Руководство по проведению теста
Для правильного проведения тестирования необходимо:
- строго соблюдать инструкции;
- контролировать время выполнения субтестов;
- не оказывать помощь испытуемым при выполнении заданий.
При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора. Один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за учениками, предупреждая нарушения ими инструкций.
Порядок работы
1. Зачитать общую инструкцию.
2. Раздать тестовые тетради.
3. Протоколировать заполнение графы – данные (фамилия, имя учащегося, дата проведения, класс).
4. Зачитать инструкцию первого субтеста и разобрать пример.
5. Убедиться, что испытуемым понятно задание.
6. Дать указание перевернуть страницу и начинать выполнять задание, при этом незаметно включить секундомер.
7. По истечении времени, отведенного на выполнение 1-го задания, прервать работу испытуемых словом «стоп».
8. Зачитать инструкцию к следующему субтесту и т.д.
Общая инструкция
Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и разное. Эти задания отличаются от того, что вам приходилось выполнять на уроках. Для их выполнения понадобятся ручки и бланки, которые мы вам раздадим.
Вы будете выполнять различные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок!
Обработка результатов
Производится количественная и качественная обработка результатов. Возможен групповой и индивидуальный анализ данных.
1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением №5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
2. Результаты набора заданий № 5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0.
Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий). Более широкие и более узкие по сравнению с приведенными в таблице категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Нулевую оценку получают неправильные ответы.
3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий. Полный набор принимается за норматив умственного развития (100%).
4. Если предлагается сравнение групп испытуемых между собой, то групповыми показателями по каждому набору заданий могут служить значения среднего арифметического и коды. Для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как 100% выполнения субтеста, испытуемые по результатам тестирования подразделяются на 5 подгрупп:
1) наиболее успешные – 10% всех испытуемых;
2) близкие к успешным – 20%;
3) средние по успешности – 40%;
4) мало успешные-20%;
5) наименее успешные – 10%.
Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильного выполнения заданий. Строится система координат, где по оси ординат – процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такой же вид обработки проводится и по результатам теста в целом. Полученные при этом графики позволяют дать наглядное сравнение успешности выполнения ШТУРа учащимися как одного, так и разных классов.
Представители подгруппы наименее успешных (по каждому возрасту) должны привлечь к себе пристальное внимание для оказания им профессиональной помощи в целях преодоления пробелов их умственного развития.
5. Установлено, что с возрастом, от 6-го к 8-му классу, увеличивается разрыв в умственном развитии между лучшими и худшими учениками одной и той же выборки; лучшая часть учащихся (с возрастом) быстрее приближается к требованиям социально-психологического норматива, в то время как слабо выполняющие тест практически остаются на том же уровне. Нужно интенсивнее заниматься с отстающими.
6. Следует иметь в виду, что общие баллы шестиклассника ниже 30, семиклассника -- ниже 40, восьмиклассника -- ниже 45 рассматриваются как очень низкие и свидетельствуют о низком умственном развитии. Об относительно высоком умственном развитии говорят общие баллы выше 75 у шестиклассника, 90 – у семиклассника, 100 – у восьмиклассника.
7. Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных, так и групповых) проводится по следующим направлениям:
А. Для набора заданий № 3 («Аналогии») выявляются:
а) наиболее и наименее усвоенные области содержания теста (общественно-гуманитарной, естественно-научной, физико-математической);
б) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный типы логических связей из следующих, заложенных в тест: вид-род, часть-целое, причина-следствие, порядок следования, противоположность, функциональные отношения;
в) типичные ошибки при установлении логических связей.
Б. Для набора заданий № 4 («Классификации») устанавливаются:
а) наиболее и наименее усвоенные области содержания теста (общественно-гуманитарной, естественно-научной, физико-математической);
б) типы заданий – с конкретными или абстрактными понятиями, которые провоцируют большее количество ошибок.
В.В наборе № 5 («Обобщения») выявляются:
а) характер типичных обобщений (по конкретному, видовому, категориальному признакам);
б) характер типичных ошибок и на каких понятиях (абстрактных или конкретных), а также на каком содержании они возникают.
Форма А
Дата __________________
Фамилия ______________
Имя __________________
Класс _________________
Школа ________________
ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 1
Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение.
Подчеркнуть можно только одно слово.
Пример:
Одинаковыми по смыслу являются слова «биография» и ...?
а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.
Правильным ответом будет слово «жизнеописание». Поэтому оно подчеркнуто.
Следующий пример:
Противоположным к слову «отрицательный» будет слово ...?
а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово «положительный». Оно и подчеркнуто.
НАБОР ЗАДАНИЙ № 1А
1. Начальные буквы имени и отчества называются ...?
а) вензель; б) инициалы; в) автограф; г) индекс; д) анаграмма.
2. Гуманный – это ...?
а) общественный; б) человечный; в) профессиональный; г) агрессивный; д) пренебрежительный.
3. Система взглядов на природу и общество есть ...?
а) мечта; б) оценка; в) мировоззрение; г) кругозор; д) иллюзия.
4. Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и ...?
а) анархия; б) абсолютизм; в) народовластие; г) династия; д) классы.
5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется ...?
а) бионика; б) химия; в) селекция; г) ботаника; д) физиология.
6. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это ...?
а) абзац; б) цитата; в) рубрика; г) отрывок; д) конспект.
7. Начитанность, глубокие и широкие познания – это ...?
а) интеллигентность; б) опытность; в) эрудиция; г) талант; д) самомнение.
8. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это ...?
а) рациональность; б) пассивность; в) чуткость; г) противоречивость; д) черствость.
9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется ...?
а) резолюцией; б) постановлением; в) традицией; г) кодексом; д) проектом.
10. Противоположностью понятия «лицемерный» будет ...?
а) искренний; б) противоречивый; в) фальшивый; г) вежливый;д) решительный.
11. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...?
а) компромиссе; б) общении; в) объединении; г) переговорах; д) противоречии.
12. Этика – это учение о ...?
а) психике; б) морали; в) природе; г) обществе; д) искусстве.
13. Противоположностью понятия «идентичный» будет ...?
а) тождественный; б) единственный; в) внушительный; г) различный; д) изолированный.
14. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах – это ...?
а) закон; б) эмиграция; в) воззрение; г) действие; д) эмансипация.
15. Оппозиция – это ...? ,
а) противодействие; б) согласие; в) мнение; г) политика; д) решение.
16. Цивилизация – это ...?
а) формация; б) древность; в) производство; г) культура; д) общение.
17. Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и ...?
а) изобретение; б) идея; в) выбор; г) первенство; д) руководство.
18. Коалиция – это ...?
а) конкуренция; б) политика; в) вражда; г) разрыв; д) объединение.
19. Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и ...?
а) человеколюбие; б) взаимоотношение; в) вежливость; г) эгоизм; д) нравственность.
20. Человек, который скептически относится к прогрессу, является ...?
а) демократом; б) радикалом; в) консерватором; г) либералом; д) анархистом.
ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 2
К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.
Пример:
Век – а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс.
Правильный ответ – «столетие». Поэтому это слово подчеркнуто.
Следующий пример:
Прогноз – а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причина.
Здесь правильным ответом будет слово «предсказание». Оно и подчеркнуто.
НАБОР ЗАДАНИЙ № 2А
1 . Прогрессивный 2. Аннулирование 3. Идеал 4. Аргумент 5. Миф 6. Аморальный 7. Анализ 8. Эталон 9. Сферический 10. Социальный 11. Гравитация 12. Сентиментальный 13. Экспорт 14. Эффективный 15. Мораль 16. Модифицировать 17. Радикальный 18. Негативный 19. Субъективный 20. Аграрный | - а) интеллектуальный б) передовой в) ловкий г) отсталый - а) подписание б) отмена в) сообщение г) отсрочка - а) фантазия б) будущее в) мудрость г) совершенство - а) довод б) согласие в) спор г) фраза - а) древность б) творчество в) предание г) наука - а) устойчивый б) трудный в) неприятный г) безнравственный - а) факты б) разбор в) критика г) умение - а) копия б) форма в) основа г) образец - а) продолговатый б) шаровидный в) пустой г) объемный - а) принятый б) свободный в) запланированный г) общественный - а) притяжение б) отталкивание в) невесомость г) подъем - а) поэтический б) чувствительный в) радостный г) странный - а) продажа б) товары в) вывоз г) торговля - а) необходимый б) действенный в) решительный г) особый - а) этика б) развитие в) способность г) право - а) работать б) наблюдать в) изучать г) видоизменять - а) коренной б) ответный в) последний г) отсталый - а) неудачный б) ложный в) отрицательный г) неосторожный - а) практический б) общественный в) личный г) скрытый - а) местный б) хозяйственный в) земельный г) крестьянский |
ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 3
Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.
Пример:
Песня : композитор = самолет : ?
а) аэропорт; б) полет; в) конструктор: г) горючее; д) истребитель.
Правильный ответ – «конструктор». Поэтому это слово подчеркнуто.
Следующий пример:
Добро : зло =день:?
а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки.
Здесь правильным ответом будет слово «ночь», поэтому оно подчеркнуто.
НАБОР ЗАДАНИЙ № ЗА
1. Глагол : спрягать = существительное :
а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять; д) писать.
2. Холодно : горячо = движение : ?
а) инерция; б) покой; в) молекула; г) воздух; д) взаимодействие.
3. Колумб : путешественник = землетрясение : ?
а) первооткрыватель; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы; д) природное явление.
4. Слагаемое : сумма = сомножители : ?
а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) число.
5. Рабовладельцы : буржуазия = рабы : ?
а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) рабовладельцы; г) наемные рабочие; д) пленные.
6. Папоротник : спора = сосна : ?
а) шишка; б) иголка; в) растение; г) семя; д) ель.
7. Стихотворение : поэзия = рассказ : ? ,
а) книга; б) писатель; в) повесть; г) предложение; д) проза.
8. Горы : высота = климат : ?
а) рельеф; б) температура; в) природа; г) географическая широта; д) растительность.
9. Растение : стебель = клетка : ?
а) ядро; б) хромосома; в) белок; г) фермент; д) деление.
10. Богатство : бедность = крепостная зависимость : ?
а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность; д) феодальный строй.
11. Старт : финиш = пролог : ?
а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) действие; д) эпилог.
12. Молния : свет = явление тяготения : ?
а) камень; б) движение; в) сила тяжести; г) вес; д) Земля.
13. Первобытнообщинный строй : рабовладельческий строй = рабовладельческий строй : ?
а) социализм; б) капитализм; в) рабовладельцы; г) государство; д) феодализм.
14. Роман : глава = стихотворение : ?
а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм; д) жанр.
15. Тепло : жизнедеятельность = кислород : ?
а) газ; б) вода; в) растение; г) развитие; д) дыхание.
16. Фигура : треугольник = состояние вещества : ?
а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода; д) молекула.
17. Роза: цветок = капиталист : ?
а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс; д) фабрика.
18. Понижение атмосферного давления : осадки = антициклон :?
а) ясная погода; б) циклон; в) климат; г) влажность; д) метеослужба.
19. Прямоугольник : плоскость = куб : ?
а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник; д) сторона.
20. Война : смерть = частная собственность : ?
а) феодалы; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы; д) крепостные крестьяне.
21. Числительное : количество = глагол : ?
а) идти; б) действие; в) причастие; г) часть речи; д) спрягать.
22. Север : юг = осадки : ?
а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха; д) климат.
23. Диаметр : радиус = окружность : ?
а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) линия; д) круг.
24. Эпителий : ткань = аорта : ?
а) сердце; б) внутренний орган; в) артерия; г) вена; д) кровь.
25. Молоток : забивать = генератор : ?
а) соединять; б) производить; в) включать; г) изменять; д) нагревать.
ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 4
Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его нужно найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.
Пример:
а) тарелка; б) чашка; в) стол: г) кастрюля; д) чайник.
Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово - мебель. Поэтому оно подчеркнуто.
Следующий пример:
а) идти; б) прыгать; в) танцевать; г) сидеть: б) бежать.
Четыре слова обозначают состояние движения, а слово «сидеть» -- покоя. Поэтому подчеркнуто слово «сидеть».
НАБОР ЗАДАНИЙ № 4А
1. а) приставка; б) предлог; в) суффикс; г) окончание; д) корень.
2. а) прямая; б) ромб; в) прямоугольник; г) квадрат; д) треугольник.
3. а) барометр; б) флюгер; в) термометр; г) компас; д) азимут.
4. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий; д) ремесленник.
5. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ; д) повесть.
6. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость; д) размножение.
7. а) дождь; б) снег; в) осадки; г) иней; д) град.
8. а) треугольник; б) отрезок; в) длина; г) квадрат; д) круг.
9. а) пейзаж; б) мозаика; в) икона; г) фреска; д) кисть.
10. а) очерк; б) роман; в) рассказ; г) сюжет; д) повесть.
11. а) параллель; б) карта; в) меридиан; г) экватор; д) полюс.
12. а) литература; б) наука; в) живопись; г) зодчество; д) художественное ремесло.
13. а) длина; б) метр; в) масса; г) объем; д) скорость.
14. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал; д) хлорофилл.
15. а) пролог; б) кульминация; в) информация; г) развязка; д) эпилог.
16. а) скорость; б) колебание; в) сила; г) вес; д) плотность.
17. а) Куба; б) Япония; в) Вьетнам; г) Великобритания; д) Исландия.
18. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
19. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказка; д) иносказание.
20. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия; д) капилляр.
ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 5
Вам предлагаются два слова. Надо определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.
Пример:
Ель – сосна.
Правильным ответом будет: «хвойные деревья».
Эти слова следует написать рядом с предложенной парой слов.
Следующий пример:
Дождь – град
Правильным ответом будет: «осадки». Это слово и следует написать.
НАБОР ЗАДАНИЙ № 5A
1. Азия – Африка.
2. Ботаника – зоология.
3. Феодализм – капитализм.
4. Сказка – былина.
5. Газ – жидкость.
6. Сердце – артерия.
7. Копенгаген – Манагуа.
8. Атом – молекула.
9. Жиры – белки.
10. Наука – искусство.
11. Стойкость – мужество.
12. Ампер – вольт.
13. Канал – плотина.
14. Мозаика – икона.
15. Облачность – осадки.
16. Сумма – произведение.
17. Иносказание – описание.
18. Классицизм – реализм.
19. Цунами – ураган.
ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ № 6
Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы найти число, которое было бы продолжением соответствующего ряда и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.
Пример:
2 4 6 8 10 ...
В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующее число будет 12. Его и надо записать.
Следующий пример:
9 7 10 8 11 9 12 ...
В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его вам и нужно написать.
НАБОР ЗАДАНИЙ № 6А
1) | ... | ||||||
2) | ... | ||||||
3) | ... | ||||||
4) | ... | ||||||
5) | ... | ||||||
6) | ... | ||||||
7) | ... | ||||||
8) | ... | ||||||
9) | ... | ||||||
10) | ... | ||||||
11) | ... | ||||||
12) | ... | ||||||
13) | ... | ||||||
14) | ... | ||||||
15) | ... |
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Задания № 1 а | Задания № 2а | Задания № За | Задания № 4а | Задания № 6а |
1. б 2. б 3. в 4. в 5. в 6. д 7. в 8. б 9. г 10. а 11. а 12. б 13. г 14. д 15. а 16. г 17. г 18. д 19. а 20. в | 1. б 2. б 3. г 4. а 5. в 6. г 7. б 8. г 9. б 10. г 11. а 12. б 13. в 14. б 15. а 16. г 17. а 18. в 19. в 20. в | 1. г 2. б 3. д 4. в 5. г 6. г 7. д 8. б 9. а 10. б 11. д 12. в 13. д 14. в 15.д 16. а 17. г 18. а 19. а 20. в 21. б 22. г 23. а 24. в 25.6 | 1. б 2. а 3. д 4. а 5. а 6. а 7. в 8. в 9. д 10. г 11. б 12. б 13. б 14. г 15. в 16. б 17. в 18. г 19. г 20. в | 1. 24 2. 3 3. 11 4. 7 5. 36 6. 24 7. 18 8. 64 9. 37 10. 49 11. 92 12. 4 13. 5 14. 2 15. 4 . |
Форма А
ТАБЛИЦА ВОЗМОЖНЫХ ОТВЕТОВ В ЗАДАНИЯХ СУБТЕСТА 5 (ОБОБЩЕНИЕ)
№ | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Части света | Материки, континенты | Страны, экватор, климат | |
Биология, наука о живой природе | Наука, предмет | Природа | |
Общественный строй, социально-экономическая формация | Общество, ступени развития | Классы, история, буржуазия, угнетение | |
Устное народное творчество, фольклор | Литература, мудрость, творчество | Предание, выдумка, легенда, миф | |
Состояние вещества, его агрегатное состояние | Вещество, состояние тела | Химия, физика | |
Органы кровообращения | Внутренние органы, органы человека | Биология, сосуды, анатомия, части тела | |
Столицы | Города | Страны, острова | |
Мельчайшие частицы вещества, его состав, составные части вещества | Частица, вещество | Состав клетки | |
Органические вещества | Вещество, его состав | Витамины, углеводы, состав клетки, молекулы | |
Культура, виды деятельности | Творчество | Этика, знание, просвещение | |
Положительные черты характера | Характер и его качества (черты) | Сила, храбрость | |
Электрические единицы измерения | Физические величины, электричество, единицы измерения | Единица, учение, прибор | |
Искусственные водные сооружения, водные сооружения | Сооружение, водоем, водохранилище | Вода, строение, энергия, природа | |
Изобразительное искусство и его произведения | Искусство, творчество | Живопись, изображения, фрески, церковь | |
Атмосферное и климатические явления | Климат, явление (состояние) погоды | Циклон, природа, дождь | |
Результаты математических действий | Математические действия, операции с числами | Математика, решение | |
Литературные приемы | Способы изложения | Творчество, рассказ, сравнение | |
Направления в искусстве, художественный стиль | Литературные направления | Литература, формулировка | |
Стихийное бедствие | Стихия | Разрушение |
Форма А