Как разговаривать с родителями

Родитель - клиент лагеря. Поэтому надо всегда производить на родителей хорошее впечатление.

Чтобы не мучиться с "отловом" запрещенных продуктов, имеет смысл распечатать себе бумажку с перечнем запрещенных продуктов, кою и давать родителям ознакомиться.

Обязательно уточните у начальства, разрешает ли оно отдавать детей дальним родственникам или друзьям родителей - иначе в случае вашей ошибки это может стать серьёзной проблемой.

В отношении с посетителями, родителями детей нужно проявлять максимум такта, предупредительности, сердечности. При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.

Надо сдержанно и вежливо выслушать замечания родителей, если они излагаются не в оскорбительной форме. Разъяснить, объяснить, в чем они ошибаются, учесть верные замечания, согласиться с ними, поблагодарить за совет. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личное достоинство родителей.

Как разговаривать с родителями?

1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Выбирая позицию для общения с родителями, нужно помнить, что разговор лучше вести в каком-нибудь тихом месте. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.

2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.

3. В общении выбирайте позицию на равных. Это даст вам возможность плодотворно обсудить возникшую проблему. Не занимайте позицию «защиты» или «нападения», это будет свидетельствовать о вашей некомпетентности и неумении вести деловые разговоры.

4. В первые же секунды беседы (а если есть возможность, то и заранее, до разговора) выясните имя и отчество вашего собеседника.

5. Если вожатый собирается о чем-либо рассказать родителям, желательно поговорить прежде об этом с ребенком.

6. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…». Не торопитесь жаловаться на ребенка, родители могут быть разные.

7. Пытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей: «Как вы думаете, может быть, лучше…» «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…» «А как вы отнесетесь, если мы поступим так…» Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

8. Закончите разговор фразой на позитивной ноте, например начинающейся словами: «У вас замечательный ребенок, и без него наш отряд не был бы таким дружным и интересным». И например заканчивающейся словами «Мне было очень интересно с Вами побеседовать. Спасибо Вам».

О любых возникших у ребенка проблемах (начиная от небольшой простуды заканчивая потерянными вещами) в первую очередь должны знать РОДИТЕЛИ! Не бойтесь и не стесняйтесь лишний раз позвонить им и уточнить что-либо!

При разговоре с родителем нужно понимать, что он – клиент лагеря. Необходимо заранее узнать имя и отчество родителей. Любые замечания родителей нужно выслушивать вежливо и сдержанно. Учтите тот факт, что родители всегда защищают своих детей, поэтому не стоит нападать на них с проблемой. Для начала похвалите их ребенка, а потом попросите совет по той или иной ситуации. Старайтесь говорить с родителями уважительно, это тоже даст положительный результат. И самое главное, не ждите родительского дня, чтобы сообщить родителям, что их ребенок приболел, что-то потерял, кого-то обижает и т.п. – сообщайте обо всем сразу, чтобы потом не было претензий в Ваш адрес.

Социальные дети

В первую очередь нужно определить, что мы понимаем под «социальными» детьми.

Если брать в качестве критерия социальный достаток, то не обязательно дети, проживающие в социальных, малообеспеченных семьях будут доставлять проблемы в отряде и порой не требуют специфического особого подхода, наряду с этим, дети из обеспеченных семей и семей со средним достатком имеют ощутимые проблемы в поведении. Однако следует заметить, что такой фактор как неблагополучная семья или ее отсутствие чаще всего становится причиной возникновения поведенческих проблем у детей.

Таким образом, опираясь на положения законодательства Санкт-Петербурга, можно выделить несколько категорий, так называемых социальных детей. Следует снова напомнить, что категория социальный ребёнок не всегда означает «тяжёлый» ребёнок.

Дети, находящиеся в специализированных воспитательных учреждениях (детские дома (далее по тексту ДД), интернаты и тп).

Характеристика:

- контакт с родственниками исключён или ограничен (недостаток семейного воспитания и индивидуального внимания - это минус, но вместе с тем исключение негативного влияния неблагополучной семьи – это плюс);

-проживание в устойчивом постоянном детском коллективе (1.привыкание к данному коллективу и выполнение заранее определённой роли, насильственное вырывание из данного коллектива, что происходит при расформировывании группы детей из дд по отрядам на смену, приводит к стрессу, агрессии, замкнутости, чувству потери.

Для ребенка, проживающего в таких условиях, безусловным авторитетом будет не новый вожатый, а две группы людей – свой воспитатель и свои товарищи, для восприятия вас, как вожатого, как нового лица, диктующего правила, потребуется много времени, на первых этапах возможно абсолютное игнорирование, что является нормальным);

- формирование основ дисциплины, гигиены, режима, правил (плюс - обычно охотно следуют режиму, чистоплотны, готовы помогать и помощь взрослому ценится; минус - постоянное подчинение всех сфер жизни ребенка правилам и нормам детского учреждения может вылиться в резкий протест на смене тем нормам, которые кажутся обычными для вас (например, вместе уходить из столовой отрядом), но непонятными и невыносимыми для них («в дд мы уходим постепенно кто как поел и не ждем всех»)

- жизнь по понятиям (-если вы работаете с детьми из детского дома без воспитателей и если в вашем отряде часть таких детей, в первую очередь неплохо выяснить о том, какие нормы и правила были приняты в данном детском доме, будьте готовы к тому, что дети из дд будут общаться особняком, держась группой, долгое время не адаптируясь и не вливаясь в общую отрядную массу);

- один за всех и все за одного, такие понятия присутствуют у большинства ребят из дд, они скорее сдадут сами себя, нежели товарища, готовы защищать друг друга и организовывать всё вместе).

- привыкание (вы с ними всего смену, дети не готовы и не должны радостно вас встречать и привыкать к вам, так как через 21 день вы исчезнете из их жизни, как исчезли сотни до вас и после вас. Психика ребенка не готова снова переживать расставание, поэтому вы встретитесь с эмоциональным блоком, безразличием, на вас будут смотреть как на пустое место. Если такое продолжается всю смену, можете собой гордиться, вы не станете причиной, приводящей к детским расстройствам после смены.

Другая грань, чрезмерное привыкание, дети склонны становиться «прилипалами», называть «мама» и тп, не отвергайте их, дайте им то, чего они требуют, хоть и на 21 день. Но и не обольщайтесь, вас забудут спустя время, если вы после смены не будете поддерживать отношения.).

- творчество. Часто в ДД дети имеют опыт выступления на сцене, у них есть ряд заготовленных номеров и дети охотно выступают. Минус - делают охотно то, что делали тысячи раз до вас, неохотно и замкнуто ведут себя на новых мероприятиях, требуют адаптации.

Цель детей (зачастую):при правильной мотивации показать высокий уровень своего дд, стать лучшими в творчестве, продемонстрировать уровень своего ДД другим отрядам. Либо другая крайность - отдохнуть от режима и постоянных репетиций, испытать радость лета и свободной жизни, оторваться.

Дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, проживающие в сложной семье.Существует масса центров социальной реабилитации детей, в каждом районе СПб, которые предоставляют социальные путёвки в детские лагеря. Эти центры специализируются на детях, чьи семьи можно назвать неблагополучными (то есть там, где родители, исходя из массы факторов, не осуществляют должного надзора за ребенком). Дети посещают эти центры раз в день, но проживают дома. Такие дети являются наиболее сложными.

Характеристика: -Отсутствие авторитетов. Минус - для них не существует, как в дд, авторитета в виде некого взрослого лица, для них авторитет в принципе понятие неизвестное. Плюс - у Вас есть шанс объяснить ребенку, что значит авторитет и завоевать его. При нахождении в лагере, у таких детей отсутствует устойчивый коллектив. ДД – это сильная команда сразу, используй правило «в чужой монастырь не со своим уставом, или со своим но не сразу и постепенно», в данном случае разрозненного коллектива можно использовать правило «разделяй и властвуй», при чём в этом случае правила нужно дать сразу чётко и понятно, без нюансов.

- Отсутствие понятия дисциплины, режима, гигиены итп. Бесполезно ругать ребенка за невыполнение данных норм, он попросту может не знать как это работает. При работе стоит сделать упор именно на это.

- Отсутствие творческого начала. Поскольку в семье их мало развивают, в школе тоже, к творчеству относятся сомнительно и неохотно участвуют в чём-либо.

Цель детей (зачастую): оторваться на полную, испытать все радости свободы и отдохнуть.

Социальные дети, не находящиеся в сложной жизненной ситуации.Они не испытывают влияния такого отягчающего фактора, как неблагополучная семья и работа с ними не отличается от работы в обычном детском отряде.

Наши рекомендации