Концепция Фридмана Шульц фон Туна
Фридман Шульц фон Тун предложил интересную коммуникативную модель. Большинство тренеров по коммуникации работают именно с его моделью, потому что она очень проста и наглядна. Шульц фон Тун видит преимущество этой модели в том, «что она позволяет классифицировать множество барьеров и проблем в общении и определить цели для тренировки коммуникативных способностей».
Фридман Шульц фон Тун, 1944-го года рождения, с 1975 рода - профессор психологии Гамбургского университета. Разработал программу понимания - критериальную модель понятности текстов. Его модель подробно изложена в труде «Четыре стороны сообщения». Шульц фон Тун считает, что искать один единственный, идеальный стиль общения нецелесообразно и ненужно. «Общение подобно дереву - материалу, из которого вырезают», - говорит он. Основой хорошего общения Шульц фон Тун считает двойное соответствие: соответствие как согласие с самим собой. Соответствие как согласие со спецификой ситуации и с причиной возникновения общения. |
Он представляет свою коммуникативную модель в виде квадрата со следующими сторонами:
1. Существо дела (предметное содержание): как я могу наиболее понятно сообщить о положении вещей.
2. Отношение (аспект отношений): как я общаюсь с близкими мне людьми.
3. Самораскрытие (аспект самовыражения): каждое сообщение – это сообщение о себе, определенное проявление его личности.
4. Призыв (аспект обращения): когда человек что-то говорит, он, как правило, хочет на что-либо повлиять.
В процессе общения люди подают друг другу много сигналов, которые влияют на принятие решений другими людьми. Например, к таким сигналам относятся запах, цвет и т.д. Влияние этих сигналов часто недооценивают, а при определенных обстоятельствах оно очень велико. Каждое сообщение всегда включает четыре аспекта:предметное содержание, самовыражение, отношение и обращение.
Предметное содержание
Деловой аспект подразумевает сообщение предметного содержания. Шульц фон Тун применяет гамбургскую программу понятности, которая была разработана в соавторстве с Р. Таушем. Это - критериальная модель понятности текстов. Она предусматривает четыре ключевых особенности понятного высказывания:
1. Простота: текст являет собой простое представление предметного содержания. Обстоятельства дела должны быть изложены интересно и конкретно, с помощью коротких предложений, общеупотребительных слов, понятных специальных терминов и наглядного описания на разговорном языке.
2. План: связующая нить изложения не должна теряться или прерываться; текст должен быть содержательным и последовательным. Необходимо отделять более важную информацию от менее важной с помощью особого подчеркивания более существенных фактов и внешней формы.
3.Краткость/выразительность: текст или высказывание всегда должны содержать конкретную информацию, которая наиболее четко и понятно выражает основную мысль.
4.Стимулирование: текст должен быть интересным, увлекательным и читабельным. Чтобы он получился таким, можно, например, обращаться с вопросами, вводить короткие рассказы, которые помогут объяснить непонятное. Этого можно добиться также с помощью примеров, сравнений, метафор, вопросов или иллюстраций.
Самовыражение
В каждом предложении, которое человек говорит кому-то, он сообщает какую-то информацию о себе. В его высказываниях получатель может не только распознать предметное содержание, но и аспект отношений или аспект обращения. Он может также спросить, что заставило другого человека сообщить об этом. Кроме того, отправитель может так оформить эту сторону коммуникации, что создаст о себе определенное представление.
Отношение
Многие получатели очень чувствительны к этой стороне сообщений. Здесь отправитель проявляет свое отношение к получателю. При понимании аспекта отношений большую рольиграет восприятие невербального поведения. Если в аспекте самовыражения получатель выступает еще и как диагност,то здесь он - просто участник общения. С одной стороны, отправитель демонстрирует, как он определяет отношения между собой и получателем, а, с другой стороны, он выявляет свое представление о получателе. Аспект отношений состоит из двух составляющих: во-первых, «Я» - сообщение получателя («Так я представляю тебя») и, во-вторых, «Ты»-«Мы»-сообщение («Так я представляю наши отношения»).
Обращение
Каждой фразой отправитель хочет как-то привлечь получателя или повлиять на него. Это аспект обращения в сообщении. Обращение может быть эксплицитным (выраженным во вне) или имплицитным (подсознательным, невыраженным).
Вопрос для самопроверки:
Два человека сидят в автомобиле, стоящем перед светофором. Пассажир, сидящий рядом с водителем, говорит: «Эй, там зеленый!». Каковы в этом случае: предметное содержание, самовыражение, обращение, отношение ?
Ответ:
· Предметное содержание – «светофор зеленый»
· Самовыражения – «я тороплюсь»
· Обращение – «дави на газ»
· Отношение – «тебе нужна моя помощь».
В дальнейшем именно от водителя зависит, на какую из сторон сообщения он обратит внимание. Возможно, он почувствует, что его опекают, услышит отношение и закричит «Ты ведешь или я?». Или он поймет самовыражение в этом сообщении и скажет: «Мы уже почти приехали». В то время как предметное содержание, прежде всего, апеллирует к разуму, отношение воспринимается сердцем.
Существуют не только четыре стороны сообщения, но и «четыре уха», которыми люди воспринимают сообщение.
Модель с «четырьмя ушами»
Сообщение можно воспринимать с четырех позиций, соответствующих его сторонам. Шульц фон Тун называет это моделью с четырьмя ушами» получателя, у которого есть по одному «уху» для приема каждой стороны сообщения. Каким «ухом» человек лучше слышит, иногда зависит от него самого, иногда - от ситуации. И все же каждый коммуникатор имеет свои привычки восприятия.
«Ухо – предметное содержание» Этим ухом воспринимается содержание сообщения. Конечно же, иногда можно уловить тон межличностного общения (например, в партнерских отношениях) или придать межличностному сообщению более объективный характер.
«Ухо – самовыражение».Этим «ухом» воспринимают, в какой личной ситуации кто-то что-либо говорит. Иногда между «ухом» - отношением и «ухом» -самовыражением возникает противоречие: «Он говорит это, потому что это касается меня, или в большей степени это касается его самого?» Дети до пяти лет еще не умеют этого различать. Они не могут представлять себя на месте других людей. Поэтому, например, чьи-то порывы гнева они всегда принимают на свой счет и не в состоянии понять, что причина их, возможно, - в напряженной ситуации в жизни другого человека. Однако при высокой восприимчивости к самовыражению возникает опасность повышенной иммунизации или психологизации. Так, любое высказывание получатель может воспринять «ухом - самовыражение» и сделать вывод, что отправитель высказывает критическое замечание, но оно не касается непосредственно получателя. Так можно защититься, иммунизировать себя от любой критики. Еще одна форма одностороннего восприятия - психологизация. Суть ее в том, что на каждое высказывание отправителя получатель дает ответ, в котором уклоняется от ответственности за что-либо, а на предполагаемую психологическую мотивацию другого человека реагирует отстраненно («Ты говоришь это только потому, что ты...»)
«Ухо - отношение». Партнер с развитым «ухом-отношение», все и сразу принимает на свой счет и любую информацию относит к себе. Получатель не распознает при этом особенности самовыражения в сообщении и не воспринимает стороны его предметного содержания.
«Ухо – обращение». Если у человека развито «ухо – обращение», то он всем и всегда старается угодить. Он смеется, когда кто-то шутит, даже если ему не смешно, только потому, что хочет соответствовать обращению шутника (отправителя). Это может принести к тому, что в дальнейшем он будет действовать ещеболее стереотипно, не учитывая своих собственных интересов и потребностей. При восприятии «ухом – обращение» всегда возникает конфликт между действием, направленным вовне (смеяться, даже если не смешно), и действием, направленным вовнутрь (не смеяться; сказать, что это была плохая шутка).
К тому же, при сильно развитом «ухе – обращение» можно все ставить подсомнение.