Как возникают темы исследований?
- Темы и проблемы учебных занятий, вопросы, возникающие на острие обсуждения
- Доклады и сообщения учащихся, наиболее интересные сочинения и задания, требующие дальнейшей разработки
- Рекомендуемый учителем список тем исследований
- Собственные вопросы и интересы учащихся
Как воплотить исследование?
· Подбор научного руководителя
· Составление плана или проекта будущей работы
· Непосредственная работа с материалом, наблюдение, эксперимент
· Написание работы
· Анализ полученного материала, систематизация, классификация
· Синтез
· Обобщение, выводы
· Первая оценка работы
· Первое чтение работы научным руководителем
· Консультации
· Презентация замысла исследования
· Подготовка к презентации работы
· Редактирование окончательного варианта работы
· Составление тезисов
· Оформление наглядного материала
· Презентация результатов исследования
Модели организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Модель 1. «Обучение исследованию»
Цель: не столько достижение результата, сколько освоение самого процесса исследования.
Технология: учитель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Модель реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время.
Шаг 1. Столкновение с проблемой.
Шаг 2. Сбор данных – «верификация»
Шаг 3. Сбор данных – экспериментирование.
Шаг 4. Построение объяснения.
Шаг 5. Анализ хода исследования.
Модель 2. «Приглашение к исследованию»
Цель: развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления.
Технология: учитель ставит проблему, но уже метод ее решения ученики ищут самостоятельно. Реализуется как форма организации групповой и коллективной деятельности ученика во время урока.
Шаг 1. Знакомство с содержанием предстоящего исследования.
Шаг 2. Построение собственного понимания замысла исследования.
Шаг 3. Выделение трудностей учебного познания как проблемы исследования
Шаг 4. Реализация собственного способа построения исследовательской процедуры.
Модель 3. «Систематическое исследование»
Цель: формирование научного мышления, синтез процесса исследования и его результатов.
Технология: постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.
Шаг 1. Определение проблемы.
Шаг 2. Выдвижение гипотезы.
Шаг 3. Выбор источников информации.
Шаг 4. Анализ и синтез данных.
Шаг 5. Организация данных для ответа на поставленные вопросы и проверки гипотезы.
Шаг 6. Интерпретация данных в соотнесении с социальными, экономическими и политическими процессами.
Поиск информации
Поиск информации занимает самую большую часть работы над любой творческой или исследовательской темой. Успех такой исследовательской деятельности напрямую зависит от того, умеет ли школьник искать и обрабатывать найденную информацию. В связи с этим на учителя ложится весьма важная задача: познакомить учащихся с системой хранения информации и научить школьников ускоренному поиску и обработке информации.
Альтернативные источники информации:
- базы данных библиотек,
- учебная и научная литература,
- художественная литература,
- базы данных сети Интернет.
Учитель знакомит школьников с особенностями работы с библиографическим каталогом, библиографическими карточками, аннотациями к книгам.
Требования к защите УИР в школе
Авторы (подростки) должны защищать свою работу перед комиссией, в состав которой входят ученики (могут быть ученики старших классов), выбранные самими учащимися для этой цели, ведущий клуба, ученый, учитель, классный наставник.
Защита открыта в школе для всех желающих (и родителей, в том числе).
В ходе защиты должна даваться содержательная оценка работы учащегося, которая многофункциональна и не сводится к выставлению отметки, и может быть представлена учащемуся в конце защиты в форме «пакета оценок учащегося»:
· характеристика самого учащегося о проделанной работе (рассказ об изменениях, открытиях, самооценка своего творчества);
· характеристика учителя о прохождении учащимся всех этапов выполнения творческой работы, представление динамики движения, отраженной в планах, и описание соответствия работы учащихся данным планам;
· оценка содержания творческой работы (соответствие работы выбранному жанру, описание задачи, способов ее решения и полученных результатов);
· оценка качества текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения);
· оценка подготовленности и эрудированности автора (подростка) и уровня презентации работы.