Основные этапы проведения родительского собрания
I. Вступление.
Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего.
Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.
II. Дискуссия.
Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.
Не следует упрекать и поучать родителей.
Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.
Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
Беседу лучше вести при мягком освещении.
Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
III. Магнитофонные записи.
Включаются на разных этапах собрания.
IV. Самоанализ.
Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда - желтого, не выполняется - синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.
V. Практическая часть.
Выполнение практических заданий всеми родителями (складывание одежды, изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.
VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родите лей в жизни группы, успехи в воспитании детей.
VII. «Острое блюдо».
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.
VIII. Высказывания великих людей — в теме собрания.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.
IX. Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которой родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.
Х. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
XI. Характеристика на детей «Ваши дети — наше мнение». Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь — выдержать доброжелательный тон беседы.
XII. Конкурс на лучшее название.
Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.
XIII. ОКНО — очень короткие новости.
Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.
XIV. Слово — эстафета.
Родители должны продолжать начатое ведущей предложение («Мой ребенок будет успешно учиться, если я…»). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.
XV. Подведение итогов.
Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.
XVI. Заключительный этап собрания. Принятие решения.
Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.
Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.
Литература:
1. Арапова М. А. «Десять золотых правил проведения родительских собраний» // Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения № 5, 2007г., стр. 94
2. Евдокимова Е. С. , Додокина Е. А., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья»
3. Зверева О. А. , Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»
4. Зверева О. А. , Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ»
Диалог как форма работы с семьёй.