Моббинг и морально психологический климат в студенческих группах
Моббинг как фактор морально-психологического климата мы планируем рассмотреть на примере отношений в студенческой группе.
В данном исследовании объектом выступают студенческие группы высших учебных заведений города Читы.
Предмет исследования – морально-психологический климат в студенческих группах.
Мы планируем изучить морально-психологический климат студенческих групп с целью выявления моббинга.
Гипотеза исследования: неблагоприятный морально-психологический климат приводит к возникновению моббинга в группе, что в свою очередь становится причиной негативных отношений и желания студентов сменить специальность, либо покинуть группу.
Студенческая группа имеет ряд особенностей, отличающих ее от другой любой социальной группы.
Специфика студенческой группы определяется типом вуза, исходной педагогической концепцией, контингентом учащихся и педагогов (студентов и преподавателей) и выражается в особенностях организации жизнедеятельности группы, в доминировании определенных воспитательных технологий, во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.
Отличается она и формальной организацией, относительной неустойчивостью, наличием в ней неформальных групп, отсутствием формального лидера (староста, как правило, таковым не является) и т.п. Эти особенности определяют специфику проявления моббинга.
Таким образом, с учетом специфических особенностей группы мы определяем студенческий моббинг как систематическое негативное давление на члена (членов) студенческой группы, осуществляемое одним или несколькими одногруппниками.
Моббинг, в студенческих группах, влияет на морально-психологический климат так же отрицательно: мешает установлению сплоченности группы, которая и без того разделена на неформальные группы, понижает эффективность работы студентов, подвергнутых моббингу, нарушает выполнение функций морально-психологического климата.
Итак, в жизнедеятельности студенческой группы морально-психологический климат выполняет следующие функции:
- интегральная (объединяющая) функция - сплочение коллектива;
- стимулирующая (активизирующая) функция - повышение общего жизненного тонуса членов коллектива, мобилизация на выполнение стоящих перед коллективом задач;
- социально-познавательная функция - помогает лучше осознавать, правильнее оценивать результаты своего труда, выделять решенные и нерешенные проблемы и вопросы;
- стабилизирующая функция - формирует устойчивую психологическую атмосферу в коллективе, существенно облегчая адаптацию новых людей;
- стилеобразующая функция - определяет стиль жизни данного коллектива, отличающий его от других коллективов.
Если, в свою очередь, какая-либо из этих функций не выполняется, то это вполне может привести к дальнейшему процветанию и возникновению новых моббинговых ситуаций в студенческой группе.
Возникновению моббинга в студенческом коллективе может способствовать, на наш взгляд, ряд причин, к которым относятся, прежде всего, причины характерные для любой организации:
- плохая организация информационных потоков
- отсутствие возможности творческого роста
- желание отдельных членов группы эмоционально утвердиться за счет принижения кого-либо (недостаток воспитания)
- неприятие “белых ворон”, студентов с другими, радикально отличающимися от большинства, точками зрения (недостаток взаимопонимания и терпимости)
- различие в материальном положении
И специфические причины, характерные для студенческих групп:
- конкуренция, что в некоторых вузах обусловлено наличием бально-рейтинговой системы оценок
- неприятие “новичков”, студентов вышедших из академического отпуска, переведенных из других институтов и групп
- недолюбливание таких студентов, которым, возможно, преподаватели уделяют больше внимания (“любимчики”)
По нашему мнению, такое явление как моббинг в студенческой группе позволяет изучить анализ следующих критериев:
- оценка общего состояния морально-психологического климата в коллективе;
- оценка уровня корпоративной культуры в группе (особенности менталитета, традиции, нормы и т.п.);
- оценка уровня управленческой культуры (взаимоотношения со старостой, неформальными лидерами);
- оценка психологического комфорта членов группы (прежде всего выявление чувств обиды и разочарования).
- оценка иерархии и распределения ролей внутри группы
Немаловажное значение для выявления моббинга в организации играют объективные показатели уровня менеджмента и корпоративной культуры. С учетом специфики студенческой группы в ней можно выделить следующие объективные показатели наличия коллективной культуры, традиций, уровня общения и иерархии в учебном коллективе:
1.По степени самостоятельности и ответственности студентов (демократизм).
2. По их отношениям с руководством института, преподавателями,
одногруппниками, неформальными лидерами внутри группы и составляющих ее малых групп.
3. По характеру общения студентов между собой и с руководством (вежливости), по их внешнему виду.
4. По уровню дисциплинированности.
5. По характеру отношений в коллективе доброжелательность, взаимопомощь, конфликт.
6.По процессу развития студентов (возможности развития, обучения, участия в научных мероприятиях и творческих коллективах, и т.п.).
7. По преемственности и сохранению традиций учебного заведения (музей, корпоративные мероприятия во внеучебное время, легенды и истории и так далее).
8. По степени информационного взаимодействия в группе.
К субъективным показателям, помогающим выявить наличие моббинга в организации можно отнести следующее:
- степень психологического комфорта (удовлетворенность, желание быть в группе, дружественность отношений, наличие в группе неформальных связей и т.п.);
- субъективная оценка (есть ли обиды, претензии к кому-либо из членов группы и т.п.).
Объективные и субъективные показатели стали основой для вопросов анкеты. (см. прил.1,2,3)
В анкетировании приняли участие студенты Читинского Государственного Университета (Горный, Юридический институты, Институт Социально-политических систем), Забайкальского Гуманитарно Педагогического Университета (факультет начального образования), Байкальского Государственного Университета Экономики и Права (группы), Высшего Театрального Университета (Институт им. Щепкина) (целевой набор), всего было опрошено 306 респондентов в возрасте от 18 до 23 лет. 75,9 % опрошенных девушки и 24,1 юноши.