Дифференциальная психология.
Дифференциальная психология.
Учебное пособие.
Часть 1
Выбойщик И.В. Дифференциальная психология: Учебное пособие. Ч.1 – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. – 61с.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА……….....4
1.1 Предмет и структура дифференциальной психологии..………………….4
1.2 Исторические предпосылки оформления
дифференциальной психологии в отдельную науку………..……………........5
1.3 Основоположники дифференциальной психологии
и их представления о предмете новой науки………………..…………..…...6
1.4 Цель и задачи дифференциальной психологии…………..……………...8
1.5 Статус дифференциальной психологии……………………..…………...9
1.6 Проблема независимости дифференциальной психологии….………..10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ………………..……………………………………….11
2.1 Системный подход в дифференциальной психологии…………………..11
2.2 Роль наследственности и среды в формировании различий……….........12
2.3 Методы дифференциальной психологии……………………………........14
2.3.1 Классификация методов……………………………………………14
2.3.2 Психогенетические методы………………………………………..16
2.3.3 Методы тестовой диагностики:
основные ограничения и способы их преодоления…………………….18
2.3.4 Методы статистического анализа …………………………………19
2.3.5 Особенности психологических норм……………………………...22
2.3.6 Выделение типов как метод классификации…………………......23
2.3.7 Идеографические методы…………………………………………..26
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЙ
В ПРОЯВЛЕНИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
3.1 Специфика исследований………………………………………………….31
3.2 Примеры исследований психических процессов ………………………..32
3.3 Исследования восприятия .......……………………………………………35
3.4 Когнитивные стили ………………………….…………………………….37
ГЛАВА 4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ТЕМПЕРАМЕНТЕ
4.1 Развитие взглядов на природу темперамента до XX века
4.1.1 Представления об источниках различий в темпераменте…….....39
4.1.2 Общее во взглядах на темперамент…………..…………………...43
4.2. Современные представления о темпераменте
4.2.1 Предпосылки современных теорий………………………………..44
4.2.2 Факторные (психологические) теории ……………………………46
4.2.3 Поиск критериев выделения черт темперамента…………………47
4.2.4 Психологическая природа темперамента: общие позиции……...52
4.2.5 Статус темперамента в структуре индивидуальных свойств…...52
СЛОВАРЬ ПОНЯТИЙ……………………………………………………………55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………59
ВВЕДЕНИЕ
Цель данного пособия – задать направление для будущих психологов, которые начинают знакомиться с курсом «Дифференциальная психология», помочь им сориентироваться в имеющихся библиографических источниках.
Базой для составления пособия послужила работа А. В. Либина «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций» (2000). Отдельные разделы опираются на материалы учебных пособий М.С. Егоровой (1997), С.К. Нартовой-Бочавер (2003), Е.П. Ильина (2001), а также классического учебника А. Анастази (2001). Ссылки на эти и другие источники приводятся по мере изложения материала и позволяют найти более подробную информацию по тому или иному вопросу в соответствующих работах авторов.
С целью облегчить восприятие информации, в конце пособия приведены определения понятий, которые рассматриваются или упоминаются в основном тексте.
При работе с пособием необходимо учесть ряд позиций, определивших общую логику изложения его построения:
- рассмотрение трех разделов дифференциальной психологии, исходя из трех видов различий, выделенных основоположником этой науки В. Штерном (индивидуальных, типологических и групповых);
- самостоятельность дифференциальной психологии как особой области человекознания;
- системный подход к изучению индивидуальности;
- изучение конкретных индивидуальных различий в контексте основных тенденций современной общей, возрастной и социальной психологии.
Кроме того, для осмысленной работы с предложенным материалом представляется важным осознать значение курса «Дифференциальная психология» для профессиональной подготовки в области психологии, а также его связь с другими учебными дисциплинами.
Знания, полученные в рамках курса, позволят понять, как общие закономерности функционирования психики проявляются у конкретных людей, прочувствовать уникальность и многогранность индивидуальности, научиться анализировать и синтезировать информацию о человеке, а также осуществлять квалифицированную помощь клиентам в процессе индивидуального и группового психологического консультирования.
Кроме того, освоение курса может способствовать профессиональному росту будущих психологов за счет развития умения формулировать проблемы, интегрировать информацию и транслировать ее из разных областей психологии.
Дисциплина базируется на курсах «Общая психология», «Психологический практикум», «Психофизиология», «Высшая математика» и является основой для более глубокой проработки в курсах «Экспериментальная психология», «Психологическая диагностика», «Психологическое консультирование», «Теории личности». При освоении дисциплины студенты могут также использовать информацию из курсов «Возрастная психология», «Социальная психология», «Клиническая психология».
ГЛАВА 1
Внешний статус
Рис.1. Статус дифференциальной психологии
Как видно из рисунка, внешний статус дифференциальной психологии определяется границами, проходящими от физики сенсорных систем, через генетику и физиологию (нижние границы), к психологии личности, социальной, а также общей и возрастной психологии (верхние границы).
Внутренний статус определяется сферой пограничных областей психологического знания, которые сформировались в результате выделения в них дифференциально-психологического аспекта: психология развития и психология пола, социальная психология личности (анализ взаимодействия группы и индивида), общая психология личности (структура и механизмы личностных свойств), дифференциальная психофизиология, психогенетика (модели детерминации человеческих различий), психофизика [10, с.58].
В целом, можно утверждать, что дифференциальная психология играет роль связующего звена между общей психологией и всеми перечисленными выше направлениями в науке о человеке. При этом центральной областью взаимных пересечений является психология личности. Как пишет А.В. Либин, «промежуточное положение дифференциальной психологии – и психологии личности как ее центральной части – обусловлено закономерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае (филогенез) имеется в виду движение психики как саморазвивающегося феномена от эволюционно-генетических (биологических) законов к социо-культурным (общественным) закономерностям. Во втором (онтогенез) – трансформация в процессе жизненного пути биологически обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, которые проявляются в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром» [10, с.25].
С точки зрения практического приложения, большое значение имеет связь дифференциальной психологии с психологической диагностикой. Как писал еще В.Штерн, когда рождается новое понятие (например, «акцентуация характера», «стиль поведения»), этот процесс осуществляется в лоне дифференциальной психологии. Когда же создается тест для диагностики соответствующих особенностей человека, задача по эстафете передается специалистам в области психодиагностики и дифференциальной психометрики [6, с.7].
ГЛАВА 2
Классификация методов
Метод в переводе с греческого означает «путь познания». Для изучения (познания) структуры индивидуальности используются разные методы, которые можно классифицировать, например, следующим образом [6, c.21].
1. По виду используемого опыта:
- интроспективные методы, основанные на данных субъективного опыта;
- экстраспективные методы, опирающиеся на объективный результат, доступный измерению.
2. По активности воздействия:
- методы наблюдения,
- экспеpиментальные методы.
3. По уровню обобщенности полученных закономерностей:
- номотетические методы, ориентированные на общее, психологию объяснения;
- идеографические методы, ориентированные на единичные случаи, психологию понимания.
4. По стабильности изучаемого явления:
- констатирующие методы;
- формирующие методы, при использовании которых конечное состояние изучаемого качества отличается от первоначального состояния.
Существуют и другие классификации методов дифференциальной психологии, однако наиболее полезной из них является классификация, предложенная Борисом Герасимовичем Ананьевым и отражающая этапы комплексного исследования индивидуальности или отдельных элементов ее структуры. Каждому этапу соответствует группа методов, выбор которых осуществляется, исходя из конкретной цели и задач исследования [15, с.13-19].
1. Организационные методы:
- метод поперечных срезов (сравнение отдельных групп людей, различных по возрасту или другому критерию);
- метод продольных срезов – лонгитюдный (исследование одних и тех же лиц в течение длительного времени);
- комплексный метод (сочетание метода продольных и поперечных срезов: вначале проводятся поперечные исследования, а затем в поворотных пунктах – более подробное продольное исследование).
2. Эмпирические методы:
- обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);
- экспериментальные методы (лабораторный, полевой, психолого-педагогический эксперимент);
- психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа);
- праксиметрические методы (анализ процессов и продуктов деятельности: хронометрия, профессиографическое описание, оценка выполненных работ);
- моделирование (математическое, кибернетическое);
- биографические методы (исследование жизненного пути, изучение документации).
3. Методы обработки и анализа результатов:
- количественная обработка и анализ (статистические методы);
- качественный анализ (дифференциация материала по классам, разработка типологий, описание случаев).
4. Методы интерпретации результатов:
- генетический метод (объясняет весь материал в характеристиках развития);
- структурный метод (объясняет весь материал в характеристиках связей между отдельными компонентами структуры личности или структуры социальных групп).
Эмпирические методы, вошедшие в классификацию Б.Г. Ананьева, можно также разделить по принципу принадлежности к той или иной науке [6, с.22–25]:
- общенаучные методы (наблюдение, эксперимент) – модификация методов, которые используются и во многих других науках, применительно к психологической реальности;
- исторические методы (биографические);
- психологические методы (интроспективные – самонаблюдение, самооценка; психофизиологические; социально-психологические – анкетирование, беседа, социометрия);
- психогенетические методы.
Ряд перечисленных методов заслуживает отдельного рассмотрения в связи с особой ролью, которую они играли в истории становления дифференциальной психологии как отдельной науки. В частности, речь пойдет о психогенетических методах, тестовой диагностике, о методах статистического анализа и классификации результатов, а также о методах идиографического анализа.
Психогенетические методы
Использование психогенетических методов связано с изучением роли наследственности и среды в формировании различий, а также с анализом относительного влияния каждого из этих двух этих факторов на индивидуальные особенности человека.
Генетический анализ факторов индивидуальных различий предполагает использование трех методов: 1) генеалогического, 2) метода приемных детей и 3) близнецовый метод [6, с.25–27].
Посылкой для использования генеалогического метода служит следующее положение: если некоторый признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство между людьми, тем выше сходство между ними по этому признаку. При этом обязательно используется информация о родственниках первой степени родства (пары родитель – потомок и сиблинг – сиблинг), которые в среднем имеют 50% общих генов. По мере уменьшения степени родства в предположительно наследуeмых качествах должно проявляться меньше сходства.
Для психотерапевтических задач иногда используют один из вариантов данного метода – генограмма. В этом методе, наряду с отношениями родства, фиксируют: 1) отношения психологической близости (тесные – отдаленные); 2) отношения конфликтности; 3) семейные сценарные установки. Генограмма составляется как минимум в пределах трех поколений и позволяет уточнить психологический контекст жизни человека (в этом случае можно говорить уже и о социальной наследуемости).
Метод приемных детей состоит в том, чтобы включить в исследование: 1) детей, максимально рано отданных на воспитание биологически чужим родителям-воспитателям, 2) приемных детей и 3) биологических родителей.
Поскольку с биологическими родителями дети имеют 50% общих генов, но не имеют общих условий жизни, а с приемными, напротив, не имеют общих генов, но разделяют средовые характеристики жизни, то возможно разведение качеств, обусловленных наследственностью и средой. Интересующий признак изучается попарно (ребенок – биологический родитель, ребенок – приемный родитель). Мера сходства указывает на природу качества. Несмотря на многочисленные критические замечания по поводу валидности данного метода, в настоящее время он признан наиболее чистым в психогенетике.
При использовании близнецовогометода среди близнецов выделяют а) монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами) и б) дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно). Последующий анализ различий осуществляется по-разному, в зависимости от одной из четырех разновидностей метода:
- внутрипарное сравнение монозиготных и дизиготных близнецов;
- анализ распределения ролей и функций внутри близнецовой пары;
- сравнительный анализ времени появления навыка у близнецов, один из которых предварительно подвергается формирующему воздействию; если у экспериментального и контрольного близнецов навык проявляется одновременно, это может быть отнесено за счет фактора созревания;
- сравнительный анализ свойств разлученных монозиготных близнецов, при котором обнаруженное сходство приписывается фактору наследственности, различия – фактору среды (метод используется в условиях социальных катаклизмов, когда, в силу обстоятельств, близнецы оказываются в разных средовых условиях).
Как уже упоминалось выше, использование психогенетических методов позволяет определить относительный вклад наследственности и среды в изменчивость признака. При этом обнаруживается ряд интересных закономерностей, позволяющих судить об источниках различий между людьми. Так, например, исследуя в течение многих лет причины индивидуальных различий в интеллекте и личности, Р. Пломин и Д. Даниелс (1987) пришли к следующему выводу: одна из основных причин психологической вариативности – разная среда, в которой формируются дети. В частности:
- порядок рождения ребенка,
- взаимоотношения родителей
- отношение к детям,
- разные формы обучения,
- отношения со сверстниками.
В соавторстве с другими учеными Р. Пломину удалось установить факт генетической обусловленности таких признаков, как межличностная теплота, сердечность и легкость социального взаимодействия внутри семьи (1991).
С точки зрения комплексного вклада наследственности и среды в формирование индивидуальных различий, наиболее ценным является обнаружение Р. Пломин и Дж. Дефрайсом трех типов связей между генотипом и средой (1985):
- пассивное влияние, когда члены одной семьи имеют и общую наследственность, и общую среду (неслучайное сочетание наследственных особенностей и условий среды);
- реактивное влияние, при котором врожденные психофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способствуя тем самым формированию определенных черт личности;
- активное влияние, при котором индивиды осуществляют активный поиск среды (или создают среду), которая в большей степени соответствует их наследственным задаткам [10, 69–70].
2.3.3 Методы тестовой диагностики:
Окончание таблицы 1
Первосигнальный тип | Второсигнальный тип |
Невербальный интеллект | Вербальный интеллект |
Синтетические тенденции восприятия (глобальность, целостность) | Аналитические тенденции восприятия (артикулированность, дробность) |
Эмоционально-фокусированный стиль совладания со стрессом | Рационально-фокусированный стиль совладания со стрессом |
«Художественный тип» личности | «Мыслительный тип» личности |
Помимо двух способов выделения типов существуют два подхода – эмпирический и теоретический, использование которых определяется разными методами сбора информации и разным уровнем обобщения.
Эмпирические типологии основываются на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они выделяют признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки – например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергаются.
Теоретические типологии относятся к более сложным уровням обобщения, чем, например, первичная классификация, представляющая собой неструктурированный перечень явлений, объединенных каким-либо общим видовым признаком (например, виды внимания или памяти). Научная типология должна содержать четкое структурное основание и соответствовать следующим требованиям:
1. Ее классы должны исчерпывать все множество объектов. Например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям.
2. Каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей и пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.
3. Каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом – по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу [6, с.34–36].
Идеографические методы
Под названием «идеографические» объединяются те методы, которые в той или иной степени содержат анализ конкретных случаев, методы, в которых основным объектом анализа является индивидуальность, а не группа, не совокупность людей.
Можно выделить несколько групп таких методов: 1) анализ профилей психологических черт, 2) биографический метод; 3) обобщение документальных материалов, 4) этологическое исследование и 5) феноменологические методы [7, глава 12].
1. Анализ профилей психологических чертиспользуется для решения следующих задач:
- выяснение индивидуальной структуры психологических свойств;
- сопоставление индивидуальных и групповых профилей;
- установление изменений, происходящих в процессе развития (лонгитюдные исследования и анализ кривой развития).
При составлении целостной характеристики индивидуальности, которое осуществляется на основе анализа профилей черт, принимаются во внимание все аспекты – от внутри-индивидуальной изменчивости до группового статуса; от биологических характеристик человека как организма до содержательного анализа различий во внутреннем мире личности.
2. Биографический метод предполагает использование личной биографии человека на протяжении длительного периода времени для составления его психологического портрета. При этом применяются следующие варианты анализа информации:
- ретроспективный анализ, т.е. описание индивидуальности, проводимое post factum на основании сведений, почерпнутых из документальных источников;
- длительные лонгитюдные исследования, предоставляющие экспериментальные данные для биографического анализа;
- каузометрический анализ, устанавливающий связи, между разными событиями жизни на основании собственных оценок испытуемого.
В качестве разновидностей биографического метода чаще всего применяют патографический и дневниковый методы, а также метод автобиографии.
Патографический метод сводится кописанию болезней выдающихся людей. Дневниковый метод связан с изучением жизни обычного человека и содержит описание его развития и поведения, которое проводится в течение длительного времени экспертом или группой экспертов (родителями, воспитателем, коллегой).
Автобиография – это жизнеописание, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте. Искажения результатов данного метода могут быть вызваны процессами личностной динамики. Новейшие методы фиксации связаны с возможностями видеозаписи [6, c.27–28].
3. Метод обобщения документальных материалов основан на сборе и анализе информации, относящейся к разным периодам жизни, и к событиям, наиболее значимым с точки зрения тех психологических особенностей, которые являются предметом психологического анализа. Однако, в отличие от биографических методов, результатом такой работы является не описание конкретного жизненного пути, а обобщенный психологический портрет людей, выбранных на основании некоторого априорного сходства.
Примером такого рода исследований является книга Бориса Михайловича Теплова «Ум полководца» (1942). Сам Теплов (1985) оценивал ее как попытку исследования способностей, проявляющихся в области практического мышления, которое он определил как «работу ума в условиях практической деятельности» [18, т.1, с.226].
Возможность разработки проблемы практического ума или практического интеллекта Б.М. Теплов видел в проведении детального анализа интеллектуальной работы в разной профессиональной деятельности, а объектами этого анализа должны были выступать неординарные представители разных профессий.
Описание деятельности именно военачальника было обусловлено, прежде всего, временем создания работы: она написана в начале Великой Отечественной войны. Для Б.М. Теплова, который был отозван из ополчения для работы в тылу, обращение именно к военной тематике было естественной реакцией на то, что являлось в тот момент первостепенным. Но, кроме социальных причин, есть и собственно научные, вытекающие из логики исследования практического мышления, предложенной автором. Он считал, что «ум полководца является одним из характернейших примеров практического ума, в котором с чрезвычайной яркостью выступают черты последнего» [там же, с.227].
Работа, написанная в жанре психологического эссе, основана на исследованиях военных историков, на автобиографических записках военачальников и, что редко бывает в научных трудах, на литературных произведениях. Выделяя наиболее примечательные черты полководцев, Теплов использует материалы, относящиеся к разным эпохам и к разным странам, и дает описание особенностей многих выдающихся военачальников – от Александра Македонского, Юлия Цезаря и Ганнибала до Наполеона, Суворова и Кутузова.
А.Р. Лурия, анализируя эту работу, обратил внимание на то, каким образом она построена (1977). Первый этап – это анализ ситуации, в которой действует полководец. Описание форм, в которых может осуществляться его деятельность, и задач, которые могут быть с ее помощью решены. Второй этап – выделение психологических характеристик, проявляющихся в этой ситуации. На третьем этапе определяются соотношения между этими характеристиками, т.е. система, в которую они входят. Таким образом, исследование воспроизводит ту схему, по которой протекает каждое хорошо организованное клиническое изучение личности: оно начинается с характеристики ситуации, в которой наблюдаются определенные симптомы, продолжается в «психологической квалификации этих симптомов» и кончается включением их в целостный синдром.
Основные характеристики умственной деятельности полководца, выделенные на основании анализа литературного материала, состоят в следующем [18, т.1, с. 238–244]:
- «способность к максимальной продуктивности ума в условиях максимальной опасности»);
- целостность при анализе ситуации и в то же время соразмеренность замысла и средств его исполнения: «подлинный военный гений это всегда и гений целого, и гений деталей»;
- способность провести многоплановый анализ обстановки, т.е. разнообразного и противоречивого материала, и придти к решениям, отличающимся простотой, ясностью и определенностью – «превращение сложного в простое»;
- равновесие между аналитическими и синтетическими свойствами ума;
- способность быстро отказываться от старых решений и принимать новые при внезапном изменении обстановки, т.е. гибкость;
- способность проникнуть в замыслы противника, проанализировать его возможные решения;
- умение принимать решения в ситуации, когда часть информации отсутствует или является малодостоверной, что требует способности к риску, решительности;
- способность постоянно планировать, причем делать это не слишком подробно, и не заглядывая слишком далеко вперед;
- интуиция, понимаемая как результат хорошей профессиональной подготовки, в которой выделяются такие черты, как непроизвольность и наглядность (меньшая роль словесного мышления), и которая тесно связана с чувством местности, т.е. с высоким уровнем развития пространственного мышления, и с чувством времени;
- необходимость образования и разносторонней культуры мысли.
Как пишет М.С. Егорова, работа Б.М. Теплова «Ум полководца» относится к известным трудам в психологическом сообществе. Сейчас ее интерпретируют, в основном, как изучение психологических особенностей личности полководцев (А.Р. Лурия, 1977) или как анализ способностей как интегральных качеств, отражающих своеобразие человеческой личности (В.В. Умрихин, 1987). Однако такая линия анализа индивидуальных различий не получила продолжения. Это исследование, названное А.Р. Лурией образцом конкретной психологии, так и осталось до сих пор единственным в своем роде.
4. Этологический метод представляющий собой наблюдение за поведением человека в реальной ситуации, включают в себя (или, по меньшей мере, позволяют включить) компоненты идеографического анализа на всех стадиях исследования (К. Гроссман, 1986).
Постановка гипотезы исследования и отбор показателей, т.е. выбор параметров, по которым будет вестись структурированное наблюдение, как правило, учитывают широту различий индивидуальных реакций и разную субъективную значимость, разный психологический смысл одних и тех же поведенческих проявлений. Материалы исследования представляют собой детальное описание реакций и действий каждого конкретного индивида. Учитывая то, что современные этологические исследования обычно используют видеоаппаратуру, эти описания могут содержать в себе как легко замечаемые особенности поведения, так и едва уловимые нюансы, например, тончайшие изменения мимики. При анализе результатов учитывается, что ситуация, в которой происходит наблюдение, не остается неизменной, а потому и конкретные особенности поведения получают разную интерпретацию в зависимости от контекста.
Но самое главное – это то, что обобщение результатов этологического исследования позволяет не только вывести общие закономерности, но и проанализировать «нетипичные» случаи, которые не поддаются классификации и теряются при стандартном номотетическом анализе. Как следствие этого результаты, полученные благодаря этологическим исследованиям, легче применить к конкретному индивиду, например, в педагогической или консультационной практике. Кроме того, анализ индивидуальных случаев позволяет расширить представления о вариантах психологических закономерностей.
Этологический метод дает интересную информацию при исследовании самых разных популяций, но, поскольку реализация этого подхода является крайне трудоемкой, его предпочитают использовать тогда, когда иные психологические методы не «срабатывают». В результате этого чаще всего он используется при изучении наиболее ранних периодов онтогенеза, преимущественно психологического развития ребенка в первый год жизни.
5. Феноменологические методы.Цель феноменологического направления, как об этом писал один из его основателей Абрахам Маслоу, состояла в том, чтобы изучать способности и потенциалы человека, не находящие систематического отражения ни в позитивистских (бихевиоральных) исследованиях, ни в психоаналитических работах. К их числу он относил, в частности, высшие ценности, творчество, любовь, самоактуализацию, т.е. те феномены, которые в значительной степени определяют целостность человеческой личности. Научное сообщество, оценившее вначале весьма скептически эти проекты, со временем стало относиться к работам феноменологической психологии со всевозрастающим вниманием, что в значительной степени расширило тематику номотетических исследований, а, следовательно, изменило и широту наших знаний о психологическом облике человека.
Для феноменологической психологии, ориентированной по своей сути на идеографический анализ индивидуальности, наиболее надежным источником информации о человеке является та, которая получена от него самого: если хочешь узнать, что думает человек и как он себя чувствует, нет ничего проще, чем спросить об этом у него самого. В связи с этим, в исследованиях, проводимых в контексте этого направления, часто используются интервью. Что же касается собственно экспериментальных методов в арсенале феноменологической психологии, то они основаны преимущественно на самооценках человека.
Некоторые из них представляют собой адаптацию хорошо известных методов, разработанных для целей номотетического анализа. Примером такого метода может служить Q-сортировка. При проведении Q-сортировки испытуемому вручается набор карточек, на каждой из которых написана какая-либо психологическая характеристика – «застенчивый», «серьезный», «эмоциональный». От испытуемого требуется рассортировать эти карточки: в одну сторону положить карточки с теми характеристиками, которыми он обладает, в другую – те их них, на которых написаны отсутствующие у него характеристики.
Предполагается, что такая форма проведения эксперимента дает результаты, несколько отличающиеся от тех, которые получают при проведении стандартных опросников. Причина этого отличия состоит в том, что при работе с опросником испытуемый должен оценивать свое свойство по количественным шкалам (типа: «определенно обладаю этим свойством, скорее обладаю, чем нет, нечто среднее, скорее не обладаю, определенно не обладаю»). Необходимость количественной оценки неизбежно требует от испытуемого сравнения с другими людьми. При проведении Q-сортировки удельный вес такого сравнительного компонента оказывается меньше.
Вариант этого метода, используемый в феноменологических исследованиях, состоит в том, что испытуемому предлагается рассортировать карточки не только в соответствии с его реальными свойствами, но и в соответствии с идеальными свойствами – каким бы он хотел быть. В такой версии Q-сортировка проводится, как правило, неоднократно. Например, до начала психотерапевтического курса, во время него и по окончании. Сближение оценок «Я-реального» и «Я-идеального» свидетельствует об успешности психотерапевтического вмешательства.
Кроме адаптации уже известных методов феноменологическая психология использует и оригинальные процедуры, разработанные в контексте ее собственных теорий, например, разнообразные варианты техники репертуарных решеток Дж. Келли.
ГЛАВА 3
ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧИЙ
Специфика исследований
Специфика исследований, связанных с изучением различий на уровне психических процессов, состоит в следующем.
1. Основная гипотеза исследований: различия между людьми проявляются с самых ранних этапов жизни.
2. Основные параметры групповых различий: пол, возраст.
3. Факторы, влияющие на различия:
- наследственность (врожденные генетические особенности);
- ближайшее социальное окружение;
- специфика развития в онтогенезе.
4. Методы исследований: наблюдение, эксперимент, тестирование (тесты разрабатываются специально под изучаемое явление).
5. Этапы построения исследования:
- выделение параметров для изучения на основе результатов наблюдения (уровни активности, способы реагирования),
- сбор информации,
- классификация испытуемых (выделение типологических групп),
- описание каждой групп (типа),
- исследование других особенности поведения, которые характерны для каждого типа, например, личностные.
При выделении параметров для изучения различий в проявлении психических процессов исследователи используют термины «стратегия» и «стиль», которые часто воспринимаются как синонимы. Тем не менее, понятия, обозначенные этими терминами, не совпадают по своему содержанию.
Стратегия– это направление активности, последовательность совершаемых действий [13]. Стиль характеризует комплекс устойчивых способов этой активности, а именно: не то, что и в какой последовательности делает человек, а то, КАК он это делает. Например, при изучении стилевых особенностей графомоторики рассматриваются сила давления, размер, сжатость, угловатость. Сочетание этих характеристик позволяет выявить уникальную картину почерка, который сохраняется при рисовании, письме и не зависит от того, что именно и с помощью каких «инструментов» человек рисует (пишет), [10, с.87].
Классификация результатов исследований различий в психических процессах осуществляется путем выделения типологических групп. При этом в соответствующие группы объединяют людей со сходными стилевыми проявлениями. В таких случаях можно вести речь о типических стилях. Тем не менее, в стилевых проявлениях существует множество промежуточных вариантов, которые характеризуют особенности конкретной индивидуальности и представляют собой индивидуальные стили.
Таким образом, в зависимости от цели и задач исследования, можно изучать группы людей, сходные по своим стилевым проявлениям (типы), либо манеру конкретного человека вести себя определенным образом (индивидуальные стили). Понятно, что индивидуальных стилей может быть очень большое количество, типических – гораздо меньше [4].
Примеры исследований психических процессов