Вожатский перевал – гимн СПО «РОС»

Г.

Вожатский перевал – гимн СПО «РОС»

Просто нечего нам больше желать,
Наша жизнь, похоже, замкнутый круг,
Эта сессия, как тот перевал,
За которым все исполнится вдруг.
Просто жизнь еще не прожита зря,
Видно рано ей играть нам отбой.
Эй, дружище, вспомним те лагеря,
Где мы смены отыграли с тобой.

Мы откроем наш вожатский альбом,
Нежно всмотримся в глазенки детей.
Те глазенки нам напомнят о том,
Чем так много добрых прожито дней.
Мы в шкафу отыщем старый фонарь,
Росовку мы позовем со стены,
И отчалим, словно встарь, словно встарь,
В лагеря, где мы кому-то нужны.

И немало предстоит трудных дней,
Но немало и счастливых минут.
Из детей мы воспитаем людей,
И не страшен нам тогда страшный суд.
Все зачтется нам и вспомнится там,
Но не в этом, понимаешь ли, соль,
Слышишь, где-то в далеке шум и гам,
Видишь, лагерь наш стоит средь лесов.

И начальник вдруг с оплывшей свечой
К нам в вожатскую зайдет, черта злей.
Ах, как я его люблю горячо,
А когда он спит еще горячей!
Вдруг гитару захотелось мне взять
И "Фонарик" спеть тихонько в ночи,
Видно, зорька заиграла опять,
Но об этом помолчим-помолчим.

И, возможно, не поймут нас друзья,
И родные упрекнут, может быть,
Но поймите, нам иначе нельзя,
И поверьте, нас уж не изменить.
Сочи с Ялтой отошлем мы к чертям,
Бросим росовку в потертый рюкзак,
Люди спросят: "Ну зачем это вам?"
Мы ответим: "Просто так, просто так!"

Просто нечего нам больше желать,
Наша жизнь, похоже, замкнутый круг,
Эта сессия, как тот перевал,
За которым все исполнится вдруг.
Просто жизнь еще не прожита зря,
Видно рано ей играть нам отбой.
Эй, дружище, вспомним те лагеря,
Где мы смены отыграли с тобой.

Эй, вожатый, вспомним те лагеря,
Где мы смены отыграли с тобой.

Примечание: на сменах, после того как поют гимн, идет перечисление лагерей, в которых работал отряд. Перечисляются только те смены, которые отработаны присутствующими на попсации бойцами.



Оглавление

Студенческий педагогический отряд «Республика Огненных Сердец». 4

Кто такой вожатый?. 5

Авторитет вожатого. 8

Напарники. 10

Смена и ее периоды.. 11

Организационный сбор. 16

План-сетка. 18

Отряд. 20

Отрядный уголок. 22

Отрядная свечка. 25

Возрастные особенности детей. 31

Конфликтология. 42

Четыре типа личности. 47

Наказание. 51

Как разговаривать с родителями. 55

Социальные дети. 57

Разбор психологических ситуаций. 61

Разбор часто возникающих проблем.. 69

Права и обязанности детей и вожатых. 72

Глоссарий. 75

Студенческий педагогический отряд «Республика Огненных Сердец»

Студенческий отряд - это команда людей, не боящихся трудностей, желающих испытать себя, оценить свои возможности, найти новых друзей, получив при этом запас студотрядных традиций и воспоминаний.

Что такое СПО "РОС"

Студенческий (в отряде всегда рады видеть студентов СПбГУ всех факультетов, а также их друзей из других университетов)

Педагогический (летом, осенью, зимой и весной мы работаем в детских лагерях Ленинградкой области)

Отряд (мы – единая команда, которая в школьные каникулы выезжает в лагерь, а в остальное время «ну, чем только и не занимается»: благотворительностью, творчеством, спортом,..)

«РОС» расшифровывается как Республика Огненных Сердец.

С 1979 года и по сей день наш отряд развивается и крепнет, позволяя биться нашим сердцам, переполненным огнём любви и заботы.

Вожатский перевал – гимн СПО «РОС» - student2.ru

Кто такой вожатый?

Вожатый - это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация; у которого в запасе интересные игры на любое время года и для любой погоды; у которого есть ответ на любой вопрос; который любит петь и может поддержать интересный разговор.

Хороший вожатый никогда не кричит, не «руководит», он просто всегда рядом, а дети у него почему-то все делают сами, причем хорошо и быстро: сами придумывают, сами организуют, сами проводят, сами обсуждают, оценивают, планируют.

Вожатый — тот, у которого в отряде всегда хорошие дети (такое впечатление, что ему просто везет), мягкий, дружеский климат в коллективе. Его радует каждая предстоящая встреча с ребятами. Он всегда готов играть с детьми, гулять, петь, выступать со сцены, сочинять, рисовать, шутить.., а главное — чутко реагировать на настроение ребят, на ситуацию в отряде, как шахматист продумывать свои действия, чтобы достичь поставленной цели.

Первая задача, которая стоит перед вожатым – это понравится детям. Ещё ни один вожатый, не пользующийся симпатией у детей, не смог сделать хоть что-то путёвое со своим отрядом.

Эта задача, как и любая другая, имеет свои этапы решения. Первый из них можно было бы назвать так: "произвести первое впечатление". Как оно возникает, порой трудно объяснить. Дети, если их спросить о том, почему им понравился их вожатый, часто просто не понимают этого вопроса: "понравился и всё". Тем не менее, можно выделить пять ключевых компонентов, из которых складывается у окружающих первое впечатление о вас:

1. ваш внешний вид,

2. выражение вашего лица,

3. наши запахи,

4. тембр вашего голоса,

5. ваша жестикуляция.

Хотите вы того или нет, но к вам будут присматриваться, вас будут оценивать, о вас будут высказывать суждения и умозаключения. Не хотелось бы, чтобы результатом этой оценочной деятельности стали такие детские выводы. "Да ну его, только и умеет командовать", "С ней с тоски можно помереть", "Она даже шуток не понимает". Чтобы выдержать проверку на "интересность", нужно подготовиться. И поэтому вспоминайте и выписывайте на листок все, чем вы могли бы быть интересным окружающим.

В первую очередь, вожатому нужно подружиться с отрядом, завоевать доверие ребят и т.п. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

1. Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде хочет быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя "воевать" с детьми, уходить от конфликта вожатому необходимо всеми способами. И, конечно же, ребенку важно чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

2. Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

3. Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У "добреньких" вожатых дешевый авторитет. Если вы будете детям слишком много позволять, они сядут вам на шею.

4. Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

5. Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого. Вам необходимо подавать детям пример, и он должен быть правильным. Если пионеры почувствуют, что вы их в чём-то обманываете, вы потеряете их доверие и уважение.

6. Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатому важно быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей. Какое настроение у вожатого, такое и у отряда; проверено многолетним опытом.

7. Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться не существенными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права срываться. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

8. Забота о детях (особенно о маленьких). Вы становитесь для ребёнка всем: и мамой, и папой, и няней, и другом.

Даже если вам удалось произвести на детей благоприятное первое впечатление и продемонстрировать свою разностороннюю увлеченность, - пожалуйста, не подумайте, что взаимопонимание с детьми вам уже обеспечено. Есть еще одно маленькое условие, без которого все вышеперечисленное теряет смысл. Это условие формулируется исключительно просто: "вам надо полюбить детей".

Взрослый, вкладывающий в ребенка ум и сердце, не остается безразличным к этому ребенку, он идет в своих действиях от интересов ребенка, он не ведет ребенка за собой, а шагает рядом с ним к общей цели через совместную деятельность, через взаимообогащающее общение, через творческое преодоление трудностей, он заботится, прежде всего, о ребёнке и готов отказаться от любых своих идей, если они оборачиваются ребёнку во вред.

Задачи, которые стоят перед вожатым:

§ Поставить дисциплину. Дисциплина на отряде необходима, так как без неё невозможно построить всю остальную работу. Кроме того дети должны выполнять все режимные моменты - это требование лагеря и за этим следит вожатый.

§ Завести детей на творчество. Раскрыть их способности и подарить им радость творчества.

§ Сплотить отряд. Вожатому важно превратить толпу детей в Отряд. Отряд - люди, объединённые своим отрядным духом, чувством локтя, Отряд - дружная работоспособная команда.

§ Стать для детей старшим товарищем. Очень важно для вожатого общение с детьми. Не упускайте возможности поговорить с ребёнком по душам. Дети должны чувствовать, что у них есть старший товарищ, к которому всегда можно обратиться за советом и поддержкой.

Вожатый - это человек, которого не застанет врасплох никакая ситуация. Это человек, который может все. Он знает миллион игр и может ответить на любой вопрос. Доброжелательный, внимательный, тактичный, требовательный, справедливый, искренний, бодрый, жизнерадостный, терпеливый и заботливый – все это качества, которыми должен обладать вожатый. Задачи вожатого: поставить дисциплину, зарядить детей на творчество, сплотить отряд.

Авторитет вожатого

Правильный авторитет строится на доверии и уважении. Дети уважают вожатого за его справедливость, за его выдающиеся качества. Дети доверяют вожатому, как другу, готовы слушаться его как старшего и мудрого товарища. Когда у вожатого есть авторитет, у детей нет толчков к нарушению дисциплины. Действительно, зачем же вредить любимому вожатому? И дети будут слушаться не потому, что им что-то за это пообещали или чем-то пригрозили, а просто потому, что вожатый так сказал. Не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.

Авторитет НЕ должен быть:

– Дешёвый

Добиться его очень просто. Надо детям всё разрешать.

Вожатый с дешёвым авторитетом становится на один уровень с детьми, допускает панибратство. Он принимает во всём сторону детей, в том числе и в вопросах дисциплины.

Такого вожатого дети, конечно, будут любить. Вроде бы… Но очень скоро станет понятно, что любовь эта не настоящая. Потому что в ней нет главного: нет уважения. Мнение вожатого уже не берётся детьми в расчёт. Они ведь заранее знают, что он им всё позволит. Дешёвый авторитет — это ещё и большая подстава напарника. Ведь напарник (напарница) вынужден держать дисциплину один, вынужден быть «злым вожатым».
– Злой

Злой авторитет основан на страхе. Вожатый по любому поводу кричит, угрожает, непрерывно наказывает. Рычаг воздействия один — угроза, и он работает. До поры. А ведь бывают такие моменты, когда нечем пригрозить.

Дети воспринимают злого вожатого однозначно: как своего врага. И они используют первую же возможность, чтоб отомстить. И даже раньше «королевской ночи».

Стоит ли говорить о том, что к злому вожатому нет никакого уважения? Потому что уважают всегда за что-то хорошее. Есть ещё один важный момент. Если вы все время общаетесь с детьми жёстко, то у вас нет «зазора» для применения жёсткости в тех случаях, когда это действительно нужно. Ведь если обычно спокойный и добрый вожатый вдруг начинает говорить «с металлом в голосе» (даже не повышая голоса, а лишь изменив интонацию), всем сразу понятно: что-то не так. И это очень хорошо действует.

Еще одна популярная проблема в отряде – это распределение этого самого авторитетамежду вожатыми. Зачастую, происходит так, что основную инициативу а, следовательно, и главную роль в отряде, на себя берет тот вожатый, который имеет больше опыта. Такое развитие событий характерно для подавляющего большинства подобных ситуаций, и в сущности - это вполне логично и в этом нет ничего плохого, по крайней мере, на первый взгляд.

На самом деле, пользы от такого «вожатства» мало, причем не только для напарника(цы), но и для самого «вожака». Чем же опасен высокий авторитет одного вожатого и низкий, или вообще его отсутствие, у другого?

Во-первых - распусканием дисциплины, дезорганизованностью отряда и ослаблением контроля над ним. Дети – очень чутки к восприятию лидера, особенно в подростковом возрасте, и очень быстро понимают, чье слово в отряде имеет вес и кого надо слушаться беспрекословно, а чьему можно и не уделять особого внимания. Как последствие, возможны ситуации, когда дети демонстративно игнорируют одного из вожатых, подчеркивая при этом авторитет другого, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Во-вторых - его напарник(ца), кроме комплекса неполноценности и нервного срыва, тоже вряд ли сможет почерпнуть что-то из подобной педагогической практики.

Подобное развитие событий, с более или менее похожими ситуациями, встречается в детских оздоровительных лагерях довольно часто и чтобы избежать этого, необходимо с самого начала смены правильно строить общение с детьми и с напарником(цей), справедливо и в относительно равной степени распределять педагогические обязанности на отряде, а следовательно, и рабочую нагрузку.

Важно понять, что среди вожатых нет «главного» и «неглавного», а они ОБА представляют собой - руководство отряда. На протяжении смены нужно постоянно поддерживать этот статус, не допуская ошибок и оплошностей. Вожатые должны как можно чаще общаться и делиться друг с другом важной информацией после планерок, или других важных событий, чтобы быть осведомленными всегда в равной степени.

Авторитет вожатого строится на доверии и уважении. Он не должен быть ни дешевый, ни злой. Нужно понимать, что напарники – это одно целое, среди них нет главного, они должны быть равноценны. Если дети уважают вожатого, то они будут его слушаться только потому, что он так сказал. Не стремитесь завоевать любовь детей. Стремитесь завоевать уважение.

Напарники

Вы знакомитесь со своим будущим напарником. Расскажите друг другу о себе то, что считаете нужным. Особенности своего характера и темперамента, чего от вас можно ожидать в критических ситуациях, в случае переутомления и особенно в общении с детьми. Какой опыт работы с детьми у вас есть, какой багаж за плечами, с каким настроением едете на смену, какие есть опасения. Помните, в том, что касается работы, у вас друг от друга не должно быть секретов. И как бы в дальнейшем ни сложились ваши личные отношения, для детей вы должны быть идеальной парой и любимыми напарниками. Все ваши ссоры, выяснения отношений, несогласия - не при детях. Видите, что напарник не прав, не стоит мгновенно реагировать и 'спасать' ситуацию. Отзовите в сторону и поговорите.

Главное правило, которое желательно использовать – УВАЖЕНИЕ. Старайтесь находить компромиссы для совместной деятельности и будьте откровенны.

На смене вы с напарником как один человек, поэтому напарника надо:

§ Уважать!

§ Любить!

§ Всякие мелкие и крупные приятности

§ Всегда надо думать о напарнике (что-то получить за него и т.д.)

§ Заботиться о напарнике: давать ему поспать, отдохнуть и т.д.

Особенности и важности.

§ Напарники всегда придерживаются одной точки зрения. (Если один сказал «нельзя», другой не может разрешить!). Поэтому обо всем надо договариваться заранее!

§ Обычно автоматически получается, что обязанности распределяются. Например, один вожатый становится более строгим. Но нельзя забывать, что если вы становитесь «добрым» вожатым, вашему напарнику придется стать «злым», а это не всегда приятно.

§ Авторитет напарника. Говорить детям про другого вожатого хорошие вещи, если у него недостаточно высокий авторитет. Обращать их внимание на положительные качества.

§ На вожатские чаи и планерки (вечерние или утренние) ходить по очереди!!!

§ Все друг другу рассказывать, в особенности об отряде (о каких-то ситуациях, проблемах). Также очень важно передавать своему напарнику ВСЮ информацию с планерок и каких-либо собраний. Нельзя допускать такого, что один вожатый знает, а другой не понимает о чем идет речь и первый раз слышит об этом. В последствии это может привести к проблем и разногласиям.

§ Договориться о таких важных вещах, как кто проводит зарядку, кто ведет огоньки (конечно идеальный вариант – всё по очереди, но бывает, что удобно по-другому)

§ Отношения напарников. Если напарник что-то делает неправильно (по вашему мнению) или как-то обижает, надо говорить ему это, а не держать в себе или жаловаться другим.

§ Важно распределение обязанностей. Не забыть про бытовые проблемы, которые ложатся на плечи вожатых!!! Надо договориться заранее с напарником, кто что делает.

§ При возможности обязательно встретьтесь со своим напарникам еще до смены, обсудить основные моменты, выберете единую политику, да и просто лучше узнайте друг друга.

Отношения с напарником - это ваш брат и сестра, и защитник, и опора, и надежда, и жилетка в которую всегда поплакаться можно! Если вы с ним в первый день не обсудили план действий во время приезда детей, не обсудили набор игр, в которые будете играть в первые дни, и как вообще построите свою работу, то тогда это надо сделать максимально быстро в первые часы первого дня. И если уж ваши мнения не совпадают, то никак не стоит перед детьми выяснять кто прав.

Так что не забывайте: роднее напарников никого нет и ссориться с ними не надо.

Напарник – это самый родной человек на смене. Его нужно любить и радовать. Это Ваша поддержка и опора. Не забывайте, что Вы с напарником – это одно целое. Советуйтесь друг с другом, помогайте друг другу, обсуждайте и делайте все вместе. Хорошие напарники – это уже 50% успеха на смене.

Смена и ее периоды

Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, на которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

Смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

В структуре смены выделяют пять периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Во время ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ПЕРИОДА проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.

Это период, когда разрабатывается программа смены. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Последнее дело подготовительного периода одновременно является и началом организационного периода - заезд детей.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД. Это первые 3-4 дня смены - время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период – поставить дисциплину, помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского объединения.

В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношения взрослых и детей. Для этого необходимо:

§ создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;

§ проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;

§ формирование основ самоуправления в детском объединении;

Что должно произойти в организационный период?

1. Знакомство ребят друг с другом, с вожатыми.

2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем.

3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности.

4. Формирование представлений о перспективах деятельности.

Орг. период – это тот момент смены, когда вожатый должен показать себя и поставить авторитет. И если он не сделает это в первые дни, то дисциплины на отряде не будет. Вожатый в этот период является ведущим, организатором, лидером. Для появления общности в группе ребят, для того чтобы каждый чувствовал себя комфортно, необходима деятельность - интересная, информационно наполненная, полезная. В первые дни смены дети чаще всего неспособны сами ее организовать, им необходима помощь. Дети - активные участники дел, помощники.

ОСНОВНОЙ ПЕРИОД СМЕНЫ — период личностной самореализации ребенка. Главный мотив этого временного отрезка — выбор видов деятельности, позволяющих наиболее полно реализовать личностный творческий потенциал. Педагог с позиции главного организатора и руководителя переходит на позицию координатора. В межличностном плане - это период конфликтов (время «присматривания» прошло, выводы и оценки сделаны). Возникают отношения, которые можно разделить на отношения по симпатиям и деловые отношения. В этот период большую роль начинает играть общественное мнение, складывающееся в детском объединении.

Основной период смены часто делится на два самостоятельных этапа:

1 этап - учебно-демонстрационный, 2 этап - демонстрационно-закрепляющий.

Задачи каждого этапа различаются по своему содержанию, а цель основного периода остается общей: создание условий для реализации основного содержания программы смены по отношению к каждому ребенку или подростку.

На 1 этапе (учебно-демонстративном, 5-12 день смены) решаются задачи:

v Установление межличностного общения.

v Формирование творческих групп.

v Работа органов самоуправления.

v Меры по регулированию межличностного общения.

На 2 этапе (демонстрационно-закрепляющем) решаются следующие задачи:

v Постановка новых, более сложных целей.

v Изучение психологического климата в отряде.

v Меры по коррекции межличностного общения.

v Формирование традиций отряда.

Во время основного периода смены акцент в работе делается не только на внутриотрядную деятельность, но и на межотрядную и общелагерную. Причем акцент усиливается на втором этапе основного периода.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (последние 3-4 дня смены) - время подведения итогов и самоанализа ребенка. Детям надо выяснить, чему они научились, что приобрели, что из приобретенного опыта может быть полезно в дальнейшей послелагерной жизни.

Значение педагога как главного организатора снова усиливается.

Опыт свидетельствует, что в заключительный период происходит немало ЧП, связанных с нарушением лагерного режима. Это вызвано синдромом скорого окончания смены. Поэтому заключительный период с точки зрения безопасности ребенка является очень важным.

Детское объединение становится более сплоченным, общие интересы выступают на первый план. Настроение, несмотря на близкую разлуку, мажорное.

Педагогические задачи, решаемые в заключительный период смены:

§ групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений;

§ оценка и самооценка участниками смены личностно-значимых результатов участия в программе;

§ создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников деятельности органов самоуправления и центральных дел и событий смены;

§ стимулирование положительных изменений в личности участников смены как фактора его реадаптации к возвращению домой;

§ организация дел, снимающих психологическое состояние временности пребывания, вызванное скорым отъездом;

§ диагностика и разработка индивидуальных программ саморазвития.

Дела, которые помогут эти задачи решить: итоговый сбор отряда, прощальный огонек, деловые игры, пресс-конференции, творческие дела («для дома», «для лагеря»).

Заключительный период – это как раз то время, когда вожатый может почувствовать максимальную отдачу от детей. Понимая, что совсем скоро нужно уезжать домой, дети начинают осознавать всю значимость отряда, они уже отлично знают, что можно, а что нет, сами без напоминаний выполняют свои обязанности. В этот период вожатый может увидеть результат свой работы и оценить, насколько сплотился коллектив.

ПОСТЛАГЕРНЫЙ ПЕРИОД (срок неопределенный, зависит от конкретных обстоятельств). Это этап рефлексии, период всестороннего анализа того, что было на смене. На этом этапе внимание личности фокусируется на самом значительном, самом важном (положительном и отрицательном) из того, что произошло. Ребенок, подросток окончательно определяется: оправдались ли его ожидания, поедет ли он в лагерь еще раз. Нередко именно выводы в данный период влияют на отношение ребенка к лагерной жизни.

Основным участником смены в детском лагере является отряд – временный детский коллектив, позволяющий, в силу своих характерных особенностей, решать многие вопросы эффективней, чем в более стабильных, более постоянных детских коллективах (школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и т. д.).

Каковы же признаки временного детского коллектива(ВДК)?

Обычно называют достаточно широкий круг признаков. Укажем наиболее характерные, оказывающие значительное влияние на организацию и ведение педагогической деятельности.

Во-первых, кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (в среднем от 21 до 30 дней).

Во-вторых, сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята из разных мест жительства, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.

В-третьих, автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании друзей и т.д. Здесь важно упомянуть еще об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая бы для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, усиливается воспитательное воздействие ВДК.

В-четвертых, публичный (коллективный) характер деятельности, общения, всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».

В-пятых, завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

Сформировать за короткий период смены дружный и сплоченный коллектив из ребят своего отряда – одна из основных задач, которую ставит перед собой каждый вожатый.

В структуре смены выделяют 5 периодов: подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Подготовительный период – это подготовка к смене, ознакомление с план-сеткой, знакомство с напарниками. Организационный период – это самое начало смены, период адаптации детей, который включает в себя знакомство и сплочение ребят, создание отряда. В этот период формируется авторитет вожатого и определяется направление работы всей смены. Основной период – период самореализации детей. Здесь происходит как активная работа в микро группах, так и отряда в целом. Вожатый играет роль координатора. Заключительный период – подведение итогов, опознавание завершения смены. На этом этапе вожатый может оценить свою работу, поскольку этот период является отражением всей прошедшей смены. Постлагерный период – самоанализ прошедшей смены, как детьми, так и вожатыми. Дети определяют, оправдала ли смена их ожидания, вожатый определяет для себя, что получилось, а что нет.

Организационный сбор

На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друг с другом и с вожатыми. Рассмотрите вопросы, касающиеся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных; «нельзя» в нашем оздоровительном лагере; режим дня; правила пользования туалетами; хранение вещей в тумбочках; хранение вещей в шкафах, уборка кровати; уборка в палате; чемодан и чемоданная; посещение столовой; правила поведения ночью; правила взаимного уважения; представление администрации оздоровительного лагеря; информация о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия вожатого рядом или в сложных ситуациях.
Задачи:

1. Рассказать о правилах проживания в лагере

2. Объяснить законы лагеря

3. Договориться о взаимоуважении и понимании

Основные темы обсуждения:

1. Столовая (правила посещения: как идем в столовую; время; поведение в столовой)

2. Правила чистоты в комнате и корпусе.

3. Правила дежурства:

§ по территории

§ в столовой

4. Правила режима дня

5. Правила личной гигиены

6. Правила основных законов

О чем еще не забыть сказать

§ Вход в корпус.

§ Сменная обувь (место хранения в комнате).

§ Верхняя одежда.

§ Что такое отрядное место.

§ Где туалеты, умывальные комнаты.

§ Техника безопасности.

§ Ценные вещи, деньги.

§ Лекарства.

§ Колющие и режущие предметы.

§ Режим дня.

§ Питание и столовая.

§ Комнаты, уборка, что где хранить.

§ Санитарный обход.

§ Общий сбор

§ План на день (на сегодня, где будет висеть).

§ Мы всегда должны знать, где дети.

§ Дежурные.

§ Где сушить вещи, полотенца.

§ Как заправлять кровати.

§ Душ.

§ Программа лагеря.

§ Как хранить продукты.

Первый сбор отряда (организационный) преследует цель дать ребятам ответы на волнующие их вопросы: «Кто мои товарищи по отряду?», «Что сегодня будем делать?», «Какая жизнь меня ожидает в лагере?» и т.п. Эти десятки «Что», «Почему», «Как» обращены, прежде всего, к вожатому.

Отрядный сбор позволяет снять все эти вопросы и обеспечить мотивационное самоопределение ребенка, а также положить начало формированию интереса к предстоящему взаимодействию.

Примерный план сбора:

§ провести игру-знакомство детей друг с другом;

§ повторить, при необходимости, правила хранения вещей в тумбочках, шкафах;

§ дать информацию о том, как следует поступить в случае приезда родителей: «В случае приезда в лагерь родителей или родственников, а также, если возникла какая-либо сложная ситуация, надо обязательно обратиться к вожатому»;

§ особое внимание обратить на продукты питания, которыми снабдили детей заботливые родители. Все продукты, которые запрещены к ввозу в лагерь должны быть съедены в 1-ый день, это: скоропортящиеся продукты.

§ познакомить ребят с законами, которые есть в лагере. Это, прежде всего: «закон территории» – нельзя самовольно уходить за территорию лагеря; «закон природы» – береги, охраняй, ухаживай и облагораживай природу; «закон дружбы» – со всеми дружи, не обижай младших, с уважением относись к старшим; «закон точности» – никогда никуда не опаздывай. Предложите ребятам, самим сформулировать законы, которые необходимы для жизни в лагере. Законов не должно быть много. Главное – они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь.

Организационный сбор – первое отрядное собрание в лагере, на котором рассказываются основные режимные моменты, правила отряда и лагеря, требования по чистоте, правила личной гигиены, основные дисциплинарные моменты. Также происходит первичное знакомство детей с лагерем, персоналом и друг другом.

План-сетка

План-сетка смены или календарный план (согласуется с план-сеткой лагеря и временем работы кружков, а еще лучше - пишется на основе план-сетки лагеря) – представляет собой список мероприятий по дням с разбивкой дня на 3 части - до обеда, после полдника и после ужина.

План-сетка охватывает содержание всего периода. План-сетка готовится до отъезда в детский лагерь или на выездном семинаре. В план-сетку включаются по порядку: дни заезда, отъезда, родительский день, традиционные праздники для данного детского лагеря; дни дежурства и только потом - планируемые отрядные мероприятия с учетом их периодичности.

19 МАРТА,СБ. 20 МАРТА, ВС. 21 МАРТА, ПН. 22 МАРТА, ВТ.
День неожиданных встреч День удачного знакомства День новых открытий День «Пока все дома»
Проект «Из истории кино» Проект «Великие люди»
09.00 - сбор детей, 10.00 - отъезд из Санкт-Петербурга 13.00 - ориентировочно приезд в лагерь. 13.45-14.30 –Обед и размещение детей (Клуб) 15.00 – Инструктаж по ТБ для всего пед. состава (МСК) 10:00-13:00 Презентация творческих кружков «Мастерские планеты Татуин» (Отряд, Клуб) Подготовка к представлению отрядов. Репетиции (МСК) 10:00-13:00 Занятия по расписанию (МСК) 12:00-13:00 ОТКРЫТИЕ спартакиады «Выбери свою сторону Силы!» (Отряды) 11:30-13:00 СМОТР-КОНКУРС ОУ «Космическое пространство» (МСК) 10:00-13:00 Занятия по расписанию Соревнования в ходе Спартакиады   (Территория) 10:00-11:30 ИГРА ПО ТЕРРИТОРИИ «По следам кинозлодеев»  
(Клуб) 16.30 – Инструктаж по ТБ для воспитателей (Отряд) Игры на знакомство, выявление творческих способностей, Орг. хоз. Сбор «Есть в осени первоначальной…» экскурсия, и оформление ОУ (МСК) Занятия по расписанию* (Клуб) 17:00-18:00 ВВЕДЕНИЕ В ЛЕГЕНДУ «Звездные войны. Эпизод весенний» (Территория) 18:00-19:00 ИГРА ПО ТЕРРИТОРИИ «Поиск Люка Скайуокера»   (МСК) Занятия по расписанию* (Клуб) 17:00-19:00 ОТКРЫТИЕ СМЕНЫ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТРЯДОВ «Новая история. Новая надежда» (МСК) Занятия по расписанию* Соревнования в рамках спартакиады (Отряды) 17:00-19:00 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «По следам кинозлодеев» (МСК) 17:00-19:00 Репетиции танцбаттла
(МСК) 20:00-21:30 ДИСКОТЕКА «В далекой-далекой галактике» (Отряд) 20:00-21:30 ОТРЯДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ «Революция дроидов» (МСК) 20:00-21:30 ДИСКОТЕКА «Штурмовик-пати» (Отряд) 20:00-21:30 КТД «Возвращение легенды»

Пример план-сетки:

План-сетка представляет собой краткое описание смены, отражает все планируемые мероприятия и позволяет грамотно распределить время. Основываясь на этом документе, вожатый понимает, к чему готовиться на смене, и он может спланировать свою работу заранее. В план-сетке видно, в какие дни проходят общелагерные мероприятия, требующие подготовки, в

Наши рекомендации