Тема: Дифференциальная психология как наука
Вопросы для обсуждения:
1. История дифференциальной психологии
2. Предмет дифференциальной психологии
3. Методы дифференциальной психологии
4. Основные направления дифференциальной психологии
5. Понятие об индивиде, личности, индивидуальности
6. Источники индивидуальных различий
Задания для самостоятельной работы:
1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.
2. Составить краткий конспект и подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов
3. Выполнить практическое задание № 2.1.
Основная литература:
1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. с. 29-79.
2. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПБ, 1998. 132 с.
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002. с. 4-44.
Дополнительная литература:
1. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
3. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
4. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
5. Березин Р.Б., Мирошников М.П, Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М., 1994.
6. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
7. Юнг К. Психологические типы //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
8. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
Практическое занятие № 2
Тема: Психология индивида
План:
1. Коллективное обсуждение вопросов темы
2. Самодиагностика свойств нервной системы; особенности темперамента; особенностей функциональной асимметрии; особенностей познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимание, память, мышление и др.)
Вопросы для обсуждения:
1. Функциональная ассиметрия мозга
2. Специфика когнитивных процессов
3. Специфика эмоциональных и регулятивных процессов, сознания и речи
4. Понятие о темпераменте
5. Основные подходы к изучению половых различий
Задания для самостоятельной работы:
1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.
2. Составить краткий конспект и подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов
3. Выполнить практическое задание № 2..2
4. Выполнить практическое задание № 2.3
Основная литература:
1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. с. 81-113; 113-144; 271-286.
2. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002. с. 44-58; 103-118.
3. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. с. 167-171.
4. Мерлин В.С. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. с. 160-166.
Дополнительная литература:
1. Небылицын В.Д. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. с. 153-159.
2. Русалов В.Н. Пол и темперамент // Психологический журнал, т.14. 1993. № 6. с. 55-64.
3. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. М., 1993.
4. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным. // Психология индивидуальных различий. Тесты. М., 1982. с. 252-261.
5. Дольник В.Р. Жизнь – разгадка пола или пол – разгадка жизни // Химия и жизнь. 1995, 3 9. с. 9-12.
6. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб, 1993.
Практическое занятие № 3-4
Тема: Психология личности
План:
1. Коллективное обсуждение вопросов темы
2. Самодиагностика индивидуально – личностных социально – психологических свойств и черт характера личности
Вопросы для обсуждения:
1. Основные классификации характера
2. Теории личностных черт
3. Факторные теории личности
4. Типологии личности
5. Групповые различия
.Задания для самостоятельной работы:
1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.
2. Составить краткий конспект и подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов
3. Выполнить практическое задание № 2.10
4. Выполнить практическое задание № 2.4.
5. Выполнить практические задания № 2.5.
Основная литература:
1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000. с. 191-231; 255-271; 286-315.
2. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб, 1993.
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002. с. 58-73; 89-103.
4. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
5. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.
6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
Дополнительная литература:
1. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
2. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
3. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
4. Березин Р.Б., Мирошников М.П, Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. М., 1994.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
6. Юнг К. Психологические типы //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
7. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков //Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
Практическое занятие № 5-6
Тема: Психология субъекта
План:
1. Коллективное обсуждение вопросов темы
2. Самодиагностика общих и специальных способностей
Вопросы для обсуждения:
1. Структура, динамика и развитие способностей
2. Стилевые индивидуальные различия
3. Деструктивные тенденции индивидуальности
4. Конструктивные тенденции индивидуальности
Задания для самостоятельной работы:
1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.
2. Составить краткий конспект и подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов
3. Выполнить практическое задание № 2.12.
4. Выполнить практическое задание № 2.6.
5. Выполнить практическое задание № 2.7.
Основная литература:
1. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 2000.с.
2. 144-191; 315-356.
3. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. СПб, 1993.
4. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., 2002.с. 73-87.
5. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
6. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
Дополнительная литература:
1. Анастази А. Дифференциальная психология. М., 2001.
2. Грановская Р.М. Элементы творческой психологии. Л., 1988.
3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
4. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
5. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
6. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
7. Эфромсон В.П. Предпосылки гениальности // Человек. 1997. № 2-6; 1998. - № 1.
Практическое занятие № 7-8