Личность и ее индивидуальные особенности
Глава 5.
Личность и ее проявления
Личность... то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя... А. Н. Леонтьев
Понятие о личности и ее структуре
Вы, наверное, заметили, что фактически на каждой странице этой книги мы говорили и будем говорить о личности . О личности шла речь, когда, рискуя наскучить читателю, мы на разные лады повторяли мысль о целостности и фактической неразложимости психики человека, а в будущем – разговор о том, как личность ощущает и воспринимает окружающий мир, как она запоминает, мыслит, фантазирует... Все познавательные процессы, с которыми мы будем знакомиться, – это конкретные проявления психической жизни личности, а история развития психики ребенка – путь от начала формирования до становления личности. Теперь пришла пора перейти
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е от характеристики отдельных проявлений к целостному аналиИндивид, индивидуальность – зу личности. это конкретный человек, во всем Само слово «личность», как своеобразии своих физических многие другие психологические и физиологических, психолопонятия, широко используется в гических и социальных качеств повседневном общении. Когда и свойств. хотят охарактеризовать какогото человека, то часто говорят о
нем то как о личности, то как об индивиде, индивидуальности. В психологии эти понятия различаются.
Индивид , индивидуальность – это конкретный человек , во всем своеобразии своих физических и физиологических , психологических и социальных качеств и свойств .
Но индивидуальностью, вообще говоря, обладают не только люди. Каждый знает, как не похожи друг на друга домашние животные – собаки, кошки, коровы: у каждого не только своя внешность, но и свой «нрав». Однако никто никогда не говорит о личности лошади или даже очень сообразительной овчарки.
Нет никакого сомнения в том, что все новорожденные младенцы похожи друг на друга только на первый взгляд. Фактически каждый из них – уже индивидуальность. Но не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Обязательно ли все становятся? Или только некоторые? Как говорит психолог А. Асмолов, «человеком рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Недаром же, наверное, об одном говорят: «Настоящая личность!», а о другом: «Нет, это не личность. Так, ни то ни се».
Интересно, что слово «личность» испытало в истории удивительные приключения, которые, кажется, еще продолжаются. Первоначально латинское слово «persona» (персона) означало маску, личину. В античном театре актер надевал ту маску, которая характеризовала типичные качества изображаемого персонажа. Потом маска как бы приросла и стала обозначать внутреннюю суть самого действующего лица. «Персона» сошла с театральных подмостков и шагнула в жизнь. В Древнем Риме «персона» уже обозначала «лицо перед законом». При этом раб, тело и труд которого принадлежали господину, персоной быть не мог, т. е. личностью не признавался.
В русском языке слово «личность» долго имело оскорбительный оттенок. В академическом словаре 1847 г. говорилось, что личность, во-первых, «отношение одного лица к другому. Никакая личность не должна быть терпима в службе»; и, во-вторых, «колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление. Не должно употреблять личности». Теперь понятно и следующее «определение», принадлежащее А. С. Пушкину:
Иная брань, конечно, неприличность, Нельзя писать: Такой-то де старик, Козел в очках, плюгавый клеветник, И зол и подл: все это будет личность .
Даже у Л. Толстого в «Войне и мире» вы можете прочитать такое описание хода бурных прений: «Чем дальше они продолжались, тем больше разгорались споры, доходившие до криков и личностей». Удивительно, что параллельно развивалось и совсем другое значение этого слова: «Ведаешь ли, от чего зависит твоя особенность, твоя личность , что ты есть?» – вопрошал А. Н. Радищев. Так мог бы написать сегодняшний философ или психолог. В наши дни словом «личО П Р Е Д Е Л Е Н И Е ность» чаще всего обозначают Личность – это любой челоиндивидуальность в ее социальвек, обладающий сознанием. ных связях и отношениях , но до сих пор в пылу жаркого спора может прозвучать предостерегающее: «Коллеги, не переходите на личности!» В психологии понятие «личность» используется в двух основных значениях. Личность – это любой человек, обладающий сознанием . По словам К. К. Платонова, личность – «это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему». По мнению других психолоО П Р Е Д Е Л Е Н И Е гов, под личностью нужно пониЛичность – человек, достигмать нечто иное. ший определенного уровня Личность – человек, достигпсихического развития. ший определенного уровня психического развития .
Этот уровень, как указывала известный психолог Л. И. Божович, характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «я». Такой уровень психического развития характеризуется также наличием у человека собственных взглядов и отношений, собственных моральных требований и оценок, делающих его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды.
Необходимая характеристика личности – ее активность . Человек на этом уровне развития способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять ее в своих целях, а также изменять в своих целях самого себя. Иначе говоря, человек, являющийся личностью, обладает, с точки зрения Л. И. Божович (и мы ее яем), таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной мере и своим психическим развитием.
Да, здесь впору каждому задуматься: личность я или все еще нет, т. е. имею ли собственные убеждения, не ссылаясь на то, что на меня кто-то как-то не так повлиял и не туда повел. Необходимо самому влиять и вести за собой, самому изменять себя, подравнивать под идеал. Если он, конечно, есть, если ты... личность.
А как же тогда дети, подростки? Ведь говорят же: «уважение к личности ребенка». Противоречие? Только на первый взгляд. А. Н. Леонтьев считал, что личность действительно рождается дважды. В первый раз, наверное, это происходит в период «возрастной революции», когда трехлетний демонстрант выставляет знаменитый лозунг: «Я сам!» Во второй – когда, по выражению А. Н. Леонтьева, возникает его сознательная личность. Хочется думать, что возникает она у всех. Во всяком случае, к этому надо стремиться.
Из каких же основных элементов, блоков строится личность? Мы уже отметили, что, по мнению Л. И. Божович, в основе личности лежит направленность – система ведущих стремлений и мотивов поведения. Подчеркивают значение направленности и другие психологи. С. Л. Рубинштейн говорил, что, для того чтобы понять личность, ее структуру, надо ответить на три главных вопроса:
1. Чего хочет человек, каковы его потребности, желания и стремления?
2. Что может человек и каковы его способности, умения и навыки?
3. Каковы его темперамент и характер, индивидуальные особенности?
А вот какова структура личности по мнению К. К. Платонова. Выступая на конференции, он образно представлял свою концепцию: ставил ребром на край кафедры раскрытую ладонь и говорил: «Представьте себе, что это структура личности, состоящая из четырех подструктур. Первая, нижняя, подструктура – это биопсихические свойства – темперамент, половые, возрастные и другие психофизиологические особенности. Следующая подструктура – особенности психических процессов – внимание, воля, чувства, восприятие, мышление, память. Затем – подструктура опыта, которая включает привычки, умения, навыки и знания. И, наконец, (тут голос оратора становился торжественным. Он обращал внимание аудитории на указательный палец) подструктура направленности: убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания».
Устойчивость и изменчивость личности
Человек без личности? Пожалуй, наиболее ярко этот образ раскрыл американский фантаст Р. Брэдбери в новелле «Марсианин» из знаменитого сборника «Марсианские хроники». Это рассказ о существе, лишенном собственной личности, личностной определенности и самостоятельности, – о марсианине, который меняется в зависимости от желаний того человека, в чью сферу влияния попадает.
Впрочем, чтобы продемонстрировать поведение «человека без личности», совсем не обязательно переноситься на Марс. Таких людей, к сожалению, не так уж мало и на нашей собственной планете, в нашем городе и просто рядом с нами.
У писателя В. Гусева есть рассказ «Экскурсия», главный герой которого, Саша, тоже постоянно «превращается».
Итак, превращение первое . Саше предстоит разговор «с бухгалтершей Зиной – профсоюзным боссом», которая, как он знает, считает его «размазней и хлюпиком», «не настоящим мужчиной», «интеллигентиком несчастным», хотя не лишенным при этом осторожности, осмотрительности и житейско-практической смекалки: «Этот не зарвется, лишнее не сболтнет...»
«...Взявшись за медную ручку и открыв дверь, переступив порог, Саша появляется в бухгалтерии именно тем человеком, каким он предстает в воображении Зины...»
Превращение второе . Переступив порог кабинета директора, Саша почти физически ощущает, как тотчас становится тем задиристым и ершистым («молодежь, молодежь...»), на словах готовым вечно нервничать, горячиться, но на деле работоспособным, «головастым» человеком, каким воспринимает его Ростислав Ипполитович. «Он непроизвольно ощущал, что директору нравятся и его независимость, и его скрытое уважение, тактичная дистанция по отношению к начальству, и почти невольно для самого себя все больше входил в ритм того и другого, все больше выпячивал это в своей позе, повадке, хотя и стоял, казалось бы, неподвижно...»
В зал, где собираются для начала осмотра, Саша, держа длинную указку, входит с тем видом неуловимого превосходства над всеми праздно толпящимися вокруг, который присущ почти всем экскурсоводам: он делает дело, он знает, а экскурсанты должны его слушать. Это его третье перевоплощение , в ходе которого Саше удается скрыть, что он ничего не понимает в живописи, даже на миг искренне поверить в произносимые слова и т. д.
Разумеется, поведение такого рода характеризует малосимпатичную личность. Это приспособленец, лишенный нравственной устойчивости и твердых убеждений. Но было бы большой ошибкой считать, что личность – это некое твердокаменное изваяние, над которым не властны ни годы, ни обстоятельства. Все дело в том, что именно изменяется в человеке, а что остается неизменным. Н. Заболоцкий писал:
Как мир меняется! И как я сам меняюсь! Лишь именем одним я называюсь, На самом деле то, что именуют мной, – Не я один. Нас много. Я – живой.
Одного имени для сохранения того, что называется личностной определенностью, конечно, маловато, хотя и оно имеет значение.
Если человек – личность, то даже серьезные жизненные бури не способны изменить в нем чего-то главного, каких-то глубоких жизненных установок и убеждений. Ю. Трифонов в глубоко психологической повести «Другая жизнь» угадал именно это качество главного героя.
«...Неудачи из года в год добивали его, вышибали из него силу, он гнулся, слабел, но какой-то стержень внутри него оставался нетронутым – наподобие тоненького стального прута, – пружинил, но не ломался. И это было бедой. Он не хотел меняться в своей сердцевине, и это значило, что, хотя он мучился и много терпел от неудач, терял веру в себя, увлекался нелепейшими безумствами, заставлявшими думать, что у него помутился разум, приходил в отчаянье и терзал всем этим свое бедное сердце, он все же не хотел ломать то, что было внутри него, такое стальное, не видимое никому».
То, что в одних обстоятельствах оборачивается бедой и жизненной драмой, в других становится примером вдохновляющей стойкости и героизма. И основное здесь – социальная значимость той генеральной цели, во имя которой человек строит свою личность и прокладывает свой жизненный путь. А. Вознесенский писал: «Судьба, как ракета, летит по параболе. Обычно – во мраке и реже – по радуге». Выбор этой параболы – главная функция личности.
В книге А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» есть прекрасные строки о личности – характеристика «этого высшего единства человека, изменчивого, как изменчива сама его жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство... Ведь независимо от накапливаемого человеком опыта, от событий, которые меняют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений он как личность остается и в глазах других людей, и для самого себя тем же самым».
Личность и общество. Социальные роли
Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций или, как еще говорят, социальных ролей .
Вы уже, наверное, заметили, что психологам нравятся аналогии из мира театра. Это не удивительно: театр – модель жизни, где психологические ситуации заострены и освобождены от второстепенных деталей. Каждый спектакль – это своеобразный психологический эксперимент. Люди театра не остаются в долгу. Для них сама действительность – порой своеобразный спектакль, а для Шекспира, например:
Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль...
Личность, персона, как мы видели, давно уже сошла с театральных подмостков. Не дошла ли очередь до роли? Во всяком случае, в психологии личности и социальной психологии это понятие заняло весьма почетное место. В социальной психологии понятие «роль» оказалось удобным для описания поведения личности в ее различных социальных функциях. Социальная роль – это выраО П Р Е Д Е Л Е Н И Е ботанная обществом программа действий человека в определенСоциальная роль – это выраных обстоятельствах . ботанная обществом програмВ этом смысле социальная ма действий человека в опрероль в какой-то мере действиделенных обстоятельствах. тельно напоминает театральную. Прежде всего тем, что, приняв на себя определенную функцию, человек начинает действовать по заданной программе, придерживаясь принципа «взялся за
гуж, не говори, что не дюж». Эта «заданность» в зависимости от характера деятельности может быть более или менее жесткой, зафиксированной в официальных документах или закрепленной только обычаем, осознаваемой человеком или неосознанной, но она всегда существует. И окружающие четко контролируют точность выполнения программы. Собственно говоря, роль может быть полноценной только тогда, когда есть с кем, перед кем и для кого ее исполнять. Невозможно быть мужем без жены, сыном без матери, племянником без дяди. Это дуэты семейных сцен. Точно так же нельзя быть начальником без подчиненных, учителем без учеников, вождем без ведомых, актером без зрителей. Когда Робинзон Крузо после многолетнего одиночества встретил наконец человека, он немедленно воспроизвел привычное для предприимчивого англичанина распределение социальных функций: «Прежде всего я объявил ему, что его имя будет Пятницей, так как в этот день недели я спас ему жизнь. Затем я научил его произносить слово “господин” и дал понять, что это мое имя...»
Социальная роль – это всегда «я» и все-таки не совсем «я». Вернее, далеко не все «я». Человек не исчерпывается своими социальными ролями. Более того, он способен и противостоять им, если они противоречат его представлению о самом себе. Социальная роль может как помочь человеку найти себя в жизни, так и быть преградой на пути к самореализации.
Известный драматический артист В. К. Папазян жаловался, что актеру приходится играть и переживать так много чужих жизней, что не остается физических и духовных сил, чтобы «найти себя в жизни». Создать себя? Создать свой собственный образ по собственному сценарию – не это ли одна из главных задач самовоспитания? А может быть, единственная. Люди действительно строят собственный образ. В случаях, когда удается, говорят «нашел себя», если нет – «строит из себя».
Важно, чтобы в этом «самостроительстве» образ, к которому стремится человек, нес в себе определенное нравственное содержание. Самосовершенствование является не самоцелью, а средством, с помощью которого человек, став лучше, будет более нужен и необходим другим людям и обществу, а значит, и самому себе.
При отсутствии такого нравственного содержания человек будет, в лучшем случае, «самовоспитываться» для себя самого (своего рода самолюбование ) либо даже в ущерб другим людям и обществу (если в качестве ориентира выбран антисоциальный образ). Подлинная перестройка личности, ее перевоспитание под воздействием нового общественного положения – длительный и сложный процесс. Собственно говоря, именно этот метод использовали в воспитательной работе А. С. Макаренко и его последователи: например, нарушитель дисциплины ставится в положение ответственного за ее соблюдение.
Процесс перестройки личности под влиянием новой социальной роли с большой художественной убедительностью прослеживается в известном итальянском фильме «Генерал Делла Ровера». Генуя, 1944 год. Темное время фашистского режима. В руки гестапо попадает игрок и жулик Бертоне (его роль исполняет Витторио де Сика), который наживался на несчастьях соотечественников: вымогал деньги у родственников арестованных, обещая добиться смягчения наказания и даже освобождения последних, передачи посылок и писем якобы с помощью своих друзей и сообщников из числа гитлеровских солдат и офицеров. До войны он восемь раз был осужден: за мошенничество, обман, торговлю наркотиками и даже за двоеженство. Эсэсовский полковник Мюллер обещает Бертоне жизнь и миллион золотом за то, чтобы тот сыграл в тюрьме роль крупного деятеля Сопротивления генерала Делла Роверы, убитого в момент высадки на итальянскую территорию. В дальнейшем полковник надеется использовать мнимого генерала как «подсадную утку» и установить с его помощью личность попавшего в тюрьму руководителя Сопротивления, которого никто не знает в лицо. Бертоне быстро усваивает внешний рисунок роли. По тюремным камерам разносится слух о появлении генерала. И политические заключенные, и надзиратели относятся к Бертоне как к генералу, мужественному борцу за свободу. На его глазах героически погибает один из узников. Бертоне все глубже вживается в роль патриота; постепенно происходит подлинное перерождение личности. Бывший мошенник и любитель легкой наживы уже не только ведет себя так, как, по мнению окружающих, должен вести себя итальянский генерал, ненавидящий фашистов, но и умирает как герой, так и не выдав руководителя Сопротивления, который уже стал ему известен... То, что было маской, стало внутренним содержанием личности.
Преобразующую силу социальных ожиданий человек ощущает не только при непосредственном межличностном общении, когда ожидания исходят от конкретных людей, так сказать, персонифицируются. Эти ожидания могут восприниматься как знание того, чего вообще хотят от нас окружающие, не только близкие, но и «дальние», как переживание надежд, которые связываются с нашей деятельностью. Нередко именно стремление «оправдать надежды», «не обмануть ожидания» становится сильным внутренним мотивом, помогающим преодолеть трудности и достигнуть цели.
Преобразующее и активизирующее влияние принятой социальной роли своеобразно используется в опытах гипнолога В. Л. Райкова по стимулированию творческой деятельности в состоянии гипноза.
Начинающему художнику внушали, например, что он Репин, музыкант «становился» Рахманиновым, а артистке предписывалось «стать» Комиссаржевской.
Молодые люди внутренне раскрепощались и значительно лучше, чем обычно, рисовали, музицировали и читали стихи.
Интересен также опыт по активизации шахматного творчества. В лабораторию пригласили экс-чемпиона мира гроссмейстера М. Таля, который сыграл с одним из испытуемых шесть партий. Три партии испытуемый играл в обычном состоянии, три партии – в состоянии гипноза (ему был внушен образ выдающегося шахматиста прошлого П. Морфи). Таль выиграл. После сеанса он дал следующую оценку игры испытуемого: «До гипноза я играл с человеком, едва передвигавшим фигуры. В состоянии гипноза передо мной сидел совсем другой человек, экспансивный, энергичный, смелый, который играл на два разряда лучше».
Такие опыты лишний раз демонстрируют огромные скрытые возможности человека.
Личность и общение
В конце XIX в. вышла в переводе на русский язык книга французского автора Э. Льебо под многообещающим названием «Как узнать характер человека». В этой книге были даны различные советы, один из которых требует серьезного обсуждения. Ссылаясь на авторитет немецкого философа А. Шопенгауэра, автор рекомендует наблюдать человека, так сказать, через замочную скважину и при этом тогда, когда он находится в комнате один. Только наедине со своими мыслями у человека появляется именно то выражение, которое ему свойственно и которое, следовательно, выдает его действительное душевное состояние; только когда человек бывает с самим собой, складки на его лице не подтянуты и видны во всей своей резкости. Как только человек почувствует, что на него смотрят, или заговорит с кем-нибудь, свойственное ему выражение улетучивается; складки на лице подтягиваются, глаза становятся любезнее, добрее, и, вообще, вся его физиономия принимает условное, соответствующее данному моменту выражение. Если нам удается наблюдать человека, когда он бывает наедине с самим собою, то составленное о нем суждение подчас довольно близко к истине.
Автора нельзя винить за то, что он не знал основных положений социальной психологии, которая получит бурное развитие только в последующем веке. Социальная психология как раз и изучает , во-первых , те изменения , которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми , и , во-вторых , те общности , внутри которых осуществляется это прямое и косвенное общение: большие и малые группы , коллективы и т . д . В ситуации общения у человека действительно меняется очень многое: от выражения лица до взглядов на окружающее. Собственно говоря, само человеческое «я» , внутреннее содержание личности возникает и формируется только в процессе общения с окружающими людьми . Уже на самых ранних стадиях жизни это формирование тесно связано с положением, в котором оказывается ребенок среди окружающих, и зависит от его места в той группе, которая является микросредой его развития.
На каждом новом этапе жизни личность оказывается в новой социальной ситуации, в новой микросреде, новой группе. Сначала, как мы видели, это семья, дальше идет группа детского сада, потом школьный класс, группа ПТУ, студенческая группа, производственная бригада, наконец – кружок пенсионеров. Это, так сказать, продольный срез жизненного пути личности. А теперь рассмотрим поперечный срез, проследим, в каких объединениях находится личность, в том числе и вы, на определенном отрезке жизни.
Начнем опять-таки с семьи, членом которой вы являетесь; далее, вы – ученик такого-то класса, такой-то школы, участник школьного кружка (а то и нескольких); возможно, вы посещаете спортивную секцию, и уж наверняка вы – активный член дружной компании «ребят с нашего двора». Недаром говорят, что жизнь человека – сплошные хождения по... группам. Группы эти, несмотря на очень существенные различия, о которых мы еще скажем, имеют много общего. Прежде всего, во всех таких небольших объединениях (от двух до 30–40 человек) возможно непосредственное общение между членами, контакт лицом к лицу. По этому признаку подобные группы именуют малыми шли контактными .
Контактная группа – это не арифметическая сумма отдельных личностей, где каждый сам по себе, а сложное целостное образование, имеющее свою внутреннюю структуру, которая зависит прежде всего от деятельности, для осуществления которой объединились люди, от ее целей, задач, способов организации и т. д. Сравним, например, какую-либо дружескую компанию, с одной стороны, и экипаж космического корабля, производственную бригаду или школьный класс – с другой. Эти группы различны уже по происхождению. Дружеские компании (подобные группы именуются неофициальными , неорганизованными ) возникают как бы сами собой. Во всяком случае никто специально их не создает, никто не фиксирует их состав, здесь нет кем-то утвержденных правил внутреннего распорядка. В такую группу люди объединяются добровольно на основе общих интересов, склонностей, дружеских симпатий. Здесь нет назначенного руководителя, командира или начальника. Более сложные взаимоотношения связывают людей в официальных , организованных группах , которые специально создаются обществом для выполнения определенной деятельности: учебной, производственной, исследовательской и т. д. Основными в таких группах являются деловые отношения, и положение человека здесь связано прежде всего с тем вкладом, который он вносит в общее дело. В процессе общей деятельности люди вступают между собой и в личные отношения . Нельзя забывать о том, что обе системы отношений (деловых и личных) сосуществуют в одной и той же группе, что это отношения одних и тех же людей, поэтому такие отношения неразрывно связаны между собой, находятся во взаимодействии. Все мы с волнением следим за работой космонавтов в кабине космического корабля или в открытом космосе. И всегда восхищает не только четкий ритм, слаженность и профессионализм их деятельности, но и теплые, дружеские отношения между «космическими братьями». Здесь гармонично сочетаются деловые и личные отношения. Группы, которые достигли выО П Р Е Д Е Л Е Н И Е сокого уровня развития отношений, называются коллективами. Группы, которые достигли выМожно сказать, что всякий сокого уровня развития отноколлектив – это группа, но не шений, называются коллективсякая группа – коллектив. Чтовами. бы стать коллективом, группа должна иметь ряд качеств, которые приобретаются постепенно. Проследим этот процесс на примере жизни отряда в летнем лагере. Начальный этап – ребят собрали в одной комнате, познакомили друг с другом, рассказали о распорядке дня, предстоящих делах и т. п. Можно сказать, что группа возникла, но она, по выражению психолога А. Н. Лутошкина, напоминает «песчаную россыпь» .
Это состояние и процесс формирования коллектива образно описаны в его книге «Как вести за собой».
Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи . Дунет ветер посильнее – разнесет песчинки в стороны. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе.
Следующая ступень – мягкая глина . В группе, которая находится на этом уровне развития, уже возникают внутренние связи между ребятами. Но самим ребятам без подсказки действовать трудно.
Но вот в группе выделяется актив, цели деятельности становятся общими, в ряде случаев она уже действует как настоящий коллектив. Это состояние – мерцающий маяк , который не горит постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: “Я здесь, я готов прийти на помощь”. Формирующийся коллектив озабочен тем, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие, вспышки. Уже есть на кого опереться, авторитетны “смотрители” маяка, те, кто поддерживает его горение, – организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками.
Новый этап формирования коллектива – алый парус . Это символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе (группу на этом уровне развития уже можно считать коллективом) живут и действуют по принципу “один за всех, все за одного”.
Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, еще не скажешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.
И наконец – горящий факел – настоящий коллектив, тот, который не удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб и призывов, спешит на помощь, кто бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собой факел, освещающий дорогу другим».
Развитие коллектива – очень сложный процесс, который никогда не протекает стихийно, без сознательной целенаправленной работы и руководителей, и членов коллектива. Кстати сказать, приведенные здесь краткие характеристики этапов этого развития могут принести вам практическую пользу.
Мы говорили уже, что для самовоспитания личности необходимо самопознание . Точно так же коллектив движется вперед, осознавая свои сильные и слабые стороны, обсуждая перспективы и планы своей деятельности, взаимоотношения членов коллектива и т. д. В результате такого коллективного самоанализа ребята, как показал опыт, способны объективно установить стадию развития своего класса как коллектива и наметить ориентиры на пути от «песчаной россыпи» к «горящему факелу».
Следует помнить, что в организованных, официальных группах и коллективах существует как бы двойное распределение функций: по штатному расписанию – вертикальное (начальник, заместитель) и горизонтальное, которое возникает стихийно («душа общества», «остряк-самоучка», «ворчун», «козел отпущения», «индивидуалист – моя хата с краю» и т. д.). Эти никем не установленные роли почти всегда воспроизводятся в любой более или менее постоянной группе, и те, кому они достаются, пребывают в них до тех пор, пока существует данная группа. Окружающие уже ждут и как бы требуют от них определенного поведения.
А если место, отведенное в данной группе, не устраивает человека, если оно уже не соответствует его изменившимся взглядам и стремлениям? Тогда возникают перед ним классические три дороги. По первой пойдешь – привычную группу потеряешь, зато новое место найдешь. По второй пойдешь – в своей группе новое положение завоюешь. По третьей пойдешь – и группу, и положение потеряешь. Впрочем, жизнь дает гораздо больше возможностей, чем сказочный сюжет. Человек одновременно входит в несколько временных и постоянных групп и коллективов, и в каждой ячейке он может иметь не совсем совпадающие положения, а иногда и совсем разные.
Установлено, например, что часто чем выше положение подростка в классе, тем оно ниже в компании приятелей – и наоборот. «Козел отпущения» среди сослуживцев наслаждается трепетом и страхом своих домашних. Нередко человек меняет компании, а иногда и работу именно потому, что его не устраивает занимаемое им здесь место: «Я там человеком себя не чувствовал!»
Часто «хождение по группам» связано с поиском своей группы, в которой личность чувствует себя «человеком на своем месте». В социальной психологии такие группы называются референтными .
Лучше всего, когда та группа, к которой человек реально принадлежит, в которой осуществляется его основная деятельность, является для него референтной. Но случается, что личность живет и действует в группе, которую своей не считает, тянется к другой, возможно, недоступной. Эта ситуация может быть источником серьезных внутренних конфликтов. Причина? Нередко ею может быть несовпадение жизненных ценностей, направленности данной личности и других членов группы. Что же такое направленность? Об этом – в следующей главе.
Самопроверка • Самопознание • Самовоспитание Заседание пятое
Вопросы и задания
1. Считаете ли вы, что каждый человек – личность? Почему?
2. Как проявляются устойчивость и изменчивость личности? Приведите примеры.
3. Ответьте на вопрос «Кто я?» двадцатью словами. А теперь определите в своем списке виды социальных ролей: официальные, родственные, межличностные.
Тесты для самопознания
I. Насколько вы общительны? Робки? Контактны?
Отвечайте на приведенные ниже вопросы «да» или «нет».
1. Делаете ли вы над собой усилие, чтобы ладить с теми людьми, которые вам не нравятся?
2. Предпочитаете ли вы шумный, оживленный курорт тихому и мирному месту отдыха? 3. Нравится ли вам ходить на вечеринки, в дискотеки и шумные бары? 4. На отдыхе или в путешествии легко ли вы находите новых друзей? 5. Всегда ли вы рады видеть друзей, если они неожиданно к вам заглянули? 6. Начинали ли вы когда-нибудь первым разговаривать с незнакомым человеком в поезде? 7. Нравится ли вам организовывать вечеринки, приглашать гостей? 8. Много ли у вас друзей и знакомых? 9. Предпочитаете ли вы вечера, проведенные шумно и оживленно, спокойным вечерам, проведенным дома?
10. Нравятся ли вам игры на вечеринках?
11. Знаете ли вы большинство своих соседей по именам?
12. Вам больше нравится принимать участие в играх, чем выигрывать?
13. Вы предпочитаете играть с людьми, а не с игровыми автоматами?
14. Нравится ли вам помогать людям?
15. Вы находитесь в гостях. Хозяйка дома подает блюдо, которое вы считаете ужасным. Станете ли вы его есть?
16. Посылаете ли вы поздравления с Рождеством (или Новым годом) людям, которые вам не очень нравятся?
17. Называли ли вас когда-нибудь «душой компании»?
18. Нравится ли вам знакомиться с новыми людьми?
19. Чувствуете ли вы себя уверенно, когда входите в комнату с людьми, из которых вы почти никого не знаете?
20. Любите ли вы детей?
21. Вы предпочитаете писать письма, а не звонить по телефону?
22. Легко ли вы находите новых друзей?
23. Делаете ли вы когда-нибудь вид, что вас нет дома, если видите приближение нежелательных посетителей?
24. Часто ли в вашем доме останавливаются большие компании?
25. Беспокоитесь ли вы о том, что думают о вас окружающие? Теперь подсчитайте баллы. Во всех вопросах, кроме 21 и 23, каждый положительный ответ приносит один балл, отрицательный – 0. Если вы отрицательно ответили на вопросы 21 и 23, то можете прибавить себе еще по одному баллу за каждый вопрос.
Если вы набрали от 16 до 25 баллов , то вы действительно общительный человек. Вы любите людей, вы любите быть с людьми и, вероятно, вы больше всего счастливы, когда вы в компании.
Если вы набрали от 8 до 16 баллов , то вам нравится быть с людьми, но к бурным вечеринкам вы относитесь спокойно. Ваше терпение небезгранично, и вы, вероятно, вполне счастливы, если проводите вечер с одним или двумя близкими друзьями, а не идете туда, где много людей. А если вы вечером оказались предоставлены сами себе, то и с этим вы прекрасно справитесь.
Если вы набрали 7 баллов или меньше , то вы, похоже, любите одиночество. Скорее всего, вы уютно устроитесь с хорошей книгой, усядетесь смотреть телевизор или займетесь какими-нибудь делами, а не пойдете веселиться с компанией друзей. Вы самостоятельны и получаете удовольствие от одиночества.
II. Коммуникабельны ли вы?
На каждый из этих 16 вопросов вы можете ответить: «да», «иногда» или «нет».
1. Вам предстоит ординарная деловая встреча. Выбивает ли вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу?
3. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на ка