Концептуально-теоретическая основа и состояние изученности коммуникативных навыков

В данном параграфе нами будет раскрыто, какие способы развития коммуникации предлагали зарубежные и отечественные педагоги и психологи. Так же мы рассмотрим ключевые понятия как: коммуникация, коммуникативные способности. Знание этих понятий будут хорошей основой для нашего дальнейшего исследования. Результаты анализа понятий и литературы по данной теме помогут сделать вывод о том, какие же условия будут являться оптимальными для благоприятного развития коммуникативных навыков у детей и подростков.

Исследуя эти проблемы, мы обращались к работам - А. В Петровского и И.А. Зимней, С.П. Баранова, А.В. Мудрика, В.А. Сластенина, а также известного социолога и психолога И.С. Кона.

А. В Петровский в своем учебнике [14, с. 154] писал: «…способность к многогранному человеческому общению и взаимопониманию - одна из важнейших предпосылок для счастливой жизни. Воспитание коммуникативных умений - очень важная педагогическая задача, не менее важная, чем передача знаний и опыта».

О значимости развития так же упоминает И.А. Зимняя: «Общение или коммуникация - это чрезвычайно широкое и емкое понятие. Это осознанная и неосознанная вербальная связь, передача и прием информации…» [18, с 324]

Старший подростковый возраст, как нельзя лучше отражает особенности развития коммуникативных навыков. Поэтому, нам показался, интересным и необходимым для изучения, именно этот аспект воспитания современного разносторонне развитого старшего школьника. А средством служит задача формирования коммуникативных способностей [15].

Коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы.

О том, как их развивать подробно излагал доктор педагогических наук А.В. Мудрик: … Коммуникативные умения формируются у школьника в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения, насколько школьник осознанно способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны педагогов» [16].

И.С. Кон обращает наше внимание на то, что развитию плодотворного взаимодействия коллектива способствует учет индивидуальных особенностей участников общения. Любая совместная работа должна нести индивидуально-личностный характер, обращаться к жизненному опыту и конкретной деятельности старшего подростка [17, с 94].

В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в учебной деятельности. В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития». При общении со сверстником «ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом».

В.А. Кан-Калик пишет, что для развития коммуникативных умений, стеснительным школьникам необходимо сознательно увеличить опыт общения. Целенаправленно преодолевать психологический барьер, мешающий в общении [18, c 59-60].

Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы, построения семьи, отношений на производстве и на досуге.

И.А. Колесникова утверждает, что развитие коммуникативности это следствие степени социализации индивида, развития интеллекта и других человеческих характеристик. Отпечаток на степень выраженности общительности накладывает - этническая группа, семья, школа, друзья и учитель [19, с 56-62].

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их, во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.

Благоприятными условиями для этого будет коллективное занятие, имеющее общую направленность, но выявляющее индивидуальные способности каждого, и позволяющие подростку продемонстрировать свои личные умения, что всегда позволяет игра.

Психологические приемы инновационных игр положительно влияют на участников коррекционных групп. Так, обучение подростков элементам и приемам актерского мастерства ускоряет их личностный рост, позволяет им осознать коммуникативные свойства своей личности и грамотно пользоваться ими в общении с учащимися, гармонизирует их взаимоотношения с окружающими людьми в целом.

Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.

В условиях детской группы можно выделить следующие по уровню организации виды межличностных отношений:

1. Функционально-ролевые межличностные отношения, т.е. нормы, роли, ценности, образцы поведения, которые усваиваются личностью в процессе социализации, зафиксированы в специфических для данной культуры различных сферах жизнедеятельности детей и взрослых. Данные отношения, присущие учебе и труду, усваиваются в детской группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. В игровой деятельности они складываются вне непосредственного влияния взрослого.

2. Эмоционально-оценочные межличностные отношения проявляются в эмоциональных предпочтениях – симпатии и антипатии детей, имеют место в ситуациях возможных конфликтов. В конкретных ситуациях совместной деятельности ребенка с другими главная функция данных отношений – осуществление коррекции поведения сверстника в соответствии со значимыми нормами совместной деятельности.

3. Личностно-смысловые межличностные отношения осуществляются ради другого человека, в этом случае члены группы начинают переживать интересы и потребности другого как свои собственные, когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на себя ответственность за благополучие других людей, когда ярко проступают его личностно-смысловые отношения.

Современные исследователи данной проблемы предлагают использовать следующие виды коллективных игр:

1. Коллективные творческие игры, в которые вовлекаются изолированные дети (Аникеева Н.П., Виноградова А.П., Матыцына И.Г. и др.);

2. Игровой тренинг, в задачу которого входит формирование ценностного отношения к себе и другим людям, создание ситуации успеха для каждого ученика, что позволяет закреплять то позитивное, что в нем обнаружили одноклассники (Панфилова М.А., Фопель К., Марченкова В.А., и др.). Ряд ученых (Сорока Л.А., Соколова Т.М.) рассматривают возможность использования элементов данных игр и на уроках;

3. Игры-драматизации, в том числе и народные (Ивочкина И.Е., Марченкова В.А., Сисякина И.А. и др.);

4. Игры-соревнования (Аникеева Н.П., Панфилова М.А. и др.).
В целом, считается, что использование данной системы игр удовлетворяет социальные потребности в общении, признании, формировании положительного отношения к себе и окружающим людям.
Такие специальные системы занятий для развития навыков диалогического общения детей со сверстниками разработаны Арушановой А.Б., Григорьевой Т.Г., Линской П.В., Усольцевой Т.П.; по развитию навыков безконфликтного общения детей разработаны Колпаковой Н.
Для любого школьника успешность традиционно характеризуется результатами учебной деятельности. Но мы, педагоги, знаем, что это не может быть единственным критерием. С каждым годом обучения все больше возрастает значимость коммуникативной и социальной успешности школьника. Нарушения общения не способствуют успешной социальной адаптации. Если ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, неуверен в себе, ощущает беспокойство, - такое состояние становится причиной конфликтов и разногласий.

По нашему мнению, понятие "развитие" связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные, и наоборот.

Теперь попытаемся проанализировать такое психологическое понятие, как общение.

Ведущий российский ученый в этой области - М. С. Каган рассматривает понятие общения как сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, благодаря которому индивиды, как физически, так и духовно создают друг друга [20, с. 328].

А. А Леонтьев, в общении различает три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную [21, с. 447].

Для нашего исследования важна коммуникативная сторона общения.

Взяв за основу, приведенные выше признаки коммуникативного процесса, мы утверждаем, что коммуникативная сторона общения не может быть ограничена простой передачей информации. Коммуникация также предполагает активное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения, их воздействия друг на друга.

Поэтому ниже мы приводим высказывания педагогов и психологов, изучающих проблему коммуникации.

Академик Лихачев Б.Т. пишет о том, что накопленный опыт коммуникативной деятельности нельзя рассматривать без такого компонента как «навыки» [22, c. 523].

Если попытаемся подытожить эти высказывания и классифицировать их, то это будет выглядеть следующим образом:

- навыки – это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности;

- навыки – это свойства личности, имеющие существенное значение при выполнении той или иной деятельности;

- навыки – это природная одаренность, талант.

Навыки, с точки зрения Н. М. Аксарина, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способностью, которая не развивается на практике, человек перестает пользоваться и она со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими видами человеческой деятельности, как техническое и художественное творчество, математика, музыка, спорт и т.п., человек поддерживает у себя и развивает дальше соответствующие навыки [23, с. 45].

А. А. Леонтьев писал, что способность к общению – один из наиболее социально обусловленных видов навыков. Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими [21, с. 34].

М. И. Лисина в своих работах говорит, что способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются коммуникативные навыки. Развитые коммуникативные навыки позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности [24, с. 34].

Б. Г. Ананьев утверждает что, коммуникативные навыки включают в себя:

1. желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2. умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что коммуникативные навыки – это индивидуально психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

Л. А. Петровская в своих работах пишет: "Общение в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Среди них: коммуникативная – обеспечение связи между людьми; информативная – способствование духовному обогащению людей знаниями, умениями и навыками; психотерапевтическая – предоставлении возможности одним, одаренным и подготовленным, индивидам оказывать на других оздоровляющее влияние; педагогическая – формирование сознания, организация деятельности и отношений детей и молодежи; гедонистическая – введение человека в процессе общения в состояние духовного удовлетворения, наслаждения; нравственно-эстетическая – умиротворение тревожного чувства совести человека, удовлетворение духа гуманными поступками, переживание чувства красоты; религиозная – обеспечение коллективного и личностного взаимодействия с Богом на основе неограниченной веры в бессмертие, надежды на спасение и потребности любви к ближнему [25, с 59].

Так, К. А. Абдульханова-Славянская – в книге «Проблема общения» подчеркивает, что «общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах» [26, с. 203].

Разные исследователи вкладывают в понятие общения неодинаковый смысл.

А. А. Леонтьев определяет следующие видыобщения:

- социально-ориентированное общение - взаимодействие личности с большой аудиторией;

- групповое (предметно – ориентированное) взаимодействие, связанное с групповой общественной деятельностью;

- личностно-ориентированное общение - взаимодействие личности с другими личностями [21, с. 176].

С разных позиций рассматривается и структура общения. Многие психологи (А. А. Бодалев, А. М. Баскаков, А. В. Петровский и др.) выделяют следующие структурные элементы общения:

- коммуникативная сторона общения – это обмен информацией (идеи, установки, эмоции, направленность), который связан с ее осмыслением, формированием отношения к ней и взаимопониманием участников общения;

- интерактивный элемент общения связан не только с обменом информацией, но и с планированием общей деятельности, что отражается в стратегии общения, во взаимодействии и взаимопонимании участников общения;

- перцептивный элемент общения включает в себя восприятие (идентификация, эмпатия, рефлексия) и взаимодействие участников процесса общения [27, с. 103].

Цели общения зависят от партнера, ситуации и задачи общения:

- контактная – установление контакта как состояния обоюдной готовности людей к приему и передаче сообщений и поддержанию связи в форме их постоянной взаимоориентированности;

- информационная – обмен сообщениями, т.е. прием и передача каких-либо сведений в ответ на запрос других людей, а также обмен мыслями, замыслами, решениями и т.д.;

- побудительная – стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

- координационная – взаимное ориентирование и согласование действий людей при организации и осуществлении совместной деятельности;

- понимания – не только адекватное восприятие и оценка смысла сообщения, но и понимание партнерами по общению друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);

- амотивная – возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний инициатора общения;

- установление отношений – осознание и фиксирование человеком своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей общества, в котором предстоит действовать индивиду.

- оказание влияния – изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребности, действий, активности и т.д. Общение может считаться эффективным, если достигнута его цель [28, с. 110]

В современной педагогике и психологии многими авторами даны также разные классификациистилей общения. Общение по стилям делят на демократический, авторитарный и общение – диалог.

Выводы по первому параграфу:

Анализ психолого-педагогической литературы позволил обосновать совокупность теоретических положений, составляющих методологические основы формирования коммуникативной компетентности детей и подростков в процессе игровой терапии: коммуникативная компетентность является важнейшей характеристикой современной личности. Как психолого-педагогическая категория она содержит в себе не только набор коммуникативных знаний, умений и навыков, но и интегральные личностные показатели, которые обеспечивают успешность человека в общении. В структуре коммуникативной компетентности личности выделяется три компонента: когнитивный, поведенческий и эмоциональный. Исходя из этого, под коммуникативной компетентностью понимается определенный уровень развития коммуникативных знаний, умений и навыков, опосредованных совокупностью личностных качеств, черт, свойств и форм поведения, реализуемых в процессе общения; к активным методам формирования коммуникативной компетентности личности, которые могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений, относятся социально-психологический и сензитивный тренинги, дискуссионные, игровые методы, работа со сказкой как элемент игровых технологий, спецкурсы, театральные технологии.

Наши рекомендации