Ii. комплекс методик экспериментально-психологического

ОБСЛЕДОВАНИЯ (Е.С. Слепович)

1. Картинка с нелепыми ситуациями.

2. Опосредствованное запоминание (по Леонтьеву).

3. Доска Сегена.

4. Прогрессивные матрицы Равена (модификация Т.А. Розановой).

5. Кубики Кооса.

6. Комплект методик, разработанных под рук. Л.А. Венгера (используются методики 1а, 2а, 2, 3, 4, 5).

7. Установление последовательности событий

8. Методика «Четвертый лишний»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ, ВЕЛИЧИНЫ, ЦВЕТА, СЛУХОВОГО ГНОЗИСА

· методика «Разрезные фигуры»;

· методика Л.А. Венгера № 2 – № 4;

· «Цветные кубики»;

· методика «Вкладные разноцветные стаканчики (коробочки, пирамидки)»;

· методика «Кубики Кооса»;

· методика «Доска Сегена»;

· раскладывание палочек (брусочков) соответственно заданному образцу,

· подбор по образцу и называние цветов;

· подбор по образцу геометрических фигур;

· узнавание реальных объектов;

· методика «Фигуры Поппельрейтера»;

· методика «Химерные изображения»;

· методика «Перечеркнутые изображения»;

· узнавание недорисованных контурных изображений;

· узнавание и воспроизведение мелодии известной песни;

· различение и воспроизведение ритмических последовательностей

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ И РАБОТОСПОСОБНОСТИ

· Методика «Пьерона – Рузера»;

· методика «Корректурная проба»;

· методика «Таблицы Шульте»;

· картинка с нелепыми ситуациями;

· методика «Счет по Крепелину»

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ

· Запоминание 2 групп по 3 слова;

· заучивание 10 слов;

· методика «Двойной стимуляции» (Опосредованное запоминание по А.Н. Леонтьеву);

· методика «Пиктограммы»;

· пересказ рассказа;

· запоминание 6 фигур;

· запоминание 6 букв;

· описание сюжетной картинки по памяти;

· воспроизведение рассказа;

· рассказать наизусть стихотворение.

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ

· Методика «Классификация предметов»;

· методика «Исключение предметов»;

· методика Россолимо;

· стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена;

· методика Выготского – Сахарова;

· кубики Кооса;

· методика «Последовательность событий»;

· методика «Четвертый лишний»;

· методика «Существенные признаки»;

· методика «Сравнение понятий»;

· методика «Простые аналогии»;

· методика «Сложные аналогии»;

· обучающий эксперимент по А.Я. Ивановой;

· понимание содержания литературных текстов;

· объяснить смысл пословиц, поговорок, метафор;

· заданный и свободный ассоциативный эксперимент по А.Р. Лурия;

· определение понятия;

· «Заполнение пропущенных в тексте слов».

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

Метод клинической беседы является неотъемлемой частью постро­ения диагностической гипотезы и позволяет собрать данные об особен­ностях психофизического развития ребенка, недоступных для выявле­ния при помощи экспериментальных методик. Полученные результаты должны учитываться при планировании, проведении и анализе хода об­следования. Беседа состоит из двух блоков: беседа с родителями и бесе­да с ребенком.

Беседа с родителяминацелена на получение информации о:

· представлениях родителей о нормативном развития ребенка;

· условиях и особенностях протекания беременности и родов;

· режиме дня ребенка;

· раннем психомоторном развитии ребенка;

· особенностях аффективно-личностной сферы: контакта, интереса к взрослому, инициативности в процессе общения, понимания эмоциональных состояний других людей, морального поведения;

· темпах, сроках и особенностях речевого развития;

· сроках и сферах формирования бытовых навыков и навыков самообслуживания;

· особенностях взаимодействия ребенка с окружающей предмет­ной средой;

· выраженности и симптоматике критических периодов развития ребенка;

· особенностях формирования игровой деятельности ребенка: игро­вые интересы, содержание сюжетных игр, становление игры как со­вместной деятельности, предпочитаемые игровые атрибуты, прини­маемые роли, речевое сопровождение игровой деятельности;

· особенностях познавательной и учебной деятельности: интересы ребенка, активность в познании окружающего мира, мотивация к обуче­нию, сформированность учебных навыков, особенности адаптации к условиям школьного обучения, успешность в обучении;

· особенностях взаимодействия со сверстниками: потребность в об­щении со сверстниками, умение устанавливать контакт с ровесника­ми, избирательность контактов со сверстниками, преобладающие формы общения со сверстниками (ситуативно-деловое, ситуатив­но-личностное, внеситуативно-деловое, внеситуативно-личностное), способы взаимодействия со сверстниками (речевые, предмет­ные), статус в группе;

· особенностях детско-родителъеких отношений: эмоциональное пред­почтение ребенком одного из родителей, ожидания в адрес ребенка, содержание и форма предъявляемых требований, формы совместного с ребенком времяпрепровождения и удовлетворенность ими родите­лями и ребенком, эмоциональный контакт с ребенком, условия одоб­рительного и порицающего отношения к ребенку;

· особенностях моральной регуляции поведения ребенка: выполне­ние ребенком требований взрослых, инициативность ребенка в следовании моральным нормам, моральная регуляция поведения в отношениях со сверстниками;

· особенностях поведения ребенка в конфликтных ситуациях;

· динамических особенностях деятельности ребенка: утомляемость ребенка, работоспособность, темп и ритм деятельности, произ­вольность деятельности;

· особенностях соматического состояния ребенка на протяжении детства: болезни, признаки неврологического неблагополучия, госпитализация.

Беседа с ребенкомнацелена на получение информации о:

· осознании ребенком своих проблем;

· представлениях ребенка о его месте в структуре межличностных от­ношений со сверстниками: потребность в общении со сверстниками, умение устанавливать контакт с ними, избирательность кон­тактов со сверстниками, преобладающие формы общения со све­рстниками (ситуативно-деловое, ситуативно-личностное, внеситуа­тивно-деловое, внеситуативно-личностное), способы взаимодействия со сверстниками (речевые, предметные), статус в группе сверстников;

· представлениях ребенка о его месте в структуре семейных отношений (с родителями, бабушками и дедушками, сиблингами): эмоциональ­ное предпочтение одного из членов семьи, ожидания членов семьи в адрес ребенка и ребенка в их адрес, содержание и формы предъявляе­мых требований, формы совместного с ребенком времяпрепровожде­ния и удовлетворенность ребенка ими, эмоциональный контакт ре­бенка с членами семьи, условия одобрительного и порицающего от­ношения к ребенку, представления ребенка о равноценности требований родителей в адрес сиблингов, представлениях ребенка о его отношениях с миром взрослых: тре­вожность и страхи по отношению к взрослым, значимость оценок и отношений взрослого, следование требованиям взрослых;

· особенностях игровой деятельности: игровые интересы, содержание сюжетных игр, становление игры как совместной дея­тельности, предпочитаемые игровые атрибуты, принимаемые роли, речевое сопровождение игровой деятельности;

· особенностях познавательной и учебной деятельности: интересы, активность в познании окружающего, мотивация к обучению, сформированность учебных навыков, особенности адаптации к школе, успешность в обучении;

· представлениях ребенка о своем будущем;

· особенностях моральной регуляции поведения ребенка: выполне­ние ребенком требований взрослых, инициативность ребенка в следовании моральным нормам, моральная регуляция поведения в отношениях со сверстниками;

· особенностях поведения ребенка в конфликтных ситуациях:

· динамических особенностях деятельности ребенка: утомляемость ребенка, работоспособность, темп и ритм деятельности, произ­вольность деятельности;

· представлениях ребенка о своем «Я»: физическое «Я», положение в группе сверстников, самооценка, уровень притязаний, мораль­ные качества.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Раздел 1. Теоретические основы логопсихологии
1. Основные вопросы логопсихологии
1.1. История становления и развития логопсихологии. Актуальные вопросы логопсихологии на современном этапе
1.2. Предмет, цель и задачи логопсихологии
1.3. Связь логопсихологии с другими науками
1.4. Методы логопсихологии
2. Обзор речевых нарушений
2.1. Классификация речевых расстройств первичного характера
2.2. Расстройства речи вторичного характера
2.2.1. Речь при нарушениях слуха, умственной отсталости, двигательной патологии
2.2.2. Речь в состоянии эмоционального напряжения
2.2.3. Речь при акцентуациях и психопатиях
2.2.4 Речь при неврозах
3. Основные концепции логопсихологии
3.1. Понятия нормы и аномальности
3.2. Этиология нарушенного развития
3.2.1. Многофакторность нарушенного развития
3.2.2. Биологические причины нарушений в развития
3.2.3. Психосоциальные факторы нарушений в развития
3.3. Теория нормального и нарушенного развития
3.4. Психологические параметры дизонтогенеза. Классификации дизонтогенеза
3.5. Структура дефекта. Общие и специфические закономерности психического развития
3.6. Коррекция и компенсация отклонений в развитии
3.6.1. Коррекция. Сущность коррекционно-развивающего обучения
3.6.2. Проблема компенсации функций
Раздел 2. Психологические особенности лиц с нарушениями речи
4. Особенности познавательной сферы лиц с нарушениями речи
4.1. Восприятие как психическая характеристика
4.2. Особенности восприятия при речевых нарушениях
4.2.1. Зрительное восприятие
4.2.2. Слуховое восприятие
4.2.3. Осязательное (тактильное) восприятие
4.3. Внимание как психическая характеристика
4.4. Особенности внимания у детей с нарушениями речи
4.5. Мышление как психическая характеристика
4.6. Особенности мышления при речевых нарушениях
4.7. Воображение как психическая характеристика
4.8. Особенности воображения у детей с нарушениями речи
4.9. Память как психическая характеристика
4.10. Особенности памяти при речевых нарушениях
5. Особенности личности и эмоционально-волевой сферы лиц с речевыми нарушениями
5.1. Личностные особенности человека
5.2. Развитие личности при нарушениях речи
5.3. Типы личности при речевых нарушениях
5.4. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы у лиц с нарушениями речи
5.4.1. Развитие личности и эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями речи
5.4.2. Тревога, страхи у лиц с нарушениями речи
5.4.3. Нарушения личности у взрослых с нарушениями речи
6. Особенности деятельности лиц с речевыми нарушениями
6.1. Игровая деятельность
6.2. Изодеятельность
6.3. Учебная деятельность
6.4. Трудовая деятельность
7. Социализация детей с ОПФР
7.1. Сущность, условия и критерии социализации
7.2. Семья как институт социализации. Особенности семей детей с ОПФР
7.3. Семейное воспитание детей с речевыми нарушениями
8. Коммуникативная сфера детей с речевыми нарушениями
8.1. Языковая и коммуникативная способность
8.2. Коммуникация на ранней стадии онтогенеза
8.3. Вербальная коммуникация дошкольников при речевых нарушениях
8.4. Вербальная коммуникация младших школьников при речевых нарушениях
8.4. Мотивация общения
9. Дифференциальная диагностика в логопсихологии
Тестовые задания для самостоятельной работы
Ключ к тестовым заданиям
Литература
Глоссарий
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Наши рекомендации