Тема 3. Самопомощь в ситуациях эмоционального дискомфорта
Занятие № 6 (2 часа). Противоречивые сложные чувства и техника самопомощи.
Цели: научиться находить чувства, которые помогут преодолеть (переключением) чувство тревоги, одиночества, застенчивости; научиться достигать эмоционального равновесия посредством дифференциации противоречивого „сложного" чувства; показать возможности анализа сложных, противоречивых, дискомфортных чувств как средства самопознания, личностного роста и достижения эмоционального равновесия.
Информация для педагога-психолога.
Необходимо владеть приемами психодрамы, иметь опыт участия в семинарах или группах в качестве обучающегося по работе с внутриличностными конфликтами.
Порядок работы.
Пояснить участникам, что поскольку всякое чувство проявляется в действиях, то можно найти действия, а через них — чувства, помогающие сохранять эмоциональное равновесие.
Участники называют чувство, которое характерно для дискомфортного состояния, приводит к нежелательным последствиям в поведении.
1. выбирается участник, который будет играть это чувство. „Чувство" рассказывает, как оно себя проявляет в действиях.
2. Называются чувства, которые могли бы прекратить (изменить) эти действия. Человек в роли „чувства" высказывает предположения. Постепенно вводятся и располагаются новые „чувства" в пространстве, им предлагаются действия (психолог спрашивает „чувство" о том, что должны делать другие „чувства").
Например: «Любовь меня толкает на нежелательные поступки» (здесь уместно упомянуть двойственность некоторых чувств: „люблю—боюсь", „люблю—страдаю", как проявление внутриличностного конфликта).
Выбирается человек, который играет роль любви — постоянно толкает.
«Что ты чувствуешь, когда „оно" (чувство) тебя толкает, что хочется сделать?» — «Я злюсь, отчаиваюсь, не понимаю что происходит и т. д.», «Я хочу, чтобы его что-нибудь остановило».
Выбирается чувство, которое возникает под действием толкания, и находятся (предполагаются) чувства, которые рождают желание (что-то сделать) помочь, защитить. Все „чувства-роли" распределяются среди исполнителей — членов учебной группы.
Затем по сигналу ведущего начинаются одновременные действия всех эмоций: чувство любви толкает; чувство самозащиты отталкивает чувство любви…, чувство злости тоже отталкивает чувство любви, чувство уверенности в себе ободряет действия помогающих, чувство жалости успокаивает, обнимает, собой прикрывает. На этом может все закончиться, так как достигается терапевтический эффект — снижение или ослабление первоначального дискомфорта. Внутриличностный конфликт находит разрешение через „внешний" конфликт „чувств".
Информация для педагога-психолога.
„Расщеплять" и драматизировать можно любое чувство. Поскольку процесс анализа эмоциональных состояний сложен и не привычен для десяти- и одиннадцатиклассников, а, кроме этого, ученикам еще сложно осознавать свои чувства и называть их, упражнение идет с повышенным утомлением. Но необходимо настроить участников на работу до конца, поскольку участник, чувства которого разбираются, находится в состоянии незащищенности и напряжения. После упражнения необходимо отрефлексировать и выразить восхищение работой всех в таких сложных условиях психологического и интеллектуального напряжения. При необходимости избыток этого напряжения можно снять через аутогенное погружение. В рамках этой темы целесообразно как можно более полно раскрыть возможности аутогенной тренировки как эффективного средства самопомощи в ситуациях эмоционального дискомфорта.
Занятие № 7(2 часа). Ситуации расставания, потерь и эмоциональная саморегуляция.
Цель: Знакомство со структурой „переживания" и некоторыми способами конструктивного выхода из этих состояний.
Порядок работы.
Во вводной беседе педагог-психолог обсуждает с учащимися закономерность чувства эмоционального дискомфорта в ситуации потери, чувства инициатора расставания, чувства „брошенного".
После такой беседы формулируется задача — выявить индивидуальные способы поведения в ситуациях, связанных с расставанием, потерей.
Для расширения теоретического опыта педагог-психолог знакомит учащихся со структурой переживания, способами его анализа, возможностью „перевода" чувства, способами саморегуляции. После информационной части предлагаются практические упражнения.
Проигрываются конкретные ситуации, затем при помощи психодрамы „расщепляются" чувства и дополняются ресурсными чувствами, которые помогают выйти из этого состояния.
Педагог-психолог предлагает учащимся вспомнить любую ситуацию, связанную с расставанием, потерей. В течение 2—3 минут в группе устанавливается полная тишина для погружения в воспоминания. Затем обсуждается предстоящее расставание со школой и ставится задача создать коллективный „портрет" чувства, связанного с окончанием школы.
Для этого на доске записывается его характеристика, данная учащимися. Фиксируются все нюансы — они записываются после достижения общего согласия о формулировке.
На первом этапе один из учащихся (по желанию) будет участвовать в психодраме в роли выпускника. Остальные члены учебной группы выбирают для себя роли конкретных чувств. Выпускник должен представить воздействие каждого из этих чувств на себя в виде движений, конкретных ключевых фраз. Он описывает каждому участнику упражнения, каково его воздействие. Это описание (является инструкцией для воплощения выбранной роли. «Чувство страха давит на меня…» («Где давление ощущается сильнее?» — вопрос педагога-психолога.) «Давит на плечи…» В разыгрываемой сцене человек в роли Страха по сигналу ведущего должен слегка давить на плечи Выпускника.
На первом этапе инсценировки воздействие „чувств" осуществляется поочередно. Выпускник корректирует это воздействие, чтобы оно максимально соответствовало его представлениям, ощущениям. На втором этапе по сигналу ведущего все участники игры вступают во взаимодействие с Выпускником. Игра останавливается, когда Выпускник подает условный сигнал (например, поднимает руку), что состояние дискомфорта наступило. Это состояние обговаривается. Затем Выпускник должен дать другие инструкции: он вправе предложить „чувствам" делать и говорить то, что захочется ему для изменения своего дискомфортного состояния. После короткой поочередной репетиции с каждым участником игры объявляется начало последнего этапа общей сцены психодрамы.
На каждом из этапов педагог-психолог напоминает Выпускнику о его праве корректировать поведение „чувства" для наибольшего соответствия цели/ На последнем этапе эта цель — достижение максимально возможной степени эмоционального комфорта.
Упражнение заканчивается после сигнала Выпускника о том, что его эмоции в уравновешенном, приемлемом состоянии.
Для выполнения этого упражнения можно брать ситуации из литературы по школьной программе — создавать „портрет" чувств героя (героини). Выбирается человек, согласившийся играть роль героя (героини) и т. д. Упражнение строится аналогично.
Занятие № 8 (3—4 часа). Общение в стрессовой ситуации.
Цель: актуализация ресурсов для преодоления негативных последствий при смене образа жизни.
Порядок работы.
1. Совместное размышление над ситуацией „Провалился на экзамене", составление вопросов для работы.
Какие чувства предположительно возникнут?
Что вызовет эти чувства
а) во взаимодействии с родителями?
б) во взаимодействии с бывшими одноклассниками и учителями?
в) во взаимоотношении с друзьями?
Что вызывает недооценку или переоценку воздействия ситуации провала на себя и на других?
Защитные или истинные эмоции: что выгоднее?
Эти вопросы всегда выдвигаются в процессе общения по этой теме.
2. Ролевые этюды:
а) Экзаменационная комиссия и абитуриент.
б) Встреча „провалившегося" с одноклассниками или учителями.
После инсценировки проводится обсуждение.
— Что мешает, что помогает вести себя спокойно, уверенно?
— Что могли бы порекомендовать теперь участники себе и другим выпускникам?
Информация для педагога-психолога.
В этюдах обратить внимание на закономерность отрицательного результата от ожиданий (установки на неуспех). Дать возможность проявиться обеим сторонам. Можно практиковать повторные попытки (часто на это идут охотно), но не настаивать.