Физиологические механизмы речи
Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие – ведущее в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т.д. Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному. Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ.
Синтез определенных для данного звука составляющих (формант) происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется: одни обертоны ослабляются или отсеиваются, другие усиливаются.
Речевые зоны коры представлены несколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы. Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но первосигнальные компоненты тоже всегда включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т.п. Однако своеобразие речи каждого человека объясняется прежде всего социальными факторами.
По вопросу о наличии центров речи существует ряд точек зрения. Одна из них связывает каждый психический процесс с определенным центром в коре (узкая локализация функций). Это направление своими корнями уходит в френологию Ф. Галля. Другое отрицает существование специфических мозговых центров, связывая психические процессы с деятельностью многих мозговых центров.
Более ста лет назад французский ученый П. Брока обнаружил, что при поражении определенного участка коры появляется нарушение речевой артикуляции. Этот участок был назван двигательным центром речи (центр Брока). Несколько позже немецкий ученый К. Вернике обнаружил участок коры, при поражении которого нарушается понимание речи (центр Вернике). Был также обнаружен центр, связанный с письменной речью. Эти исследования положили начало целому ряду изысканий, в результате которых все психические функции, связанные с речью, были «распределены» между определенными участками коры, причем локализация понималась весьма упрощенно.
Как показывают многочисленные исследования последних десятилетий, осуществленные как физиологами (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), так и психологами (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев и др.), такого понимания физиологической основы речевой деятельности недостаточно для ее интерпретации. Согласно данным, полученным в исследованиях П.К. Анохина, физиологической основой речевой деятельности является специфическая функциональная система, включающая несколько функциональных систем, одни из которых специализированы как речевые, а другие «обслуживают» и иные виды деятельности. Эта система многочленная и многоуровневая. В обеспечении речевых процессов принимают участие как элементарные физиологические механизмы, так и механизмы, характерные исключительно для высших форм речевой деятельности, например механизм внутреннего программирования речевого высказывания.
А.Р. Лурия на большом клиническом материале показал, что нет строгой локализации, что позволило говорить о наличии сложной функциональной системы, включающей разные области коры головного мозга, ствола и подкорки.
С этих позиций в настоящее время рассматривается вопрос о физиологических механизмах речевой деятельности. Изучением механизмов речи, психологической структуры речевого действия занимался Н.И. Жинкин [5]. Он выделяет следующие основные группы механизмов речи:
I. Механизм программирования речевого высказывания.
II. Группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической (синтаксической) структуре предложения, включает:
¨ механизмы грамматического прогнозирования синтаксической конструкции;
¨ механизм, обеспечивающий запоминание, хранение и реализацию грамматическиххарактеристик слов;
¨ механизм перехода от одного типа конструкции к другому (трансформации);
¨ механизм развертывания элементов программы в грамматические конструкции и пр.
III. Механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам и механизм моторного программирования синтагмы.
IV. Механизм выбора звуков речи и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками.
V. Механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи и в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействии друг на друга.
Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков - элементов различной сложности (звуков, слогов, слов, предложений).
При разных нарушениях отдельных участков коры больших полушарий возможны различные речевые расстройства (афазии). Они могут возникнуть при ранениях, опухолях и других органических заболеваниях.
Исследованиями А.Р. Лурия выявлены следующие виды расстройств:
Виды речи
Различают внешнюю и внутреннюю речь. К внешней относятся устная и письменная, которые различаются между собой по многим параметрам: мере активности, функциям и т.д. Некоторые исследователи выделяют и аффективную речь. В ней нет замысла, она очень проста, ограничена: «Ах!», «Ну, погоди!» и пр. Письменная речь возникает позже устной, она формируется на ее основе. Основной материальной единицей письменной речи служит звук, фонема. Материальной ее единицей служит буква.
Устная и письменная речь протекают в разных условиях. Так, устная речь чаще всего функционирует как разговорная в форме беседы двух или нескольких лиц. Письменная речь – это деловая или научная; она более безличная, предназначенная для собеседника, который непосредственно не присутствует. В устной речи, как правило, передается непосредственно переживаемое. Письменная же предназначена для передачи более отвлеченного содержания. Отсюда ряд различий в построении устной и письменной речи и в используемых средствах передачи содержательной ее стороны.
Устная разговорная – это «ситуативная речь». Она протекает в меняющихся условиях, и поэтому многое непосредственно ясно собеседникам из воспринимаемой ситуации. Общность ситуации, а иногда и переживаний обеспечивает понимание с полуслова. Поэтому в разговорной речи многое недоговаривается. Кроме того, для выражения мыслей и чувств говорящий употребляет не только слова, но и использует мимику, жесты, пантомиму, интонацию. В связи с этим устная речь часто отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматических конструкций. Кроме того, непосредственное наблюдение за реакцией слушающих дает возможность быстро реагировать и соответственно изменять ход мыслей или темп и тон речи. Ее особенностью является и то, что в случае необходимости отдельные положения можно повторить.
Устная речь бывает диалогической и монологической. Диалогическая – это такая речь, при которой активны в равной или почти в равной степени все ее участники. Такая речь, как правило, не бывает полностью развернутой, так как многое или вытекает из того, что было ранее сказано, или заранее известно говорящим, или очевидно из имеющейся ситуации. Диалогическая речь не требует специальной подготовки. Она возникает как ответ на вопрос или на побуждения собеседника, или на происходящее вокруг.
Монологическая речь - это высказывание, объединенное одной сложной мыслью и построенное с учетом этой мысли. Это развернутая и связная речь. Она должна быть понятной из самого контекста. Это контекстная речь. Она предъявляет более высокие требования к говорящему. Так, рассказ, доклад, лекция, выступление и т.п. своей цели достигают тогда, когда тщательно отобраны слова, обороты, когда в процессе рассуждения с помощью интонации, повторения подчеркиваются основные мысли, положения. Для такой речи особенно важно уметь своевременно замечать реакции слушающих и должным образом реагировать на них.
Письменная речь, как и устная, также может быть диалогической и монологической. Но по сравнению с устной она более развернута. Это вызвано тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником и предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности. Обычно она осуществляется в виде развернутого или свернутого проговаривания того, что будет написано. Во время письма требуется все тщательно продумать, осмыслить, построить логику изложения. В письменной речи непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует. Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для любого читателя. Своей цели письменная речь достигает тогда, когда автор хорошо знает то, о чем пишет, тщательно отбирает слова, грамматические конструкции, общие положения подтверждает примерами, стройно, логически, последовательно излагает свои мысли, учитывает уровень развития читающего и осведомленность по данному вопросу. Она дает возможность сохранять накопленные знания, мысли и переживания, передавать их друг другу, узнавать о том, что отдалено значительным промежутком времени или пространством. Кроме того, дает также возможность обращаться к зафиксированным данным столько раз, сколько это надо, и тогда, когда это нужно. Предъявляя высокие требования к интеллектуальной деятельности, письменная речь тем самым стимулирует ее развитие.
Внутренняя речь - это процесс оформления мыслей до оформления их в устной или письменной форме. Этот вид речи имеет принципиальное значение для понимания отношения мысли к слову. В отличие от внешней она обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону; в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения. В процессе этой речи наиболее четко оформляются только отдельные члены предложения. Объясняется это тем, что предмет мышления ясен и не требует мышления и подробной словесной фиксации. Внимание во внутренней речи сосредоточивается главным образом на утверждении или отрицании отдельных положений.
Внутренняя речь характеризуется скрытой артикуляцией речевых звуков, но она не является просто речью про себя. Она выполняет регулирующую и планирующую роль. Исследования ее механизмов, проведенные под руководством А.Н. Соколова, показали, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой артикуляционный, неосознаваемый процесс. В опытах регистрировалось движение артикуляционных органов (губ, языка и т.д.), и было установлено, что внутренняя речь может предшествовать некоторым внешне выраженным речевым актам.
Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь, которая направлена не на партнера по общению, а на себя. Она не предполагает какой-либо обратной реакции со стороны другого человека. Этот вид речи типичен для ребенка дошкольного возраста. Элементы эгоцентрической речи встречаются и у взрослого. Проявляется она при размышлении и направлена в основном не на общение, а на мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. В конечном счете эгоцентрическая речь перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.
Восприятие речи
Речевое общение с помощью языка представляет собой своеобразное кодирование (говорящим) и декодирование (слушающим) речевых сигналов (звуков, слогов, слов, предложений). В восприятии речи можно выделить два уровня, или две стороны, этого двуединого процесса: 1) анализ и синтез звуков и 2) понимание речи, или анализ и синтез сигнальных, смысловых ее характеристик.
То общее, что человек слышит всякий раз, когда произносится какой-нибудь звук речи данного языка, называется фонемой. Фонеме соответствуют определенные области частот в акустическом спектре звуков речи, называемые формантами речевого звука. Форманты отличаются друг от друга частотой и амплитудой колебаний, что и создает специфический тембр, по которому один звук отличается от другого. Каждый звук речи имеет от двух до четырех формант.
Способность анализировать и синтезировать речевые звуки по тем постоянным признакам, которые свойственны фонемам данного языка, называется фонематическим слухом. В обычных условиях овладения родным языком он развивается в возрасте от 1 до 3-4 лет. При овладении вторым языком развитие фонематического слуха требует длительных упражнений. Слово как звуковой сигнал не есть простая сумма фонем. За счет разнообразного соединения звуков и акустических переходов между ними слово всегда представляет собой целостный звуковой комплекс. Различие значений сходных по звучанию слов происходит за счет соотнесения слова с контекстом, в который оно включено, учета речевых интонаций (логических ударений, порядка слов и т.д.). Сигнальная функция речи (понимание ее) реализуется лишь при условии образования в предшествующем опыте соответствующих сигнальных нервных связей.
Речь человека имеет ряд специфических особенностей, которые наиболее полно раскрываются при ее восприятии. Наиболее ярко выраженными свойствами речи являются:
¨ содержательность – характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего;
¨ понятность – обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям;
¨ выразительность – связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом;
¨ действенность - определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.
Все эти речевые особенности имеют существенное значение в педагогической работе. Речь учителя достигает эффекта тогда, когда он умело выделяет главное, наиболее значимое, правильно использует ее темп.
Восприятие содержательной стороны речи во многом зависит от умственного развития учащихся. Речь оказывает должное влияние, если она не только воспринята, но и ясно понята и принята ими. Важное влияние на восприятие речи учителя оказывает установка школьников, которая опосредует процесс восприятия речи.
Литература
1.Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
2.Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. М., 1984. Т. 2. С. 5-361.
3.Выготский Л. С. Собр. соч. : В 6 т. М., 1984. Т. 6. С. 6-37.
4.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
5.Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
6.Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
7.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 1. С. 65-75.
8.Немов Р. С. Психология : В 2 кн. М., 1994. Кн. 1.
9.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 442-460.
10.Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. М., 1989. С. 10-60.
План-задание для самостоятельной работы
1. Проведите самозачет, определив следующие понятия: афазия, коммуникация, речь, семантика, язык.
2. Подготовьте реферат на одну из предлагаемых тем: «Речь как средство общения» [5; 6; 10, с. 10-60]. «Соотношение мышления и речи» [2, с. 5-361; б, с. 6-37; 7, с. 65-75; 9, с. 442-460].
3. Составьте графически схему видов речи, основываясь на логике из взаимосвязей: по направленности, форме выражения, активности, содержанию, мере самостоятельности. Охарактеризуйте каждый вид.
4. Проанализируйте речь школьников по следующим показателям:
• Содержательность: точность и ясность передачи в слове мысли, насыщенность информацией. Сделайте заключение о связи мышления и речи, учитывая, что глубина мысли всегда выражается в точной и содержательной речи.
• Выразительность: эмоциональность, образность, наличие художественных средств, благодаря котором возникают образы того, о чем говорится. Подумайте о том, как через выразительность речи достигается активность слушателей.
• Фонетические особенности речи учащихся проявляются в правильном произношение отдельных звуков и громкости проговаривания фраз. Сделайте вывод о влиянии фонетических особенностей речи на поддержание внимания и успешного усвоения учебной информации.
• Определите индивидуальные особенности речевой деятельности учащихся на уроке. С этой целью можно предложить им составить рассказ на картинке или написать сочинение на заданную тему.
Проанализируйте работы, охарактеризуйте уровень развития речи учеников вашего класса (обратите внимание на точность изложения материала, эмоциональность и пр.).
5. Выявите степень осознанности воспринимаемых слов-понятий, для чего предложите ученику 10 слов, на каждые из которых следует ответить более общим словом-понятием, включающим данное слово. Слово подбирайте с учетом опыта и знаний учащихся.
Зафиксируйте ответные реакции учеников и время, затраченное на ответ.
Полученные данные проанализируйте в сравнительном плане. Определите возрастные особенности и индивидуальные различия в речевом развитии школьников.
6. Проанализируйте содержательный компонент речи учителя в ходе урока по следующим направлениям: обращенность речи к ученикам, обращенность ее на смысловое восприятие и понимание учащимися. Наличие собственного отношения к тому, о чем он говорит. Искренность слов, умение строить свой монолог как внутренний диалог с учащимися, как обращение к пониманию, чувству.
В работе по совершенствованию своей речи обратите внимание на самоконтроль и развитие культуры речи, создание у себя установки на владение правильной культурной речью во всех ситуациях речевого общения.
Из проделанной работы определите свой стиль речевого общения и подумайте о возможности его совершенствования.
7. Решите следующие психологические задачи:
• Ниже приводятся отличительные особенности языка и речи. Определите, какие особенности в большей степени характеризуют язык, а какие речь.
- Исторически сложившиеся нормы средств общения;
- Средство усвоения, сохранения и передачи культурного опыта человечества;
- Индивидуальные особенности произношения, стиля, словаря;
- Использование звуков, букв, слов, предложений для удовлетворения потребности общения;
- Наиболее совершенная, присущая человеку деятельность общения для передачи мыслей, чувств.
• Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов речи. Определите, к какому виду речи относится каждое высказывание, и докажите правильность всего предложения:
- Грамматически бессвязная форма речи.
- Заранее планируемая и программируемая речь.
- Речь, в которой отсутствуют неязыковые средства коммуникации -жесты, мимика и др.
- Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.
- Грамматические связи выражены наиболее полно.
- Фрагментальная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.
- Наиболее поддающаяся волевому контролю.
- Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.
8. Проведите «Ассоциативный эксперимент».
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Среди методик, направленных на изучение речи и ее связи с сознанием, широкое развитие получили методики ассоциативного эксперимента. Существуют различные их варианты*.
* Степанова Е.И. Речевые ассоциации в период ранней зрелости // Материалы Ш Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М, 1968. Т. 1. С. 311.