Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов, организовать взаимную активность, ответственность и способность осознания результатов в процессе воспитания ребёнка в ДОУ и семье.

Многочисленные исследования показывают, что успех взаимодействия педагогов и родителей на 80 % зависит от их коммуникативной компетентности. Неумение педагогов общаться с родителями (и наоборот) может оказаться одной из решающих причин непонимания, пассивности, что в итоге нередко приводит к полному отрицанию значимости диалога обеими сторонами.

Коммуникативная компетентность педагога заключается в том, что инициативность здесь выступает как способ управления процессом общения.

Современные психолого – педагогические исследования показывают, что педагог может по – разному выступать в процедуре общения:

- во – первых, может быть инициатором;

- во – вторых, субъектом;

- в – третьих, в разных ситуациях выступать или активным или пассивным участником взаимодействия.

Можно сказать, что сама система взаимодействия педагогов и родителей осуществляется через правильно организованную систему общения.

Инициатива в общении дает возможность педагогу решить целый ряд стратегических и тактических задач:

1. обеспечить управляющую роль в процессе общения;

2. придать педагогически целесообразное направление формам общения с родителями;

3. соответственно настроениям, чувствам и деятельности, как своей, так и родителей, создать нужный социально – психологический климат, настраивающий на обсуждение конкретной ситуации.

Существуют устойчивые и проверенные способы завоевания инициативы в общении:

- оперативность при организации изначального контакта с родителями;

- оперативный подход от организационных процедур (приветствия, приглашения) к деловому и личностному общению;

- отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;

- оперативное достижение социально – психологического единства с родителями, формирование чувства «мы»;

- преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к некоторым родителям;

- постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать родителей;

- внимание к внешности: опрятность, подтянутость, собранность, активность, доброжелательность, обаяние;

- использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, микромимики, контакт глазами;

- умение «транслировать» родителям собственную заинтересованность и расположенность к детям;

- нахождение ярких, притягательных примеров, показ достижений детей;

- понимание ситуативной внутренней настроенности родителей, учет этого состояния, передача им этого понимания;

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у родителей потребность во взаимодействии с педагогом.

В системе ежедневного взаимодействия родителей и педагогов общение начинается с того, что они испытывают определённую потребность в деятельности, предполагающей общение, т.е. в диалоге.

Диалог – это разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристики различных сторон той проблемы, о которой идёт речь. Спора при этом не возникает, так как каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Развитию коммуникативной компетентности родителей способствует целенаправленная деятельность, связанная с повышением активности их участия в жизни детей в детском саду. В частности, необходимо создавать множество ролей для родителей и условия для их реализации. Родители могут играть формальные и неформальные роли в жизни детского сада.

Например:

1. Гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

2. Доброволец– у родителей и детей могут быть общие интересы и умения. Взрослые могут оказывать помощь воспитателям в группе, принимать активное участие в спектаклях, содействовать организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения.

3. Сотрудничествородителей друг с другом – это помощь более опытных родителей начинающим. Групповая деятельность может включать собрания для общения или оказания поддержки.

Наши рекомендации