Схема формирования типов мышления в зависимости от характера обучения

Тип обучения Характер умственных операций Тип мышления
Алгоритмное   Описательно-объяснительное     Проблемно-поисковое Точное копирование преподавателя и учебника Полусамостоятельное осмысливание. Преобразование и усвоение учебного материала Самостоятельное синтезирование новых понятий из элементов имеющихся знаний Репродуктивное стандартное   Полусамостоятельное репродуктивно-вариативное   Самостоятельное творческое (продуктивное мышление)

В исследованиях творческого мышления выявлены условия, способствующие или препятствующие быстрому нахождению решения творческой задачи [40]:

1. Успешный в прошлом определенный способ решения человеком некоторых задач побуждает применять его в первую очередь в новой задаче.

2. Чем больше усилий потрачено на нахождение и применение на практике нового способа решения, тем большее стремление человека использовать его при решении новых задач.

3. Возникновение стереотипа мышления, который мешает человеку отказаться от прежнего и искать новый, более подходящий путь решения задачи.

4. Интеллектуальные способности в большей степени зависят от успеха и неудачи при решении задач. Боязнь неудачи порождает защитные реакции собственного «Я» и мешает творческому мышлению в процессе решения новой задачи, приводит к потере веры в себя, накоплению отрицательных эмоций.

5. Максимум эффективности в решении интеллектуальных задач достигается при оптимальной мотивации и соответствующем индивидуальном уровне эмоционального возбуждения.

6. Решение творческих задач связано со знаниями человека: чем больше разнонаправленных знаний, тем разнообразнее будут его подходы к решению творческих задач.

Как считают Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон, серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и личностные особенности:

1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим в своих суждениях и поступках на других людей.

2. Боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях, которая может возникать у ребенка в раннем детстве, если его первые самостоятельные суждения не поддерживаются взрослыми или ребенку навязываются в качестве единственно «правильных» наиболее распространенные, общепринятые мнения.

3. Неимение собственного мнения или неумение его отстаивать, открыто высказывать и защищать, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим.

4. Боязнь отрицательной реакции или возмездия со стороны другого человека в ответ на критику его позиции.

5. Завышенная оценка значимости своих собственных идей, вызывающая желание никому не показывать придуманное или созданное и ни с кем им не делиться.

6. Высокоразвитая тревожность, вызывающая неуверенность в себе, проявление боязни открыто высказывать свои идеи.

7. Преобладание либо критического мышления, направленного на выявление недостатков в суждениях других людей, либо творческого мышления, делающего неспособным человека видеть недостатки в собственных суждениях. Эти два способа мышления должны находиться в равновесии, сопровождать и периодически сменять друг друга в любом мыслительном акте.

Литература

1.Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983. С. 6-44; 52-70.

2.Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. С. 184-248.

3.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2. С. 5-361, 395-415.

4.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. С. 96-102, 104-111,118-132.

5.Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984. С. 7-30.

6.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. II. С. 72-92.

7.Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975.

8.Немов Р.С. Психология: В 2 кн. М., 1994. Кн. I. С. 232-263.

9.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 322-347.

10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. I. С. 360-400.

11.Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. С. 7-106, 211-254.

12.Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гипперкрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. С. 11-27, 35-47, 87-96, 149-152, 255-257, 298-304.

План-задание для самостоятельной работы

1. Проведите самозачет, определив следующие понятия: абстракция, анализ, виды мышления: логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное; гипотеза, интеллект, интуиция, «искусственный интеллект», конкретизация, мозговая атака, мышление, обощение, опосредование, понятие, представление, проблемная ситуация, сериация, синтез, сравнение, суждение, умозаключение, эвристика.

2. Используя указанную литературу, подготовьтесь к семинару по следующим вопросам:

• Назовите специфические особенности мышления как высшей формы познавательной деятельности. Раскройте его отличие от чувственного познания.

• Каковы основные формы мышления? Дайте им определение, назовите их виды. Приведите примеры.

• Назовите основные мыслительные операции, дайте им определение. Подберите примеры с учетом вашей специализации.

• Что такое проблема и задача?

• Перечислите главные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику поиска способов решений.

• Назовите психологические условия, благоприятствующие возникновению гипотезы. Как следует использовать подсказку для развития мыслительной деятельности учащихся?

• Перечислите типы мыслительных действий, характерные для процесса решения задач, выделите их особенности.

• В чем состоит эвристический подход к изучению мышления?

3. Представьте основные виды мышления и основания этой классификации в виде наглядной схемы. Дайте им характеристику.

4. Составьте таблицу индивидуальных особенностей мышления. Дайте им характеристику.

5. Для выяснения, в какой мере у исследуемого развиты сообразительность, способность к аналитическому мышлению и установлению закономерностей, проведите следующий эксперимент:

Предложите таблицу или нарисуйте на доске ряды чисел с пропусками в середине. Например:

2 7 3 7 4 7 - - 6 7

27 30 - - 39 42 45 48 51 54

47 43 39 35 - - 23 19 15 11

3 6 7 14 - - 31 62 63 126

Испытуемый должен найти правило (принцип), по которому подобраны числа, и дописать недостающие.

6. Изучите индивидуальные особенности мыслительных операций и качеств ума (гибкости, быстроты) учащихся с помощью методик «Сравнение понятий», «Исключение понятий», «Выявление общих понятий», «Анализ отношений понятий», «Изучение гибкости мышления», «Изучение быстроты мышления».

МЕТОДИКА «СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М, 1992. С. 134; 135; Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., 1994. С. 36; 37.

Данная методика относится к классическим, применяющимся для изучения процессов анализа и синтеза. Может быть использована для изучения мышления учащихся любого возраста. Испытуемому предлагают сравнить понятия, указать сходство, а затем различия. Все ответы записываются полностью. Нужно стимулировать испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи (отличаются)», «Еще чем ?». Если инструкция не сразу понимается, можно дать образец, разобрать первую пару. Выясняя сходство понятий, ученик должен назвать (выделить) общий существенный признак. Например, «вечер» и «утро» сходны тем, что это части дня, а различны тем, что «утро» – начало дня, а «вечер» – его конец. Неумение выделить эти признаки говорит о слабости операций анализа, синтеза, обобщения; о склонности к конкретному мышлению.

В списке есть и «несравнимые понятия» (река – птица; стакан – петух; ботинок – карандаш; волк – луна; ветер – соль; очки – деньги; кошка – яблоко). Предъявляя такую пару, не надо торопиться с разъяснениями. Если ученик в растерянности, то ему можно сказать, что здесь встречаются слова, которые не сравнимы: «Ты должен сразу сказать, если такие встретятся еще». В дальнейшем такие пояснения не делаются. Дело в том, что эти пары слов подобраны так, что провоцируют конкретное, «ситуативное» высказывание. Помимо конкретности мышления, здесь можно увидеть еще и «соскальзывание», что говорит о неустойчивости ума. Если испытуемый настаивает на сравнимости таких понятий и придумывает натянутые, искусственные объяснения - есть основание предполагать психическое заболевание.

Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда он назвал более 20 черт, средний – 10-15 черт, низкий – менее 10 черт. Важно учесть, какие черты испытуемый отметил в большем количестве - черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Эта методика имеет значение для диагностики умственного недоразвития или умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объектов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обратное – полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несущественным признакам объектов:

1. Утро – вечер

2. Корова – лошадь

3. Летчик – танкист

4. Лыжи – коньки

5. Трамвай – автобус

6. Озеро – река

7. Река – птица

8. Дождь – снег

9. Поезд – самолет

10. Ось – оса

11. Обман – ошибка

12. Стакан – петух

13. Маленькая девочка – большая кукла

14. Ботинок – карандаш

15. Яблоко – вишня

16. Ворона – воробей

17. Волк – луна

18. Молоко – вода

19. Ветер – соль

20. Золото – серебро

21. Сани – телега

22. Очки – деньги

23. Воробей – курица

24. Кошка – яблоко

25. Вечер – утро

26. Дуб – береза

27. Голод – жажда

28. Сказка – песня

29. Корзина – сова

30. Картина – портрет

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»*

* Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995. С. 426-427.

Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

Инструкция. «Из 5 предложенных слов 4 сходны между собой и их можно объединить одним названием (общим родовым понятием). Найди (подчеркни, запиши) неподходящее слово и скажи, как можно назвать остальные четыре слова».

Анализ результатов

Оценивается уровень обобщения:

высший – при применении концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);

средний – при использовании функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);

низкий – при конкретных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).

Возможна оценка в условных баллах, как предлагает Е.И. Рогов, по следующей таблице:

Оценка в баллах
Количество правильных ответов 15-16 13-14 12-11

1. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.

2. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.

3. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

4. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

5. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

6. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

7. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

8. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

9. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

10. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

11. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

12. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

13. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

14. Хата, печь, дым, хлев, будка.

15. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

16. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

17. Секунда, час, год, вечер, неделя.

18. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»*

* Там же. С. 425, 426.

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающими словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны и без которых не может существовать. Требуется найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Оценка в баллах
Количество правильных ответов - 16-17 14-15 12-13 10-11

МЕТОДИКА «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ ПОНЯТИЙ» (ИЛИ «ПРОСТЫЕ АНАЛОГИИ»)*

* Рогов Е.И. Настольная книгапрактического психолога в образовании. М., 1995.

Испытуемому предъявляется бланк, на котором в первой строке представлена исходная пара слов находящихся в определенном отношении (напр., лес – деревья), и затем во второй строке слово (напр., библиотека) и 5 других слов (напр.: сад, двор, город, театр, книги), из которых только одно (книги) находится в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу – деревья, в библиотеке – книги). Его и следует подчеркнуть. Всего предъявляется 20 заданий на 3 мин. Оценка выставляется либо в условных баллах по таблице, либо подсчитывается количество правильных и ошибочных аналогий между понятиями; анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные связи. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у данного испытуемого – преобладании наглядных или логических форм. Кроме того, можно обнаружить нарушения последовательности суждений, когда он на время перестает следовать нужному способу решения задачи. Аналогии в разных заданиях строятся по различным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания – такие испытуемые в последующей задаче пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи:

  А.   В.   С.   D.   Е.   F.   G.   H.   I.   J.   К.   L.   М.   N.   О.   Р.   Q   R.   S.   Т.   Школа – обучение. Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной. Песня – глухой. Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной. Нож – сталь. Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть. Рыба – сеть. Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина. Птица – гнездо. Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом. Хлеб – пекарь. Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь. Пальто – пуговица. Ботинок – портной, магазин, нога, шнурок, шляпа. Коса – трава. Бритва – сено, волосы, сталь, острая, инструмент. Нога – сапог. Рука – калоша, кулак, перчатка, палец, кисть. Вода – жажда. Пища – пить, голод, хлеб, рот, еда. Электричество – проводка. Пар – лампочка, лошадь, вода, трубы, кипение. Паровоз – вагоны. Конь – поезд, лошадь, овес, телега, конюшня. Алмаз – редкий. Железо – драгоценный, железный, сталь, обычный, твердый. Бежать – стоять. Кричать – молчать, ползать, шуметь, звать, плакать. Волк – пасть. Птица – воздух, клюв, соловей, яйцо, пение. Театр – зритель. Библиотека – актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель. Железо – кузнец. Дерево – пень, пила, столяр, кора, ветка. Нога – костыль. Глава – палка, очки, зрение, нос, слезы. Утро – ночь. Зима – мороз, день, январь, осень, сани. Спортсмены – тренеры. Студенты – институты, воспитатели, учителя, преподаватели, родители.  
Оценка в баллах
Количество правильных ответов - 15-17 13-14 11-12
                       


МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ ГИБКОСТИ МЫШЛЕНИЯ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М.: Институт молодежи. 1992. С. 139.

Методика позволяет определить вариантивность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предъявляется бланк с записанными на нем анаграммами (набор букв). В течение 3 мин. они должны составлять из наборов букв слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными.

Обработка результатов

Подсчитывается количество верно составленных слов в течение 3 мин. Количество составленных слов – показатель гибкости мышления:

Уровень гибкости мышления Взрослые Учащиеся 3-4-х классов Учащиеся 1-2-х классов
высокий средний низкий 26 и более 21-25 11-20 20 и более 13-19 7-12 1 5 и более 10-14 5-9

Образец бланка

ЙВО ЙЛА АБЛ АШР ОЗВ УКБ ИРМ ОТМ АСД ОБЛ ЯОДЛ РУОТ ЕНОБ ЛУКТ ИАПЛ ААПЛ ОРЩБ ОЕТЛ ОЕРМ ОКТС АИЦПТ УАРГШ ООСВЛ ОАЛМС БРЕОР ОТМШР ОЕЛСВ ААШЛП ОЕСМТ АИЛДН УАРДБЖ УАККЖР ООАРБД ААККЗС УАЬБДС АИСЛПК ЕУЗНКЦ УАПРГП ОООЛТЗ ЬОЕЧЛМ ОАЕФМРС АИККРПС ОАИДМЫЛ ЕЕЬВДДМ ЕЕДПМТР АААЛТПК ОАЁМЛСТ ААЬБДЕС ОАЬТДРС ААОСКБЛ

МЕТОДИКА «ИЗУЧЕНИЕ БЫСТРОТЫ МЫШЛЕНИЯ»*

* Диагностика психического развития детей / Отв. ред. Е.В. Гурова, Н.Ф. Шляхта. М.: Институт молодежи, 1992. С. 140.

Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может применяться как индивидуально, так и в группе. Учащимся предъявляется бланк со словами, в которых пропущены буквы. По сигналу они в течение 3 мин. вписывают недостающие в словах буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными нарицательными в единственном числе.

Обработка результатов

Подсчитывается количество правильно составленных слов в течение 3 мин.

Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:

менее 20 – низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

21-30 – средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;

31 слово и более – высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.

Образец бланка

д-ло к-ша с-да в-за н-га м-на д-ля к-но б-да ч-до п-л-а о-р-ч к-р-он з-р-о в-с-ок с-г-об в-т-а п-д-ак п-р-а б-л-он з-о-ок к-н-а с-е-ло к-ы-а т-а-а к-у-ка с-а-ка с-а-а с-у-а п-е-а с-я-о-ть к-с-а-ник у-и-е-ь а-е-ь-ин с-а-ц-я ч-р-и-а к-п-с-а т-у-о-ть с-е-о-а к-н-о-а

Глава 18. Речь

Понятия языка и речи

В психологии употребляются близкие, но не тождественные понятия – язык и речь.

Язык - это средство речевого общения и интеллектуальной деятельности человека. А речь – это процесс общения посредством языка.

Язык – национальное явление. Языков столько, сколько национальностей. Речь – общечеловеческое явление, и в то же время она в каждом конкретном случае индивидуальна. Она присуща каждому, но каждый человек в процессе речи по-своему использует тот или иной язык.

Формируясь в речи, язык является вместе с тем продуктом общественно-исторического развития. Вступая в жизнь, каждый человек застает язык, на котором говорят окружающие и в процессе развития усваивают его. Всякий язык имеет конкретную систему значащих слов (лексика языка), определенную систему форм слов и сочетаний (грамматика языка). Всякому языку присущ определенный звуковой состав (фонетика языка).

Речь как процесс словесного общения изучается психологией, а язык как средство словесного общения изучается языкознанием (лингвистикой). Язык и речь составляют одно единое целое. Они взаимосвязаны, взаимообусловлены. Так, чем богаче язык, тем богаче и речь. В свою очередь, речь оказывает влияние на язык. По существу, вне речевой деятельности развитие языка невозможно. Те или иные звуки, слова, новые грамматические конструкции первоначально появляются в процессе устной или письменной речи, а потом, закрепляясь, остаются в языке.

Язык и речь носят общественно-исторический характер. Они возникли в процессе совместной трудовой деятельности людей. Труд и членораздельная речь явились самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Человек стал человеком, только благодаря труду и речи.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируются воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь – весомое орудие мышления. Ее важнейшей функцией является обобщение. Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Благодаря речи человек может планировать свои действия, да и вообще решать свои мыслительные задачи. Степень обобщенности понятий и суждений является значимым элементом в мыслительной деятельности и в передаче знаний. Отсюда важно иметь в виду, что обобщенность речи учителя должна строиться с учетом возможности ее восприятия учащимися.

Другой функцией речи является общение. Она выступает как основное средство общения и обмена информацией между людьми. В процессе общения наряду с передачей определенных сведений, мыслей, чувств происходит и воздействие людей друг на друга. Функция общения (коммуникативная) выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. Воздействие через речь в работе учителя – ведущий вид деятельности.

Всякое общение прежде всего есть воздействие на собеседника. Это воздействие может быть прямым (если указывается прямо, что необходимо сделать) и косвенным (если сообщаемые сведения будут использованы в соответствующей ситуации через некоторое время). В процессе общения происходит передача эмоционального отношения к содержанию речи и человеку, к которому она обращена. Эту функцию речи называют экспрессивной (выразительной).

Наши рекомендации