокруг Верочки-Солнышка, уговаривает ее не бояться и по-другому пытается сдвинуть с места. Вера же довольно стоит, небрежно кушает внимание мамы и спокойно, я бы сказал просветленно-эпически, рассматривает то, на что она смотрела и раньше. Легчайшим движением души девочка повернула души всех взрослых к себе, сделала себя центром Вселенной, а конкретно теперь оценивает маму, сумеет ли та справиться с ее страхом.

· Очевидно, что та справится с ним не раньше, чем разрешит ей маленькая Верочка.

Расчет был, как всегда, точным: если бы она изначально не сделала интерес, никто не стал бы работать с ее "я боюсь".

· Боишься — ну и не пойдем.

Если бы она показала интерес и не сделала "боюсь", она бы просто вблизи посмотрела бы на то, что видела и так — что неплохо, но бедновато. А сделав связку "интересно" и "боюсь", помноженную на "я милая и слабая", она взяла ситуацию в свои руки и повязала всех взрослых стальными канатами.

· Без всякого напряжения. Ведь это — детские игры для Великого Профессора.

Не вижу никаких оснований предположить, что Великий Профессор с возрастом теряет свою квалификацию. С возрастом — уточняется набор выигрышных игр, осваиваются новые, еще более тонко работающие и дающие ему максимальные выигрыши.

· Или максимальные проигрыши его партнерам по играм.

Тем не менее тут все предельно честно, хотя бы потому, что — не будем забывать, против каждого Великого Профессора каждый раз играют ничуть не менее слабые профессионалы. Вместе с Верочкой эту ситуацию подготовила и разыграла ее мама, разрешили и развернули другие взрослые — каждый сыграл одну из своих коронных ролей.

· Идет Жизнь, то есть самая веселая и великая Игра.

Поэтому — не будем наивными. Если мы в жизни видим неловких, пугливых, слабых и совершенно беспомощных людей любого возраста, то мы можем быть уверены, что это — только маска. Это каждый раз творение Великого Профессора от психологии, его талантливо найденное театральное облачение, его каприз и его максимальное наслаждение.

Ночь перед экзаменом

– Гав, что ты здесь делаешь?

– Боюсь.

– Здорово! Давай бояться вместе?

Из мультфильма про маленькую кису

Начало лета, конец неудачной сессии и нескладного общежитского дня. Завтра экзамен, но сил уже никаких. Алина ложится в кровать, и тут по ее постели пробежала мышь

· А-а-аа!!

Алина дико заверещала, вскочила и после этого всю ночь просидела на балконе. Утром была никакая, экзамен, естественно, завалила.

Как бы ни возражала героиня, я буду утверждать, что ей это было нужно: она выбрала кричать в кровати и, самое главное, выбрала сидеть в темноте и одиночестве на балконе.

· Когда в душе есть склонность, выбор уже естественен и несложен.

Крик вслед мыши был подготовлен годами криков до этого и прошел легко. Вскочить тоже было легче, чем не вскакивать. Далее: чтобы после этого снова лечь спать — и заснуть, требовалась работа, пусть самая небольшая: подышать спокойно, сообразить, что если подобного не было год до этого, то, скорее всего, не будет и в ближайшее время.

· А то, что сделала Алина, куда как проще: она просто заорала и просто засела на балконе, куда ее просто понесло. А теперь можно только трястись и ничего не делать.

А самое главное — так тщательно страдая, она создавала базу на будущие по жизни вскрики и всхлипывания. Вести себя умно, то есть взять ответственность за ситуацию на себя, — опасно.

· Я бы сказал сильнее — чревато.

Ведь не дай Бог, она убедится, что когда-то (и не просто когда-то, а всегда) она может брать себя (и ситуацию) в руки, может быть взрослой и ответственной. Сделала раз — значит, может и в другой раз. А раз может — значит, надо делать... Значит, придется трудиться и лишать себя сладкого пирога жалости к себе.

· Чур, чур меня, зачем мне это на мою голову!!

А если я тряслась беспомощной дурой сегодня, как всегда, — значит, моя уверенность в собственной беспомощности укрепилась еще. И я и дальше могу душевно бездельничать и сладко попискивать в безопасности.

· И это лучше. Ради такого можно немного и пострадать.

Хотя — почему же пострадать? Прочувствуйте: сидеть в ночи, завернувшись в одеяло, курить и слушать ветер, погружаясь в темноту, слезы и дрему... — ощутили?

· Вы себе такой медитативный сеанс, наверное, не позволяли давно. А она использовала эту роскошную возможность.

И можно пожалеть себя бедную и любимую, и можно теперь не тревожиться по поводу экзамена.

Действительно, какие экзамены после такой мыши?

* * *

Все, что вам надо знать о своих глупостях и страданиях:

Если вы что-то делаете - значит, это вам зачем-то нужно

Снова о кошках

В дом к мужчине пришла кошка. Она пришла к мужчине и осталась у него, потому что здесь ей было тепло и уютно. Она была красива и не скрывала свою красоту, ее можно было гладить, и тогда она мурлыкала. Когда мужчина просто сидел, она с удовольствием терлась о его ноги.

· Едва ли она так гладила его, в большей степени она получала поглаживания себе.

Но мужчину это устраивало, и он кису оставил. А потом...

Потом киса освоилась: стала громко мяукать, когда в миске не было ее молока, на кровати лежала уже не гостьей, а хозяйкой, а когда ее сгоняли, обиженно выпускала когти и царапалась. И уже нельзя было понять, в шутку это или всерьез.

· Впрочем, кошка может забираться на кровать осторожно, а ложится всегда — хозяйкой. Эта кошка уже даже не забиралась — она хозяйкой запрыгивала в кровать.

И вот сегодня мужчина кису выгоняет. Он говорит ей: "Брысь с кровати!" — но киса только потянулась. Мужчина поднялся и шлепнул ее — киса лениво с кровати соскочила и вышла из комнаты обиженно. А потом вернулась, глядя на него с укором.

Мужчина читал свою газету и на кису упорно не смотрел, а она подошла и снова стала тереться о его ногу. Он сказал ей сердито: "Уходи, надоела!", киса подумала и ушла к себе на кухню, к своей сметане.

· В следующий вечер киса снова сидела у него на коленях.

...Киса никуда не уйдет от него, потому что она мудра. Она будет с ним, потому что он нужен ей, и еще потому, что знает, что она — такая — мужчине нужна. Ему сегодня нужно кого-то выгонять, и у него, кроме нее, никого для этого нет. Он прогонит ее, но она вернется обязательно, потому что:

Кого же тогда он будет прогонять в следующий раз?

***

Каждая женщина — кошка. Она всегда гуляет сама по себе и всегда выбирает себе хозяев, которые будут давать ей самую жирную сметану.

· Из тех, конечно, которые пустят ее на порог.

***

Этот мужчина держал свою дверь открытой, и к нему стала приходить женщина. Она приходила к мужчине, потому что здесь ей было тепло и уютно. Она была красива и не скрывала свою красоту, ее можно было гладить, и тогда она мурлыкала. Ее не интересовало, нужна ли она здесь: она знала, что ей здесь быть хочется. И она знала, что тот, кто ее не хочет, дурак.

· Ну, дурашка.

Мужчина дураком не был и ее хотел. Некоторое время. А потом...

Потом женщина освоилась: стала выражать недовольство, когда мужчина уделял ей внимания меньше, чем ей бы хотелось, по дому ходила уже не гостьей, а хозяйкой, а когда ей давали понять, что на эту должность ее вовсе не приглашали, она обиженно дулась: "Ты не уважаешь меня как личность!" И уже нельзя было понять, в шутку это или всерьез.

И вот сегодня мужчина говорит женщине плохие слова. Он говорит ей: "Ты не нужна мне!", он говорит ей: "Уходи!", а она гладит его по руке и смотрит на него тепло и заботливо.

Она — не уйдет.

Мужчина будет сердиться, говорить ей резкие слова, доказывать, что они должны расстаться, — но она не уйдет. Он оскорбит ее, она с плачем ответит тем же и больнее, они станут говорить друг другу ужасные вещи — но они еще долго будут вместе. Она не уйдет.

· Или, уйдя, — обязательно вернется.

Женщина никуда не уйдет от него, потому что она — женщина. Она будет с ним, потому что он нужен ей, и еще потому, что знает, что она — такая — мужчине нужна. Она знает, что сердцем мужчина рад этому вечернему развлечению, этой игре в прогоняние.

Похоже, сегодня ему нужно подраться, и она счастливо оказалась рядом. И теперь он выясняет, сможет ли он ее отогнать от себя, она ему доказывает, что это у него не выйдет. Они вовсе не хотят расходиться, они просто меряются силами.

Она видит, как он грозно надувается, как много он вкладывает души в разговор с нею. А если она уйдет — с кем же он будет так душевно ссориться? Да он просто боится, что она уйдет.

· Сейчас он тяготится отношениями с ней, но, если она уйдет, — он будет тяготиться отсутствием отношений.

И женщина это знает. С ней ссорятся — значит, она нужна.

С вами ссорятся — значит, вы нужны

Женщина уйдет тогда, когда мужчина перестанет с нею ссориться. Когда прекратятся беседы, когда ему уже ничего не нужно будет ей доказать и когда ее слова, даже самые обидные, будут лететь мимо него в пустоту — как от чужой. Уйдет он или уйдет она — уже не важно, они расстанутся. Расстанутся потому, что Игры кончились и решено главное: "Мы — расстаемся".

Принято — разумом. И решено — сердцем.

Пару слов до

Среди наших замечательных читателей, я уверен, не все — умудренные опытом и усталые от жизни академики, кто-то еще входит в жизнь и с удовольствием с жизнью знакомится. А в частности, он хочет знакомиться с привлекательными для него существами, которых он все время видит на улице, — потому что, в отличие от вас, на улице он бывает часто и, еще более в отличие от вас, очень многие существа там кажутся ему ис­клю­чительно привлекательными.

· И недоступными.

И ему нужна: маленькая помощь. Под­сказки и поддержка. Поэтому именно для него — эти странички.

Как знакомиться на улице (философия, упражнения и подборка самых удачных способов)

Как виденье, неуловима
Каждый день ты проходишь мимо…

Для кого-то — неуловима, а для кого-то… — Привет, Светик!

По правде говоря, членам Клуба "Синтон", синтоновцам, нет нужды искать знакомства на улице. Учитывая, что рядом с тобой всегда бурлит богатый и свободный Клуб, бродить по улицам и приставать к испуганным девушкам — занятие довольно глупое, все равно что тоскливо грызть ногти вместо того, чтобы весело воспользоваться ножницами. Однако в качестве тренинга практика знакомств в Клубе "Синтон" вполне уважаема, поскольку учит многому и многое обнаруживает.

Уметь знакомиться — так же, как ездить на велосипеде: можно обойтись и без этого, но иногда понимаешь, что прокатиться было бы очень кстати, и, самое главное, не умея ездить, перед лицом велосипеда ощущаешь себя немного неполноценным. С другой стороны, преодоление страха перед "познакомиться" переживается примерно так же, как будто ты просыпаешься в новый мир, открываешь новую страну, обретаешь новое измерение!

· Дыхание свободно, глаза светятся, жизнь прекрасна!

Погуляв по этой новой для тебя стране, вскоре, правда, ты становишься не таким веселым, но немного мудрее. Ты уже издалека, не заговаривая, навскидку можешь многое рассказать о людях, проходящих мимо тебя, гораздо лучше представляешь свои возможности — и свои ограничения... А самое главное, ты перестаешь мучиться иллюзией, что твои проблемы в том, что ты никак не можешь познакомиться с той (ах! мне кажется, она только что прошла!) единственной, которая сделает тебя счастливым. Ты начинаешь понимать, что шанс обрести свое счастье через случайные знакомства немногим более, чем сколачивать состояние, разыскивая потерянные на улице кошельки...

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

Верно, так бывает: пока не познакомишься, всякая спивающаяся бухгалтерша представляется прекрасной Незнакомкой.

· Почему "спивающаяся"? А чем же еще она может заниматься в ресторане каждый вечер?

Возможно, не от всех иллюзий необходимо избавляться, но я всегда предпочитал делать из жизни Сказку, не закрывая для этого глаза, а творя ее собственными руками.

Конкретно этот уголок книги родился из обобщения опыта лучших специалистов Москвы по знакомствам. Возможно, вы будете их осуждать: "Что это за специальность такая?!" Верно, если "знакомиться" — чья-то единственная специальность, это довольно глупо, но мои знакомые — люди с разносторонними интересами.

· И еще, в оправдание их хобби: вам это может не нравиться, а девушки их любят.

На Патриарших

Почему Лада замедлила у Патриарших прудов, она не помнит, но вдруг перед ней оказался молодой человек в берете. Он просто подошел и встал перед ней. Это было так легко и естественно, что, услышав его спокойное: "Здравствуй!" и встретившись с улыбкой, она поняла, что ей хочется улыбнуться в ответ. Это было похоже на гипноз и на магию, но, глядя на его лицо, она переживала одновременно два совершенно разных чувства: первое — я не знаю этого человека, второе — я знаю его всю жизнь. Он стоял перед ней так, как стоит человек, знакомый с нею много-много лет. "Ты сейчас куда?" — "В Иностранку..." — "Пойдем вместе, будет интересно!"

Лада внимательно разглядывала его берет...

· Патриаршие пруды, солнце в зените, немного дребезжащий воздух... Пойдем!

Когда они шли, у нее не возникало вопроса, почему, собственно, они идут вместе и что ему от нее надо. Ничего ему не надо! И ей ничего не надо, просто вместе действительно интересно.

А он по дороге знакомился с другими девушками. Просто подходил, говорил какие-то приятные необязательные слова, и они уже не вдвоем, а втроем могли идти некоторое время вместе. Знакомились, разговаривали, легко прощались, когда дороги расходились. Было жутко любопытно то, что Сергей оказался великолепным физиономистом и мог заранее сказать практически про любую — замужем ли она, что она любит и откуда она родом (если она была не москвичкой). При этом Сергей совершенно не боялся красивых и мог, не задумываясь, приветливо помахать рукой расфуфыренной и упакованной куколке с совершенно закрашенными глазами. Глаза раскрывались, возникал смешной диалог, из которого выяснялось, что Куколка действительно не москвичка, о чем Сергей совершенно уверенно сообщал Ладе еще за сто шагов до встречи с ней.

...Через пару часов Лада сидела в Библиотеке иностранной литературы и вспоминала свою сюда дорогу с Сергеем — большую, как жизнь. Что она из всего этого вынесла? Похоже, что очень многое: великолепное, приподнятое настроение, переполненность лицами и впечатлениями и понимание, что так ей жить — нравится.

· Подлинность происшедшего Лада удостоверяет, а подлинность Лады всегда готов удостоверить я.

Наши рекомендации