Методологические подходы и теории менеджмента.
Существует 3 основных и наиболее общих подхода в теории управления: процессный, системный, ситуационный, которые характеризуют особенности современного состояния теории управления.
Процессный подход: мысль о том, что основные и универсальные функции управления органически взаимосвязаны и образуют единый процесс управления. Положение о решающей роли целостности и скоординированности процесса управления, наличия у него закономерной внутренней логики является общим для данного подхода. Разнообразие управленческих функций может быть сгруппировано в 4 базовые категории. А. Файоль.
Системный подход:любая организация рассматривается как система, под которой понимается определенная целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Главной функцией руководителя является необходимость видеть организацию в целом, но для этого необходимо знать основные законы построения системы- сложность, т.к. организации внутренне неоднородны и включают в себя разнообразные компоненты (людей, технику).
Ситуационный подход:возник в конце 60-х гг., организация- это открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Она имеет свои входы и выходы, активно приспосабливается к разнообразной внешней и внутренней среде. Следовательно, главные причины того, что происходит внутри организации следует искать вне ее- в той ситуации, в которой она реально функционирует.
Также существуют такие подходы как: микроанализуправленческой деятельности - в качестве микрокомпонентов рассматриваются мелкие действия руководителя- коммуникация, контакты, реакция на внешнее воздействие,, временной анализ: время уделяемое тому ли иному компоненту управления.Эмпирический анализ: описывает более крупные блоки компонентов в деятельности: бумажная работа, переговоры, контакты, опертивно- организационные задачи, выделение и анализ конкретных управленческих ситуаций. Нормативный подход: менее распространен изучение нормативов и индивидуального способов деятельности. Функциональный анализ: наличие постоянной системы функций, управленческая функция.. Ролевой анализ: роль, миссия руководителя.
Теории менеджмента делятся на 2 группы:
- одномерные теории, рассматривают 1 из 3 явлений- задачи, человек, управ. деят-ть:
Школа научного управления рассматривает задачи. Основатель Ф. Уинслоу, Тейлор. Рассматривает управление как механизм, основные принципы: разработка научных методов на основе изучения временных затрат, движений, усилий, следование стандартам, оплата по рез-ам труда, расстановка рабочих там, где они будут наиболее полезны, поддержание дружественных отношений между рабочими и менеджерами.
Школа человеческих отношений Э.Мэя- перенос центра тяжести на изучение человека. Необходимо создать благоприятный микроклимат доверия, Скотт выступал за необходимость учета соц-х интересов рабочих. Фоллет- менеджер должен быть лидером, должен отказаться от взаимод-я с коллективом. А. Маслоу: у человека есть свои потребности, которые необходимо удовлетворять.
Теория «Х» и «Y» Д. Макгрегора. Люди в организации Х избегают ответственности, нетрудолюбивы, не принимают решения, необходимо принуждать к труду.
Люди в организации Y ответственны, стараются привнести что-то новое, высокая работоспособность. А. Файоль Административная школа. Гл.- управленческая деятельность, успех руководителя обеспечивает правильная организация: производство, коммерческая д-ть, финансовая, д-ть безопасности, эккаунтинг, управление.
Синтетические теории: исходят из многомерности организации и управления. Друкер: концепция управления по целям. Гл.идея- управление начинается с выработки целей, формируются функции, системы в/д и процессы. Идея самоуправляющегося трудового коллектива. Ситуационная теория: управление- искусство понять ситуацию и принять правильное решение. Теория 7S: стратегия, структура, система, штат, стиль, классификация, ценности.
Теория Z: в японских компаниях основа- человек. Основная идея: долгосрочный найм кадров, групповое принятие решений, индивид.ответственность, медленная оценка кадров, умеренное продвижение, неформальный контроль, неспециализированная карьера, всесторонняя забота о работниках.