Разбор психологических ситуаций
В лагере часто возникают различные сложные ситуации, к которым нудно быть всегда готовым и знать, как реагировать на них. Рассмотрим несколько наиболее распространенных ситуаций:
1. Хочу домой
Первый момент здесь – локализовать проблему, пока она не перекинулась на остальных. Берешь ребенка за руку и отходишь в сторону. Дальше идет первоначальное выяснение ситуации. Выясняешь, что физически с ним все в порядке. (Это важно – значит ничего спешного).
Итак, затем нужно по максимуму вовлечь ребенка в лагерную жизнь и сделать это так, чтоб у него просто не оставалось времени скучать по дому. Различные игры и мероприятия отлично подойдут для этого. Если все же ребенок не желает ни во что играть, то еще один вариант – это сделать его своим помощником, назначить за что-то ответственным, т.е. сделать так, чтоб он чувствовал, что в нем нуждаются.
И, конечно же, нужно не забывать про обычные беседы и разговоры. Еще один способ – это договориться с ребенком. Вожатый принимает решение. Но говорит что-то типа “Давай мы решим с тобой так…”. Во многих случаях данный метод оказывается очень эффективным.
2. Депрессивный ребенок
Дети теряют интерес к жизни в лагере, им некомфортно, они не верят в себя. Главная причина детских депрессий, в отсутствии должного общения между вожатыми и детьми. Ведь зачастую, именно вожатые становятся истинной причиной депрессий ребенка. Важно откровенно обсуждать возникающие конфликты и находить выход из них вместе. Если ребенок не боится делиться с вами своим мнением и взглядами на жизнь, то в этом случае депрессии можно избежать еще до ее начала.
Еще одна частая причина депрессий — отношения с другими детьми. Очень много ребят ощущает нехватку уверенности в себе и испытывает депрессию оттого, что не могут найти свое место в детском коллективе, среди ровесников.
Третья, наиболее часто встречающаяся причина депрессии — личные хронические неудачи. И вот ребенок уже ничего не хочет. Если взрослый человек легко распознает у себя симптомы депрессии и может описать свое состояние словами, то дети, как правило, не до конца понимают, что именно с ними происходит. Для малышей (младших школьников) настоящим стрессом часто является разрыв с семьей.
Что же делать, если видишь, что твой ребенок ушел в себя и возвращаться не собирается? Пустить все на самотек также не следует. Оптимальный способ — обратиться к психологу — он точно поможет и подскажет, как поступить. Если в лагере нет психолога или Вы считаете, что это займет слишком много времени, примите к сведению следующие советы, которые помогут Вам в борьбе с этим недугом.
§ Создайте такую атмосферу, которая расположит ребенка к себе и позволит ему каждый раз с радостью к вам обращаться. Взрослые иногда совершенно зря стараются показать свою значимость через строгие рекомендации.
§ Покажите ребенку искреннюю любовь. Не бойтесь говорить ему, как сильно Вы его любите и нуждаетесь в нем, как он важен в том обществе, которое его окружает.
§ Собирайте ему друзей, знакомьтесь с ними.
§ Поиграйте с ребенком в ролевые игры, так вы скорее "распознаете врага".
§ Постарайтесь внимательно понаблюдать за процессом общения ребенка со сверстниками. Запишите все, что показалось вам странным, а после подумайте над причинами такого поведения — они и могут стать причинами ранней депрессии.
Депрессия — не диагноз, а всего лишь крик о помощи, который мы не должны игнорировать, опираясь на небезызвестное «время лечит», а хоть на минуту заглянуть в маленькое сердечко.
3. Демонстративный ребенок
Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоции служат средством достижения главной цели - обратить на себя внимание, получить ободрение.
Не принимая режим лагеря, периодически «выпадая» из процесса, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно себя реализовывать. Бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах.
Завышенные требования проявляются, как правило, избалованными детьми. Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Таким детям важно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности — сцена. Помимо участия в спортивных мероприятиях, концертах, спектаклях детям подходят другие формы деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Поэтому вожатым лучше обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.
4. Тревожный ребенок
Отличительная черта таких детей — чрезмерное беспокойство. С трудом заводят новые контакты. Как правило, играют в одиночестве, или с тем, кого уже хорошо знают. Даже если знают ответ на заданный вопрос, предпочтут промолчать. Он говорит тихим голосом. Если случится какой-то конфликт, слезы не заставят себя долго ждать.
Очень важно повышать самооценку такого ребенка (часто с улыбкой обращаться к ребенку, хвалить его и не сравнивать с другими детьми).
Отрабатывать навыки уверенного поведения в конкретных ситуациях. Лучше всего это делать через ролевые игры. В играх дети проигрывают свои страхи.
Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, они болезненно воспринимают критику в свой адрес, склонны обвинять себя во всех неудачах, боятся браться за новое сложное задание. Обычно попав в игровую комнату, тревожный ребенок ждет конкретных указаний и инструкций от взрослого: что можно делать, чего нельзя. Многие дети молчат, плохо идут на контакт с другими и чувствуют себя неуверенно. Такие дети, как правило, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети любят покритиковать других.
Чтобы помочь повысить самооценку таким детям, следует оказывать им поддержку, проявлять искреннюю заботу, как можно чаще давать позитивную оценку их действиям.
Тревожного ребенка не стоит привлекать к соревновательным играм. Не нужно заставлять его заниматься незнакомыми видами деятельность, не дав вначале посмотреть, как это делают его сверстники.
Прежде всего, необходимо как можно чаще называть его по имени и хвалить в присутствии других детей и взрослых. В младшем возрасте дети очень подвержены влиянию взрослых, вот почему веселый, внимательный и неравнодушный к детям вожатый может очень многому научить ребенка за время отдыха в лагере.
5. Неформальный лидер
Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. Так и в лагере, по истечению некоторого времени после заезда в отряде постепенно формируются группы. Некоторые их участники начинают играть более активную роль.
Традиционно лидеры в таких группах — это ребята, которые не первый год в лагере или те, у которых здесь старшие братья и сестры.
Неформальными лидерами чаще всего становятся личности сильные, яркие и неформатные. А таким оставаться без внимания со стороны общества предельно трудно. Зато в их собственной, стихийно созданной группе им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они наконец-то приобретают доминирующее положение.
В целом, наличие неформального лидера в отряде – явление вполне закономерное, ведь именно подростковый возраст (от 10 до 12 лет) характеризуется смещением ориентиров с авторитета взрослого (или выбранного взрослым) лидера на товарищей.
Однако бывает, что сформировавшиеся из «трудных» неформальные лидеры утверждают свой авторитет грубыми нарушениями дисциплины, начинают сознательно противодействовать вожатым: ведут себя дерзко и вызывающе, мешают проведению мероприятий, провоцируют непослушание и шалости всех ребят в отряде.
Агрессивное поведение помогает неформальным лидерам оставаться хозяевами положения, такими выходками подтверждая свою смелость, способность «брать огонь на себя», выделиться и одновременно вызвать восхищение у отряда. Лидер будто говорит всем: «Я нестандарт! Делайте как я, и вы тоже будете нестандартными!» Характерной ошибкой вожатых будет в этом случае резкое изменение статуса такого лидера-бунтаря (например, неожиданное назначение его помощником вожатого).
Все еще более осложняется, когда неформальный лидер-дезорганизатор не хочет идти на сотрудничество с воспитателем, вовлекая в свои затеи весь отряд или группу. В этих случаях бывает полезно показать несостоятельность его поведения в коллективе, помочь ребятам критически взглянуть на его действия.
Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая найти общий язык с неформальным лидером — это изначально невысокое мнение о нем. Привычно считать, что это недалекие личности с примитивными способностями, агрессивные и с неустойчивой психикой. Основная ошибка вожатого — попытка «взять быка за рога». Сначала нужно заручиться поддержкой отряда. Не забывайте, что сложившийся коллектив может запросто объединиться против вас. Некоторые ребята сдружились уже давно и, признав неформала, они тем самым лишают вас возможности управлять группой.
Обычно индивидуумы и группы лучше реагируют на затрагивающие их решения, если с ними заранее советуются. Беседы вместо попытки навязать произвол демонстрируют уважение к достоинству и тем самым ослабляют сопротивление. Коллективные обсуждения также дают возможность неформальному лидеру взять на себя часть заслуг в принятии решения — это неосязаемая ценность, которая расположит его к вам и сделает вас союзниками.
Насыщение деятельности неформального лидера в рамках решения необходимых вам задач. Другими словами, стоит задать единый вектор движения, не «ломая» при этом взгляды самого лидера. Формулировка «он ничем не интересуется», к которой прибегают в этом случае вожатые, означает только, что взрослые не нашли, не догадались, не сумели подсказать. Если хотите, чтобы группировки «играли» по вашим правилам — измените их взгляды, заинтересуйте чем-то общим для них, а не нужным для вас.
В лидерстве много трудностей, а тем более, если лидер — неформальный, вставший в оппозицию взрослому. В любом случае неформальный лидер – личность сильная, заслуживающая уважения. И уже потому требующая внимания. Разбудите в нем таланты, покажите пути их применения, и перед вами окажется уже не трудный подросток-бунтарь, а одаренный человечек с горящими глазами и огромным желанием вести за собой.
6. Ребенок-невидимка
Замкнутый ребенок — это ребенок интроверт, стремящийся уйти от слишком болезненного для него мира».
Замкнутый ребенок может разговаривать только в случае необходимости или вообще не разговаривать. Он может держаться в стороне от всех, бояться присоединиться к группе детей или предпринять что-то новое. Он часто одинок, у него нет друзей или их слишком мало.
Такие дети всё таят внутри себя. Вы можете говорить, но ребенок не будет принимать в этом участия.
Это дети, ориентированные на свой внутренний мир и имеющие трудности с самовыражением. В лагере же такие дети с самых первых дней вызывают весьма двойственные чувства. Кто-то, поняв, что подружиться не получится, старательно обходит их стороной, а кто-то, догадавшись, что сдачи можно и не получить — смело задирается и использует «молчунов», заставляя выполнять неприятную работу или намеренно обижая, пытаясь повысить собственную важность.
Бывает, замкнутость путают с застенчивостью, что приводит к ошибкам в решении проблем общения и еще больше усложняет отношения в отряде. В отличие от застенчивого ребенка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребенок не хочет и не знает, как общаться. Застенчивые к концу смены становятся веселыми и, порой, шаловливыми ребятами. Замкнутость — природное свойство характера, особенность темперамента, а потому не стоит ждать, что такой ребенок вдруг превратиться в активиста.
Только лишь обратив внимание на ребенка «в ракушке» уже можно помочь ему стать активной единичкой отряда. Хотя есть еще несколько эффективных приемов социализации замкнутых детей. Для того,чтобы ребенок чувствовал себя всю смену уверенно:
1. Создайте у него ощущение стабильности. Все задания давайте в одно и то же время. Не создавайте новых, неожиданных ситуаций. Затем постепенно приучайте его к небольшим отклонениям от привычного графика.
2. Расширяйте круг общения, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми за рамками отряда. Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте, что нового и интересного можно узнать, выполняя то или иное задание. Стремитесь сами стать для ребенка примером активно общающегося человека.
3. Такой ребенок не станет заниматься тем, что ему неинтересно. А потому постарайтесь заранее выяснить его хобби. Огромной ошибкой будет «загонять силой» такого человека на общественные мероприятия и сборы. Интроверт должен делать всё по своей воле, иначе вы рискуете нарваться на ненависть, которую ребёнок пронесёт на годы вперёд, вместе со своей неуверенностью в собственных силах.
В любом случае, наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить ежедневно. И только тогда можно будет удовлетворенно сказать, что попавший в отряд замкнутым, ребенок смог, оставшись собой, стать выше, перебороть свои страхи и комплексы и научиться выражать свое спрятанное до сих пор «Я»
7. Ябеда или правдолюб
Ябедничать плохо. Этот урок каждый усвоил еще в детстве и теперь пытается передать его детям. Однако в повседневной жизни мы часто называем ябедой того, кто просто много жалуется.
Причин для жалоб у ребенка может быть множество. В основе их всех лежит доверие к взрослому, надежда на помощь с его стороны. Тревожный ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем. Поэтому чаще всего дети жалуются, когда им необходима поддержка или защита взрослых. Если маленький человек не может себя защитить от посягательств товарищей, если его обзывают, унижают, травят – ему нужна помощь взрослого. Поэтому к любой жалобе ребенка необходимо относится серьезно.
Ребенок, решивший пожаловаться, рискует вдвойне: получить от воспитателя «небрежный и резкий ответ» и быть отвергнутым ребятами за свою жалобу.
Кроме того, оставаясь равнодушными к жалобам детей, мы рискуем потерять контакт с ребенком, отбиваем желание делиться с нами своими проблемами. Поэтому если ребенок подошел с жалобой, прежде всего его нужно внимательно выслушать. Чтобы жалобы друг на друга не превратились в склоку, старайтесь обсуждать и выслушивать претензии в присутствии «обвиняемой» стороны, давая высказаться каждому. Подскажите детям мирный вариант выхода из конфликтной ситуации, учите их договариваться, обсуждать проблему, самостоятельно находить конструктивные решения.
Ребенок спешит с жалобой к взрослому, когда чувствует, что сам не может справиться с незнакомой или опасной, с его точки зрения, ситуацией. В таком случае жалоба — это стремление проинформировать взрослого о происходящем и понять, как в такой ситуации нужно себя вести. Например, ребенок видит, что дерутся его товарищи и их потасовка перерастает в настоящую схватку не на жизнь, а насмерть. Ситуация выходит из под контроля, требует вмешательства со стороны. Ребенок сам не в состоянии разнять друзей — нужно позвать взрослых. Таким образом, мотивом детского поведения является стремление предупредить об опасности. Ничего общего с ябедничаньем такая жалоба не имеет.
Причиной частых жалоб некоторых детей может оказаться отсутствие достаточного внимания со стороны взрослых. Может так оказаться, что жалуясь ребенок просто ищет Вашего участия: ему грустно, одиноко, что-то беспокоит. Такому «ябеде» вполне достаточно, чтобы его просто выслушали, пожалели, уделили ему немного внимания.
Нельзя забывать о тех ситуациях, когда взрослые, порой вполне осознанно, вынуждают ребенка становится ябедой. Часто жертвами такого некорректного поведения становятся слишком «правильные» или чересчур честные дети. Воспитатели, вожатые быстро вычисляют таких ребят и эксплуатируют их «слабости» в стремлении обладать необходимой информацией. «Я знаю, Витя, ты никогда не обманываешь. Скажи, кто бросался подушками в тихий час?».
Представьте, каково оказаться в подобной ситуации ребенку, которого родители учили всегда говорить только правду? Соврав, он нарушает воспитанные в нем моральные нормы. Сказав правду, навлекает на себя гнев сверстников. Дети, слишком жестко ориентированные на «правду» и на то, что «взрослые всегда правы», выдают других, вынуждены становиться доносчиками и страшно от этого страдают. Нетрудно представить, какие взаимоотношения складываются у этого ребенка с товарищами, какое разрушающее действие на личность оказывает подобная ситуация.
Не является настоящим ябедой и ребенок, который вынужден становиться доносчиком, чтобы избежать несправедливого наказания. Весьма опасным можно считать подход тех педагогов, которые, не желая разбираться, кто прав, кто виноват, грозятся наказать всех: «Никто не пойдет гулять, пока не выясним, кто разбил стекло в шкафу». Чувства ребенка, «заложившего» своего товарища понятны: он не сделал ничего плохого, почему же он должен быть наказан?
Можно по-разному относиться к детским жалобам, но необходимо понимать, что, принимая меры, мы всегда поощряем детей жаловаться и дальше. Бесполезно запрещать ребенку жаловаться, необходимо разобраться в причинах, побуждающих его к этому. Запрещая, вы отобьете у него желание делиться с вами своими проблемами. Первопричина всех детских жалоб — доверие взрослому и надежда на помощь с его стороны. Ребенок, не чувствующий себя защищенным, будет жаловаться на все и всем.
Зная особенности поведения детей, вы можете реагировать по-разному на их жалобы.
Если не хотите поощрять ребенка жаловаться или «подставлять» его, можно, приняв к сведению информацию, провести самостоятельные наблюдения, и тогда, поймав нарушителей «на месте преступления», вы будете исходить только из собственных наблюдений.
Не спешите реагировать на жалобу, обдумайте полученную информацию, иначе маленькие шантажисты будут использовать вас как «оружие» для достижения своих целей. На некоторые жалобы-сообщения можно реагировать так: «Хорошо, я разберусь». Исключение составляют случаи, требующие моментального вмешательства, например игры, опасные для жизни детей. Старайтесь избегать прямых обвинений и конкретных санкций. Если ребенок жалуется, что его дразнят, можно предложить ему разобраться, почему так происходит, предложить тактику поведения. Обсудить проблему прозвищ на вечернем анализе дня, обращаясь ко всем, не называя конкретных имен.