Раздел 2. Субъект деятельности.
1. Понятия субъекта, индивида, личности, индивидуальности, их соотношение.
2. Понятие и классификация способностей.
3. Измерение способностей. Понятие интеллекта, его структура.
4. Развитие способностей. Соотношение способностей и задатков. Способности и одаренность.
5. Понятие темперамента, его компоненты. Типы темперамента.
6. Физиологические основы темперамента.
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов).
8. Понятие и структура характера.
9. Формирование характера (Л.С. Выготский).
10. Конституциональный подход к построению типологии индивидуальности (Э. Кречмер, У. Шелдон).
11. Клинический подход к построению типологии индивидуальности (К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко).
12. Психологические типы в концепции К.Г. Юнга.
13. Типология характера А.Ф. Лазурского.
14. Понятие социального характера (Э. Фромм). Проблема национального характера в психологии.
15. Определение эмоций, их приспособительное значение (П.К. Анохин, К. Изард).
16. Функции эмоций.
17. Выражение эмоций. Физиологические показатели как индикаторы эмоциональных состояний.
18. Классификация эмоциональных явлений (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).
19. Теория эмоций Джеймса-Ланге и ее критика.
20. Информационная теория эмоций (П.В. Симонов).
21. Психологическая характеристика аффекта. Диагностика аффективных следов (К.Г. Юнг, А.Р. Лурия).
22. Понятие стресса (Г. Селье). Физиологический и психологический стресс.
23. Понятие и виды тревожности.
24. Фрустрация как состояние и виды реакций на нее.
25. Определение воли, критерии волевого поведения.
26. Структура и виды волевых процессов.
27. Стадии волевого процесса (по С.Л. Рубинштейну).
28. Типы конфликтов и способы их разрешения (по К. Левину).
29. Когнитивный диссонанс и его исследование.
30. Понятие потребности, механизмы опредмечивания потребностей, классификация потребностей.
31. Понятие и виды мотивов.
32. Проблема базовой мотивации в психологии.
33. Ситуативная мотивация и ее исследование в школе К. Левина.
34. Проблема внешней и внутренней мотивации.
35. Защитные механизмы личности: общая характеристика и роль в регуляции поведения.
36. Уровень притязаний и его исследования.
37. Мотивация достижения.
38. Влияние мотивации на продуктивность деятельности. Понятие оптимума мотивации, закон Йеркса-Додсона.
39. Строение мотивационной сферы и развитие личности (по А.Н. Леонтьеву).
40. Понятие черты в психологии. Личность как совокупность черт.
41. Представление о структуре личности в психологии сознания (У. Джеймс).
42. Представление о структуре личности в классическом психоанализе (З.Фрейд).
43. Личность и общение в транзактном анализе (Э. Берн).
44. Структура личности в концепции К. Г. Юнга.
45. Представление о самоактуализации в концепции А.Маслоу.
46. Понятие социальной ситуации развития. Проблема периодизации психического развития (Л.С. Выготский).
47. Понятие ведущей деятельности. Периодизация психического развития в детском возрасте Д.Б. Эльконина.
48. Понятие идентичности. Основные этапы личностного развития в концепции Э. Эриксона.
49. Проблемы развития личности в среднем возрасте.
50. Понятие, структура и функции Я-концепции (Р. Бернс).
51. Комплекс неполноценности и его компенсация как движущая сила развития личности (по А. Адлеру).
52. Самосознание личности и ее жизненный путь (по С.Л. Рубинштейну).
Раздел 3. Субъект познания
1. Специфика психологического изучения познания. Познавательные и универсальные психические процессы, критерий их классификации.
2. Основные формы представления реальности: действие, образ, знак.
3. Характеристика процесса ощущения. Классификация ощущений.
4. Основные положения сенсорной психофизики.
5. Теории восприятия.
6. Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия.
7. Роль двигательной активности в развитии чувствительности.
8. Проблема перцептивной адаптации и ее экспериментальное исследование.
9. Восприятие пространства: признаки удаленности и глубины.
10. Восприятие движения. Иллюзии восприятия движения.
11. Познание и речь. Виды и функции речи.
12. Экспериментальное исследование понятийного мышления (Выготский, Сахаров).
13. Понятие мышления и его виды.
14. Теории мышления.
15. Определение памяти. Основные процессы, виды памяти.
16. Проблема памяти в ассоцианизме. Классические методы исследования памяти (Эббингауз).
17. Генетическая теория развития памяти (Блонский).
18. Память и деятельность. Исследования произвольного и непроизвольного запоминания (Смирнов, Зинченко).
19. Выготский Л.С. о памяти и ее развитии. Характеристика подхода, методы и результаты исследований А.Н.Леонтьева.
20. Когнитивный подход к исследованию памяти.
21. Определение внимания. Основные свойства и виды внимания.
22. Исследование внимания в классической психологии сознания (Вундт, Титченер, Джеймс).
23. Моторные теории внимания (Рибо, Ланге).
24. Внимание как функция умственного контроля (Гальперин).
25. Развитие высших форм внимания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
26. Когнитивный подход к исследованию внимания.
27. Определение воображения. Виды и функции воображения, его связи с другими психическими процессами.
28. Интеллектуальный и эмоциональный факторы воображения. Закон развития воображения (Рибо).
29. Методы стимуляции творческого воображения.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8.1. Рекомендуемая литература
Базовый учебник:
1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. СПб., 2012.
Основная литература:
2. Ефимова Н.С.Основы общей психологии: Учебник. М., 2015. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390603
3. Караванова Л.Ж. Психология: Учеб. пособие для бакалавров. М., 2014. http://www.znanium.com (дата обращения 2.04.2015).
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2012.
5. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. Спб., 2012.
6. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология: Учебник для бакалавров. М., 2013. http://www.znanium.com
Дополнительная литература:
7. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. М., 2000.
8. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
9. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М., 1997.
10. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
11. Вилюнас В.К. Психология эмоций. СПб., 2004.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2003.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов. М., 1999.
14. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». М., 2006.
15. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
16. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2010.
17. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. М., 1996.
18. Грегори Р. Разумный глаз. М., 1972.
19. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
20. Запорожец А.В. и др. Восприятие и действие. М., 1967.
21. Запорожец А.В. Психология действия. М., 2000.
22. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. М., 1981.
23. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1998.
24. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999.
25. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2006.
26. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2002.
27. Клацки Р. Память человека. М., 1978.
28. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
29. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 2000.
30. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2004.
32. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие. М., 2001.
33. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М., 1974.
34. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1987.
35. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:
В 3-х книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 2001.
37. Норман Д. Память и научение. М., 1985.
38. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Т. 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.
39. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник. М., 2002.
40. Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.
41. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2006.
42. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 1997.
43. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.
44. Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и
М.В. Фаликман. М., 2009.
45. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова и М.Б. Михалевской. М., 1999.
46. Рибо Т. Творческое воображение. СПб., 1901.
47. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Психология внимания. 2-е изд., испр. М., 1999.
48. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учеб. пособие для вузов. М., 1995.
49. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
50. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М., 2008.
51. Солсо Р. Когнитивная психология. М., 1996.
52. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
53. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.; Воронеж, 1998.
54. Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 2002.
55. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.
56. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. М., 1992.
57. Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 1989.
58. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.; М., 2003.
59. Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я.Романова. М., 1976.
60. Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»: Учеб. пособие для студ. психол. факультетов учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред. сост. Е.Е. Соколова. М., 1999.
61. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск II. Субъект деятельности: Учеб. пособие для студ. спецотделений фак-тов психологии высших учеб. заведений по спец. 52100 и 020400 – «Психология». М., 2000.
62. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учеб. пособие для студ. спецотделений фак-тов психологии высших учеб. заведений по спец. 52100 и 020400 – «Психология». М., 1998.
63. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
64. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979.
65. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
66. Шиффман Х. Ощущение и восприятие. СПб., 2003.
Интернет-ресурсы:
67. www.koob.ru/practic_psychology
68. www.knigi.tr200.ru
69. www.twirpx.com
70. www.psy-gorod.ru
71. www.voppsy.ru
72. www.psylib.myword.ru
73. www.i-u.ru/biblio/default.aspx
74. www.psycheya.ru
75. www.psychology.ru/Library.htm
Использование ЭБС «Знаниум»
76. Баданина Л.П. Основы общей психологии: Учеб. пособие. 2-е изд., стер. М., 2012. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=454594
77. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник. М., 2013. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390603
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Общая психология» используются учебные аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий.
Содержание
1. Цели освоения дисциплины.. 3
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4
5. Содержание дисциплины.. 5
6. Рекомендуемые образовательные технологии. 13
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 14
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 20
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 23