Задачи профессиональной деятельности выпускника
Общие для всех видов профессиональной деятельности:
реализация на практике прав ребенка;
создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
систематическое повышение своего профессионального мастерства;
соблюдение норм профессиональной этики;
повышение собственного общекультурного уровня;
соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
В области социально-педагогической деятельности:
осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;
организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;
организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;
выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;
формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;
организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.
В области психолого-педагогического сопровождения дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования:
проведение психологического (диагностического) обследования детей с использованием стандартизированного инструментария, включая первичную обработку результатов;
проведение коррекционно-развивающих занятий по рекомендованным методикам;
работа с педагогами с целью организации эффективного учебного взаимодействия детей и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
создание во внешкольной деятельности благоприятных условий для развития творческих возможностей каждого ребенка;
помощь школьникам в процессе профессиональной ориентации и профессионального самоопределения;
участие в разработке индивидуальных траекторий развития детей и подростков.
В области психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в специальном и инклюзивном образовании:
проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;
проведение психологического обследования детей с сенсорными, речевыми и двигательными нарушениями разного возраста с использованием рекомендованного инструментария, включая первичную обработку результатов и умение формулировать психологическое заключение;
проведение занятий с обучающимися по утвержденным рекомендованным коррекционным программам;
работа с педагогами и родителями с .целью организации эффективных учебных взаимодействий детей с ОВЗ и их общения в образовательных учреждениях и в семье;
создание благоприятной и психологически комфортной социальной среды с привлечением родителей и членов семьи здоровых детей и детей с ОВЗ.
Основными типами практики студентов-практикантов являются учебная и производственная.
Задачи учебной практики — ознакомление (пассивное и активное) с будущей профессиональной деятельностью, получение первичных профессиональных умений и навыков, подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.
Производственная практика имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта практической работы по изучаемой специальности. Производственная практика студентов включает также преддипломную (научно–исследовательскую).
Основные задачи практики
1. Ознакомление студентов с различными видами практической психолого-педагогической и социально-педагогической деятельности.
2. Освоение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе.
3. Закрепление теоретических знаний и получение навыков их практического применения.
4. Знакомство со спецификой деятельности психолога и социального педагога в учреждениях различного профиля.
5. Формирование профессиональной позиции психолога, социального педагога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики.
Виды практик и количество недель, отведенных для их проведения, определено ФГОС, сроки — учебным планом.
Практика проводится в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования, оздоровительно-воспитательных центрах, детских базах отдыха, загородных и городских оздоровительных лагерях, учреждениях интернатного типа, центрах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Практика может быть пройдена в любом из указанных учреждений при наличии необходимых условий для ее организации в соответствии с содержанием практики.
Все типы практик направлены на ознакомление студентов с важнейшими видами и средствами практической психолого-педагогической и социально педагогической деятельности с детьми, подростками и семьями.
В результате прохождения практики студенты должны обладать представлениями и знаниями об основных социально-педагогических и психолого-педагогических проблемах, возникающих в процессе оказания профессиональной помощи; иметь важнейшие практические навыки в различных видах социально-педагогической и психолого-педагогической работы с ребенком, подростком и семьей. Практика ориентирует студентов на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних проблем и активизации их личностных ресурсов, формирование профессиональной позиции.
Иногородним студентам по решению кафедры может быть разрешено прохождение практики по месту жительства. В данном случае ответственность за прохождение медицинской комиссии, организацию практики, разрешение трудных вопросов несет студент. При этом не менее чем за одну неделю до начала практики студенту необходимо предоставить руководителю практики факультета справку-отношение (справку-вызов) с предполагаемого места прохождения практики, подтверждающую намерение организации принять студента и обеспечить необходимые условия.
Общими для всех практик являются следующие организационные моменты.
1. Установочная конференция осуществляется за одну неделю до начала прохождения практики. Ее основная задача состоит в разъяснении студентам цели и содержания практики, выяснении готовности студентов к прохождению практики, в тщательной проработке совместно с методистами задания на практику. Также идет уточнение места и условий предстоящей деятельности, разъяснение формы и вида отчетности (наличие дневника, уточнение формы записей, заполнение бланков отчетности и т. д.). В работе конференции принимают участие представители деканата, руководители практик вуза, руководитель практики филиала, методисты.
2. Прохождение практики включает в себя:
ü знакомство с руководством образовательного или любого другого учреждения согласно распределению, установление контакта с методистами практики на местах, с сотрудниками учреждений, социальным педагогом, психологом, учителями, детьми, родителями и т. д.;
ü выполнение задания практики: наблюдение, социально-педагогическая и психодиагностика, проведение и анализ внеклассных мероприятий, профилактической и коррекционно-развивающей работы и прочее;
ü обработка, анализ, интерпретация полученных данных, их сравнение и обобщение, написание социально-педагогического и психологического заключения. Оформление и сдача отчета на кафедру психологии и кафедру социальной педагогики и социальной работы.
В случае невыполнения требований, предъявляемых к деятельности и поведению практиканта, студент отстраняется от прохождения практики.
3. Итоговая конференция проводится через две недели после завершения практики. Итоговую конференцию организует факультетский руководитель (руководители) практик. В конференции принимают участие представители деканата факультета, руководители практик факультета, руководитель практики филиала, методисты, возможно и представители учреждений, где студенты проходили практику. Перед началом конференции может быть организована выставка лучших работ студентов. На конференции руководитель и методисты практики анализируют качество выполнения заданий, дают содержательную характеристику работы студентов и общую оценку результатов практики, определяют готовность студентов к выполнению данного вида профессиональной деятельности. Студенты выступают с сообщениями по результатам своей работы, вносят предложения по совершенствованию организации и содержания практики.
Таблица 1
СТРУКТУРА ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
по направлению 050400.62 «Психолого-педагогическое образование»,
профилю «Психология и социальная педагогика»
№ | Виды практик | Курс | Семестр | Кол-во недель |
Инструктивно-методический лагерь | II | |||
Летняя педагогическая практика | II | |||
Психолого-педагогическая практика | III | |||
Комплексная практика | IV | |||
Научно-исследовательская практика | IV |