ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: теоретические и экспериментальные подходы

Контрольные вопросы

1. Расскажите об основных формах направленности — влечениях, желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.

2. Объясните суть понятия «мотив».

3. Что вы знаете о мотивации деятельности человека?

4. Объясните суть понятия «потребность».

5. Раскройте основные характеристики мотивационной сферы человека.

6. Как проблема мотивации рассматривалась в работах древних философов?

7. Раскройте суть иррационализма и теории автомата.

8. Раскройте роль эволюционной теории Ч. Дарвина в развитии проблемы моти­вации поведения человека.

9. Расскажите о теории инстинктов 3. Фрейда и У. Макдугалла.

10. Что вы знаете о теории биологических потребностей человека?

11. Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А. Маслоу.

12. Какие мотивационные концепции второй половины XX в. вы знаете?

13. Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотнвацнонной сфе­ры человека А. Н. Леонтьева.

14. Охарактеризуйте механизмы развития мотивов по А. Н. Леонтьеву.

15. Назовите основные этапы формирования мотивационной сферы у детей.

16. В чем заключается роль игры в формировании мотивационной сферы?

17. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность? Какие вы зна­ете основные мотивы поведения человека?

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психо­логии. - М.: Наука, 1977.

2. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М.Знание,1977.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие

для вузов. - М.: ЧеРо, 1997.

4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2000.

5. Немое Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. под. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Владос, 1998.

6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

8. Теплое Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

ЛИЧНОСТЬ

Контрольные вопросы

1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.

2. Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «лич­ность» и «индивидуальность».

3. Что входит в структуру личности?

4. Раскройте проблему соотношения биологического и социального в личности

5. В чем состоит суть концепции структуры личности К. К. Платонова?

6. Расскажите о структурном подходе А. Н. Леонтьева.

7. Расскажите о том, как рассматривались проблемы личности в работа? Б. Г. Ананьева.

8. В чем состоит комплексный подход к исследованию личности Б. Ф. Ломова?

9. В чем состоит концепция развития личности Э. Эриксона? 10. Что вы знаете о проблеме исследования устойчивости личностных свойств?

Рекомендуемая литература

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихол. анализа: Учеб. для ву­зов по спец. «Психология». — М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ. / Общ. ред. В. Я. Пили-повского. — М.: Прогресс, 1986.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. исследова­ние. — М.: Просвещение, 1968.

4. БодалевА. А. Психология о личности. — М.: Изд-во МГУ, 1988.

5. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.

6. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журнал. — 1987. — № 4.

7. Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища школа, 1989.

8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977.

9. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. — Л.: Медицина, 1960.

10. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.

11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.

СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ

Таблица 1

Основные направления дифференциальной психологии

Объект исследования Качество исследования
1. Признак Один у нескольких индивидов вариационное «горизонтальное»
2. Признак Два и более у нескольких индивидов корреляционное  
3. Индивидуальность Один индивид в отношении многих признаков психогеографическое «вертикальное»
4. Индивидуальность Два и более индивида в отношении многих признаков сравнительное  

Таблица 2

Виды наблюдения

1. опосредствованное – непосредственное (косвенное – контактное) по форме контакта
2. полевое – лабораторное (естественное – экспериментальное) по условиям деятельности
3. открытое – скрытое (инкогнито) по характеру взаимодействия с объектом
4. включенное – невключенное
5. случайное – целенаправленное по цели
6. сплошное – выборочное по упорядоченности
7. произвольное – структурированное
8. констатирующее – оценивающее по фиксации результатов


Таблица 3

Гипотетические показатели гипотетических респондентов

Признак ФИО A B C D
Иванова Петрова Сидорова Федорова

Таблица 4

Результат обобщения частных показателей отдельных респондентов

Признак ФИО ac bd
ИваФедороид Петрова Сидорова

Таблица 5

Сопоставление структуры индивидуальности

в подходах Б.Г.Ананьева, B.C.Мерлина и Э.А.Голубевой (по 5)

Уровни в структуре индивидуальности Свойства, входящие в каждый уровень Системообразующие свойства
Б.Г.Ананьев (1969)
1. Индивид 1) Пол, возраст, конституция, нейродинамика 2) Психофизиологические функции, органические потребности 3) Задатки, темперамент Свойства личности
2. Субъект деятельности 1) Когнитивные характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособность 2) Способности
3. Личность 1) Статус, социальные роли, структура ценностей 2) Мотивация поведения 3) Характер, склонности
В.С.Мерлин (1986)
1. Свойства организма 1) Биохимические свойства 2) Общесоматические свойства Индивидуальный стиль деятельности
2. Психические свойства 1) Темперамент 2) Свойства личности
3. Социально-психологические свойства 1) Социальные роли в социальной группе 2) Социальные роли в исторических общностях
Э.А.Голубева (1989)
1. Организм 1) Первичные потребности 2) Свойства нервной системы, общие для человека и животных 3) Специально человеческие свойства нервной системы 4) Прижизненно сформированные системы временных связей Эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждение
2. Личность 1) Склонности 2) Наиболее обобщенные свойства темперамента 3) Реализация способностей 4) Свойства характера

Таблица 6

Структура индивидуальности

Духовно-мировоззренческие свойства Интересы, идеалы, ценности, самосознание Для чего? Изменчивость
Предметно-содержательные свойства Черты, типологические особенности, характер, способности, индивидуальные стили Каким образом? Чувствительность к средовым воздействиям
Индивидные свойства (биологический фундамент личности) Темперамент, асимметрия полушарий, задатки способностей, пол Почему? Устойчивость

Таблица 7

Свойства нервной системы по И.П.Павлову

Слабость Сила
Неуравновешенность Уравновешенность
Подвижность Инертность
Слабый тип (меланхолик) Сильный, неуравновешенный тип (холерик) Сильный, уравновешенный, подвижный тип (сангвиник) Сильный, уравновешенный, инертный тип (флегматик)

Таблица 8

Структура темперамента по В.М.Русалову

Предметно-ориентированная активность Эмоциональность
1. Эргичность 2. Пластичность 3. Скорость (темп) 1. Эмоциональность
Афферентный синтез Программирование Исполнение Обратная связь
5. Социальная эргичность 6. Социальная пластичность 7. Социальная скорость (темп) 8. Социальная эмоциональность
Субъектно-ориентированная активность Эмоциональность

Таблица 9

Типология характера по А.Ф.Лазурскому

3. Приспособляющиеся (приспособление среды к собственным запросам и стремлениям) Деление по экзопсихическим категориям (идеалам) 1. Альтруизм 2. Знание а) индуктивное б) дедуктивное 3. Красота 4. Религия 5. Общество, государство 6. Внешняя деятельность, инициатива 7. Система, организация 8. Власть, борьба
2. Приспособившиеся (взаимное влияние среды и человека) Деление по психосоциальным комплексам, объединяющим эндо- и экзоособенности (непрактичные, теоретики-идеалисты) 1. Ученые 2. Художники 3. Религиозные созерцатели 4. Практики-реалисты 5. Человеколюбцы (альтруисты) 6. Общественники 7. Властные 8. Хозяйственные
1. Недостаточно приспособившиеся (пассивное приспособление к среде) Деление по преобладанию психофизиологических функций (эндопсихические категории) 1. Рассудочные 2. Аффективнее а) подвижные (сангвиники) б) чувственные в) мечтатели 3. Активные а) энергичные низшего порядка (импульсивные) б) покорно-деятельные в) упрямые

Таблица 10

Типология характера по Г.Хеймансу – Р.ЛеСенну

Название типа Краткая характеристика
1. Э + А – П Нервный Раб настоящего, неустойчив, склонен к подозрительности, но легко примиряется. Постоянно в поисках новых и сильных ощущений. Ему нужно много разнообразных друзей, поэтому семейного круга обычно бывает недостаточно. Чувствителен, но его эмоции быстротечны. Мало считается с объективной картиной мира, легко подчиняя ее минутным настроениям. Плохо переносит монотонный труд, и в работе не нужно опасаться им управлять.
2. Э + А – В Сентиментальный Тоже чувствителен, но, в отличие от нервного, долго помнит и бережет свои чувства. Любит одиночество, имеет не очень много друзей. Глубоко переживает все то, что ему говорят, что с ним происходит. Редко живет настоящим, хорошо помнит прошлое, строит планы на будущее. Трезво оценивает обстановку. Не любит перемен. Вести себя с ним следует осторожно, подчеркивать уважение к его личности.
3. Э + А + П Бурный Имеет характер большой силы, отличается отвагой. Увлекающийся человек, склонный к анархии. Откровенен, но переменчив. Доверчив, любит все приукрашать. Охотно участвует в общем деле, способен загореться идеей коллектива, но за ним нужно присматривать, потому что он так же быстро остывает. Может справиться с работой, которая должна быть выполнена без промедления, но следует помнить о том, что его высокая жизнеспособность сочетается с высокой отвлекаемостью.
4. Э + А + В Страстный Человек одной идеи, отдающийся ее реализации со всей страстью. Любит порядок, редко меняет свои убеждения, может все жизненные устремления и способности поставить на службу своему стремлению. Если такой человек становится лидером в группе, то справляется с этим вполне успешно до тех пор, пока не столкнется с сильной позицией другого лидера такого же характера.
5. Э – А + П Сангвиник Практичный, покладистый и оптимистичный тип, легко адаптируется и хорошо перестраивается. Он мало возбудим, смел, спокоен. Ответствен и основателен. Слабые места – невысокая чувствительность к состоянию других людей, способность легко отгораживаться от чужих проблем, что может производить на близких впечатление равнодушия.
6. Э – А + В Флегматик Холодный и спокойный, предпочитает одиночество, неразговорчив и обычно сводит беседу к разговору о главном. Методичен, верен своему кругу. Эмоциональное воздействие на флегматика бесполезно – убедить его можно только доводами. Медленный, надежный ум флегматика, его спокойствие и уравновешенность исключительно ценны на стадии разработки любых проектов.
7. Э – А – П Аморфный Очень инертный, никогда не делающий больше того, что требуется в настоящий момент, человек. Ум его незатейлив, он охотно откладывает на завтра все, что можно делать не сразу. Пунктуальность отсутствует, он не честолюбив и привязан к отдельным эпизодам своей жизни. Подобно апатичному типу, рассматриваемому ниже, аморфный нечасто встречается в реальной жизни и является скорее теоретическим конструктом.
8. Э – А – В Апатичный Тоже безразличен к тому, что делает и как живет. Способен справляться с повседневной работой, но не честолюбив, не старается как-то изменить свою судьбу. Он получает удовлетворение от одиночества, но это бедное одиночество, не заполненное ни планами, ни переживаниями, ни каким-то иным духовным содержанием. Обычно вполне равнодушен к другим.

Таблица 11

Сопоставление акцентуаций характера

№ п/п С.Хатуэй, Дж.Маккинли (MMPI) К.Леонгард (опросник Х.Смишека) А.Е.Личко (опросник ПДО)
(1) Ипохондрия Астено-невротический
(2) Депрессия Дистимический
(3) Истерия Демонстративный Истероидный
(4) Психопатия Неустойчивый
(5) Женственность
(6) Паранойяльность Застревающий
(7) Психастения Педантичный Психастенический
(8) Шизоидность Шизоидный
(9) Гипомания Гипертимический Гипертимный
(10) Интроверсия
Возбудимый Эпилептоидный
Тревожно-боязливый Сензитивный
Циклотимический Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный истероид
Эмотивный Лабильный
Конформный
Итого

Таблица 1

Структура мудрости как формы интеллекта по П.Бальтесу

МУДРОСТЬ
Фактуальные знания о практической стороне жизни Процедурные знания практической стороны жизни Знания, учитывающие относительность ценностей жизни Знания, учитывающие неопределенность жизни Знание контекста жизни и общественных перемен

Таблица 13

Психологические типы по К.-Г.Юнгу

Тип Основные особенности
Экстравертные рациональные типы. То, что делают, ‑ разумно; то, что происходит, ‑ иррационально Экстравертный рациональный (мыслительный) тип Ориентирован на объективную действительность, представленную в ее интеллектуальной форме. Подавляются все зависящие от эмоций проявления. Чувства чрезмерно эстетизированы
Экстравертный эмоциональный (чувствующий) тип Ценят и любят все, что соответствует объективно хорошей оценке («разумные» браки). Подавляются логические доводы. Чаще всего отмечается среди женщин
Экстравертные иррациональные типы. Объективно происходящее переживается как закономерное; присутствует чувство существующего согласия, даже если оно и противоречит разуму Экстравертный сензитивный (ощущающий) тип   Руководствуется реалистическим чувством факта. Связанность с объектом может быть беспредельной, приводя к компульсиям и высвобождая навязчивые предчувствия (в результате подавления интуиции)
Экстравертный интуитивный тип Психическое приспособление происходит естественно и почти бессознательно; мышление, восприятие и чувства подавляются. Ощущения ‑ лишь опора для созерцания. Интуиция стремится к наиболее полному открытию возможностей, поэтому перенос с одной ситуации на другие затруднен, а факты уходят от субъекта
Интровертные рациональные типы. Разумное суждение основывается не на объективном, а на субъективном факторе, что нередко производит впечатление эгоизма Интровертный рациональный (мыслительный) тип Находится под влиянием идей субъективного происхождения. Холодное отношение к объектам (И.Кант). Переоценка себя как субъекта мышления сопровождается страхом перед другими людьми (особенно противоположного пола)
Интровертный эмоциональный (чувствующий) тип «Гармонически стушеванные», находятся во власти непонятных другим чувств. Чаще всего отмечается у женщин. Если чувство, поднимаясь до уровня Эго, начинает подпадать под объективные оценки других, возможны неврозы по типу истощения
Интровертные иррациональные типы. Мало доступны для обсуждения. С рациональной точки зрения наименее бесполезны для практической жизни, но в контексте исторического развития ‑ двигатели культуры Интровертный сензитивный (ощущающий) тип Ориентируется преимущественно по интенсивности субъективной части ощущения (нарушена пропорциональность между объектом и ощущением). Человек поступает согласно своим бессознательным образцам. Вращается в мифологическом мире. Подавленная интуиция может прорываться в сознание в форме истерических представлений об объектах, приводящих к истощению
Интровертный интуитивный тип Ясно воспринимает все происходящее на задних планах сознания, открывает новые возможности без связи между объектом и собой. Находится во власти архетипов, мистик-мечтатель. Возможны навязчивости ипохондрического содержания, основывающиеся на прорыве чувствующего экстравертного начала

Таблица 14

Типология характеров по П.В.Волкову

Характер Ядро характера
1. Эпилептоидный характер 1. Дисфория (раздражительность) и сильные влечения и инстинкты. 2. Прямолинейность мышления и чувствования. 3. Авторитарность, склонность к стойким сверхценным идеям. 4. Тяга к власти. Иллюстрации: творчество В.Васнецова, А.Шилова, И.Айвазовского.
2. Инфантильно-ювенильные характеры 2а. истерический 1. Основной компонент характера – эгоцентризм. 2. Способом реализации эгоцентризма является демонстративность (поза). 3. Демонстративность обеспечивается вытеснением. 4. Почва для успешной работы вытеснения является дисгармонический инфантилизм. Иллюстрации: К.Брюллов, А.Вертинский.
2б. неустойчивый 1. Детская структура воли, растворенной в желаниях; бесплановость жизни. 2. Низкая способность сдерживать желания. 3. Пресыщаемость однообразной деятельностью и стремление пробовать новые варианты жизни. 4. Высокая податливость к внушению и самовнушению. 5. Отсутствие прочного внутреннего стержня. Иллюстрации: С.Есенин.
2в. ювенильный 1. Душевная незрелость. 2. Ненадежность обещаний, поведения и жизненных планов. 3. Привязанность к текущему моменту и нетерпимость к обобщению жизненного опыта. 4. «Дефект совести по отношению к здоровью». Иллюстрации: В.Высоцкий
3. Астенический характер 1. Дефензивность с конфликтом между ранимым самолюбием и чувством собственной неполноценности. 2. Раздражительная слабость с вегетативной не устойчивостью и дисфункциями. 3. Повышенная впечатлительность. 4. Тревожная мнительность. 5. Относительная быстрая утомляемость и истощаемость. 6. Гиперкомпенсация и компенсация как реакции на чувство своей неполноценности. Иллюстрации: И.Левитан, П.И.Чайковский, К.Сен-Сане.
4. Психастенический характер 1. Изначальная (базальная) тревога со слабым вытеснением. 2. Дефензивность с конфликтом ранимого самолюбия и чувства неполноценности. 3. Деперсонализация с блеклой чувственностью. 4. Рефлексивная аналитичность со склонностью к тревожным сомнениям. 5. Реалистическое мироощущение. Иллюстрации: К.Моне, А.П.Чехов.
5. Ананкастический (педантичный) характер 1. Изначальная (базальная) тревога. 2. Педантичность. 3. Навязчивости (ананказмы). Иллюстрации: литературные герои рассказов А.П.Чехова «Смерть чиновника», Н.В.Гоголя «Шинель».
6. Циклоидный (синтонный, естественно-жизнелюбивый) характер 1. Полнокровная, чувственно-теплая, земная естественность и натуральность. 2. Неотделимая от естественности синтонность. 3. Диатетическая пропорция, сплав радости и печали. 4. Циклоидные колебания настроения. 5. Практическая реалистичность мышления. Иллюстрации: «Душечка» А.П.Чехова, О.Бендер И.Ильфа и Е.Петрова.
7. Шизоидный (аутистический) характер 1. Аутистичность: самособойность мышления и склонность к идеалистическому мироощущению, тяга к гармонии. 2. Мягкие формы коммуникативного аутизма. 3. Заостренные переживания личностного одиночества и закрытости. 4. Психэстетическая пропорция по Э.Кречмеру. 5. Причудливо неестественное отношение к жизни с точки зрения обыденного здравого смысла, но психологически цельное, понятное, исходя из аутистических особенностей данного характера. Иллюстрации: С.Гроф, Г.Гессе, И.Кант.
8. Органический характер 1. Личностная огрубелость. Отсутствие духовной тонкости. 2. Отсутствие цельного ядра характера, мозаика различных характерологических радикалов в их огрубленности. 3. Неуравновешенность со слабостью самоконтроля, двигательной расторможенностью. 4. Усиление примитивных эмоций и инстинктов, расторможенность влечений. 5. Эйфоричность настроения, благодушие. Периоды дисфории. 6. Неряшливость, неаккуратность мышления, нередко сочетающаяся с его вязкостью. 7. Остаточные явления раннего органического поражения мозга. 8. Грубая диспластика. «Букет» телесных аномалий. Иллюстрации: А.Тулуз-Лотрек.
9. Эндокринный характер 1. Мягкое размывание в человеке типично мужского и типично женского. 2. Аномальность полового чувства (с наличием или без гомосексуальных контактов). 3. Сложная мозаика характерологических радикалов. 4. Эндокринная диспластика телосложения (ярко выраженная или слегка намеченная). Иллюстрации: М.Цветаева, Г.-Х.Андерсен.

Таблица 15

Типология характера по Мак-Вильямс

Тип характера Драйвы, аффекты и темперамент Защиты Объектные отношения Переживание собственного «Я»
1. Психопатические (асоциальные) личности. Личность, организующим принципом которой является желание сознательно манипулировать другими Большая базальная агрессия, врожденные тенденции к высокому порогу приносящего удовольствие возбуждения. Неспособность выражать в словах эмоции; доминируют слепая ненависть или маниакальная радость Всемогущий контроль, проективная идентификация, иногда диссоциация 1. В условиях обилия опасностей и хаоса (переезды, потери, семейный разрывы) дети были избалованы материально, но испытывали эмоциональную депривацию, не находя помощи в выражении и понимании чувств. 2. Повтор защит родителей, поощряющих демонстрацию силы и снятие всех ограничений Представления о «Я» поляризованы между желаемым состоянием всемогущества и пугающим состоянием отчаянной слабости. Отсутствие четких ограничений, непонимание последствий импульсивных действий, примитивная зависть как стремление разрушить все, что является желанным
2. Нарциссические личности. Личность организована вокруг поддержания самоуважения путем получения подтверждения со стороны. Опыт описывается дефицитарной моделью: чего-то недостает (обмануты и нелюдимы) Конституционально чувствительны к невербальным посланиям, невыраженным аффектам. Сильный драйв агрессии с неспособностью переносить агрессивные импульсы. Ведущие эмоции – стыд, зависть. С трудом выражают раскаяние и благодарность Идеализация и обесценивание. Использование в детстве для нарциссического расширения родителей; забота о них потому, что они выполняют некую функцию, что и приводит к состоянию постоянного беспокойства со стороны ребенка, вынужденного постоянно «соответствовать» Эго расположено между полярностями: величественным «все хорошо» и истощенным «все плохо»
3. Шизоидные личности. Диапазон от кататоников до творящих гениев; общая черта: стремление к духовным изысканиям, теоретической и творческой деятельности Гиперреактивность, способность легко поддаваться перестимуляции. Врожденная сензитивность (угнетает избыток света, шума, движения). Проблемы орального уровня: удаляться, чтобы не быть поглощенными. Тревога по поводу базальной безопасности. Отстраненность от жизни или некоторой своей части Уход во внутренний мир, проекция и интроекция, идеализация, обесценивание, интеллектуализация Глубокая амбивалентность по поводу привязанности (жажда близости и страх быть поглощенными; 2 типа – любители дистанции (филобаты) и стремящиеся к близости (окнофилы)) порождена двумя типами семейных ситуаций. 1. Покушающийся, сверхвовлеченный тип воспитания. 2. Одиночество и пренебрежение со стороны родственников Индифферентность к эффекту, производимому на других; безопасная дистанция шизоидного «Я». Стремление к подтверждению уникальности и оригинальности
4. Параноидные личности. Стремление к величию, подозрительность и отсутствие чувства юмора Гипервозбудимость (низкий стимульный порог), негативное расположение духа, неадаптированность, интенсивность реакций, направленных вовне. Бдительность, ожидание вреда извне, обида и зависть. Неосознаваемые и проецируемые вовне чувства стыда и вины. Проекция, проективная идентификация, реактивное формирование Жестокость, при которой ребенок страдал от подавления, унижения, критицизма взрослых и безуспешно стремился их удовлетворить Противоречие между униженным и презираемым образом «Я» и всемогущим, оправдываемым и торжествующим. Одновременно – неясность своей сексуальной идентификации, тяга к однополой любви
5а. Депрессивные личности. Переживаемая потеря части себя, сопровождаемая печалью, сниженной энергетикой Наследственная передача депрессии. Направленный внутрь гнев. Вовне – великодушны, чувствительны, терпеливы Интроекция, обращение против себя, идеализация 1. Раннее переживания потери. 2. Пренебрежение потребностями детей со стороны взрослых. 3. Негативное отношение к горю, отрицание потери. 4. Характерологическая депрессия у родителей Переживание себя плохими и проявление компенсаторной филантропической активности
5б. Маниакальные личности. Депрессивная организация личности нейтрализуется отрицанием Высокая энергия, возбужденность, мобильность, переключаемость и общительность. Переживание счастья характерно, а спокойная безмятежность исключена Отрицание, отреагирование, всемогущий контроль Повторные травматические сепарации без возможности пережить этот опыт Потребность быть в движении; страх дезинтеграции
6. Мазохистические (пораженческие, саморазрушительные) личности. Применяют достижение триумфа посредством навязанного себе страдания, вовсе не подкрепленного любовью к боли. Конституционально стремящиеся к объекту и зависящие от него Паттерн повторения страдания. Считают себя незаслуженно страдающими. В ответ на то, что отвечает их объективным интересам, могут возникать гнев, обида, негодование Интроекция, обращение против себя, идеализация, отреагирование, морализация, отрицание 1. Родители, формально относящиеся к своей роли, начинают проявлять участие, если ребенку причинена боль или он подвергается опасности. 2. Перестановка ролей, при которой дети чувствуют ответственность за родителей. 3. Поощрение со стороны родителей мужества в страданиях Переживание себя отверженным и виноватым наряду с убеждением, что они обречены быть недооцененными и с ними нужно плохо обращаться. Самоуважение требует переносить неприятные ситуации, а не изменять их
7. Обсессивные и компульсивные личности. Склонные «думать и делать» Фиксация на анальной стадии. Повтор сценария приучения к туалету ‑ чистоплотность, упрямство, пунктуальность. Базовый аффект ‑ гнев под контролем, борющийся со страхом быть наказанным. Невыраженность аффекта в словах. Доса да, стыд Изоляция у обсесивных, уничтожение сделанного у компульсивных. Рационализация, морализирование, компартментализация, интеллектуализация, реактивное образование, смещение аффекта 1. Высокий контроль, требование от детей послушания, осуждение их не только за поступки, но и за чувства, мысли, фантазии. 2. Заброшенность со стороны родителей, отсутствие представлений о чистоте и других нормах Озабоченность проблемой соответсвия высоким нравственным принципам, определяемым к терминах контроля. Обретение самуважения посредством стандартов поведения, предъявляемых интернализованными фигурами родителей. Обсессивные находят опору для самоутверждения в думании, компульсивные ‑ в делании
8. Истерические или театральные личности. Высокий уровень тревоги, напряженности и реактивности, особенно межличностной Оральное удовлетворение ‑ в любви, внимании, эротической близости. Возможна двойная фиксация ‑ на эдиповой и оральной стадиях Репрессия (подавление), сексуализация и peгрессия, отреагирование вовне, диссоциативные защиты Отношения, приписывающие неодинаковую силу и ценность мужскому и женскому полу (переживание проблематичности сексуальной идентичности) Чувство пугливого ребенка, преодолевающего трудности так успешно, как это только возможно в мире сильных и чужих других. Способ самоутверждения ‑ спасение других и использование сексуальной привлекательности
9. Диссоциативые личности. «Патология утаивания» Высокая врожденная находчивость, межличностная сензитивность. Конструкта в терминах драйвов предложено не было. Главные эмоции – предсмертный ужас, агрессия, ярость, стыд и вина. Телесные ощущения, провоцирующие транс – непереносимая боль и смущающее сексуальное влечение Диссоциативные защиты на фоне высокой способности к самогипнозу 1. Сексуальное или другое насилие. 2. Диссоциативные родители, в прямой или опосредствованной форме (алкоголики, лекарственная зависимость). Во взрослом возрасте ищут объектов, страдающих от голода отношений и умеющих оценить заботу «Я» фрагментировано, и каждая из составляющих несет свои функции. Каждая должна быть клиентом

Таблица 16

Четыре типа сочетания экстраверсии и невротизма по Айзенку

  стабильный невротичный
интроверт спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный легко поддающийся переменам настроения, тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий
экстроверт лидер, беззаботный, покладистый, веселый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный ранимый, беспокойный, агрессивный, возбудимый, непостоянный, импульсивный, оптимистичный, активный

Таблица 17

Черты, выделенные Р.Б.Кеттеллом

А+ Аффектотимия (циклотимия) Сердечность, доброта Легкость общения, гибкость, приспособленность, добросердечность открытость, доверчивость, беспечность, общительность А‑ Сизотимия Обособленность, отчужденность Конфликтность, ригидность, холодность, скрытность, неразговорчивость, сдержанность, подозрительность, осторожность, отгороженность, эгоистичность
В+ Высокий интеллект Умный Высокие умственные способности, быстрая сообразительность, понимание абстракций, широкие интеллектуальные интересы, упорство, настойчивость, образованность В‑ Низкий интеллект Глупый Низкие умственные способности, сообразительность медленная, непонимание абстракций, отсутствие интеллектуальных интересов и упорства, необразованность
С+ Сила «Я» Эмоциональная устойчивость Свобода от невротических симптомов, отсутствие заботы о здоровье, постоянство интересов, спокойствие, реалистичность в отношении к жизни, настойчивость, упорство, умение держать себя в руках, безмятежность С‑ Слабость «Я» Эмоциональная неустойчивость Много невротических симптомов, беспокойство о состоянии собственного здоровья, переменчивость в интересах, уклонение от ответственности, неспособность довести дело до конца, невыдержанность, тревожность
D+ Возбудимость Беспокойство Нетерпеливость, демонстративность, активность, ревнивость, высокое самомнение, непостоянство, бесцеремонность D‑ Флегматичность Уравновешенность Спокойствие, удовлетворенность, флегматичность, неревнивость, самокритичность, постоянство, тактичность
Е+ Доминантность Настойчивость, напористость Независимость, самоуверенность, хвастливость, экстрапунитивность, грубость, бесцеремонность, смелость, конфликтность, своенравие Е‑ Конформность Покорность, зависимость Подчинение, неуверенность в себе, скромность, интрапунитивность или импунитивность, тактичность, робость, осторожность, доброжелательность, послушание
F+ Surgency Беспечность Жизнерадостность, общительность, энергичность, разговорчивость, спокойствие, живость, проворство, доверчивость, гибкость F‑ Desurgency Озабоченность Печаль, избегание общества, апатия, молчаливость, беспокойство, медлительность, осторожность, подозрительность, ригидность
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: теоретические и экспериментальные подходы - student2.ru G+ Сила «Сверх-Я» Высокая совестливость Стойкость, упорство, обязательность, дисциплинированность, собранность, высокоморальность, ответственность, внимательность к людям, требовательность к порядку G‑ Слабость «Сверх-Я» Недобросовестность Непостоянство, переменчивость, легкомыслие, потворствование своим желаниям, небрежность, аморальность, безответственность, небрежность в обыденной жизни, расхлябанность
ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ: теоретические и экспериментальные подходы - student2.ru Н+ Parmia Смелость Общительность, оживление в присутствии лиц противоположного пола, отзывчивость, эмоциональность и артистизм, дружелюбие, импульсивность, беззаботность, любовь к публичности Н‑ Threctia Робость Застенчивость, смущение в присутствии лиц противоположного пола, сдержанность, ограниченность интересов, враждебность, осторожность, страх перед жизнью
I+ Premsia Мягкосердечность, нежность Нетерпеливость, требовательность, зависимость, сентиментальность, эмоциональность, чувствительность, склонность к фантазированию, интуиция, мягкость к себе и окружающим, ипохондрия, беспокойство о здоровье

Наши рекомендации