Способности, одаренность, талант и гениальность

Все уровни триады "одаренность-талантливость-гениальность" имеют отношение и к способностям, и к индивидуальности в целом. В дифференциальной психологии сложилась определенная традиция в изучении каждого из компонентов. Следует отметить, что указанная триада имеет отношение к феномену креативности, который также является предметом дифференциально-психологического анализа.

Долгое время «одаренность» считалась синонимом «способности». Однако, по мнению С.Л. Рубинштейна, которое он высказал еще в 1935 г., она определяется комплексом свойств личности.

Б.М. Теплов (1941) понимал одаренность как совокупность способностей. При этом он считал, что они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей. По eгo мнению, своеобразие понятий «одарённость» и «способности» обусловлено тем, что они рассматриваются сквозь призму деятельности, успех которой ими обеспечен. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще, а только об одаренности в какой-нибудь конкретной деятельности.

Итак, отечественные психологи считают: одаренность - это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. (Ильин)

Талантодними психологами отождествляется с одаренностью, другими рассматривается как высокий уровень развития способностей, прежде вceгo специальных. При этом считается, что результаты деятельности талантливого человека должны отличаться оригинальностью, принципиальной новизной и направляться потребностью в творчестве. Такое мнение сложилось под влиянием тoгo, что признаки таланта у людей отмечаются в детстве именно тогда, когда дело касается искусства и математики. Однако вряд ли это справедливо по отношению к таланту, проявляемому в двигательной деятельности.

Талантливый (одаренный) спортсмен может считаться таковым не по результатам творчества, а по уровню и качеству исполнения действий и деятельности, носящих даже рутинный характер (например, в циклических видах спорта - беге, плавании, гребле и т.д.). Да и талант, проявляемый при изучении иностранных языков, также не связан с творческой активностью человека.

Эффект гениальности представляется для многих исследователей творчества вовсе не поддающимся никаким схемам и измерениям. (Либин)

Гениальность рассматривается со времен И.Канта как высшая степень одаренности, творческих проявлений человека, выражающаяся в продукте, имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры.

49.Группы теорий:
І. АТРИБУТИВНЫЕ ТЕОРИИвыявляют специфические свойства и дифференциальные признаки гениальности и устанавливают особенности их взаимосвязи и проявления.
Супрематическая теория утверждает, что гений характеризуется феноменальностью, предельностью и чрезвычайностью уровня развития способностей.

ІІ. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ раскрывающие специфические особенности различных интегральных внутриличностных компонентов и подсистем гения, их своеобразное сочетание, а также их роль и вклад в творческое самоосуществление гения.
1. Перфекционистскаяутверждает, что в основе гениальности лежит страстное стремление к усовершенствованию всего существующего и постоянное следование самым высоким стандартам совершенства
2. Интеллектуалистская теория гениальности утверждает, что гений – это личность, обладающая чрезвычайной интеллектуальной мощью, исключительными и необычными умственными способностями.
3. Пассионарная теория считающая, что в основе гениальности лежит безграничная любовь к миру, к людям, к своему делу, а также страстное желание познать истину.
4. Работоспособности теория (трудолюбия). Данная теория утверждает, что гений – это результат титанического труда, исключительной работоспособности, огромного трудолюбия, безмерной настойчивости и терпения, необыкновенной целеустремленности и феноменальной силы воли.

ІІІ. ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ выявляющие закономерности последовательной смены жизненных, формирующих этапов становления гения, раскрывающие условия и факторы его происхождения, существования и развития.
1. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ выявляющие основные условия, факторы происхождения и причины возникновения гениальности и определяющие основные детерминанты ее формирования и развития.
2. ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕОРИИ раскрывают закономерности и механизмы становления гениальности, как результата объективного процесса развития природы и культуры. Эволюционные теории творчества и гениальности строятся на убеждении, что человеческая роль в создании нового не отличается от роли природы, а проблема творчества - это специфический случай проблемы возникновения нового в процессе эволюции.
3. ТЕОРИИ ТРАНСНОРМАЛЬНОСТИ видящие причины гениальности в разнообразных отклонениях от актуальной психической, личностной и социальной нормы, в аномалиях физического, душевного и духовного здоровья, в неординарности жизненных обстоятельств, поведения и творчества гениев, а также в необычном характере взаимодействия с миром.

ІV. ЭССЕНЦИАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ ГЕНИАЛЬНОСТИ раскрывают сущность и основные универсальные измерения гениальности, а также фундаментальные, глубинные детерминанты ее проявления.
1. Персонологическая теория гениальности определяет гения, как вершину эволюции и венец творения, как самобытную, уникальную индивидуальность, как самодостаточную целостную личность, характеризующуюся экстраординарным развитием и особым сочетанием таких интегральных компонентов как интеллект, черты, мотивация и продуктивность.
2. Харизматическая теория утверждает, что сущностной характеристикой гения является его магический дар влияния, духовное обаяние, гипнотическая властная сила, способность внушать, заражать, увлекать и вести за собой людей.
3. Формообразующая, трансформативная теория – видит сущность гениальности в формообразующей мощи и в формотворческой воле гения, в его способности усмирять хаос, создавать новые символические системы, искусственные языки, художественные средства и приемы, а также свободно оперировать и играть символами, придавать форму сырому материалу и трансформировать имеющееся содержание в более совершенное.
3.1. Игровая теория гениальности – представляет творчество гения как свободную от уз обыденности, смелую, спонтанную и приносящую наслаждение игру с формами, символами и смыслами. В ее основе лежит символическое представление реальности, которое открывает возможность осуществления особого, принципиально творческого, игрового взаимодействия с миром.
4. Деятельностная теория рассматривает сущность гениальность с точки зрения произведенного гением творческого продукта, его объема, значительности, влияния на современников и потомков, а также вклада в социокультурную эволюцию человечества. 5. Культуро-творческая теория напрямую связывает проявление гениальности с творчеством, которое представляет собой глубинную истинную природу гения, субстанциональный способ его существования и осуществления. В свою очередь творчество составляет саму сущность, саму ткань гениальности, в которой оно и достигает своего наивысшего и совершенного уровня проявления.
Теория универсального творческого метода утверждает, что сущностным действенным ядром гениальности служит целостная, динамичная система приемов, построенная на основе осознания универсальных пар противоположных, но взаимодополняющих друг друга механизмов творчества, которые, в свою очередь, отражают наиболее глубинные структуры, законы и тенденции существования и развития мира.


Наши рекомендации