Лекция 10. Категория общения в общей психологии

Функции общения.

Общение полифункционально, выделяют следующие функции:

1) инструментальная функция общения необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

2) синдикативная функция выражается в сплочении малых и больших групп;

3) трансляционная функция необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценки партнера;

4) функция самовыражения ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерна для творческих личностей).

По критерию цели общения авторы выделяют восемь функций:

1) контактная, ее цель - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, ее цель - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3) побудительная, ее цель - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная, ее цель - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) функция понимания, ее цель - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

6) эмотивная функция, ее цель - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) установления отношений, ее цель - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих общественных связей;

8) функция оказания влияния, ее цель – изменение психического состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Уровни общения.

Общение может происходить на разных уровнях, которые определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Выделяют следующие уровня общения:

Уровень общения Характеристика
Макроуровень Выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям;
Мезоуповень Представляет собой одноразовое или многоразовое общение в пределах содержательной темы
Микроуровень Выражается в актах контакта, несущих элемент содержания и выражаемых в определенных внешних показателях: вопрос - ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический


Виды общения.

В современной психологической литературе существуют многочисленные различные подходы к классификации форм и видов общения.

1.По содержанию: материальное (обмен предметами и продуктами деятельности); когнитивное (обмен знаниями); кондиционное (обмен физиологическими и психическими состояниями); мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями); деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

2.По целям: биологическое – необходимо для поддержания, сохранения и развития организма; социальное – преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов.

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

3. По средствам: непосредственное – естественный психологический контакт индивидов при наличии четкой обратной связи (беседа, игра и т. п.); прямое (личные контакты и восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения); опосредованное (использование специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией); косвенное (общение через посредников).

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

4.По виду: деловое общение – содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир; личностное общение; инструментальное – общение, которое преследует какую-то цель, кроме получения удовлетворения от акта самого общения; вербальное; невербальное;

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

5.По уровню взаимодействия индивидов в процессе общения: личностноориентированное (межличностное); социальноориентированное (субъект этого общения как бы удвоен: с одной стороны, осуществляет такое общение один человек как личность, а с другой – субъектом такого общения выступает тот или иной коллектив или общество в целом); предметноориентированное общение (предметом является взаимодействие).

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Различают также межличностное и массовое общение. Межличностное общение – это непосредственное, более или менее постоянное регулярное общение в малых группах. Главное условие межличностного общения –знание индивидуальных особенностей друг друга участниками общения, что возможно только на основе совместного опыта, эмпатии, взаимопонимания.

Массовое общение – это множественные, обычно мимолетные, непосредственные контакты незнакомых друг с другом людей (в толпе, на работе и т. п.). Многие авторы отождествляют массовое общение с понятием массовой коммуникации. Массовая коммуникация – близкий к опосредованному общению процесс, когда сообщения адресуются не отдельным лицам, а большим социальным группам при помощи средств массовой информации.

Концепция Пола Ватцлавика

Пол Ватцлавик (Paul Watzlawick) - один из известных философов и лингвистов, активно разрабатывающих тему «коммуникация». Родился в 1921году в Австрии, изучал философию, языки и психотерапию, с 1960года былруководителем отдела исследований в научно-исследовательском институте в Пало Альто (Калифорния). С 1976года преподает в Стенфордском университете.  
Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

П. Ватцлавик представил результаты своих исследований в пяти тезисах.

· Не общаться нельзя! Молчание и бездействие тоже информативны. Жесты, мимика, интонация и голос дополняют его, осанка сигнали­зирует о настроении человека и некоторых его личностных особенностях.

· Каждый коммуникативный процесс имеет содержательный аспект и аспект отношений. С помощью содержательного аспекта люди передают информацию, данные и факты. Аспект отношений содержат межличностные связи отправителя и получателя. «Предметный» уровень сообщает содержание, а уровень отношений говорит о том, как это содержание следует понимать. Аспект отношений выражается с помощью мимики, жестикуляции и интонации. Сообщения на уровне отношения бывают положительные ( «У меня есть...» или «Это...»), и отрицательные, (например, «Сказали...» . Отрицательные – это расплывчатые, неясные сообщения, из них невозможно понять, о ком именно говорят.

· Не всегда межличностная коммуникация имеет причину (причинную связь). Существует такое явление как«самосбывающееся пророчество». Если человек убежден, что его не уважают, он ведет себя - недоверчиво, и относится к миру с большой долей раздражения. Ответная реакция окружающих подтверждает это первоначальное предположение человека и закрепляет такое его поведение. Проблема состоит в том, что люди воспринимают свое поведение не как причину, вызывающую ответные реакции окружающих, а как реакцию на него других людей.

· Существует цифровая (слова и предложения) и аналогическая (отношения) связь. Цифровая связь базируется на словах и предложениях, которые подчинены определенным объектам. Этот язык логичен, абстрактен и представляет содержательный аспект процесса коммуникации. В первую очередь, он передает информацию, не указывая на то, как именно эту информацию необходимо интерпретировать и оценивать. Аналогическая связь относится не к вещам (как цифровая связь), а к отношениям между предметами или людьми. Партнеры по коммуникации постоянно «переводят» информацию с одного языка на другой. Особенно много ошибок потенциально содержится в аналогической связи. Свои ощущения люди выражают аналогическим языком, потому что, как правило, не включают их в логическую дискретную связь. В этом и состоит основная причина недоразумений в межличностных отношениях. Недоразумения в общении возникают при несовпадении содержательного аспекта и аспекта отношений. Крайним проявлением такого несовпадения является «шизофреническая» (противоречивая) ситуация. Например, на словах человек передает одну информацию, а своим поведением показывает – противоположную. Когда определенное содержание невозможно полноценно выразить дискретно, способом коммуникации оказывается аналогическая связь, которая часто выражается в симптомах тех или иных заболеваний организма. Многие проблемы коммуникации ее участники могут увидеть и решить только тогда, когда выходят за рамки привычной системы и обсуждают свою манеру общения друг с другом («метакоммуникация»).

· Процесс межличностной коммуникации может быть симметричным или комплиментарным, в зависимости от того, на чем основаны отношения между партнерами - на равноправии и сходстве либо неравенстве и отличиях. В первом случае отношения между партнерами можно назвать зеркальными, их взаимодействие симметрично. Поскольку партнеры абсолютно равны, не важно, каковы их действия в каждом отдельном случае. Во втором случае действия одного партнера дополняют действия другого. Благодаря этому создается совершенно новая форма отношений - комплиментарная. Симметричные отношения отличаются стремлением к равноправию и минимизацией различий между партнерами, в то время как комплиментарное взаимодействие базируется на различиях партнеров, дополняющих друг друга. В комплиментарных отношениях существуют две различные позиции. Один партнер занимает первое место, другой - второе. Однако эти понятия не следует заменять понятиями «сильный» и «слабый», «плохой» и «хороший» или другими им подобными. Комплиментарная коммуникация основываются на общественных или культурных отношениях

Коммуникативная терапия Ватцлавика направлена на анализ личностных проблем, таких, как нарушения коммуникации (вплоть до полного непонимания). П. Ватцлавик стремился найти способы предотвращения этих нарушений. Но в то же время он утверждает, что существуют неизбежные, парадоксальные ситуации, попытки их решить только усугубляют конфликт между партнерами по коммуникации.

Самовыражение

В каждом предложении, которое человек говорит кому-то, он сообщает какую-то информацию о себе. В его высказываниях получатель может не только распознать предметное содержание, но и аспект отношений или аспект обращения. Он может также спросить, что заставило другого человека сообщить об этом. Кроме того, отправитель может так оформить эту сторону коммуникации, что создаст о себе определенное представление.

Отношение

Многие получатели очень чувствительны к этой стороне сообщений. Здесь отправитель проявляет свое отношение к получателю. При понимании аспекта отношений большую рольиграет восприятие невербального поведения. Если в аспекте самовыражения получатель выступает еще и как диагност,то здесь он - просто участник общения. С одной стороны, отправитель демонстрирует, как он определяет отношения между собой и получателем, а, с другой стороны, он выявляет свое представление о получателе. Аспект отношений состоит из двух составляющих: во-первых, «Я» - сообщение получателя («Так я представляю тебя») и, во-вторых, «Ты»-«Мы»-сообщение («Так я представляю наши отношения»).

Обращение

Каждой фразой отправитель хочет как-то привлечь получателя или повлиять на него. Это аспект обращения в сообщении. Обращение может быть эксплицитным (выраженным во вне) или имплицитным (подсознательным, невыраженным).

Вопрос для самопроверки:

Два человека сидят в автомобиле, стоящем перед светофором. Пассажир, сидящий рядом с водителем, говорит: «Эй, там зеленый!». Каковы в этом случае: предметное содержание, самовыражение, обращение, отношение ?

Ответ:

· Предметное содержание – «светофор зеленый»

· Самовыражения – «я тороплюсь»

· Обращение – «дави на газ»

· Отношение – «тебе нужна моя помощь».

В дальнейшем именно от водителя зависит, на какую из сторон сообщения он обратит внимание. Возможно, он почувствует, что его опекают, услышит отношение и закричит «Ты ведешь или я?». Или он поймет самовыражение в этом сообщении и скажет: «Мы уже почти приехали». В то время как предметное содержание, прежде всего, апеллирует к разуму, отношение воспринимается сердцем.

Существуют не только четыре стороны сообщения, но и «четыре уха», которыми люди воспринимают сообщение.

Модель с «четырьмя ушами»

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Сообщение можно воспринимать с четырех позиций, соответствующих его сторонам. Шульц фон Тун называет это моделью с четырьмя ушами» получателя, у которого есть по одному «уху» для приема каждой стороны сообщения. Каким «ухом» человек лучше слышит, иногда зависит от него самого, иногда - от ситуации. И все же каждый коммуникатор имеет свои привычки восприятия.

«Ухо – предметное содержание» Этим ухом воспринимается содержание сообщения. Конечно же, иногда можно уловить тон межличностного общения (например, в партнерских отношениях) или придать межличностному сообщению более объективный характер.

«Ухо – самовыражение».Этим «ухом» воспринимают, в какой личной ситуации кто-то что-либо говорит. Иногда между «ухом» - отношением и «ухом» -самовыражением возникает противоречие: «Он говорит это, потому что это касается меня, или в большей степени это касается его самого?» Дети до пяти лет еще не умеют этого различать. Они не могут представлять себя на месте других людей. Поэтому, например, чьи-то порывы гнева они всегда принимают на свой счет и не в состоянии понять, что причина их, возможно, - в напряженной ситуации в жизни другого человека. Однако при высокой восприимчивости к самовыражению возникает опасность повышенной иммунизации или психологизации. Так, любое высказывание получатель может воспринять «ухом - самовыражение» и сделать вывод, что отправитель высказывает критическое замечание, но оно не касается непосредственно получателя. Так можно защититься, иммунизировать себя от любой критики. Еще одна форма одностороннего восприятия - психологизация. Суть ее в том, что на каждое высказывание отправителя получатель дает ответ, в котором уклоняется от ответственности за что-либо, а на предполагаемую психологическую мотивацию другого человека реагирует отстраненно («Ты говоришь это только потому, что ты...»)

«Ухо - отношение». Партнер с развитым «ухом-отношение», все и сразу принимает на свой счет и любую информацию относит к себе. Получатель не распознает при этом особенности самовыражения в сообщении и не воспринимает стороны его предметного содержания.

«Ухо – обращение». Если у человека развито «ухо – обращение», то он всем и всегда старается угодить. Он смеется, когда кто-то шутит, даже если ему не смешно, только потому, что хочет соответствовать обращению шутника (отправителя). Это может принести к тому, что в дальнейшем он будет действовать ещеболее стереотипно, не учитывая своих собственных интересов и потребностей. При восприятии «ухом – обращение» всегда возникает конфликт между действием, направленным вовне (смеяться, даже если не смешно), и действием, направленным вовнутрь (не смеяться; сказать, что это была плохая шутка).

К тому же, при сильно развитом «ухе – обращение» можно все ставить подсомнение.

Концепция «Окна Джогари»

Окна Джогари - простая графическая модель, которую разработали Джо Луфт и Гарри Ингам (Joe Luft, Garry lltffham), - позволяет выявить особенности собственного представления о себе и представления других людей. Она показывает разные стороны личности, которые участвуют в процессе общения:

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

В квадранте 1 представлены те стороны личности, которые человек осознает сам и открывает другим.

Квадрант 2 включает те стороны, которые известны этому же человеку, но скрыты от других. Это проявления, которых многие стыдятся: неуверенность, желания, мотивы, не соответствующие общепринятым нормам человеческого сосуществования. Здесь можно также отыскать собственные реакции на других людей, которые могут кого-то обидеть. Мы многого не говорим партнеру по коммуникации, о чем- то умалчиваем, не даем некоторых советов из опасения, что он может обидеться.

Квадрант 3 содержит такие стороны личности и поведения человека, которые он не осознает, но их замечают другие. Сюда относятся многие ситуации, в которых лживость слов человека проявляется в его поведении: когда шеф бьет кулаком по столу с красным лицом и говорит: «Я не раздражен»; или, когда выступающий с дрожащими руками говорит: «Я чувствую в нашем обществе очень хорошо».

Квадрант 4 включает стороны личности человека, которые недоступны ни ему, ни другим, и скрыты глубоко в подсознании.

Взаимодействиепартнеров строится на различных уровнях.

Наиболее распространенным является первый уровень взаимодействия, когда два человека обмениваются информацией в известной им сфере деятельности. Например, тренеры говорят о содержании их тренингов. Повара обмениваются рецептами. Менеджеры совместно разрабатывают стратегию будущего.

На втором уровне получатель принимает от отправителя информацию, которую последний не осознает. Например, отправитель старается достичь конструктивных и позитивных отношений, но получатель воспринимает сигналы антипатии.

На третьем уровне отправитель сознательно открывает получателю то, что обычно скрывает от других. Так, женщина-менеджер, известная как уверенный тактик, показывает свою слабость на переговорах, когда замечает, что не может достичь своей цели. Она делает это совершенно сознательно в надежде на положительное решение вопроса.

На четвертом уровне получатель реагирует интуитивно и неосознанно на информацию отправителя, которую последний также не осознает.

Концепция Нэда Германна

Люди воспринимают информацию по-разному: визуально, аудиально, через действия. С возрастом головной мозг распределяет функции между двумя полушариями. У 90-95% людей левое полушарие головного мозга отвечает за речь, а правое – за слуховое восприятие. В затылочной области, как в левом, так и в правом полушарии, находятся участки коры головного мозга, в которых происходит осознание зрительно воспринятой информации. Несмотря на симметричное расположение глаз, можно установить функциональную асимметрию мозга. Так, левое полушарие отвечает, за восприятие написанного (то есть за слова и буквы), в то время как правое - за фигуры и формы. Таким образом, можно было бы предположить, что коммуникация у всех людей происходит одинаково: ведь с биологической точки зрения наши тела «построены» по одному модульному принципу. Но есть тонкие различия, которые усложняют практику коммуникации.

Фредерик Вестер (Frederic Vester), чью биологическую теорию головного мозга подхватил Нэд Германн (Ned Hermann), в своей: книге «Думать. Учить. Забывать» приводит наглядный пример: «Представим, что четыре школьника изучают один и то же материал, но каждый по-своему. Например, закон силы тяготения. Один ученик пытается понять его с помощью коммуникации, слуха и говорения, а значит, аудиально. Другой школьник объясняет ему изучаемую закономерность разговорным языком, который понятен им обоим. Они преодолевают разногласия с помощью аргументов контраргументов, сами находят простые примеры и иллюстрации. Еще один ученик изучает этот же закон с помощь зрения, наблюдений и экспериментов, а значит, визуально. Каждый знает, что острый гвоздь можно быстрее вогнать стену, чем тупой. Но почему? Потому что из-за минимальной поверхности острия гвоздя сила давления на пробиваемую поверхность возрастает. Третий ученик учит закон с помощью прикосновения и ощущения, то есть осязательно. Он берет два карандаша, один острым концом вверх, второй – наоборот нажимает большим пальцем на плоскую поверхность. Никакой реакции. Нажимает на острие. Больно. Почему? Потому что острие из-за его маленькой поверхности увеличивает силу давления, и боль возрастает. Четвертый ученик учит закон с помощью абстрактных формул, следовательно, с помощью интеллекта. В каждом случае содержание объяснения одно и то же: большая поверхность - маленькая сила давления, маленькая поверхность - большая сила. Только каждый раз материал усваивается с помощью разных органов восприятия». Этот пример содержит сведения об особенностях коммуникации с другими и еще раз свидетельствует о том, что с разными людьми не стоит общаться одинаково.

Нэд Германн разработал понятное объяснение того, почему стоит выбирать определенный стиль коммуникации. Он разработал метод, который делает разные индивидуальные стили мышления наглядными и сравнимыми. Его разработка основана на исследованиях творчества человека. Результаты этих исследований показали взаимосвязь с результатами исследований мозга. Медицинские исследования показывают, что оба полушария головного мозга, несмотря на их симметричное положение, выполняют разные функции. Левое полушарие работает последовательно и отвечает за логическое и аналитическое мышление. Правое полушарие работает с картинками, образами и невербальными идеями; это зрительная интуитивная область головного мозга.

Пока еще отсутствуют какие-либо достоверные знания о разделении лимбической системы, расположенной под обоими полушариями. В этой области возникают чувства и образы мыслей, ориентированные на поведение. От 200 до 300 миллионов нервных клеток соединяют оба полушария с помощью мозолистого тела. С их помощью вся информация связывается постоянно и исключительно быстро. Нэд Герман спроектировал метафорическую модель мозга, которая классифицирует образы мышления и поведение соответственно в квадранты «А», «В», «С» и «D», которые имеют определенные признаки. Люди развиваются, овладевают новыми знаниями, умениями и навыками, но они делают это на основании неповторимого сочетания их талантов. Задача, которую решает инструмент доминантности Германа - HDI- «Herrmann-Dominanz-Instrument» это выявление неповторимости каждого человека.

При помощи анализа можно выработать рекомендации для соответствующего способа обучения, целенаправленного формирования компетенции и потенциально успешной сферы деятельности. Если рассматривать «HDI» с позиции коммуникации, тогда между людьми, предпочитающими одни и те же квадранты и работающими в одной сфере, возникает самая эффективная коммуникация. Если образ мысли и рабочие требования не совпадают, можно ожидать снижения эффективности коммуникации

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 2. Убеждающее общение

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Слайд 5. Ритуальное общение

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Лекция 10. Категория общения в общей психологии

Понятие «общение» в психологии. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная сторона. Функции общения. Соотношение понятий «общение» и «деятельность». Характеристики общения. Уровни общения. Соотношение понятий «общение» и «деятельность». Виды общения. Современные концепции общения: информационные, интеракционные, реляционные.

Методические рекомендации к изучению темы.

Общениеявляется важнейшей категорией психологической науки. Общение является центральным понятием в педагогической психологии, в социальной психо­логии, в психологии личности. Как представлено данное понятие в общей психологии? Этому вопросу и посвящена предлагаемая лекция.

Внимательно прочтите материал лекции, ответьте вопросы для самопроверки. Для закрепления материала, внимательно просмотрите презентацию. Выучите основные определения из глоссария.

Общение -сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.  
Общение - взаимодействие двух или более субъектов, реализуемое знаковыми средствами, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на изменение в состоянии, в поведении и в личностно-смысловых образованиях партнера.

В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения - об общей культуре и грамотности.

Понятие общения соотносится с понятием коммуникации. Акт общения анализируется и оценивается по следующим компонентам:

Ø адресант 1 - субъект общения;

Ø адресат 2 - кому направлено сообщение;

Ø сообщение - передаваемое содержание;

Ø код - средства передачи сообщения;

Ø канал связи, ситуация общения;

Ø результат – то, что достигнуто в итоге общения.

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Рисунок Компоненты коммуникативного акта

Структура общения.В едином процессе общения выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие); перцептивную (взаимовосприятие):

• коммуникативная - характеризует особенности обмена, характер и содержание информации, которой обмениваются субъекты общения;

• интерактивная - отражает характеристики взаимодействия общающихся субъектов, к ним относятся позиции, стили, стратегии, которые используют партнеры по общению. Среди возможных позиций в общении можно выделить «пристройку» к партнеру «сверху», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию.

• перцептивная - предполагает восприятие и понимание субъектами друг друга в процессе общения;

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Рисунок Стороны общения

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики информационного процесса, происходящего между людьми как активными субъектами: с учетом отношений между партнерами, их установок, целей и намерений. Все это приводит не просто к движению информации, но к уточнению и обогащению знаний, сведений и мнений, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы:

Ø речь;

Ø оптико-кинетическая система знаков - жесты, мимика, пантомимика;

Ø системы паралингвистическая и экстралингвистическая - интонация, неречевые вкрапления в речь (например, паузы);

Ø система организации пространства и времени коммуникации;

Ø система «контакта глазами».

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Рисунок Невербальные средства общения

Важная характеристика коммуникативного процесса - намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение друг друга, обеспечить свою представленность в другом (персонализацию). Для этого необходимы условия - использование единого языка, и одинаковое понимание ситуации общения.

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru Интерактивная сторона общения представляет собой построение стратегии взаимодействия. Различают ряд типов взаимодействия между людьми, прежде всего - кооперацию и конкуренцию. Для психологии важно содержательное рассмотрение различных типов взаимодействия.

Лекция 10. Категория общения в общей психологии - student2.ru

Рисунок Типы взаимодействия между людьми

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается «прочтением» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Основные механизмы познания другого человека - идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и межличностного познания возникает ряд «эффектов» - эффекты первичности, недавности (новизны) и ореола. Большую роль играют и явления стереотипизации и каузальной атрибуции. Знание этих механизмов позволяет выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении. Связь общения с определенным характером взаимоотношений проявляется и при эмоциональной регуляции перцептивного процесса, в частности - в явлении аттракции (притяжения).

Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений.

Иногда исследователи называют стороны общения по другому:

1) информационно-коммуникативная сторона связана с процессами приема-передачи информации;

2) регуляционно-коммуникативная сторона связанна с взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности;

3) аффективно-коммуникативная сторона относится к эмоциональной сфере и отвечает потребностям в изменении своего эмоционального состояния.

Вопрос для самопроверки:

Процесс формирования образа другого человека, «прочтение» за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения – это:

а) коммуникативная сторона общения

б) интерактивная сторона общения

в) перцептивная сторона общения

Ответ: в) перцептивная сторона общения - предполагает восприятие и понимание субъектами друг друга в процессе общения

Функции общения.

Общение полифункционально, выделяют следующие функции:

1) инструментальная функция общения необходима для обмена информацией в процессе управления и совместного труда;

2) синдикативная функция выражается в сплочении малых и больших групп;

3) трансляционная функция необходима для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценки партнера;

4) функция самовыражения ориентирована на поиск и достижение взаимного понимания (особенно характерна для творческих личностей).

По критерию цели общения авторы выделяют восемь функций:

1) контактная, ее цель - установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений и к поддержанию взаимосвязи в виде постоянной взаимоориентированности;

2) информационная, ее цель - обмен сообщениями (прием-передача сведений в ответ на запрос), а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;

3) побудительная, ее цель - стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий;

4) координационная, ее цель - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;

5) функция понимания, ее цель - не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и взаимное понимание - намерений, установок, переживаний, состояний и пр.;

6) эмотивная функция, ее цель - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а также изменение с его помощью своих переживаний и состояний;

7) установления отношений, ее цель - осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих общественных связей;

8) функция оказания влияния, ее цель – изменение психического состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и пр.

Уровни общения.

Общение может происходить на разных уровнях, которые определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами. Выделяют следующие уровня общения:

Уровень общения Характеристика
Макроуровень Выражается в том, что человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям;
Мезоуповень Представляет собой одноразовое или многоразовое общение в пределах содержательной темы
Микроуровень Выражается в актах контакта, несущих элемент содержания и выражаемых в определенных внешних показателях: вопрос - ответ, рукопожатие, акт мимический и пантомимический

Наши рекомендации