Моббинг и морально психологический климат в студенческих группах

Моббинг как фактор морально-психологического климата мы планируем рассмотреть на примере отношений в студенческой группе.

В данном исследовании объектом выступают студенческие группы высших учебных заведений города Читы.

Предмет исследования – морально-психологический климат в студенческих группах.

Мы планируем изучить морально-психологический климат студенческих групп с целью выявления моббинга.

Гипотеза исследования: неблагоприятный морально-психологический климат приводит к возникновению моббинга в группе, что в свою очередь становится причиной негативных отношений и желания студентов сменить специальность, либо покинуть группу.

Студенческая группа имеет ряд особенностей, отличающих ее от другой любой социальной группы.

Специфика студенческой группы определяется типом вуза, исходной педагогической концепцией, контингентом учащихся и педагогов (студентов и преподавателей) и выражается в особенностях организации жизнедеятельности группы, в доминировании определенных воспитательных технологий, во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Отличается она и формальной организацией, относительной неустойчивостью, наличием в ней неформальных групп, отсутствием формального лидера (староста, как правило, таковым не является) и т.п. Эти особенности определяют специфику проявления моббинга.

Таким образом, с учетом специфических особенностей группы мы определяем студенческий моббинг как систематическое негативное давление на члена (членов) студенческой группы, осуществляемое одним или несколькими одногруппниками.

Моббинг, в студенческих группах, влияет на морально-психологический климат так же отрицательно: мешает установлению сплоченности группы, которая и без того разделена на неформальные группы, понижает эффективность работы студентов, подвергнутых моббингу, нарушает выполнение функций морально-психологического климата.

Итак, в жизнедеятельности студенческой группы морально-психологический климат выполняет следующие функции:

- интегральная (объединяющая) функция - сплочение коллектива;

- стимулирующая (активизирующая) функция - повышение об­щего жизненного тонуса членов коллектива, мобилизация на выполнение стоящих перед коллективом задач;

- социально-познавательная функция - помогает лучше осозна­вать, правильнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы;

- стабилизирующая функция - формирует устойчивую психологическую атмосферу в коллективе, существенно облегчая адап­тацию новых людей;

- стилеобразующая функция - определяет стиль жизни данного коллектива, отличающий его от других коллективов.

Если, в свою очередь, какая-либо из этих функций не выполняется, то это вполне может привести к дальнейшему процветанию и возникновению новых моббинговых ситуаций в студенческой группе.

Возникновению моббинга в студенческом коллективе может способствовать, на наш взгляд, ряд причин, к которым относятся, прежде всего, причины характерные для любой организации:

- плохая организация информационных потоков

- отсутствие возможности творческого роста

- желание отдельных членов группы эмоционально утвердиться за счет принижения кого-либо (недостаток воспитания)

- неприятие “белых ворон”, студентов с другими, радикально отличающимися от большинства, точками зрения (недостаток взаимопонимания и терпимости)

- различие в материальном положении

И специфические причины, характерные для студенческих групп:

- конкуренция, что в некоторых вузах обусловлено наличием бально-рейтинговой системы оценок

- неприятие “новичков”, студентов вышедших из академического отпуска, переведенных из других институтов и групп

- недолюбливание таких студентов, которым, возможно, преподаватели уделяют больше внимания (“любимчики”)

По нашему мнению, такое явление как моббинг в студенческой группе позволяет изучить анализ следующих критериев:

- оценка общего состояния морально-психологического климата в коллективе;

- оценка уровня корпоративной культуры в группе (особенности менталитета, традиции, нормы и т.п.);

- оценка уровня управленческой культуры (взаимоотношения со старостой, неформальными лидерами);

- оценка психологического комфорта членов группы (прежде всего выявление чувств обиды и разочарования).

- оценка иерархии и распределения ролей внутри группы

Немаловажное значение для выявления моббинга в организации играют объективные показатели уровня менеджмента и корпоративной культуры. С учетом специфики студенческой группы в ней можно выделить следующие объективные показатели наличия коллективной культуры, традиций, уровня общения и иерархии в учебном коллективе:

1.По степени самостоятельности и ответственности студентов (демократизм).

2. По их отношениям с руководством института, преподавателями,

одногруппниками, неформальными лидерами внутри группы и составляющих ее малых групп.

3. По характеру общения студентов между собой и с руководством (вежливости), по их внешнему виду.

4. По уровню дисциплинированности.

5. По характеру отношений в коллективе доброжелательность, взаимопомощь, конфликт.

6.По процессу развития студентов (возможности развития, обучения, участия в научных мероприятиях и творческих коллективах, и т.п.).

7. По преемственности и сохранению традиций учебного заведения (музей, корпоративные мероприятия во внеучебное время, легенды и истории и так далее).

8. По степени информационного взаимодействия в группе.

К субъективным показателям, помогающим выявить наличие моббинга в организации можно отнести следующее:

- степень психологического комфорта (удовлетворенность, желание быть в группе, дружественность отношений, наличие в группе неформальных связей и т.п.);

- субъективная оценка (есть ли обиды, претензии к кому-либо из членов группы и т.п.).

Объективные и субъективные показатели стали основой для вопросов анкеты. (см. прил.1,2,3)

В анкетировании приняли участие студенты Читинского Государственного Университета (Горный, Юридический институты, Институт Социально-политических систем), Забайкальского Гуманитарно Педагогического Университета (факультет начального образования), Байкальского Государственного Университета Экономики и Права (группы), Высшего Театрального Университета (Институт им. Щепкина) (целевой набор), всего было опрошено 306 респондентов в возрасте от 18 до 23 лет. 75,9 % опрошенных девушки и 24,1 юноши.

Наши рекомендации