Лекция 1. Психология как наука и практика.
Лекция 1. Психология как наука и практика.
Вопрос о названии психологии. Научные, житейские (обыденные) и религиозные знания и язык науки. Объект и предмет психологической науки. Психические явления и психологические факты. Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания. Проблема закона в психологии. Тенденции развития современной психологии: экстенсивная дифференциация отраслей и популяризация психологических знаний. Задачи общей психологии.
Методические рекомендации к изучению темы.
При изучении первой лекции необходимо обратить внимание:
Ø на специфику психологической науки и ее отличие от других наук;
Ø место психологии место в системе наук;
Ø значение психологии как интегратора знаний о человеке;
Ø тенденции развития современной психологии;
Ø отличие научной психологии от житейской психологии;
Ø специфику психологических законов;
Ø объект и предмет научного исследования.
При изучении материала необходимо ответить на вопросы для самопроверки знаний и ответить на задания, разместив ответы на форуме.
Вопрос о названии науки.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души Психея, имя которой означает «душа» представлялась в виде девушки с крыльями бабочки. |
Слово «психология», образованно от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука), В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «Психология» для обозначения науки о душе, его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «Психология» в современном научном смысле, а популярным термин стал с работ Христиана Вольфа (1679 – 1754) - учителя М.В. Ломоносова - «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 годах.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Для греков любовь простой девушки Психеи к сыну богини Афродиты Эроту была образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Психея, будучи смертной, пройдя все испытания, смогла обрести бессмертие, став богиней и символом души, ищущей свой идеал.
Миф об Амуре и Психее
У одного царя были три красавицы дочери, из которых краше всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Афродита обиделась и решила погубить соперницу. Призвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки. Отец Психеи обратился к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, хитростью добились того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила. Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, отправилась искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Афродитой, которая искала случая отомстить Психее и послала Гермеса на ее поиски. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея безропотно сносила преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму богов. Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесет их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня, олицетворяющая наслаждение.
Задание для ответа на форуме: Объясните, почему свое название психология получила от имени героини мифа.
Ответ: Психология – наука о душе. Согласно К. Г. Юнгу, душа - некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая «перемещается» в связи с внутренними конфликтами. Душа исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное. По ряду причин, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой, до тех пор пока преодоление жизненных трудностей не создаст условия для столкновения со скрытыми сторонами души, и требуется их принятие для обретения целостности. Игнорирование, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития. Похоже, Психея справилась со своей жизненной задачей, и ее имя стало частью термина «психология».
Психология (psyche – «душа», logos – «познание, учение») – это область научного знания о психике и психических явлениях. Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования и функционирования психики. Психика в рамках психологической науки рассматривается как особая форма жизнедеятельности |
Слово «психология» кроме своего основного значения (наука о психике) имеет ряд других, близких значений. Часто «психология» означает то же, что и психика (психология индивида, психология группы).
В выражениях «психология памяти», «психология личности», «психология мышления» слово «психология» обозначает раздел психологии, рассматривающий отдельные аспекты психики, изучаемые в то же время и другими науками. Подобные формулировки допустимы только потому, что существуют и непсихологические теории памяти, личности, мышления: физиологические, биохимические, социологические, философские.
Таким образом, «психология» — это наука о совокупности психических явлений и о каждом из этих явлений в отдельности. Такой способ использования понятий аналогичен общенаучной практике. Например, говорят о физике вообще и о «физике твердого тела».
Научная психология начинает историю развития с 1879 года, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию.
Вопрос для самопроверки:
Таблица: Житейские и научные психологические знания
Житейские психологические знания | Научные психологические знания | Примечания |
Знания конкретны | Знания обобщены | Житейские психологические знания привязаны к отдельным ситуациям, людям, группа, событиям. Научные психологические знания устанавливают связи между явлениями, выделяют частное от общего, синтезируют и анализируют полученные знания. |
Интуитивный характер знаний. | Знания рациональны и осознаны. | Житейские знания в высшей степени субъективны и, часто противоречат друг другу. Научные знания критически анализируются, перепроверяются, а так же систематизируются и добываются объективными методами. |
Передача знаний затруднена | Знания накапливаются и передаются | Так как житейские знания имеют интуитивный характер, то вообще не передаются или передаются с искажениями. |
Источник знаний – наблюдение | Источник знаний – эксперимент | Научные психологи используют большое разнообразие методов, которые постоянно совершенствуются. |
Знания ограничены | Знания постоянно расширяются | В житейском познании нет четкой цели, направления в изучении психики. Они ограничены субъективизмом и отрывочностью. |
Наука и религия.
От религии науку отличает, прежде всего, готовность к самоопровержению, вплоть до пересмотра базовых принципов. Религиозное знание обычно направлено на утверждение и подтверждение исходных догматов, символа веры.
В религиозном знании мир рассматривается как проявление божественных замыслов и сил, в то время как в науке мир рассматривается - даже при условии религиозности ученого - как относительно самостоятельная реальность, которую можно обсуждать как таковую (наиболее очевидно это проявляется в материалистической науке).
Объект и предмет психологии
Пример: железо - одновременно объект физики, химии, биологии и медицины. Для физики важны - ковкость, устойчивость железа к грузкам; для химии - атомный вес валентность; для биологии и медицины – роль железа в обеспечении кислородом. |
Объект психологии – живые существа, обладающие психикой | |
В широком смысле: | · Животные и их сообщества · Человек и различные социальные группы |
В узком смысле: | Человек Сложно - организованная живая система со многими механизмами отражения и регуляции (саморегуляции), обладающая уникальными характеристиками (Б.Г.Ананьев). |
Вопрос для самопроверки:
Задачи общей психологии.
Общая психология – это раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, а также ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: физиологии, социологии, философии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.
Общая психология:
1. Разрабатывает теоретические принципы науки.
2. Разрабатывает методологию и методы познания.
3. Открывает основные закономерности развития психики.
4. Определяет тенденции развития психологической науки.
5. Разрабатывает основные понятия, выстраивает систему категорий.
ГЛОССАРИЙ:
Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования и функционирования психики. Психика в рамках психологической науки рассматривается как особая форма жизнедеятельности
Объект науки – существующий независимо от сознания внешний мир, предмет познания и практического воздействия субъекта
Человек - сложно - организованная живая система со многими механизмами отражения и регуляции (саморегуляции), обладающая уникальными характеристиками (Б.Г.Ананьев).
Предмет науки – сторона объекта, взятая для исследования. Предметом психологии являются психические явления, психологические факты и конструкты.
Психические явления - психические процессы, состояния и свойства, закономерности поведения явления как одного конкретного человека, так и наблюдаемые в группах и коллективах (межличностные отношения), а также сознание, его развитие, функционирование и связь с поведением и деятельностью.
Психологические факты - более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности людей, социально-культурных явлений), которые используются психологией для изучения психики - ее свойств, функций, закономерностей.
Законыраскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы дальнейшего развития.
Специфика психологических законов состоит в том, что это законы – тенденции. Строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявления объективного закона, но и определение условий и пределов его действия.
Общая психология – это раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, а также ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
(ниже содержание слайдов – их сделать в Power Point последовательно, и разместить презентацию в конце лекции)
Слайд 1.
Слайд 2
Слайд 3.
Слайд 4
Лекция 1. Психология как наука и практика.
Вопрос о названии психологии. Научные, житейские (обыденные) и религиозные знания и язык науки. Объект и предмет психологической науки. Психические явления и психологические факты. Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания. Проблема закона в психологии. Тенденции развития современной психологии: экстенсивная дифференциация отраслей и популяризация психологических знаний. Задачи общей психологии.
Методические рекомендации к изучению темы.
При изучении первой лекции необходимо обратить внимание:
Ø на специфику психологической науки и ее отличие от других наук;
Ø место психологии место в системе наук;
Ø значение психологии как интегратора знаний о человеке;
Ø тенденции развития современной психологии;
Ø отличие научной психологии от житейской психологии;
Ø специфику психологических законов;
Ø объект и предмет научного исследования.
При изучении материала необходимо ответить на вопросы для самопроверки знаний и ответить на задания, разместив ответы на форуме.
Вопрос о названии науки.
Древние греки считали бабочку символом бессмертия души Психея, имя которой означает «душа» представлялась в виде девушки с крыльями бабочки. |
Слово «психология», образованно от греческих слов “psyche” (душа) и “logos” (учение, наука), В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «Психология» для обозначения науки о душе, его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «Психология» в современном научном смысле, а популярным термин стал с работ Христиана Вольфа (1679 – 1754) - учителя М.В. Ломоносова - «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732-1734 годах.
Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Для греков любовь простой девушки Психеи к сыну богини Афродиты Эроту была образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Психея, будучи смертной, пройдя все испытания, смогла обрести бессмертие, став богиней и символом души, ищущей свой идеал.
Миф об Амуре и Психее
У одного царя были три красавицы дочери, из которых краше всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Афродита обиделась и решила погубить соперницу. Призвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки. Отец Психеи обратился к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, хитростью добились того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила. Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, отправилась искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей, Афродитой, которая искала случая отомстить Психее и послала Гермеса на ее поиски. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея безропотно сносила преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Так, Психея должна была разобрать по зернам и по родам громадную кучу смешанного зерна, достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из Стикса и принести из подземного царства от Персефоны (Прозерпины) ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму богов. Завистливые сестры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесет их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня, олицетворяющая наслаждение.
Задание для ответа на форуме: Объясните, почему свое название психология получила от имени героини мифа.
Ответ: Психология – наука о душе. Согласно К. Г. Юнгу, душа - некая нефизическая реальность, исполненная энергии, которая «перемещается» в связи с внутренними конфликтами. Душа исполнена противоположностей: сознательное и бессознательное, мужское и женское, экстравертированное и интровертированное. По ряду причин, человек видит и развивает в себе лишь одну из сторон единой противоречивой пары, а другая остается скрытой и непринятой, до тех пор пока преодоление жизненных трудностей не создаст условия для столкновения со скрытыми сторонами души, и требуется их принятие для обретения целостности. Игнорирование, типичное для неподготовленного человека, приводит к дезинтеграции, невозможности саморазвития. Похоже, Психея справилась со своей жизненной задачей, и ее имя стало частью термина «психология».
Психология (psyche – «душа», logos – «познание, учение») – это область научного знания о психике и психических явлениях. Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования и функционирования психики. Психика в рамках психологической науки рассматривается как особая форма жизнедеятельности |
Слово «психология» кроме своего основного значения (наука о психике) имеет ряд других, близких значений. Часто «психология» означает то же, что и психика (психология индивида, психология группы).
В выражениях «психология памяти», «психология личности», «психология мышления» слово «психология» обозначает раздел психологии, рассматривающий отдельные аспекты психики, изучаемые в то же время и другими науками. Подобные формулировки допустимы только потому, что существуют и непсихологические теории памяти, личности, мышления: физиологические, биохимические, социологические, философские.
Таким образом, «психология» — это наука о совокупности психических явлений и о каждом из этих явлений в отдельности. Такой способ использования понятий аналогичен общенаучной практике. Например, говорят о физике вообще и о «физике твердого тела».
Научная психология начинает историю развития с 1879 года, когда немецкий психолог Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию.
Вопрос для самопроверки: