Изучение волевых качеств школьников методом самооценки

Используется модифицированный вариант известной методики Дембо – Рубинштейна, которая рассчитана на учащихся среднего возраста, но может быть использована и при изучении старшеклассников. Сначала с испытуемыми проводится беседа, в которой экспериментатор добивается верного и единообразного понимания ими воли и ее качеств. Воля трактуется как сознательная саморегуляция человеком своей деятельности, направленная на преодоление трудностей при достижении цели. Волевые качества личности вводятся с помощью описательных определений:

целеустремленность– умение подчинять свои действия поставленным целям;

настойчивость- умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;

выдержкаумение управлять чувствами, действиями и мыслями, мешающими осуществлению принятого решения;

смелость– умениепреодолеть страх и идти на оправданный риск для достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия;

осмотрительностьумение учитывать при принятии решений широкий круг значимых обстоятельств;

взвешенность– умение правильно оценивать особенности в силу влияния на достижение цели каждого значимого обстоятельства;

расчетливость- умение предвидеть ход деятельности и ее результата и строить свои действия с учетом этого прогноза;

рассудительность– умение предварять действия аргументированными рассуждениями;

самостоятельность– умение противостоять влияниям различных лиц и обстоятельств, которые могут отвлечь от достижения цели, действовать на основе своих взглядов и убеждений;

организованность– тщательное планирование и рациональная организация своей деятельности;

решительность– умение быстро, без колебаний принимать обоснованные и твердые решения;

исполнительность– старательное, аккуратное выполнение всех поручений и обязанностей в установленные сроки.

Желательно характеристики волевых качеств представить в виде плаката, слайда или отпечатать на бланках самооценки, если они изготавливаются типографским способом.

После беседы испытуемым выдаются бланки самооценки волевых качеств.

целеустремленность  
настойчивость  
выдержка  
смелость  
осмотрительность  
взвешенность  
расчетливость  
рассудительность  
самостоятельность  
организованность  
решительность  
исполнительность  

Инструкция:На линиях, расположенных против каждого волевого качества, поставьте вертикальную черточку так, чтобы расстояние от начала линии до черточки показывало, насколько развито у вас это качество. Полная длина всей линии соответствует высшему уровню развития соответствующего качества. Затем отметьте на той же линии галочкой, до какого уровня надеетесь развить у себя это волевое качество к концу учебного года. Проделайте то же самое по каждому качеству, включенному в бланк.

Обработка результатов

1. Измерить в миллиметрах длины отрезков и перевести графические величины в числовую форму.

2. Построить индивидуальные профили актуального (по штрихам) и желаемого (по галочкам) уровней развития волевых качеств.

3. Вычислить среднее значение по группам качеств:

а) динамические – целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость;

б) когнитивные – осмотрительность, взвешенность, расчетливость, рассудительность;

в) практические самостоятельность, организованность, решительность, исполнительность.

4. Вычислить сумму баллов для каждого испытуемого.

Интерпретация результатов проводится с учетом субъективности полученных данных. Выводы, полученные в ходе их анализа, должны рассматриваться в качестве гипотез, которые следует проверить и уточнить с помощью других методов.

Суммы оценочных баллов лежат в интервале от 0 до 120. Они могут отражать как мнение о сформированности волевых качеств, так и уровень притязаний испытуемого. Тем не менее высокие суммы баллов, как правило, соответствуют высокому уровню сформированности волевых качеств. Подростки, в силу высокой значимости для них, особенно для мальчиков, скорее склонны к критической недооценке своих волевых качеств, чем к переоценке. Соотношение средних показателей по группам качеств показывает относительную сформированность побудительных, ориентировочных и исполнительских компонентов волевой активности школьников. Недостаточная дифференцированность оценок может свидетельствовать как о слабом развитии волевых качеств, так и о недостаточно сформированной рефлексии, либо о том и другом вместе. Для окончательного вывода привлекаются данные, полученные другими методами.

Конфигурация индивидуального профиля не только дает наглядную картину соотношения волевых качеств, но и позволяет выделить случаи необходимости психологической коррекции, когда профиль слишком выровнен или имеет экстремально выделяющиеся оценки. Описанная процедура может быть использована при изучении волевых качеств школьника методом обобщения независимых характеристик и экспертных оценок.

5.Одним из проявлений воли человека является его выдержка. На конкретных примерах покажите: умеет ли ученик владеть собой во время урока, при выполнении трудных заданий и т.д.; является ли выдержка привычной для него или требует больших усилий? В чем наиболее ярко проявляется невыдержанность испытуемого? Что вы в своей практической работе делаете для преодоления невыдержанности учащихся и развития выдержки как волевой черты характера? Дайте рекомендации учителя в учебно-воспитательной работе.

Наши рекомендации