Виды внимания и их сравнительные характеристики
Виды внимания | Условия возникновения | Основные характеристики | Механизмы |
Произвольное Послепроизвольное Непроизвольное | Постановка (принятие) зада-чи «Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес» Действие сильного или зна-чимого и вызывающего эмо-циональный отклик раздра-жителя | Направленность в соответ-ствии с задачей. Требует во-левых усилий, утомляет при длительной концентрации Сохраняется целенаправлен-ность, снимается напряже-ние, возникает как бы «вто-рое дыхание» Непроизвольность, легкость возникновения, переключе-ния и прекращения | Ведущая роль II сигнальной системы Доминанта, характеризую-щая возникший в процессе данной деятельности инте-рес Ориентировочный рефлекс либо доминанта, характери-зующая более или менее ус-тойчивый интерес личности |
Для произвольного внимания характерно наличие сознательной цели и волевого усилия, и оно разумно направляется и регулируется субъектом в соответствии с решаемыми им задачами. Именно сознательно поставленная задача и определяет, на чем в первую очередь сосредоточивается внимание. Так, при проверке тетрадей внимание учителя направлено прежде всего на грамотность детей, в то время как их почерк и даже аккуратность выполнения задания часто отступают на второй план. Являясь необходимым условием всякой деятельности, произвольное внимание возникло и совершенствовалось в процессе труда. Оно становится внутренней произвольной формой регуляции поведения и может рассматриваться как результат его социальной организации.
Такое понимание произвольного внимания было впервые высказано видным отечественным психологом Л.С. Выготским [3, с. 205-239], который рассматривал его как продукт социального развития, как процесс, опосредованный внешними стимулами и направляющей функцией речи. Он подчеркивал роль слова в процессах внимания, а также единство внимания и мышления. Развивая его идеи, А.Н. Леонтьев рассматривает произвольное внимание как высшую форму регуляции поведения и продукт исторического развития. А.Н. Леонтьев, как и Л.С. Выготский, считает, что в процессе исторического развития человека первоначальным его актом, предпринятым с целью привлечения произвольного внимания, были указательный жест и речь, которые и сами рассматривались как «знак внимания». В настоящее время произвольное внимание понимается отдельными авторами как деятельность, которая направляется субъектом на контроль своего мышления и поведения, на поддержание устойчивой избирательной активности.
В учебной деятельности произвольное внимание играет основную роль. Оно и формируется главным образом в условиях учебной деятельности, которая постоянно ставит учителя и учащихся перед необходимостью сосредоточить свое внимание. Учитель довольно часто оказывается в ситуации, когда на него воздействует множество раздражителей: сильный свет, шум на улице, беспокойство аудитории и т.д. Мастерство педагога и заключается в том, чтобы затормозить эти сильные воздействия и сосредоточить внимание учеников на главной задаче. Известно также, что работоспособность в основном и определяется умением сосредоточить свое внимание.
Разновидностью произвольного внимания является возникающее на его основе послепроизвольное, которое также носит преднамеренный целенаправленный характер и в то же время уже не требует волевых усилий. Оно регулируется сознательно принятой установкой на решение конкретной задачи, увлеченностью процессом решения. Послепроизвольное внимание характеризуется самой высокой сосредоточенностью и составляет необходимое условие успешной деятельности.
Выделение из совокупности воздействующих на человека раздражителей того, что становится объектом отражения, во многих случаях осуществляется совсем без намерения и целевой установки. В таком случае говорят о непроизвольном внимании. Оно проявляется независимо от сознательного намерения и волевого усилия, будучи обусловлено непосредственным интересом, новизной и эмоциональной привлекательностью раздражителя. Непроизвольное внимание, в сущности, и есть ориентировочный рефлекс на новизну, в основе которого лежит механизм естественного возникновения очага доминантного возбуждения. Однако оно не сводится только к ориентировочной реакции человека, а связано с познавательной деятельностью, с общением и в значительной степени обусловлено потребностями. Именно с этим видом внимания имеем мы дело, когда, например, против желания поворачиваем голову, если в классе внезапно раздался шум. Непроизвольное внимание – первичный процесс, оно свойственно не только человеку, но и животным и осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов.
Согласно точке зрения П.Я. Гальперина, непроизвольное внимание, как и произвольное, также есть контроль, но контроль за тем, что в предмете само бросается в глаза. Средства контроля в этом случае используются не по заранее намеченному плану, а как бы диктуются самим объектом. Так, на уроке для поддержания непроизвольного внимания имеет значение содержательность материала, увлекательная форма изложения, элементы занимательности, разнообразие форм и методов работы. Выделяя названные виды внимания, надо учитывать, что это деление условно: нельзя абсолютизировать различие между ними, так как они взаимосвязаны и переходят друг в друга. В частности, это следует учитывать для правильной организации учебной работы. Так, многие события, происходящие на уроке, интересны детям и легко привлекают их непроизвольное внимание, хотя и не способны удерживать его длительное время. Наряду с этим на уроке встречаются виды деятельности, которые с трудом могут привлечь внимание, но вместе с тем в силу своей содержательности удерживают его долго. В первом случае нужен переход от непроизвольного внимания к произвольному, во втором – совершается переход от произвольного внимания к послепроизвольному и даже непроизвольному. Таким образом, в процессе деятельности осуществляется тесная связь и взаимодействие между видами внимания. Поэтому в педагогическом процессе требуется, с одной стороны, опираясь на непроизвольное внимание, воспитывать произвольное, а с другой, формируя познавательные интересы учащихся и делая интересной саму учебную работу, при любой возможности переводить произвольное внимание в непроизвольное. Первое должно опираться на осознание значимости учебных задач, чувство долга, ответственное отношение и дисциплину; второе – на познавательный интерес к учебному материалу.
Основные свойства внимания
Внимание у разных людей и у одного и того же человека, но в различное время и в разных условиях отличается некоторыми особенностями, или свойствами, от которых зависит протекание психических процессов, а также сама деятельность человека. Исследования отечественных психологов (Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына) показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. В частности, изучались индивидуальные различия в концентрации внимания в зависимости от силы нервной системы. Обнаружилось, что испытуемым со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешали сосредоточиться, у испытуемых с сильной нервной системой они даже повышали концентрацию внимания. Ученые экспериментально доказали возможность компенсации отрицательных свойств внимания у людей со слабой нервной системой. Им могут помочь индивидуальный ритм работы и эмоциональный фактор, особенно если эти люди отличаются повышенной чувствительностью. Большое значение имеют также и тренировки в конкретном виде деятельности, которые постепенно повышают работоспособность соответствующего комплекса нервных клеток головного мозга, – систематические трудовые усилия формируют привычное внимание, отличающееся определенной силой и устойчивостью.
Характеризуя внимание, обычно различают такие его свойства: концентрация, интенсивность, распределение, объем, устойчивость, колебание и переключение. Важнейшие свойства внимания представлены в таблице.
Свойства внимания
Рассмотрим основные свойства внимания. Как видно из таблицы, силу внимания характеризуют его концентрация и интенсивность.
Концентрация - это сосредоточение внимания на конкретном объекте (например, на чтении интересной книги). Высокая степень его концентрации способствует углубленному изучению объекта.
В различных видах деятельности внимание обычно протекает с разной степенью интенсивности. Хорошо известно, что интенсивность внимания у одного и того же человека в различное время бывает разной (сравните, напр., внимание к учебному предмету до и после экзамена). Различия в степени интенсивности внимания в значительной степени зависят от значимости объекта, интереса к нему и т.п.
Широту внимания характеризуют его объем и распределение.
Объем внимания определяется числом объектов, которые одновременно могут быть в его поле. Благодаря этому свойству обеспечивается быстрое и глубокое понимание целого. Так, ученик, чтобы понять смысл картины, должен всю ее увидеть. Объем внимания возрастает, если воспринимаемые предметы сгруппировать или расположить в определенной системе.
Распределение внимания выражается в способности человека одновременно удерживать в его сфере несколько объектов, видов деятельности или действий. На этой особенности основано умение слушать и в то же время записывать материал.
Динамичность внимания характеризует его устойчивость, переключение и колебание.
Устойчивость внимания определяет, насколько прочно сохраняется его общая направленность в течение длительного времени. Устойчивость предполагает смену объектов и характера действий при сохранении общей целенаправленности в работе. Например, при написании сочинения внимание последовательно направлено на чтение, изложение основного содержания, использование цитат и пр. при сохранении общей направленности всех этих действий на выполнение работы (задания).
Колебание внимания -- это его периодическое ослабление с последующим усилением. Этим и объясняется тот факт, что при повторном просматривании даже хорошо известного материала всегда обнаруживается что-то новое. Поэтому при подготовке урока никогда не рекомендуется ограничиваться однократным прочтением учебника.
Переключение внимания – это переход с одного объекта на другой в связи с изменением задач деятельности. Так, в процессе урока детям постоянно приходится переключать внимание с одного вопроса на другой. Быстрота переключения во многом зависит от степени сосредоточенности, а также от таких факторов, как интерес к уроку, важность его для ученика и т.д.
Педагогу приходится постоянно сталкиваться с индивидуальными особенностями внимания. Из школьной практики хорошо известно, что одни легко концентрируют внимание, но затрудняются распределять и переключать его, другие же наоборот. Учителю надо ознакомиться со всеми этими особенностями внимания школьников. Учитывая индивидуальные особенности внимания, зная, какие его свойства у них сильнее или слабее развиты, учитель сможет лучше управлять им.
Литература
1.Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М., 1995.
2.Внимание школьника. М., 1987. С. 30-37, 69-80.
3.Выготский Л.С. Собр. соч. : В 6 т. М., 1983. Т. 3. С. 205-236.
4.Гальперин П.Я., Кобыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. С. 33-39, 87-94.
5.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.
6.Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 4-41.
7.Немов Р.С. Психология : В 2 кн. Кн. I. M., 1994.
8.Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1979.
9.Развитие творческой активности школьников. М., 199?. С. 79-104.
10.Хрестоматия по вниманию. М., 1976.
План-задание для самостоятельной работы
1. Проведите самозачет, определив следующие понятия: виды внимания: непроизвольное, послепроизвольное, произвольное; внимание и его свойства: объем, устойчивость; доминанта, переключение, распределение, рассеянность.
2. Сопоставьте определение внимания как направленности и сосредоточенности сознания, предложенное Н.Ф. Добрыниным и принятое в учебниках, с гипотезой П.Я. Гальперина о том, что «внимание представляет собой контроль в форме идеального, сокращенного, автоматизированного действия». Оформите это задание в виде таблицы. В чем вы видите сходства и различия этих определений? Определите роль и место внимания в психической деятельности человека.
3. Подготовьте выступление на семинаре по теме «Внимание школьника на уроке и пути его активизации». Используйте рекомендованную литературу [2, С. 30-37; 69-80; 5; 9, С. 79-104].
4. Составьте по памяти таблицу (или схему) видов внимания. Постарайтесь лаконично и в логической последовательности раскрыть в ней важнейшие характеристики каждого вида, условия возникновения, психофизиологические механизмы.
5. Проведите наблюдение за особенностями проявления внимания учащимися и приемами организации его учителем на одном из уроков по профилю вашей подготовки. Ниже приводится примерная программа и форма записей наблюдения:
а) поведение учеников и приемы организации внимания учителем в начале урока;
б) соотношение и особенности проявления разных видов внимания при опросе, повторении, изложении нового материала, в ходе упражнений, решения задач и т.п.;
в) зависимость внимания школьников от особенностей содержания учебного материала;
г) приемы, применяемые учителем для поддержания внимания на различных этапах и в различных ситуациях урока;
д) особенности проявления внимания различных учеников и предположительные причины этих различий;
е) проявление во внимании учеников на уроке их интереса к предмету, отношения к учителю, общего эмоционального настроя класса, условий работы, внешних помех (если они были) и пр.
Форма записи
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность наблюдаемого ученика и класса в целом | Психологическая характеристика внимания |
Установите, какие качества внимания необходимо совершенствовать.
6. Определите особенности отдельных свойств внимания с помощью следующих заданий.
1) Для выявления особенностей распределения внимания проведите с группой учащихся следующий эксперимент. Прочитайте вслух небольшой рассказ, состоящий из трех-четырех фраз. Чтение сопровождайте негромким постукиванием карандаша по столу. Испытуемые должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
2) При изучении переключения внимания проведите опыт. Покажите учащимся таблицу с числами черного и красного цвета от 1 до 12, написанными по порядку. Испытуемый должен назвать и показать числа:
а) черного цвета от 1 до 12;
б) красного цвета от 12 до 1;
в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного в убывающем (например, 1 – черная, 12 – красная, 2 – черная, 11 – красная и т.д.).
Время опыта фиксируется с помощью секундомера. Отметьте также характер выполнения заданий. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при перемене от одной деятельности к другой.
3) Особенность сосредоточения внимания устанавливается в опытах-играх (задания рекомендуются при работе с младшими школьниками). Перед учащимися поставьте цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной-двух минут показывают предметы (например, карандаш, ручки, бусы, ластик и др.). Затем их закрывают и предлагают подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Опыт хорошо провести в виде игры-соревнования.
4) Установить уровень устойчивости внимания учащихся можно при проверке выполнения работ. Для эксперимента используйте письменные работы по математике, русскому языку и другим предметам, содержащим неисправленные ошибки. Ученики за определенное время должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Подсчитайте число правильно найденных ошибок и число неверно подчеркнутых ошибок. Разность между числами разделите на число действительных ошибок, которые содержало задание.
Если полученное от деления частное близко к 1, то уровень устойчивости внимания ученика достаточно велико, если оно ниже 0,5, то внимание очень неустойчиво и требуется развитие этого качества.
По результатам проведенных исследований сделайте выводы об особенностях внимания исследуемых учащихся и наметьте пути индивидуальной работы с ними по активизации их внимания.
Глава 14. Ощущения