Психометрические основы психодиагностики.

Выделяют 5 этапов процедуры тестирования:

предварительная подготовка; сбор данных; переработка данных, интерпретирование;

постановка диагноза.

Существуют следующие установки на ответы

Эффект фасада - это неосознанное желание чел показать свои лучшие качества и

скрыть плохие. Дать социально желательный ответ.

Тестовые нормы. Перед тестированием надо определиться с выборкой.

На графике выборка выглядит правильно, а если выборка

Стат показатели распределения. Распределением признака наз-ся закономерность

встречаемости разных его значений. В псих исследованиях чаще всего ссылаются на

нормальное распределение. Нормальным такое распределение наз-ся потому, что оно очень часто встречалось в естественно-научных исследованиях и казалось «нормой» всякого массового случайного проявления признаков. График нормального распределения представляет собой колоколообразную кривую

Мыра центральной тенденции (МЦТ) - это характеристики совокупности переменных, указывающие на более типичный репрезентативный для изучаемой выборки результат. К ним относятся среднее, мода и медиана. Дисперсионный анализ - это анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных

Мода - это наиболее часто встречающаяся в ряду переменных

Медиана - (Мё) - это значение которое делит пополам упорядоченное множество

переменных

Шкалы измерения. Измерение - это приписывание числовых норм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.

С.Стивенсон предложил классификацию из 4х типов шкал измерения:

Номинативная, или номинальная, или шкала наименований

Шкала равных отношений - это шкала классифицирующая объекты или субъектов пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.

Валидность - это устойчивость методики относительно предмета исследования Коструктная- демонстрируется полным описанием изучаемой переменной, для измерения которой предназначается тест Критериальная -в качестве критерия валидизации выступают независимые от результатов тестов меры измеряемого качестваСодержательная- это степень представленное в методике всех сторон изучаемого

явления, (может быть лицевой (очевидной).

. Стандартизация - это унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценки теста. : 1) метод центрирования 2)метод нормирования - 3)метод перевода сырых баллов в стены (редко используется).

28 Психодиагностика сознания и личностиДва подхода к диагностике личности.

Номотетический и идеографический подходы и их особенности.

Л. Бурлачуком и Блейхер условно предложена следующая классификация методов исследования личности:

1)наблюдение и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза);

2)специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т.п.).

3)личностные опросники и др. методы, базирующиеся на оценке и самооценке;

4)проективные методы..

Существует стратегия составления личностных опросников:

1) может быть дихотомическая шкала ответов (да, нет, не знаю);

2) Разное кол-во вопросов;

3) По диагностической направленности выделяют 6 видов: черт л, типологический (Айзенка), мотивов, интересов(Кюдер), ценностей (Рокич), установок;

4) В соответствии с принципом конструирования опросников выделяют два типа: Факторный (где используется факторный анализ -черт Л и типологический (Айзенка) и эмпирический создается на основе критериально- ключевого принципа (МР1) - диагност подбирает вопросы, которые разделят испытуемых по какому-то критерию имеющему отношение к тестируемому поведению или свойству личности. Критерий и будет «ключом» (в МР1 - это клинич. диагноз).

Мюррей выделил три принципа проективного исследования:

1) исследование направленное на униакальное в структуре или организации личности;

2) личность изучается как устойчивая система динамических процессов организованных на основе потребностей, эмоций и индив опыта;

3) личность это система динамических процессов постоянно активно действующих на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему внутреннего мира.

Выделяют 5 основных концепций диагностики личности:

1)Операциональный подход. В нем очень важны формальные критерии, ценности и пригодности психодиагностических методик.

3)концепция структурного подхода - берется одна или несколько моделей личности и с помощью факторного анализа формируются определенные св-ва личности

Основной предпосылкой для создания опросников является положение о постоянстве личностных св-тв

Идея проективных тестов основывается на фрейдовском понимании проекции, как одного из защитных механизмов психики, когда чел приписывает тревожащие его импульсы кому-то иному.

Проективный подход - это прием исследования личности, в котором испытуемого помещают в определенную ситуацию. Проективные методики считаются дополнительными, так как к ним нельзя применить психометрику (надежность, валидность). Проективные методики родились в клинике (ТАТ,пятна Роршаха). Перед проведением методики надо успокоить испытуемого, наладить с ним контакт, чтобы не вызвать тревожности.

самосознания. Образ «Я» имеет уровневое строение.1ур-нь -организма - знание схемы своего тела касается психофизиологического аспекта; - социализацияя индивида, как чел видит себя в общ-ве, с какими группами идентифицируетсяся; 3 ур-нь - личностный - рассматриваетпроцессы самоактуализации " развития личности (кризисы 16-40-50лет).

Диагностика интеллекта.

История понятия «интеллект». Первые тесты интеллекта. Понятие 10. Современные методы диагностики. Подходы к определению понятия интеллект.

. Френсис Гальтон первым обратил внимание на интеллект чел. используя генетический и близнецовый метод выяснял отличия интеллекта у моно и дизиготных близнецов).Он разработал тесты умственных способностей..

Эмиль Крепелин (нем псих) в к. 19в. использовал метод свободных ассоциаций (идея Гальтона, затем применил Юнг). Крепелин предложил обратить внимание на псих особенности, на словарный запас. В 1900 г появляется тест на интеллект - он изучал способности чел к умозаключениям, пониманию слов, умению ими оперировать. Штерн вводит аббревиатуру (1О_) - коэффициент умств развития. Это %ное отношение психического возраста к хронологическому.

На сегодняшний день существует 4 основных подхода к понятию «интеллект»: 1-Это обобщеная способность к изучению; 2-Это способность к абстрактному мышлению; 3-Это то, что обеспечивает эффективную адаптацию; 4-Это то, что измеряется тестами на «интеллект».

. Чарльз Спирменпересмотрев все методики обнаружил м/у ними связь по одному фактору и назвал его О(джи) факор - умственная энергия.О фактор содержит способность постигать связи и отношения м/у предметами и явлениями действительности. Это способность воспроизводить связи и отношения в соответствии с определенными закономерностями (реб постигает мир по функциональным связям, в связи с функциональным значением явлений).

Вершина пирамиды это О фактор; ниже - умение оперировать словом; ниже -способность к обучению и адаптации, и в основании пирамиды - творческие способности. Дж. Гилфордпредложил свою модель интеллекта. При этом он исходил из расчленненности интеллекта на отдельные способности. Согласно его концепции - интеллект это многомерное явление. И каждый его фактор образуется сочетанием одного из типов интеллектуальных операций; области, в которой она производится и полученного результата. Всего модель Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов и все они сводятся к 15 факторам).

Ганс Айзенк(англ псих) предложил внефакторную теорию интеллекта. Он сам указывал на ее сходство с моделью Гилфорда. Качество (у Гилфорда это результат) -скорость интел процессе, сила ( настойчивость в выполнении задания и склонность к проверке ошибок).

Среди современных моделей структуры интеллекта, наиболее разработана концепция КэттеллаПрироднообусловленные способствуют тому, что процесс приобретения опыта и навыков у одних людей более затруднен чем у других, эти различия - текучий интеллект (§/). Его использование при решении проблем ведет к возникновению кристализованного интеллекта ($с) - конденсат опыта. И меняется он в зависимости от культуры, активности, интересов личности и измеряется тестами на интеллект.

.Методом Векслераможно исследовать интеллект у лиц старше 16 лет.В своей книге "Наследственный гений" Френсис Гальтон высказал мысль о том, что у выдающихся отцов - выдающиеся сыновья. Он изучал моно и дизиготных близнецов Генетики установили, что интеллект передается X хромосомой у мальчиков, т.е. от мамы. Есть сведения, что на интеллект реб влияют стрессовые условия во время беременности жен. Выделены два социальных фактора, влияющие на интеллект (исследование проводили на 5 тыс людей): социально-экономический индекс семьи (г = 0,43); образование матери (г = 0,39).

Взаимосвязь личностных и интеллектуальных факторов подчеркивалась многими исследователями. А.Бине считал, что исследования интеллекта совпадает с исследованием личности и интеллект проявляется во всех формах чел поведения. Общая понятливость может быть обусловлена не пониманием ситуации, а отношением к ней. Векслер считал, что все интел тесты измеряют как черты личности так и темперамент - энергетический уровень, импульсивность. Айзенк пытался расщепить коэффициент интелл. Он исследовал способ решений заданий теста. И получил три независимые составляющие 1(2 - скорость, настойчивость, склонность к проверке ошибок. Невозможно учесть все взаимовлияния м/у интелл и Л Все методики говорили об умении обучаться, но не прогнозировали поведение чел . Значит !(} не = интелл. Интеллект остается за рамками исследования. Все тесты на интелл культурно зависимы от степени социализации и выделить что-то универсальное сложно.

Современное определение интелл - это специфическая форма огранизации

индивидуального когнитивного опыта представленного в трех когнитивных

образованиях: когнитивные структуры; субъективные пространственные отражения и

типы репрезентаций..

Психодиагностика в образовании самая обширная область применения. Образование одних из основных заказчиков на методики. Основная цель психодиагностики в образовании - это обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка. детей;

. Тесты достижений используются для измерения качества учебных или профессиональных знаний, умений и навыков. Конструируются с учетом содержания учебных и профессиональных задач для определения условий и целей тестирования (отбор, экзамен, аттестация).

Наши рекомендации