Метод исследования внимания «Корректурная проба»
Эту методику создал Б. Бурдон в 1895 году. В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно.
С помощью корректурной пробы можно оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение.
Для проведения исследования необходим секундомер, ручка или карандаш и бланк.
Инструкция к детскому варианту корректурной пробы – «Зачеркни квадратик
и поставь точку в кружочке».
Результаты пробы оцениваются по количеству просмотренных знаков и по
количеству ошибок (пропущенных не зачеркнутых знаков или зачеркнутых неправильно).
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на
протяжении всего задания.
Результаты подсчитываются для каждых 60 (30) секунд по формуле:
A = Z / t, где
А – темп выполнения,
Z – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Шкальная оценка интерпретируется следующим образом:
ШО Характеристика уровня устойчивости внимания
0-3 Низкая устойчивость внимания
4-7 Ниже среднего устойчивость внимания
8-11 Средняя устойчивость внимания
12-15 Выше среднего устойчивость внимания
16-19 Высокая устойчивость внимания
Методика "Заучивание 10 слов"
Предложена А.Р. Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов.
Первое объяснение. "Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?"
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. "Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке".
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: "Еще раз".
Методика «4 лишний»
Цель: Выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения; уровень развития категориального мышления; способность речевого обобщения выделенных признаков.
Процедура проведения: ребенку зачитывается четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Ребенку предлагается найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".
За каждый правильный ответ начисляется 2 балла, за неправильный — 1 балл.
10-8 баллов — высокий уровень развития обобщения;
7-5 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;
4 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.
Методика "Простые аналогии" (диагностика мышления)
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика интеллектуального развития.
Выполнение методики "Простые аналогии" требует понимания логических связей и отношений между понятиями.
Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. "Вот посмотрите, - говорят испытуемому, - здесь написано два слова - сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок - детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово - корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову "корова", как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет... теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, и затем установить такую же связь справа.
Интерпретация Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии».
Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:
при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко; при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков. - \