Место психологии в системе наук.
От того, какое место занимает психология в системе наук, зависит решение двух очень важных вопросов:
1. Что психология может дать другим наукам?
2. В какой степени психология может использовать результаты исследований в других науках?
В XIX в. была популярна классификация наук, разработанная французским ученым О. Контом. В его классификации места для психологии не нашлось. Он считал, что психология не стала еще наукой, а находится (согласно закону трех стадий) на метафизической ступени.
В XX в. была предложена первая нелинейная классификация наук Б.М.Кедровым.
Бонифа́тий Миха́йлович Ке́дров (27 ноября 1903, Ярославль — 10 сентября 1985) — выдающийся советский учёный, философ и логик, химик, историк и методолог науки, психолог, популяризатор науки «Теорию познания без психологии построить нельзя». |
Его классификация наук ставит психологию в самом центре «треугольника наук», синтезируя достижения других научных дисциплин, она осуществляет интеграцию знаний о человеке на конкретно-научном уровне. Более высокий уровень интеграции - это задача философии
Кедров выделяет три группы научных Дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематически это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя), социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам.
Рисунок. Классификация наук Б.М.Кедров
Психология тесно связана со всеми тремя группами наук, поэтому располагается внутри треугольника, так как человеческое мышление (один из существенных разделов психологии) изучается не только психологией, но и философией и логикой. Психология, таким образом, имеет связи со всеми научными дисциплинами, но наиболее тесные - с философией.
Вторую нелинейную классификацию предложил Ж. Пиаже. Он поместил психологию в центр наук и связал ее с другими науками двусторонними связями. По мнению Ж.Пиаже на начальных этапах развития, психология («математика существует уже 25 веков, а психология едва один век!») много заимствовала из других наук, в основном методы исследования, но в настоящее время она начинает питать другие науки, так как многое объясняет в процессе познания и тем самым помогает каждой науке понять свои проблемы развития.
Жан Вильям Фриц Пиаже́ (9 августа 1896 -16 сентября 1980) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития. Основатель Женевской школы генетической психологии, позднее Ж. Пиаже развил свой подход в науку о природе познания —генетическую эпистемологию. |
«Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития».
«С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой, возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии». Ж.Пиаже. |
Б.Г.Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами. Анализ этих связей в рамках разработанной Ананьевым концепции комплексного человекознания позволил сделать вывод, что психология синтезирует достижения других наук.
«Психология интегрирует все данные этих наук и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний» (Маклаков А.Г. Общая психология, учебник) |
Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечал, что важнейшая функция психологии в том, что она «является интегратором всех (или во всяком случае большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек». Б.Ф. Ломов отмечал, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки:
· с общественными науками через социальную психологию,
· с естественными — через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию,
· с медицинскими науками — через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др.,
· с педагогическими — через психологию развития, педагогическую психологию и др., с техническими — через инженерную психологию, и т.д.
Важным фактором дифференциации психологии являются именно отношения с другими науками.
Особое положение психологии среди других наук объясняется следующим:
а) предмет ее исследований является одним их наиболее сложных,
б) в психологии объект и субъект познания сливаются воедино - научное сознание становится самосознанием,
в) психологическая наука имеет уникальные сферы приложения – управление психическими процессами, состояниями, способностями.
Однако, несмотря на то, что психология приобрела статус самостоятельной научной дисциплины, она до сих пор не заняла центрального положения среди других наук. Статус психологии вовсе не так высок, а влияние на другие дисциплины не так сильно. |